Маркетинговый анализ конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена рядом причин.
Во-первых, успех на рынке продовольственных товаров зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирм, сколько от планирования сбытовой деятельности предприятия.
Во-вторых, предприятие добившиеся минимального времени обслуживания потребителей, получают конкурентные преимущества, способствующие расширению зоны потенциального сбыта своей продукции.
В-третьих, анализ структуры сбыта предприятия позволяет определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в условиях кризиса, когда финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………..…..5
1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности предприятия……..5
1.2 Анализ рынка мяса Республики Беларусь………………..……………..9
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»…………………………...12
Общие сведения о предприятии……………………………………...12
Ресурсы предприятия…………………………………………………13
Поставки сырья и ресурсов, основные поставщики, организация и анализ закупок сырья………………………………………………………………17
Производство продукции…...………………………………………..17
Реализация продукции…...…...……………………………………....18
Экономические результаты деятельности предприятия...…………19
АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»…...……………………………………….21
3.1 Товарная политика предприятия………………………………………..21
3.2 Ценовая политика предприятия………………………………………...25
3.3 Сбытовая политика………………………………………………………27
3.4 Коммуникационная политика…………………………………………..29
3.5 Организация и управление маркетинговой деятельностью на предприятии………………………………………………………………….33
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» И РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЕЁ ПОВЫШЕНИЮ….........................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………..43

Файлы: 1 файл

загружено.docx

— 428.72 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3.5 - Динамика поставок продукции за 2012-13 гг.

Показатели

2012 г.

2013 г.

Динамика %

Объём отгруженной продукции, всего, тыс. дол.

12414,3

18982,9

152,9

Страны дальнего зарубежья: в сумме, тыс. дол.

362,2

317,9

87,7

в % к общему объему

2,9

1,7

 

Страны СНГ: в сумме, тыс. дол.

12052,1

18665

154,9

в % к общему объему

97,1

98,3

-

в том числе Россия: в сумме, тыс. дол.

11738,9

18665

159

в % к общему объему

94,6

98,3

-


 

Примечание. Источник: собственная разработка автора.

Из таблицы 3.5 видно, что объём отгруженной продукции в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличился на 52,9 % за счёт увеличения поставок в страны СНГ на 54,9 %, в том числе и в Россию на 59 %. Однако в страны дальнего зарубежья объём поставок уменьшился на 12,3 %.

 

    1. Коммуникационная политика предприятия

 

Основные усилия в маркетинговых коммуникациях предприятие сосредотачивает на двух направлениях:

  • стимулирование сбыта;
  • реклама.

Основными целями коммуникационной политики на предприятии являются:

  • обеспечение осведомленности покупателей о товарах;
  • создание позитивного отношения к товару;
  • склонение потенциального покупателя к приобретению товара и апробирование данного товара.

Выделяют несколько факторов, влияющих на коммуникационную политику предприятия:

    • тип покупателя (вид рынка);
    • вид товара;
    • этапы жизненного цикла товара.

Стимулирование продаж, как элемента комплекса коммуникаций, представляет собой использование набора инструментов, предназначенных для усиления ответной реакции целевой аудитории на различные мероприятия в рамках маркетинговой стратегии. Мясокомбинат использует следующие мероприятия по стимулированию продаж:

  • использование метода активных продаж;
  • проведение дегустаций продукции в торговых предприятиях г. Жлобина, области и в целом по республике, что позволяет ознакомить покупателя с новым ассортиментом, а также с выпускаемой продукцией и за счет этого увеличить объемы реализации;
  • участие в выставках как в Республике Беларусь, так и за рубежом (Российская Федерация, Республика Польша, Литовская Республика, ФРГ и другие). Цель участия – определение спроса на выпускаемую продукцию и изучения новых видов мясной продукции; расширение рынков сбыта, поиск новых клиентов;
  • проведение семинаров с торговыми работниками, анализ предложений представителей торговли по выпускаемому ассортименту продукции и новинкам;
  • конкурсы и рекламные игры для покупателей;
  • реклама в СМИ, направленная на формирование общественного мнения - имиджевая реклама;
  • распространение печатной рекламы (воблеры, проспекты, красочные наклейки, плакаты, листовки, плакаты календари и другие виды печатной продукции), а также сувенирная продукция с нанесением фирменной символики предприятия;
  • организация рекламы в местах продаж (наружные и внутренние витрины предприятий розничной торговли, вывески, планшеты в торговом зале);
  • постоянное обновление ассортимента, производство новых видов продуктов.

