Маркетинговый анализ конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена рядом причин.
Во-первых, успех на рынке продовольственных товаров зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирм, сколько от планирования сбытовой деятельности предприятия.
Во-вторых, предприятие добившиеся минимального времени обслуживания потребителей, получают конкурентные преимущества, способствующие расширению зоны потенциального сбыта своей продукции.
В-третьих, анализ структуры сбыта предприятия позволяет определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в условиях кризиса, когда финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………..…..5
1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности предприятия……..5
1.2 Анализ рынка мяса Республики Беларусь………………..……………..9
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»…………………………...12
Общие сведения о предприятии……………………………………...12
Ресурсы предприятия…………………………………………………13
Поставки сырья и ресурсов, основные поставщики, организация и анализ закупок сырья………………………………………………………………17
Производство продукции…...………………………………………..17
Реализация продукции…...…...……………………………………....18
Экономические результаты деятельности предприятия...…………19
АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»…...……………………………………….21
3.1 Товарная политика предприятия………………………………………..21
3.2 Ценовая политика предприятия………………………………………...25
3.3 Сбытовая политика………………………………………………………27
3.4 Коммуникационная политика…………………………………………..29
3.5 Организация и управление маркетинговой деятельностью на предприятии………………………………………………………………….33
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» И РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЕЁ ПОВЫШЕНИЮ….........................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………..43

Файлы: 1 файл

загружено.docx

— 428.72 Кб (Скачать файл)

 

 

Вся продукция, выпускаемая ОАО «АФПК «Жлобинский мясокомбинат» соответствует ГОСТам и СТБ. Продукция, планируемая для отгрузки за пределы РБ, сертифицирована.

 

    1. Реализация продукции

 

Таблица 2.9 - Динамика реализации колбасных изделий в разрезе групп, тонн.

 

2012 г.

2013 г.

 

Наименование продукции

кол-во тон

уд. вес, %

кол-во тон

уд. вес, %

2013/2012,

%

Всего по колбасным изделиям:

4514,7

100

5 442,7

100

120,6

в том числе

 

Варёные колбасные изделия

1511,6

33

1 515,4

28

100,3

Сосиски, сардельки

924,7

20

1 240,1

23

134,1

Полукопчёные колбасные изделия

292,8

6

363,1

7

124,0

Варёно-копчёные колбасные изделия

109,7

2

179,3

3

163,4

Сырокопчёные и сыровяленые колбасные изделия

320,3

7

346,8

6

108,3

Готовые продукты из мяса свинины и говядины

632,2

14

1 007,2

19

159,3

Прочие колбасные изделия

723,4

16

790,9

15

109,3


 

Примечание. Источник: собственная разработка автора.

 

Объём реализации колбасных изделий в 2013 г. составил 5 442,7 т. Темп роста к уровню 2012 г – 120,6 %. Увеличение объемов продаж к уровню 2012 г. просматривается по всем группам колбасных изделий.

Наибольший темп роста отмечается по группе «Готовые продукты из мяса свинины и говядины» – 159,3 %. Данная группа в 2013 году перешагнула 1000-ый рубеж.

Как в 2013 г., так и в 2012-2011 г. наибольший удельный вес (более 50 %) занимают вареные колбасные изделия и сосиски, сардельки.

Наибольшее количество колбасных изделий реализуется на рынке Гомельской области. Наблюдается положительная тенденция к увеличению объемов продаж на рынках сбыта всех областей.

 

Таблица 2.10 - Динамика реализации мясных полуфабрикатов в разрезе групп, тонн

 

2012 г.

2013 г.

Период/темп роста

Наименование продукции

кол-во тон

уд. вес, %

кол-во тон

уд. вес, %

2013/2012, %

Всего по мясным полуфабрикатам:

869,3

100

920,2

100

105,9

в том числе

         

Пельмени

80,5

28

67,2

21

83,5

Котлеты

22,6

3

21,7

2

96,0

Крупный кусок

401,5

46

415,4

45

103,5

Мелкопорционные

286,3

33

322,2

35

112,5

Фарш

78,4

9

93,6

10

119,4


 

Примечание. Источник: собственная разработка автора.

Из представленной таблицы в 2013 г реализация мясных полуфабрикатов составила 920,2 т. – 105,9 % к уровню 2012 г. В разрезе групп мясных полуфабрикатов увеличился удельный вес мелкопорционных полуфабрикатов и фаршей. Темп роста соответственно составил 112,5 % и 119,4 % к уровню 2012 г.

    1. Экономические результаты деятельности предприятия

 

Таблица 2.12 - Основные показатели экономической деятельности ОАО «АФПК «Жлобинского мясокомбинат» за 2011-2013 гг.

