Менеджмент и маркетинг в механизме деятельности физкультурно-оздоровительного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: формирование целостного представления об управлении и маркетинге физкультурно-оздоровительного комплекса.
Объект исследования: управление маркетингом в сфере физкультурно-оздоровительных услуг.
Предмет исследования: менеджмент и маркетинг в механизме деятельности физкультурно-оздоровительного комплекса.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определяются его основные задачи:
– изучить вопрос организации коммерческих услуг в сфере оздоровительных услуг;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………..4
1 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ…………………...6
1.1 Теоретические основы спортивного менеджмента………………..6
1.2 Физическая культура и спорт в системе рыночных
отношений………………………………………….…………………8
2 МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
У КЛИНТОВ……………………………………………………………..17
3 МИР ФИТНЕСА, КРАСОТЫ И ЗДОРОВЬЯ: АНАЛИЗ
РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ……………………………………….22
4 МАРКЕТИНГ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
УСЛУГ…………………………………………………………………....27
4.1 Особенности маркетинга физкультурно-оздоровительных
Услуг…………………………………………………………………....28
4.2 Основные элементы маркетинговой политики и стратегии……..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

маркетинг в физ-ре.doc

— 612.00 Кб (Скачать файл)

     Развитие  процессов индивидуализации массовой продукции сферы материального  производства в условиях рыночных отношений  приводит к взаимопроникновению  сфер материального и нематериального  производства. Следствием этого является разграничение услуг на два больших класса.

     Материальная  услуга это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий либо изготовление новых изделий по заказам, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В отрасли «физическая культура и спорт» к материальным услугам могут быть отнесены, например, ремонт спортивных товаров, индивидуальное производство спортивного инвентаря для спортсменов высокого класса, прокат спортивного оборудования и т.п. В данном случае результатом производства и объектом потребления является материальная вещь крайне индивидуализированный товар спортивного назначения. В связи с этим материальная услуга фактически находится на стыке сферы нематериального и материального производства [6, c.97].

     Социально-культурная услуга это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя. Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства и др. Подавляющее большинство услуг, производимых и потребляемых в отрасли «физическая культура и спорт», относятся именно к социально-культурным услугам.

     Социально-культурным услугам, в отличие от материальных услуг и тем более товаров, присущ ряд специфических характеристик.

     Во-первых, неосязаемость. Покупатель социально-культурной услуги вынужден верить продавцу на слово в том, что получит желаемый эффект в результате ее потребления (например, улучшит состояние здоровья в результате занятий в физкультурно-оздоровительном клубе).

     Во-вторых, неотделимость социально-культурной услуги от ее источника. Болельщики идут, например, на матч с участием «своей» команды. В случае замены команд услуга будет иметь другой характер.

     В-третьих, непостоянство качества. Качество социально-культурных услуг колеблется в широких пределах в зависимости от места, времени и других факторов, связанных с их предоставлением. Результаты выступления спортсменов, например, зачастую зависят от состояния их самочувствия, климатических условий, остроты спортивной борьбы и т.д. В свою очередь, демонстрируемые спортивные достижения сказываются на качестве зрелищной услуги.

     В-четвертых, несохраняемость. Социально-культурную услугу невозможно сохранить во времени. Болельщику, приобретшему билет на спортивное соревнование и не использовавшего его по каким-либо причинам, повторная услуга не предоставляется.

     Перечисленные особенности социально-культурных услуг как основного вида продукта отрасли «физическая культура и спорт» требуют от их производителей и продавцов использования специальных подходов, позволяющих эффективно организовать производство и сбыт этого своеобразного продукта.

     Говоря  об особенностях производства и потребления  социально-культурных услуг в отрасли «физическая культура и спорт», необходимо иметь в виду, что эти процессы тесно связаны с потреблением материальных услуг (прокат, ремонт спортивного инвентаря, оборудования и т.п.) и товаров (спортивная одежда и обувь, спортивный инвентарь, оборудование и т.д.). Названные материальные услуги и товары сами по себе, как правило, не являются непосредственным продуктом физической культуры и спорта как отрасли, однако трудно себе представить потребление отраслевых социально-культурных услуг в отрыве от них. Другими словами, социально-культурные услуги, материальные услуги и товары потребляются в едином комплексе, в связи с чем рост спроса на нематериальные услуги неизбежно влечет за собой соответствующий рост спроса на материальные услуги и товары.

     Таким образом, спортивный менеджмент – это специальная теория и практика управления физкультурными и спортивными организациями в рыночных условиях, это один из отраслевых видов менеджмента, одна из отраслевых сфер управленческой деятельности в условиях рынка [14, c.80].

     Объектом  спортивного менеджмента как  самостоятельной науки является совокупность физкультурно-спортивных организаций страны, продуктом деятельности которых являются физкультурно-спортивные услуги.

     Предмет спортивного менеджмента – управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с внешней средой в процессе производства и распространения физкультурно-спортивных услуг.  
 
 
 
 

     1.2 Физическая культура  и спорт в системе  рыночных отношений 
 

     Спортивный  менеджмент тесно связан с главными факторами рентами рыночной экономики – формами собственности, системой свободного ценообразования, конкуренцией, правом свободного выбора, как для спортивного предпринимателя, так и для потребителей услуг, зависимостью доходов предпринимателя от результатов его труда и ситуации на рынке физкультурно-оздоровительных услуг и др. Включение физической культуры и спорта в систему рыночных отношений обусловливают соответствующие особенности управления этой отраслью сферы услуг.

