Менеджмент и маркетинг в механизме деятельности физкультурно-оздоровительного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: формирование целостного представления об управлении и маркетинге физкультурно-оздоровительного комплекса.
Объект исследования: управление маркетингом в сфере физкультурно-оздоровительных услуг.
Предмет исследования: менеджмент и маркетинг в механизме деятельности физкультурно-оздоровительного комплекса.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определяются его основные задачи:
– изучить вопрос организации коммерческих услуг в сфере оздоровительных услуг;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………..4
1 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ…………………...6
1.1 Теоретические основы спортивного менеджмента………………..6
1.2 Физическая культура и спорт в системе рыночных
отношений………………………………………….…………………8
2 МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
У КЛИНТОВ……………………………………………………………..17
3 МИР ФИТНЕСА, КРАСОТЫ И ЗДОРОВЬЯ: АНАЛИЗ
РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ……………………………………….22
4 МАРКЕТИНГ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
УСЛУГ…………………………………………………………………....27
4.1 Особенности маркетинга физкультурно-оздоровительных
Услуг…………………………………………………………………....28
4.2 Основные элементы маркетинговой политики и стратегии……..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

маркетинг в физ-ре.doc

— 612.00 Кб (Скачать файл)

     Необходимо  формировать соответствующие ожидания в самом начале. Собственные представления клиента о том, что тренировочная программа может дать, а чего она дать не может, наравне с его предшествующим опытом занятий физической культурой может оказать существенное влияние на мотивацию. Сегодня, во многом благодаря шумихе, поднятой в прессе, а также чересчур оптимистичным высказываниям некоторых представителей фитнес-индустрии, широкое распространение получили нереалистичные ожидания, например: «Если я буду регулярно заниматься, я сброшу весь этот лишний вес за месяц или пару месяцев» или: «Занятия спортом изменят всю мою жизнь». Подобные ожидания, оставаясь нереализованными, могут привести к отчаянию, разочарованию или перетренированности, что, в свою очередь, приведет к отказу от тренировочной программы. Важно способствовать выработке реалистичных ожиданий, выяснив на самых ранних стадиях, чего именно клиент хочет достичь. Клиенту следует разъяснить, какую именно программу вы ему можете предложить, почему она для него лучше других; как будет строиться каждое тренировочное занятие и почему именно так. Если клиент ранее активно не занимался физическими упражнениями, то, возможно, начать следует с программы умеренной интенсивности, с тем чтобы дать ему время на адаптацию к новому, активному образу жизни. Разъяснение клиенту пользы постепенности, умеренности в начале тренировочной программы поможет созданию климата доверия и взаимопонимания между тренером и клиентом на ранней стадии занятий. Шкала Борга (Борг, 1970), измеряющая испытываемые усилия, является отличным средством оценки того, как клиент воспринимает интенсивность тренировок. Она была разработана для наглядного отражения интенсивности и того, как клиент переносит тренировки. Клиенты, которые показывают предельно высокие уровни испытываемого усилия на самых ранних стадиях тренировочного процесса, относятся к «группе риска», то есть рискуют бросить тренировки из-за недостаточной приверженности или травмы. Так как микротравмы мышц или позвоночника являются наиболее часто приводимыми причинами отказа от интенсивных тренировок, умеренная интенсивность тренировочного процесса в его начале позволит мышцам, связкам, сухожилиям и костям клиента привыкнуть к стрессовым нагрузкам физических упражнений [21, c.107].

     Клиент  должен быть проинформирован о возможных  негативных или неприятных побочных эффектах от начала регулярных занятий физическими упражнениями. Например таких, как «забитость» мышц, мышечные боли, легкая усталость или недомогание, особенно на ранних стадиях занятий. Обычно это временные явления, которые проходят сами по себе. Вместе с тем, есть и другие, более серьезные симптомы, такие как боль в груди или сильная усталость. Если они не проходят через значительный временной промежуток по окончании тренировки, следует обратиться за медицинской помощью.