 

Показатели

2011

2012

2013

Отклонение +;-

2012 от 2011

Отклонение +;-

2013 от 2012

Выручка от реализации, млн.руб.

85320

103922

149662

18727,2

45740

Затраты всего, млн.руб.

18822

26036

33857

7214

7839

Уровень затрат в выручке, %

22

25

22,6

3

-2,4

Прибыль от реализации, млн.руб.

17787

20768

27787

2981

7019

Рентабельность продаж, %

20,8

19,9

18,6

-0,9

-1,3

Полная себестоимость, млн.руб.

67533

85154

121875

17621

36721

Рентабельность расходов, %

26,3

24,4

22,8

-1,9

-1,6

Среднесписочная численность, чел

1168

1132

1132

-36

-

Производительность труда

-по выручке от реализации, %

 

73

 

91

 

132

 

18

 

41

-по прибыли от реализации, %

15,2

18,3

24,5

зд

6,2

Среднегодовая стоимость всего капитала, млн.руб.

88554

116110

126534

27556

10424

Рентабельность капитала, %

20,1

17,9

22

2,2

Среднегодовая стоимость оборотных средств, млн.руб.

18658

25403

39713

6745

14310

Среднегодовая стоимость основных средств, млн.руб.

29962

36397

37135,5

6435

738,5

Фондоотдача

2,8

2,9

4

0,1

1,1

Фондовооруженность

25,7

32,2

32,8

6,5

0,6


 

Примечание: Источник - собственная разработка автора.

 

За 2013 год темп роста товарной продукции составил 112,4 %. Прибыль от реализации превысила 7 миллиардов рублей [17].

Проанализировав показатели, рассчитанные в таблице можно отметить, что рентабельность продаж в 2013 г по сравнению с 2012 г и 2011 году уменьшилась соответственно на 1,3 % и 0,9 %, за счёт увеличения прибыли от реализации на 2981 млн. руб. и 7019 млн. руб. На увеличение выручки повлияло снижение уровня затрат в выручке от реализации на 2,4% в 2013 году по сравнению с 2011 годом.

Рентабельность расходов данного предприятия также снизилось на 1,9 % в 2012 году и 1,6 % в 2013 году, этому поспособствовало увеличение себестоимости продукции, которое увеличилось на 17621 млн. руб. в 2012 г., а в 2013 г. на 36721 млн. руб.

Производительность труда также увеличилась, если рассматривать по выручки от реализации продукции, то в 2012 году по сравнению с 2011 годом она увеличилась на 18 %, в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 41 %; а если рассматривать по прибыли от реализации продукции, то в 2012 году по сравнению с 2011 годом она увеличилась на 3,1 %, а в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 6,2 %.

 

  1. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ»

 

    1. Товарная политика предприятия

 

Предприятие изготавливает продукцию в следующем групповом ассортименте:

  • мясо всех видов скота (говядины, свинины, конины), субпродукты 1 и 2 категории. Мясо и субпродукты для колбасно–кулинарного цеха поступают в охлажденном и замороженном состоянии, в торговую сеть также в охлажденном и замороженном виде, в зависимости от пожеланий потребителей. Субпродукты 1 и 2 категории на местном рынке являются продукцией массового потребления и повседневного спроса. Для реализации мяса свинины и говядины на российском рынке проведена одна из форм обязательного подтверждения соответствия - декларирование;
  • полуфабрикаты мясные натуральные в групповом ассортименте (крупно-кусковые, мясокостные, порционные, мелкокусковые, рубленные, а также фарши, котлеты, сырые колбасы, пельмени. На предприятии разработаны ТНПА на полуфабрикаты быстрого приготовления, которые в силу своей универсальности пользуются устойчивым спросом у населения. Разработанные ТНПА для разделки мяса свинины и говядины по кулинарному назначению основаны не только спросом торговли, но и требованиями комбинатов школьного питания и детских учреждений;
  • вареные колбасные изделия, сосиски, сардельки. Данные виды выпускаемой продукции занимают более 50% выпускаемого ассортимента. Специалистами предприятия разработаны рецептуры на продукцию для детей дошкольного и школьного возраста. Постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции позволяет поддерживать спрос у потребителей на данную ассортиментную группу товара;
  • колбасы полукопченые. ТНПА, разработанные на предприятии для полукопченых колбас предусматривают использование пищевых добавок фирмы «Schridde», что обеспечивает высокие вкусовые качества готового продукта и отличает от аналогичной продукции других предприятий;
  • колбасы варено-копченые и салями варено-копченые, изготавливаемые по новейшим современным технологиям, позволяющим снизить себестоимость данного вида продукции;
  • колбасы салями сырокопченые и сыровяленые, колбасы сырокопченые и сыровяленые полусухие изготавливаются в натуральных и искусственных колбасных оболочках. Применение различных по функциональным свойствам пищевых добавок и стартовых культур позволяет значительно расширить ассортимент выпускаемых колбас, получить по ускоренной технологии традиционные по вкусу колбасные изделия, пользующиеся повышенным покупательским спросом;
  • продукты из свинины и говядины в групповом ассортименте (копчено-вареные, сырокопченые, сыровяленые, вареные, прессованные (для их изготовления используются как традиционные классические, так и современные технологии)- данная группа продуктов заслужила высокую оценку у покупателей;
  • колбасные изделия из субпродуктов 1 и 2 категории, крови, растительного сырья с удлиненными сроками хранения в искусственных колбасных и натуральных оболочках;
  • изделия паштетные, зельцы. Специалистами предприятия разработаны ТНПА на данную продукцию, ориентируясь на традиционные домашние вкусы. Поэтому данная продукция пользуется особой популярностью у покупателей.
  • жиры топленые пищевые говяжьи и свиные в различной весовой упаковке;
  • шкуры крупного рогатого скота (в консервированном виде), шкуры свиней, консервированные поваренной солью;
  • эндокринно-ферментное сырье - поджелудочная железа, щитовидная железа, мукоза, стекловидное тело глаз, стакан глазного яблока, гипофиз передней и задней долей, (выполняется Госзаказ и поставляются на специальные предприятия), и специальное сырье по всей номенклатуре;
  • сухие корма в виде муки мясокостной используется для приготовления комбикормов для сельского хозяйства;
  • корма для животных в виде полуфабрикатов и в вареном виде (охлажденные и замороженные).

Всего на предприятии выпускается более 470 наименований продукции.

Шкуры свиные, крупного рогатого скота, конские реализуются кожевенным заводам Республики Беларусь, а также реализуются на экспорт путем выставления на Белорусской товарной бирже.

Сухие животные корма (мясокостная мука, растительно-белковый корм, жир кормовой) поступают в качестве кормов для нужд сельскохозяйственных предприятий.

С 01.06.2012 года вводится в действие новое СТБ 126-2011 на колбасные изделия вареные, которое позволит полностью изменить ныне действующий ассортимент вареных колбасных изделий и удовлетворить спрос любого покупателя.

Продукция предприятия отличается высоким качеством и заслуженно пользуется высоким спросом у покупателей. Это позволяет обеспечить стабильность сбыта продукции.

Основным видом экспортной продукции являются мясо говядины и свинины, наращиваются объемы колбасных изделий и мясных полуфабрикатов.

В течение последних 3 лет товарный ассортимент изменялся незначительно. Задачей руководства предприятия является обеспечение наиболее полного соответствия товарного ассортимента запросам потребителей. Так, на протяжении 2013-2014 гг. были произведены такие новые виды товаров как: Ветчина вареная рубленая Оригинальная, ветчина вареная рубленая Оригинальная с черносливом, ветчина вареная рубленая Оригинальная с оливками и ветчина вареная рубленая Оригинальная с зеленым перцем; колбаса вареная Докторская со сливочным маслом и вареная колбаса Смайлик с сыром; сосиски мясные Смайлики, сардельки Смайлик с сыром; колбаски варено- копченые салями Балтийские; зельц Отдельный и др.

Каждое предприятие хочет создать товар, который мог бы занять ведущие позиции на рынке. Так, разработка нового товара на мясокомбинате включает несколько этапов: поиск новых идей о новом товаре, оценка идей о товаре, анализ возможных продаж, разработка товара, пробный маркетинг и освоение товара.

Показатели ассортимента производимой мясокомбинатом продукции представлены в таблице 3.1

 

Таблица 3.1 ― Показатели ассортимента продукции за 2013 г.

 

Наименование

Широта ассортимента

Глубина ассортимента (количество наименований)

Колбасные изделия

колбасы вареные

52

Сосиски и сардельки

19

колбасы варено-копченые

14

колбасы полукопченые

27

колбасы сырокопченые и сыровяленые

48

Копчености

копчености из говядины

11

копчености из свинины

84

Полуфабрикаты

субпродукты I кат.

14

субпродукты II кат.

20

Шпик

5

 

Говяжьи

16

Свиные

24

Фарши

11

Котлеты

10

Пельмени

29

Прочие

22

Информация о работе Маркетинговый анализ конкурентоспособности