Для расширения рынков продаж колбасных изделий, копченостей и полуфабрикатов мясокомбинат использует возможности ценовой и неценовой конкуренции.

Предприятие активно участвует в различных выставках, что способствует расширению существующей сбытовой сети, а также новым контактам.

Мясокомбинат участвовал в 2013 году в следующих выставках:

  • 20-й Московской международной выставке MITT «Путешествия и туризм».
  • с 22 по 24 мая 2013 г. предприятие участвовало в двадцать девятой международной выставке (конкурс) «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века».
  • принимали участие в Международной специализированной выставке-ярмарке «Охота и рыболовство. Весна – 2013» 14-17 марта 2013г. 
  • 5-8 июня 2013г. в VII Национальной выставке РБ в Республике Казахстан. 
  • 26.09.-28.09.2013г. в XV Международной многоотраслевой выставке-ярмарке «Еврорегион «Неман», которая проходила в г.Гродно.

В 2014 г в выставке «ПродЭкспо-2014», которая проходила с 10 по 14 февраля в Москве. На выставке были представлены вареные колбасные изделия, сосиски и сардельки; варено-копченые и полукопченые колбасные изделия; изделия из свинины и говядины копчено-вареные.

В двадцать девятой международной выставке (конкурс) «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века». В номинации лучший поставщик продукции на российский рынок, по результатам работы экс пертной комиссии – качество продукции мясокомбината оценено шестью дипломами и золотыми медалями «Знак качества»:

  • колбаса вареная мясная «Мортаделла с маслицем » сорт в/с охлажденная;
  • колбасное изделие вареное мясное «Колобок с сыром Люкс » в/с;
  • продукт из свинины «Киндюк» с/к;
  • продукт из свинины «Ветчина Пармская» с/к;
  • продукт из свинины мясной «Бабушкин гастинец Особый» с/к;
  • продукт из свинины мясной «От бабушки особый» с/в.

По итогам участия конкурса «Чемпион вкуса-2013» продукция награждена:

сертификатом обладателя Гран-при колбаса с/в п/сух. «Балтийская люкс» в/с

дипломом I степени колбаса п/к мясная «Баварская новая» б/с

дипломом II степени колбаса с/в «Медовая».

Цели, которые ставит предприятие, участвуя в выставках, следующие:

определение возможного спроса на разрабатываемую и готовую продукцию;

ориентация в ситуации по отрасли;

инициация действующих и поиск новых клиентов;

завязывание новых контактов в деловом мире;

изучение конкурентов.

Предприятие ведет работу по расширению сети магазинов торгующих его продукцией в Республике Беларусь, и за рубежом. Мясокомбинат имеет постоянный круг оптовых представителей своей продукции в различных городах (г. Минск, г. Могилев, г. Гомель, г.Бобруйск).

Торговая сеть снабжена рекламными листовками и проспектами, информирующими об ассортименте производимой продукции, о свойствах продукта, с рецептами приготовления продуктов. Кроме этого информацию о деятельности Жлобинского мясокомбината, его достижениях, а также новинках производимой продукции можно найти в Интернете на сайте предприятия http://www.gmk.by.

Основная цель предприятия - удовлетворение потребностей покупателей. Это обеспечивается за счет предоставления широкого ассортимента продукции, высокого качества товара, мясокомбинат оперативно реагирует на новые запросы потребителей.

