Маркетинговый анализ конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена рядом причин.
Во-первых, успех на рынке продовольственных товаров зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирм, сколько от планирования сбытовой деятельности предприятия.
Во-вторых, предприятие добившиеся минимального времени обслуживания потребителей, получают конкурентные преимущества, способствующие расширению зоны потенциального сбыта своей продукции.
В-третьих, анализ структуры сбыта предприятия позволяет определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в условиях кризиса, когда финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………..…..5
1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности предприятия……..5
1.2 Анализ рынка мяса Республики Беларусь………………..……………..9
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»…………………………...12
Общие сведения о предприятии……………………………………...12
Ресурсы предприятия…………………………………………………13
Поставки сырья и ресурсов, основные поставщики, организация и анализ закупок сырья………………………………………………………………17
Производство продукции…...………………………………………..17
Реализация продукции…...…...……………………………………....18
Экономические результаты деятельности предприятия...…………19
АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»…...……………………………………….21
3.1 Товарная политика предприятия………………………………………..21
3.2 Ценовая политика предприятия………………………………………...25
3.3 Сбытовая политика………………………………………………………27
3.4 Коммуникационная политика…………………………………………..29
3.5 Организация и управление маркетинговой деятельностью на предприятии………………………………………………………………….33
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» И РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЕЁ ПОВЫШЕНИЮ….........................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………..43

Файлы: 1 файл

загружено.docx

— 428.72 Кб (Скачать файл)

Функции отдела:

  • разработка стратегии развития предприятия на основе проведенных прогнозов развития рынков изготавливаемой продукции;
  • разработка прогнозов развития рынка по результатам маркетинговых исследований;
  • разработка предложений по формированию фирменного стиля;
  • организация и участие предприятия в выставках и ярмарках и др.

Взаимодействие отдела развития и маркетинга с другими подразделениями предприятия:

Взаимодействие с главным инженером:

Отдел развития и маркетинга получает:

сведения о снятии с производства изделий, не пользующихся спросом;

сведения о разработке новой продукции (расширение ассортимента, тары или упаковки на отгрузку готовой продукции.

2. Взаимодействие с плановым  отделом:

Отдел развития и маркетинга получает:

годовые, квартальные и месячные планы производства продукции;

инструкции и методические материалы по планированию и эффективности использованию ресурсов.

Взаимодействие с бухгалтерией:

Отдел развития и маркетинга получает:

бухгалтерские квартальные данные о движении, реализации и остатках готовой продукции за отчетный период для анализа и планирования;

итоги инвентаризации готовой продукции;

данные о наличии на складе готовой продукции в суммарном выражении на 1-е число каждого месяца.

Стратегия маркетинга мясокомбината ориентирована на решение задач, направленных на увеличение объема продаж и освоение новых рынков продаж, а также активизацию работы на потребительском рынке г. Минска.

Сотрудники предприятия постоянно работают над созданием положительного имиджа:

  • осуществляется выпуск продукции в широком ассортименте и в соответствии с потребностями рынка;
  • выполняются в полном объеме все договорные обязательства;
  • обеспечиваются регулярные и своевременные поставки продукции;
  • применяется гибкая ценовая политика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции по ценам.

На предприятии постоянно ведется работа, направленная на усиление контроля за стратегически важными звеньями в цепи производство – продажа продукции, а именно, согласование запланированных объемов продаж с учетом реальных возможностей производства и сырьевого обеспечения.

Стратегия маркетинга мясокомбината на ближайшую перспективу предусматривает активное продвижение уже выпускаемой и новой продукции, как на внутренний рынок, так и на рынки Российской Федерации.

На предприятии выделяют 3 вида маркетингового контроля:

  • контроль за выполнением годовых планов заключается в том, что специалисты отдела развития и маркетинга сопоставляют текущие показатели с контрольными цифрами годового плана и при необходимости принимают меры к исправлению положения;
  • контроль прибыльности заключатся в определении фактической рентабельности различных товаров, территорий, сегментов рынка и торговых каналов;
  • стратегический контроль заключается в регулярной проверке соответствия исходных стратегических установок фирмы имеющимся рыночным возможностям.

Таким образом, можно сказать, что отдел развития и маркетинга играет важную роль на предприятии и способствует его функциональному развитию, решая многие задачи. Он взаимодействует со всеми подразделениями предприятия, получая и передавая необходимую информацию. А контроль характеризует процедуры и методы контроля, которые необходимо осуществить для оценки уровня успешности выполнения плана.