     Рыночная  экономика способствует развитию предпринимательства в сфере физической культуры и спорта, росту числа собственников физкультурных и спортивных организаций, увеличению многообразия их организационно-правовых форм, расширению спектра и улучшению качества предоставляемых населению физкультурно-оздоровительных услуг. Основным видами физкультурно-оздоровительных услуг являются: организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом в виде урочных занятий, спортивных и оздоровительных секций; разработка методик, методических комплексов физкультурно-оздоровительных занятий, программ физического воспитания.

     Следует отметить особенности функционирования физической культуры и спорта в рыночных условиях. Их несколько, главными из которых  являются:

     – преобразование физической культуры и спорта в сферу услуг как специфическую совокупность социально-педагогических форм деятельности, осуществляемой в целях физического воспитания населения;

     – децентрализация управления отраслью физической культуры и спорта;

     – возросшее многообразие организационно-правовых форм физкультурных и спортивных организаций;

     – возникновение конкуренции физкультурных и спортивных организаций и свободное ценообразование на услуги физической культуры и спорта [3, c.78].

     В рыночных условиях существенно возрастает роль физической культуры и спорта в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности, в удовлетворении потребностей людей в физическом совершенствовании, в рациональном использовании свободного времени.  
 
 
 
 
 

     1.2.1 Миссия и цели физкультурно-оздоровительной организации 
 

     Целеполагание – исходный момент эффективного менеджмента. Целевая функция физкультурно-оздоровительной  организации начинается с установления общей цели этой организации, выражающей причину ее существования. Поэтому одной из главных проблем менеджмента является установление целей, ради достижения которых создастся, функционирует и развивается организация как целостная социальная система.

     В теории целевого управления целями называют те ключевые результаты, к которым организация стремится в своей деятельности на протяжении длительного периода времени. Говоря точнее, цель управления - это желаемое, необходимое и возможное состояние управляемой системы в будущем.

     Цели  физкультурно-оздоровительной  организации обычно фиксируются в трех документах – уставе организации, концепции и целевой программе развития физической культуры и спорта на территории, входящей в сферу обслуживания этой организации (район, город, субъект федерации и т.п.). Наряду с общей целью в физкультурно-оздоровительной  организации формулируются частные цели, которые в учредительных документах чаще называют задачами организации [17, c.48].

     Конечной  целью менеджмента коммерческой физкультурно-оздоровительной  организации является обеспечение прибыльности или доходности ее работы путем рациональной организации труда.

     В крупномасштабной управленческой деятельности, отличительной особенностью которой  является разделение общей цели на ряд составляющих, обычно применяется  так называемое «дерево целей». Разработка дерева целей позволяет менеджерам физкультурно-оздоровительной  организации системно представить порядок движения к конечной цели, учесть необходимое количество задач, требующих решения на пути к ее достижению.

     К формулировке управленческих целей предъявляется ряд требований, основными из которых являются: конкретность (сформированный результат); обозримость (краткосрочность, долгосрочность); реальность (достижимость); взаимосвязанность, согласованность и эффективность.  
 

     1.2.2 Система функций менеджмента физкультурно-оздоровительной организации 
 

     Функции в спортивном менеджменте представляют собой обособившиеся в процессе разделения труда относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности, которые выражают направления или стадии целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект. Функции занимают одно из центральных мест в теории и практике спортивного менеджмента, так как они раскрывают его сущность и содержание отраслевой управленческой деятельности. Различают общие и конкретные или отраслевые функции менеджмента.

     Общие функции менеджмента. Возникновение  функций спортивного менеджмента  – объективный процесс. Управление физической культурой и спортом можно рассматривать как процесс последовательно сменяющихся, логически следующих друг за другом действий, носящих повторяющийся, циклический характер. Такие действия субъекта управления, соответствующие последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла, получили название общих функций менеджмента. В их составе выделяют: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию (рис.1.2.1).  

Рис.1.2.1 Функции менеджмента 

     Общие функции, раскрывая технологию социального  управления, универсальны, так как характеризуют любой процесс управления независимо от его отраслевой специфики и размера управляемой организации. Суть их в том, что движение управленческого воздействия субъекта управления от стадии принятия им решения к управляемому объекту возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. Для того чтобы получить обратную информацию от управляемого объекта о произошедших в нем изменениях в связи с управленческим воздействием, необходим учет и контроль этих изменений. В центре общих функций находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных функций.

     Таким образом, общие функции спортивного  менеджмента – это обособившиеся в процессе общественного разделения труда специализированные виды деятельности, выражающие направления или стадии целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект.

     Рассмотрим  содержание каждой функций менеджмента.

     Планирование  – это стадия управленческой деятельности, содержанием которой является определение целей деятельности организации на предстоящий период и необходимых для этого ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информационных). Планирование с точки зрения технологии представляет собой систему технико-экономических расчетов, представленных в форме таблиц, графиков и моделей, определяющих пути достижения цели. Результатом планирования является план. План включает: цели и задачи организации на предстоящий период, мероприятия, комплекс необходимых ресурсов с распределением их по целям и задачам, ответственных исполнителей и сроки выполнения плановых мероприятий. Различают стратегическое и оперативное планирование. Основой стратегического планирования является составление прогнозов, показывающих возможные направления развития объекта.

     В перспективных и текущих планах физкультурно-оздоровительной  организации определяют рынки потенциальных потребителей своих услуг, устанавливают конкретные цели, задачи и плановые показатели по предоставлению физкультурно-оздоровительных  услуг и достижению результатов, определяют необходимые для этого трудовые, финансовые, материальные ресурсы и др. Планирование как функция спортивного менеджмента включает также разработку целевых комплексных программ, бизнес-планов,  планов организационной работы и т.д.

Информация о работе Менеджмент и маркетинг в механизме деятельности физкультурно-оздоровительного комплекса