Наряду с описанными мероприятиями мясокомбинат вместе с торговыми представителями проводит маркетинговые исследования, постоянно отслеживает работу конкурирующих с ним предприятий.

В розничной сети ведется постоянное изучение покупательского спроса, планируется организация широкомасштабной рекламы колбасных изделий, копченостей и полуфабрикатов, а также распространение рекламных плакатов, буклетов и различных сувениров с фирменной символикой при проведении рекламных акций.

Реклама осуществляется на основании утвержденного «Плана маркетинговой деятельности предприятия». Координацию работ по проведению рекламной деятельности по изготовлению рекламных буклетов, календарей, плакатов, проспектов, сувениров осуществляет директор предприятия.

В соответствии с государственным законодательством реклама продукции проводится методом распространения знаний о предприятии и продукции посредством размещения статей в периодической печати, передаче информации по телевидению и радио.

Данные о сумме и структуре затрат на рекламную деятельность предприятия за анализируемый период представлены в таблице 3.6.

 

 

 

Таблица 3 6 - Затраты на рекламу

Статья затрат

Годы

Темп роста, %

2012 к 2011

Темп роста, %

2013 к 2012

2011 г.

2012 г.

2013 г.

сумма, млн р.

уд. вес., %

сумма, млн р.

уд. вес., %

сумма, млн р.

уд. вес., %

Реклама в СМИ

64,3

18

106,5

19

151,5

18

165,6

142,2

Наружная реклама

27,7

8

39,2

7

92,6

11

141,5

236,2

Дегустации

131,5

38

229,9

41

235,7

28

174,8

102,5

Сувенирная реклама

10,4

3

16,8

3

33,7

4

161,5

200,6

Участие в выставках и ярмарках

96,9

28

140,2

25

277,7

33

144,7

198,1

Общие затраты на рекламу

330,8

95

532,6

95

791,8

94

788,1

879,6


 

Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия

 

Как видно из таблицы 3.6 наибольший удельный вес из всех видов рекламы и продвижения товаров занимают участие в выставках и ярмарках (33%) и дегустации (28%).

Таким образом, можно сделать ряд выводов по организации рекламы на мясокомбинате:

  • реклама имеет место в деятельности предприятия;
  • планирование рекламы отсутствует;
  • реклама посредством содержания и оформления отвечает целям ФОССТИС (мероприятия по формированию спроса и стимулирования сбыта);
  • результативность, прежде всего достижение клиента - проблематично;
  • затраты на рекламу свидетельствуют, что приоритет отдается выставкам и ярмаркам и дегустациям.
  • профессионализм ответственных за использование рекламы в целях ФОССТИС недостаточен.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс организации коммуникационной политики на предприятии находится на высоком уровне. На основании выше изложенного можно выявить, что самые оптимальные каналы распространения рекламного объявления является участие в выставках, проводимых как в республике, так и за её пределами, поэтому коммуникационный комплекс главным образом представлен элементами: стимулирование сбыта и реклама.

 

 

 

 

 

    1. Организация и управление маркетинговой деятельностью

 

Отдел развития и маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия. Отдел создается и ликвидируется приказом генерального директора.

В своей деятельности отдел руководствуется:

  • Уставом предприятия;
  • действующим законодательством Республики Беларусь;
  • приказами и инструкциями вышестоящих организаций;
  • документами СМК, СУОТ, СУОС, системы НАССР;
  • положением об отделе развития и маркетинга, приказами и распоряжениями по предприятию.

Отдел подчиняется непосредственно заместителю генерального директора по коммерческим вопросам. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом генерального директора.

Структуру и штатную численность отдела утверждает генеральный директор предприятия в зависимости от объема и характера работ. Должностные инструкции на специалистов утверждает генеральный директор предприятия, а распределение обязанностей между работниками отдела осуществляется начальником отдела.

Информация о работе Маркетинговый анализ конкурентоспособности