 

  1. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» И РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЕЁ ПОВЫШЕНИЮ

 

 

Прежде чем выдвинуть предложения по улучшению конкурентоспособности на рынке ОАО «АФПГ Жлобинский мясокомбинат, необходимо отметить тот факт, что предприятием сделано уже достаточно для обеспечения высокой степени эффективности конкурентной деятельности предприятия: продукция предприятия занимает устойчивое положение на рынке г. Жлобина, Светлогорска и Гомельской области, знакома на прочих рынках, к ней сложилось у покупателей и партнеров устойчивое благоприятное отношение, а так же к самой организации в целом.

Конкурентами Жлобинского мясокомбината являются комбинаты в г. Гомеле и Калинковичи. Сравнительный анализ работы 3-х комбинатов характеризуется следующими показателями:

 

Таблица 4.1. – Сравнительный анализ работы комбинатов.

 

Показатели

Гомель

Жлобин

Калинковичи

Мясо и суб. 1 кат. всего

в т.ч. давальч.

12693

10191

5639

5361

4204

1340

Свинина

в т.ч. давальч.

6221

4520

1262

4017

2552

729

Сухие корма

957

701

494

Жир технический кормовой

-

-

-

92

-

15

Жиры пищевые

498

424

263

Колбасные изделия

в т.ч. вареные

сосиски

п/к

т/к

копчености

н/фондовые

дав.

9912

6433

3338

3767

3018

1816

2907

1092

690

630

464

100

488

615

182

948

392

178

1172

852

372

-

-

-

Полуфабрикаты

в т.ч. пельмени

котлеты

1709

1108

631

485

299

310

118

1

4,1

Консервы

-

489

280

Темпы по товарной продукции

108,6

108,1

108,5

Темпы по ТНП

109,0

109,6

108,5


 

 

Формирование свободно-отпускных цен производится на основании положения «О порядке формирования и применения цен и тарифов», утвержденное постановлением Министерства экономики от 22.04.1999г. № 43, зарегистрированном в Национальном реестре правовых актов РБ 30.04.1999 года № 8/316 с учетом последующих изменений и дополнений.

 

Таблица 4.2. – Результаты SWOT-анализа Жлобинского мясокомбината

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Товар

1. Высокая известность  продукции в Гомельской области  и Республике Беларусь.

2. Выпуск эксклюзивных товаров  на белорусский рынок мясопродуктов.

3. Достаточное разнообразие ассортимента, позволяющее удовлетворить потребности  различных групп потребителей.

4. Высокое качество продукции 

1. Технические ограничения  на производство некоторых видов  изделий.

2. Недостаточно современные упаковка  и маркировка товаров.

3. Недостаток продукции, упакованной  для штучной торговли.

4. Неэффективное планирование заготовок  отдельных видов сырья 

Цена

1. Высокая прибыльность  продаж.

2. Большая работа по разработке  новых видов продукции различных  ценовых категорий.

3. Наличие возможностей снижения  накладных расходов и издержек  производства 

1. Система скидок недостаточно  привлекательна и применяется  неэффективно.

2. При ценообразовании мало учитываются  рыночные факторы и жизн. цикл  товара.

3. Высокий уровень цен 

Сбыт

1. Прямые договоры с  магазинами, мелкими оптовиками.

2. Эффективная организация продаж.

3. Прямая доставка продукции собственным  транспортом.

4. Наличие собственных торговых  точек.

5. Благоприятное местоположение предприятия  в центре целевого рынка сбыта (г. Жлобин)

1. Низкий уровень развития  деловой и маркетинговой культуры  розничной торговли.

2. Недостаток собственного специализированного  транспорта.

3. Несогласованность служб при  оформлении документов и отгрузке  продукции.

4. Слаборазвитые транспортно-логистические  схемы 

Продвижение

1. Непонимание рядом  конкурентов роли рекламы и  ФОССТИС

2. Возможность использования опыта  консультантов.

3. Относительное увеличение бюджета  рекламных мероприятий.

4. Опыт проведения promo-акций 

1. Слабая обратная связь  с потребителями.

2. Отсутствие опыта оценки эффективности  рекламы.

3. Недостаточный рекламный бюджет.

4. Отсутствие спланированных PR-мероприятий 


 

 

Наиболее целесообразно будет предложить включить следующее:

- применение системы скидок, при реализации продукции предприятия;

- применение рекламных сообщений на упаковке продукции предприятия.