     Следует выяснить все пристрастия, пожелания, нужды клиента, историю его отношений со спортом или физкультурой. Одно из преимуществ работы персонального тренера – возможность тщательно оценить своего клиента. При этом нужно оценивать уровень не только физической готовности клиента, но и психологической. Возможно, лучший способ узнать все это – анкета, которую каждый клиент должен заполнить перед началом занятий. Есть и другой вариант – собеседование. Вопросы, интересующие тренера, это: по каким программам клиент занимался раньше, формат занятий (с персональным тренером, в группе, самостоятельно), длительность занятий, причины, по которым бросил, причины, которые побудили обратиться к  тренеру на этот раз, какие цели ставит, чего ожидает от программы, сколько по времени намерен заниматься, какие упражнения предпочитает, нынешние и прошлые травмы, возможные трудности, которых он ожидает, основываясь на своем предыдущем опыте, ограничения по времени, какие-либо другие ограничения, вопросы, на которые бы он хотел ответить, связанные непосредственно с работой с тренером, касающиеся его стиля, сильных сторон.

     В первую очередь  необходимо решить, какие именно виды физических упражнений предпочтительнее для достижения тех целей, к которым стремится клиент, с учетом имеющегося у него времени, пристрастий, обязательств, стиля жизни. Основываясь на полученной информации, составляется программа, которая подгоняется под каждого конкретного клиента. Это может быть программа, рассчитанная на занятия в небольших помещениях в том случае, когда клиент не хочет (стесняется), чтобы его видели на публике, тренировки в бассейне, если у клиента травмированы колени или бедра, спортивные игры для любящих соревнования или «расслабуха» полулежа для измученного стрессами чиновника. Если в качестве одной и причин, по которой он бросил предыдущую программу занятий, клиент называет скуку, следует подумать о том, как лучше варьировать упражнения и отдых между ними в одном занятии, сами занятия, места проведения занятий.

     Постановка соответствующих целей занятий. После определения того, какие именно виды физических упражнений подойдут клиенту, настает время плотно поработать с клиентом над выработкой реальных, достижимых, гибких целей каждой стадии занятий. Реалистичность целей важна для того, чтобы избежать травм и разочарований. Особенно это важно в самом начале, когда чересчур оптимистично настроенные клиенты могут поддаться искушению и поставить недостижимые цели, забыв о том, что помимо тренировок у них остались все прежние обязательства и обязанности [21, c.109]. Краткосрочные задачи – на каждое отдельно взятое занятие – определяет персональный тренер. Более долгосрочные задачи (начиная с задач на месяц) определяются совместно тренером и клиентом. Их сочетание позволяет проявлять гибкость на уровне одного занятия без угрозы долгосрочным целям. Цели могут быть разными. В любом случае они должны быть конкретными. Пример. Цель: столько-то и столько-то раз в неделю вы тренируетесь вместе (вы и клиент), плюс клиент тренируется еще несколько раз самостоятельно. Или цель – подготовка к конкретному соревнованию по фитнесу. Важно другое. Независимо от того, какая именно цель определена, по ее достижении надо определять новую. Клиента необходимо поощрять как в процессе достижения цели, так и по ее достижении. 
Обобщая все вышесказанное, необходимо подчеркнуть: важно стараться определять реалистичные цели с клиентом таким образом, чтобы продвигаться к их достижению можно было бы постепенно, шаг за шагом, а не каким-то грандиозным скачком. Хотя последнее, может быть, и будет импонировать определенному сорту клиентов гораздо больше. На деле же их ждут разочарование, травмы или отказ от тренировок. На самом деле для первых шести-двенадцати недель тренировочного процесса цели должны быть скорее «показушными», чем реально соответствующими достижениям клиента. Его надо поощрять независимо от того, каких результатов он добился. Верно и обратное: для самых ретивых, энергичных, амбициозных клиентов такие «показушные» цели позволят избежать перенапряжения и травм. Важно запомнить главное: цели должны соответствовать нуждам и стремлениям каждого индивидуума.

     Там, где это возможно, клиенту предоставляется свобода выбора. Некоторые склонны воспринимать предложенную им программу тренировок как обязательное руководство к действию. Больше им ничего не надо. Другие же, наоборот, скорее согласятся тренироваться в том случае, если им будет предоставлена некоторая свобода выбора в рамках уже определенной стратегической линии тренировочного процесса. Предоставляя им эту свободу, тренер снижает риск появления скуки, которая довольно часто проникает в тренировочный процесс. Выбор, который предоставляется клиенту, на самом деле заключен в довольно жесткие рамки общего режима тренировок (тип физических упражнений, интенсивность, продолжительность и частота занятий). Общенациональные 
структуры сегодня придерживаются очень гибких взглядов на выбор типа физических упражнений, частоты, интенсивности и продолжительности, необходимых для обеспечения лучших оздоровительных результатов. У тренеров сегодня очень широкий выбор опций, которые они могут предложить своим клиентам для улучшения здоровья  и физической подготовки.

