Методы прогнозирования экономических результатов маркетинговой стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является формировние маркетинговой стратегии для ЗАО «Белцемент».
В рамках основной цели решаются следующие задачи:
анализ внешней деловой среды предприятия;
анализ внутренней маркетинговой среды;
разработка альтернативных стратегий маркетинга компании;
прогнозная оценка эффективности разработанных стратегий и выбор наиболее оптимальной.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
1. Методы прогнозирования экономических результатов маркетинговой стратегии..................................................................................................................5
1.1 Методы экспертных оценок.............................................................7
1.2 Методы экстраполяции.....................................................................7
1.3 Методы моделирования и экономико-математические методы..............................................................................................................................7
1.4 Метод экономического анализа.......................................................8
1.5 Балансовый метод.............................................................................9
1.6 Нормативный метод........................................................................10
1.7 Программно-целевой метод...........................................................10
2. Бизнес-обзор ЗАО «Белцемент»............................................................12
3. Маркетинговый анализ внешней деловой среды ЗАО «Белцемент».18
4. Анализ внутренней маркетинговой среды............................................27
5.Разработка альтернативных стратегий маркетинга компании............52
Заключение..................................................................................................59
Список использованной литературы.........................................................61

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Strategich_mark.doc

— 647.50 Кб (Скачать файл)

Норма характеризует научно обоснованную меру расхода ресурса  на единицу продукции (работы) в принятых единицах измерения, например расход муки на 1 тонну хлебобулочных изделий согласно утвержденной рецептуре. В виде нормы выступает потребление того или иного продукта на душу населения согласно научно обоснованному рациону питания. Например, рекомендуемая норма потребления мяса и мясопродуктов в год на 1 человека — 82 кг. В непроизводственной сфере применяются нормы, характеризующие необходимый размер общей и жилой площади на 1 жителя, потребление воды на 1 человека и др.

Нормативы, как правило, разрабатываются в относительном выражении. Они характеризуют степень использования ресурсов (например, процент выхода годного литья от металло-завалки), расход ресурса на 1 млн. р. продукции, размер платы за кредит (процентные ставки) и др.

 Программно-целевой метод

По сравнению с другими  методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые использовался еще при разработке плана ГОЭЛРО.

ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.

Сущность ПЦМ заключается в  отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

 

2. Бизнес-обзор ЗАО «Белцемент»

 

ЗАО «Белгородский цемент», входящее в холдинг «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» с 2005 года, – из лучших предприятий цементной отрасли России, первым из цементных заводов СНГ получившее в 1998 году сертификат качества по DIN 1164. Благодаря высокому качеству белгородских цементов завод стоит в ряду ведущих мировых производителей. Генеральным директором ЗАО «Белгородский цемент» является Хлудеев Виктор Иванович. [10]

В состав холдинга входят 13 цементных заводов:

  • ЗАО «Мальцовский портландцемент» (Брянская обл.);
  • ЗАО «Осколцемент» (Белгородская обл.);
  • ЗАО «Кавказцемент» (Карачаево-Черкесская Республика);
  • ЗАО «Белгородский цемент» (Белгородская обл.);
  • ЗАО «Пикалевский цемент» (Ленинградская обл.);
  • ЗАО «Ульяновскцемент» (Ульяновская обл.).
  • ЗАО «Михайловцемент» (Рязанская обл.);
  • ЗАО «Липецкцемент» (Липецкая обл.);
  • ЗАО «Жигулёвские cтройматериалы» (Самарская обл.);
  • ЗАО «Катавский цемент» (Челябинская обл.);
  • ЗАО «Савинский цементный завод» (Архангельская обл.);
  • ЗАО «Невьянский цементник» (Свердловская обл.);
  • ЗАО «Подгоренский цементник» (Воронежская обл.); 

 

 Почтовый и юридический адрес предприятия: 308015, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Фрунзе, пл. Цемзавода. [10]

ЗАО «Белгородский цемент» имеет  два дочерних общества:

1. ООО «Рекорд – Центр». Виды  деятельности: оптовая и розничная  торговля, гарантийный и постгарантийный  ремонт аппаратуры.

2. ООО «Родничок». Виды деятельности: торговля продовольственными товарами и общественное питание.

За 60 лет с момента запуска  завода потребителям отгружено более 110 млн т продукции. Белгородский цемент хорошо известен строительным компаниям в России и еще 45 странах мира. Его применяют при строительстве жилых и административных зданий, метрополитенов, аэродромов, гидротехнических сооружений, мостов, телебашен и многих других важных объектов. Выгодное географическое расположение завода вблизи российско-украинской границы позволяет успешно проводить экспортно-импортные операции. Ежегодно предприятие поставляет на рынок более 2 млн т высококачественной продукции.

Все выпускаемые заводом виды цемента  сертифицированы по системе добровольной сертификации ГОСТ Р. Два вида цемента сертифицированы испытательной лабораторией Организации контроля качества Союза немецких цементных заводов (Дюссельдорф, ФРГ) по EN 197-1:2000 на соответствие СEM I 42,5N и CEM II/A-S 32,5R.