Конкретные рекламные цели, которые преследуются в течение первого года внедрения новой серии товаров, могут быть сформулированы следующим образом:

  • Информировать покупателей о том, что продукты компании имеют высокое качество, продается по выгодным ценам, имеют мягкий, изысканный вкус, изготавливается в широком ассортименте и предлагается избранными розничными магазинами.
  • Применять рекламные сообщения на упаковке продукции предприятия позволит укрепить благоприятное отношение к продукции предприятия у тех покупателей, которые используют, потребляют продукцию предприятия, сделать их приверженцами этой продукции, что сформирует ситуацию предпочтения продукции предприятия у покупателей.
  • Создать внешние стационарные рекламные средства продукции предприятия и предусмотреть установку стационарных рекламных щитов в магазинах, где реализуются товары предприятия, а так же в г. Жлобина и на территории тех региональных рынках, где уже реализуются, или где предполагается реализовывать товары предприятия, что так же сформировать ситуацию предпочтения продукции предприятия у покупателей.
  • Применение рекламы продукции предприятия в прессе позволит более широко представить покупателям продукцию предприятия, расширить степень эффективности психологического воздействия имиджа продукции и организации, охват потребителей, что позволит более широко представить продукцию предприятия потребителям, сформирует ситуацию предпочтения продукции предприятия у покупателей, а стало быть, и его имидж, повысит эффективность маркетинговой деятельности.

Вышеприведенный список предложений является наиболее полным в этом направлении, однако в применении всех вышеперечисленных предложений могут возникнуть определенные непреодолимые препятствия, такие к примеру, как значительные финансовые затраты для создания внешних стационарных рекламных средств продукции предприятия (большая стоимость рекламных мест для щитов), для применения рекламы продукции предприятия в прессе и на телевидении (большая стоимость рекламны).

Стимулирование продаж должно включать в себя:

- предоставление скидок на продукцию, с нарастающим процентом от величины покупки;

- предоставление бесплатной упаковки, с товарной маркой;

- предоставление покупателям возможности попробовать продукцию;

- предоставление покупателю подарков при покупки продукции.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы: все перечисленные методы стимулируют покупателей совершить покупки, именно данного предприятия, поэтому, в таблице 4.3. рассмотрим влияние методов стимулирования на поведение покупателей.

 

 

Таблица 4.3. - Влияние на поведение покупателей методов стимулирования в магазинах.

 

Метол стимулирования

Размер влияния стимулирования

Предоставление скидок на продукцию

До 15% от цены продукции в период праздников и открытия новых магазинов компании

до 7500-8000 чел. в

период предоставления скидок

Предоставление бесплатной упаковки

Постоянно

300-350 чел. в неделю

Предоставление покупателю подарков

Каждому 100-му покупателю сувенир, стоимостью от 50 000 рублей и выше или же до 50 % от стоимости покупки

до 7500-8000 чел.

Предоставление покупателям возможности попробовать продукцию

Постоянно, особенно в период открытия новых магазинов компании

400-500 чел. в неделю


 

 

Таким образом, можно сказать о том, что применение предлагаемых и, уже имеющихся стимулов и предложения по их расширению в магазинах позволит привлечь дополнительных покупателей и повысить конкурентную привлекательность продукции предприятия.

Далее рассмотрим предложения, которые позволили бы продолжить в дальнейшем процесс формирования и развития конкурентного имиджа.

Улучшение продукции предприятия, к этим предложениям относятся:

- расширение товарного  ассортимента, разработка новых  товаров;

- изменение расфасовки производимой продукции;

- изменение упаковки производимой продукции;

- изменение каналов распространения производимой продукции.

Сегодня многие производители насытили отечественные рынки, в том числе и г. Минска, разнообразным ассортиментом продукции.

Для формирования своего благоприятного конкурентного имиджа предприятию необходимо представить на рынок товарный ассортимент не менее чем у конкурентов, а в идеале и значительно шире, чем у них, предоставление потребителям продукции, которой нет у конкурентов.

Представленная на рынок продукция должна быть расфасована в объемах удобных для покупателя, что не всегда отличает продукцию Жлобинского мясокомбината.

Для исправления данной ситуации необходимо провести опросы и статистические наблюдения по поводу потребления продукции предприятия по объему расфасовки, в магазинах и среди населения.

Информация о работе Маркетинговый анализ конкурентоспособности