     Никогда не следует забывать о том, что физические упражнения, как и любой вид деятельности, во многом зависят от сиюминутных результатов или последствий. Очень часто самые первые ощущения и результаты оказывают гораздо более сильное влияние на любую повседневную деятельность, нежели более абстрактные глобальные, долгосрочные устремления. Если здесь и сейчас краткосрочные результаты не отвечают, по мнению клиента, затраченным усилиям и времени, он, скорее всего, бросит занятия, несмотря на самые благие намерения общего характера. Необходимо как следует поработать с клиентом для того, чтобы как можно лучше сформулировать краткосрочные выигрыши (чувство выполненной программы на занятии, снижение стрессовой нагрузки, лучший сон, лучшая координация движений рук и ног), а не зацикливаться на долгосрочных целях (общее улучшение здоровья, снижение риска сердечно-сосудистых заболеваний, снижение веса). Конечно, снижение веса – важный показатель для большинства аэробных программ, но многие люди достаточно незначительно теряют в весе за счет одних лишь физических нагрузок. Нельзя забывать и о том, что многие клиенты, сбрасывая жир, наращивают мышечную массу. Таким образом, чисто весовые показатели здесь «не работают». Во многих случаях гораздо полезнее предложить клиентам сделать обмеры определенных частей тела. И именно в этом они увидят прогресс.

     Главная задача работы с клиентом – привлечь его к всестороннему здоровому образу жизни. Тренировочные занятия происходят не в вакууме. Они отнюдь не единственная форма деятельности клиента в течение недели. Скорее, это лишь одна из форм его повседневной деятельности.  
Поскольку  тренеров, физическая активность является главенствующей формой жизнедеятельности, которая определяет их поведение во всех остальных сферах, им свойственно полагать, что все, кто так или иначе занимается физическими упражнениями, автоматически подстроят всю остальную жизнедеятельность под нормы здорового образа жизни, то есть бросят курить, пить, сядут на диету. Увы, научные исследования опровергают это распространенное заблуждение. Многие из постоянно занимающихся физическими упражнениями людей продолжают курить, едят все что попало, в том числе продукты с высоким содержанием насыщенных жиров и сахара. Более того, многие совершенно искренне полагают, что занятия физическими упражнениями уберегут их от нежелательных последствий других вредных привычек. Задача тренера объяснить, что путь сохранения здоровья гораздо более сложен и многообразен, а физические упражнения – лишь первый шаг на пути к здоровому образу жизни. Являясь специально подготовленными профессионалами, тренеры занимают исключительно выгодную позицию для начала информационной «атаки» на клиента, конечной целью которой является его переход к здоровому образу жизни. Тренер может и должен предоставить клиенту базовую информацию о преимуществах здорового образа жизни [21, c.110]. Ведь персонального тренера очень часто спрашивают о различных диетах, контроле над весом и других аспектах здорового образа жизни. Их задача – донести до клиента достоверную информацию обо всем этом, отделив ее от вымыслов и мифических идей, зачастую появляющихся в прессе и пропагандируемых некоторыми заинтересованными в этом группами. Регулярные личные контакты с людьми, заинтересованными в изменении своего образа жизни в сторону его оздоровления, предоставляют тренеру гораздо больше возможностей для их просвещения и образования по сравнению с профессионалами в других сферах деятельности, связанными со здравоохранением. Только тренер, постоянно следящий за всеми новинками в сфере здорового образа жизни, способен донести до клиента действительно правдивую и полезную информацию.