В 2008 году начат выпуск продукции  по новому государственному стандарту Российской Федерации – ГОСТ 31108-2003. Для проведения химических анализов и физико-механических испытаний цементов ОТК и лаборатория предприятия оснащены современным оборудованием ведущих мировых производителей: ELE International (Великобритания), Testing (Германия), Tecnotest (Италия), Acmel (Франция),  ThermoElectronCorporation (Швейцария), Retsch (Германия).

Качество продукции завода не раз  отмечалось наградами различных  международных организаций. Четыре вида продукции – ЦЕМ I 42,5Н, ЦЕМ II/А-Ш 32,5Б, CEM I 42,5N и ПЦ 500-Д0-Н – были удостоены высшей награды конкурса «Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века» – Платинового знака качества.

В ноябре 2010 года выпускаемая ЗАО  «Белгородский цемент» продукция была отмечена на Всероссийском конкурсе «100 лучших товаров России» в номинации «Промышленные товары для населения». Лауреатом конкурса признан портландцемент для производства асбестоцементных изделий (ПЦА). А три вида продукции завода – ЦЕМ I 42,5 Н, ЦЕМ II/A-Ш 32,5 Б, ПЦ 500 Д0-Н, – стали дипломантами конкурса «100 лучших товаров России- 2010». 

В 2009 году «Белгородский цемент»  получило Паспорт предприятия высокого качества - документ выдан Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Качество продукции белгородского цементного завода не раз отмечалось наградами различных международных организаций. 

         Основными видами деятельности предприятия являются: производство цемента, клинкера, мела, калийно-известковых удобрений, осуществление строительных работ, посредническая деятельность, реализация собственной продукции и услуг в Российской Федерации и за рубежом и т.д.

Способ производства Белгородского  цемента – мокрый. Топливо, используемое при производстве данного цемента – газ. Необходимые сырьевые материалы при производстве Белгородского цемента это - мел и глина. Требуемые корректирующие добавки: конверторный шлак, глина иксинская, камень гипсовый. Не обойтись также и без активных минеральных добавок при производстве Белгородского цемента используют доменный гранулированный шлак.

ЗАО «Белгородский цемент» предлагает цемент в различной упаковке с  гарантированной стабильностью  поставки и высоким уровнем обслуживания в бумажных мешках по 50 и 25 кг., в мягких контейнерах (биг-бег) по 1 тонне, в пакетах из термоусадочной пленки по технологии фирмы «Меллерс».

Завод выпускает следующие виды цементов [10]:

• ЦЕМ I 42,5Н портландцемент класса 42,5 нормальнотвердеющий; 

• ЦЕМ II/А-Ш 32,5Б - портландцемент с минеральными добавками до 20%, класса 32,5, быстротвердеющий; 

• CEM I 42,5N - портландцемент класса 42,5 нормальнотвердеющий; 

• CEM II/A-S 32,5R - портландцемент с минеральными добавками до 20%, класса 32,5, быстротвердеющий; 

• ПЦ 500-Д0-Н – портландцемент марки 500 на основе клинкера нормированного состава; 

• ПЦА – портландцемент для асбестоцементных изделий.   

Цементы ЦЕМ I 42,5Н и ЦЕМ II/А-Ш 32,5Б  тарируются в мешки по 50 кг, в пакеты из термоусадочной пленки (в одном пакете 34 мешка по 50 кг) и биг-беги по 1000 кг.

Награды [10] :

Цемент 

Награда 

ЦЕМ I 42,5Н 
ЦЕМ II/А-Ш 32,5Б 
CEM I 42,5N 
ПЦ 500-Д0-Н

 

ЦЕМ I 42,5Н 
ЦЕМ II/А-Ш 32,5Б 
ПЦ 500-Д0-Н 
ПЦА

 


Анализируя деятельность ЗАО «Белгородский  цемент» миссию данного предприятия можно изобразить следующим образом: переработка специфического вида сырья - глины, мела и различного рода добавок, обеспечение прибыльности и доходности путём рациональной организации производственного процесса, выработка качественной продукции и обеспечение продукцией всех заинтересованных потребителей. Основной целью деятельности предприятия является увеличение доходности предприятия, а также важной целью является повышение качества выпускаемой продукции и увеличение доли рынка Белгородской области её широкой номенклатурой.

Основными направлениями развития завода являются [10] :

 

  • удовлетворение требований строительного комплекса в ассортименте и строительно-технических свойствах цемента;
  • техническое перевооружение и реконструкция завода с целью обновления основных фондов, внедрение высокоэффективных энергосберегающих технологий и доведение доли сухого способа производства цемента до 40-50%;
  • организация производства новых видов цемента с учетом современных требований строительного комплекса России;
  • укрепление экспортного потенциала;
  • совершенствование технологий производства и оборудования для выпуска цемента;
  • уменьшение вредных выбросов в атмосферу и улучшение условий труда;
  • разработка и внедрение нового стандарта на цемент, гармонизированного в части технических требований к цементам общестроительного назначения с европейским стандартом EN 197-1 и других отраслевых стандартов;
  • повсеместное внедрение автоматизированной системы учета расхода топлива и электроэнергии по всему технологическому циклу цементных предприятий;
  • подготовка и повышение квалификации производственных и научных кадров.