     Здоровый  образ жизни предусматривает  также и другие формы физической активности помимо занятий в тренажерном зале. Можно попробовать убедить своего клиента в пользе пеших прогулок (вместо вождения автомобиля), хождения по лестнице (вместо пользования лифтом) и вообще в пользе активного образа жизни. Даже простое следование оздоровительным программам, призванным обеспечить 30 минут активных физических действий в день, способно принести значительные выигрыши в плане здоровья. Кроме того, эти программы призваны обеспечить хотя бы минимум необходимой физической активности в тех условиях, когда другие формы физических упражнений оказываются недоступными. Эти программы особенно эффективны для пожилых людей и других групп с ограничениями по здоровью (например, курильщики или люди с избыточным весом).

     Вывод. Мотивация занятием физической культурой включает в себя три категории факторов влияния: личностные, программные и факторы окружающей среды. Все они оказывают самое непосредственное влияние на приверженность тренировочному процессу.

     Побуждая  людей заниматься физическими упражнениями в любых формах, тренера выполняют важную миссию учителя и пропагандиста здорового образа жизни. Данная деятельность очень важна для привлечения населения в физкультурно-оздоровительные центры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 МИР ФИТНЕСА, КРАСОТЫ И ЗДОРОВЬЯ: АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ 
 

     Развитие  комплексных программ оздоровления населения связано с появлением американской системы «фитнесс» (fitness). Этот термин в переводе с английского языка означает: 1) физическая подготовленность; 2) годный, пригодный, соответствующий чему-либо. И то, и другое значение отображает содержание системы фитнесс, поскольку в основе этого движения лежит необходимость регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья [1, c.53].

     Система фитнесс в мире понимается как  оздоровительные занятия, базирующиеся на средствах и методах бодибилдинга. Американские специалисты преобразовали систему тренировки фитнесс в комплексную программу оздоровления населения, где используются виды двигательной активности, прямо не соотносящиеся со спортом. Фитнесс рассматривается также как образ жизни, составленный из трех частей тренировки, модернового оборудования и изысканной одежды. Все это вместе означает фитнесс-моду.

           В настоящее время фитнесс развивается в двух направлениях – спортивном и оздоровительном. Фитнесс как самостоятельный вид спорта и как сложившаяся система физической подготовки пока известен в Беларуси довольно узкому кругу специалистов и приверженцев, хотя в некоторых странах уже стал и массовым, и популярным. Соревнования по фитнессу проходят в три тура. В первом туре все участницы демонстрируют свое телосложение, строение и пропорции тела, рельеф мускулатуры, то есть на этом уровне можно провести параллель с бодибилдингом. Но на этом сходство кончается, поскольку во втором туре каждая участница демонстрирует специально подготовленную двухминутную композицию, включающую элементы из спортивной гимнастики, акробатики, спортивной аэробики. Композиция выполняется под музыкальное сопровождение, в идеальном варианте должна представлять из себя законченное произведение с гармоничным сочетанием хореографии, технической сложности исполнительского мастерства и образного решения. При этом учитываются также костюм, прическа, макияж, а также умение  установить эмоциональный контакт с публикой. В третьем туре внимание вновь уделяется внешнему виду. В настоящее время уже возникло и переживает период становления оздоровительное направление фитнесса, основанное на оздоровительной аэробике, но включающее в себя фитнесс-конкурсы или фестивали, в которых принимает участие команда любителей-аэробисток.

     Понятие «фитнес» давно и прочно вошло в нашу жизнь. И стойко ассоциируется с красотой и здоровьем.

     Аэробика – один из видов фитнеса, который призван поддерживать фигуру в форме, тренировать мышцы и, в общем, держать организм в тонусе. В ней сочетаются дыхательные упражнения и упражнения для пластики и проработки мышц. Считается, что через полчаса аэробного занятия запускается расщепление жиров. Поскольку оздоровительная аэробика – это один из видов оздоровительной гимнастики, в частности, и оздоровительной физической культуры, можно с уверенностью сказать, что аэробика — это часть системы фитнесса.

     В современной аэробике существует, по данным некоторых авторов, более 200 видов, и это далеко не предел. Современная аэробика и фитнесс – это очень мобильные подвижные системы, постоянно обновляющие арсенал используемых средств, поскольку они представляют из себя кроме всего прочего блестящую коммерческую идею, соединяющую оздоровительные занятия с модой, рациональным питанием, конкурсами и т. п.

Информация о работе Менеджмент и маркетинг в механизме деятельности физкультурно-оздоровительного комплекса