Стратегия развития бизнеса «ЕВРОЦЕМЕНТ  груп»  от цементной компании к вертикально интегрированному промышленному холдингу по производству строительных материалов предполагает строительство новых и модернизацию существующих мощностей, продуктовую и территориальную диверсификацию.

Задачи [10]:

В рамках достижения намеченной цели одной из первоочередных задач «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» считает увеличение объемов производства цемента, которое будет осуществляться за счет программы технического перевооружения и строительства  новых заводов и технологических линий, с последующим переходом на сухой способ производства.

«ЕВРОЦЕМЕНТ груп» предпринимает  серьезные шаги по развитию цивилизованного  рынка цементной продукции. С  августа 2006 года компания приступила к  биржевой реализации цемента. Развитие биржевой торговли позволило установить прозрачный и объективный механизм ценообразования, учитывающий соотношение спроса и предложения, значительно снизить спекулятивный эффект и минимизировать объем «теневого» рынка.

Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, которую использует ЗАО «Белгородский цемент», выражается в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, а именно системами распределения и продажи. Интеграция "вперед" в деятельность по распределению товаров и проведение прямых продаж конечному пользователю даёт фирме снижение издержек и установление более низких цен для покупателя за счет устранения дорогостоящей традиционной сети распределения. Также на предприятии ЗАО «Белгородский цемент» используется стратегия ограниченного роста, при этой стратегии цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия.

 

 

3. Маркетинговый анализ внешней деловой среды ЗАО «Белцемент»

 

Определим степень открытости рынка цемента в России. Для этого используем коэффициент степени открытости рынка:

где П – объем внутреннего  производства

      И – импорт

      Э- экспорт

 

Если СОР находится в пределах:

10 – 35%  -  угрожающая степень  проникновения импорта;

до 10%  -  положительно влияющая на конъюнктуру степень проникновения на рынок.

Теперь, используя необходимые  данные по рынку, проведем данный вид  анализа.

В январе-апреле 2011 года было произведено 12878,2 тыс. тонн [21] портландцемента, цемента глиноземистого, цемента шлакового и аналогичных цементов гидравлических, что на 17,3% больше уровня аналогичного периода прошлого года. В 2010 году по рассматриваемой позиции было выпущено 50359,3 тыс. тонн цемента. Производство практически всех строительных материалов носит сезонный характер, изменяющийся под воздействием спроса на них: в конце осени и зимой выпуск стройматериалов сокращается. Ежемесячное производство цемента в 2011 году увеличивается: с 2171,7 тыс. тонн в январе до 4402,4 тыс. тонн [21] в апреле.

Белгородская область занимает первое место в рейтинге регионов-отправителей российского цемента на экспорт в январе-апреле 2011 года – более 360 тыс. тонн (рис. 1) [21].

Рис.1 Регионы-экспортеры цемента из РФ в январе-апреле 2011 года, %

 

Более 80% от суммарного объема экспорта приходится на Украину (почти 750 тыс. тонн). На долю Азербайджана приходится 12% от общего объема экспорта цемента – более 105 тыс. тонн, на долю Ирландии 2% - более 21 тыс. тонн. Доля оставшихся 22 стран не превышает 2% (Австрия, Болгария, Венгрия, Германия, Египет, Испания, Италия, Индия, Китай, Финляндия, Югославия и др.).

Практически в 2 раза импорт цемента  ниже его экспорта. В январе-апреле 2011 года суммарные объемы импорта  составили порядка 450 тыс. тонн цемента, закупаемого у 28 стран. Лидером среди них является Турция. Из этой страны в Россию было ввезено практически 100 тыс. тонн цемента [21].

Рис.2 Страны-поставщики цемента в РФ в январе-апреле 2011 года, %

 

Эстония экспортировала чуть более 80 тыс. тонн цемента, Латвия – более 55 тыс. тонн, Китай – чуть менее 55 тыс. тонн.

87,5% от общего объема  импорта было ввезено в 6 регионов  нашей страны: Ростовская, Ленинградская,  Калининградская и Сахалинская  области, Приморский край и Санкт-Петербург. Лидером среди них является Ростовская область, которая закупила более 88 тыс. тонн импортного цемента (19,5%). На долю Ленинградской области приходится 17% от суммарного объема импорта или более 77 тыс. тонн цемента. В Калининградскую область было поставлено 16,9% импортного цемента или более 76 тыс. тонн.

Информация о работе Методы прогнозирования экономических результатов маркетинговой стратегии