Методы прогнозирования экономических результатов маркетинговой стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является формировние маркетинговой стратегии для ЗАО «Белцемент».
В рамках основной цели решаются следующие задачи:
анализ внешней деловой среды предприятия;
анализ внутренней маркетинговой среды;
разработка альтернативных стратегий маркетинга компании;
прогнозная оценка эффективности разработанных стратегий и выбор наиболее оптимальной.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
1. Методы прогнозирования экономических результатов маркетинговой стратегии..................................................................................................................5
1.1 Методы экспертных оценок.............................................................7
1.2 Методы экстраполяции.....................................................................7
1.3 Методы моделирования и экономико-математические методы..............................................................................................................................7
1.4 Метод экономического анализа.......................................................8
1.5 Балансовый метод.............................................................................9
1.6 Нормативный метод........................................................................10
1.7 Программно-целевой метод...........................................................10
2. Бизнес-обзор ЗАО «Белцемент»............................................................12
3. Маркетинговый анализ внешней деловой среды ЗАО «Белцемент».18
4. Анализ внутренней маркетинговой среды............................................27
5.Разработка альтернативных стратегий маркетинга компании............52
Заключение..................................................................................................59
Список использованной литературы.........................................................61

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Strategich_mark.doc

— 647.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

В соответствии с полученным значением  коэффициента степени открытости рынка можно сделать вывод о положительно влияющей на конъюнктуру степени проникновения на рынок.

Анализ устойчивости рынка

 

Анализ степени дифференциации цен на товары, представленные на рынке, позволяет определить, насколько изучаемый рынок устойчив. Располагая данными о ценах на определенный момент времени, можно определить устойчивость в статике.

Показатель, по которому можно судить об устойчивости – коэффициент аппроксимации, рассчитываемый как отношение среднеквадратического отклонения цен к средней цене, выраженное в процентах:

А < 15%, то рынок устойчив,

А >15 % - неустойчив.

Возьмём значения средних цен на цемент за несколько месяцев 2010 года.

месяц

апрель

май

июнь

июль

август

Значение цен (руб./т)

2247

2256

2312

2378

2656,8


Средняя цена (pср) = (2247+2256+2312+2378+2656,8) / 5 = 2369,96

*100=6,37%

 

Как видно по значению коэффициента (<15%), данный рынок можно считать устойчивым и не подверженным резким колебаниям.

 

Основные конкуренты ЗАО «Белцемент»

Основные конкуренты ЗАО «Белгородский цемент» на цементном рынке страны представлены в табл. 1. [9]

 

Таблица 1

Доли и емкость предприятий на цементном рынке России

Предприятие

Производство цемента

за 2010 г. (тыс. т.)

Доля в общем объеме, %

Произв. мощность, млн.т.

ЗАО «Белгородский цемент»

1450

3,3

2,6

ОАО «Осколцемент»

3700

8,4

3,7

ОАО «Мальцовцемент»

2750

6,2

4,0

ОАО «Себряковцемент»

3062

6,9

3,0

ОАО «Липецкцемент»

1006

2,3

1,6

Другие предприятия

32332

72,9

 

ВСЕГО

44300

100

 

Далее мы можем рассчитать степень  концентрации основных конкурентов.

Таблица 2

Доли рынка основных конкурентов  ЗАО «Белцемент» [9]

Предприятие

Производство цемента

за 2010 г. (тыс. т.)

Дi (доля рынка),%

ЗАО «Белгородский цемент»

1450

12

ОАО «Осколцемент»

3700

31

ОАО «Мальцовцемент»

2750

23

ОАО «Себряковцемент»

3062

26

ОАО «Липецкцемент»

1006

8

ВСЕГО

11968

100


Д= ,

Таким образом, ОАО «Осколцемент»(31%), ОАО «Себряковцемент» (26%), ОАО «Мальцовцемент» (23%) – являются претендентами на лидерство, ЗАО «Белгородский цемент» (12%) – последователь, ОАО «Липецкцемент» (8%) является аутсайдером.

Для измерения интенсивности конкуренции на исследуемом рынке используют индекс Герфиндаля (G):

,

где  Дi – доля рынка i-ой компании, %;

n – число компаний, действующих на рынке.

Значение G находится в интервале от 1000 до 3000, значит на рынке господствует олигополия.

Одним из основных конкурентов на рынке Европейской части России и основным конкурентом на рынке  г. Белгорода и области является предприятие ОАО «Осколцемент». Преимуществом Оскольского завода является то, что он более новый, а, следовательно, более современный, а значит, оборудование имеет меньший износ и технология производства более современна (сухой способ). На заводе установлена финская упаковочная линия, позволяющая свести на нет потери при тарировании. Качество цемента производимого в Старом Осколе не выше Белгородского, но проигрывает в цене. Старооскольский завод в 1,5 раза мощней Белгородского.

Таким образом, ЗАО «Белгородский  цемент» довольно сильный конкурент ОАО «Осколцемент» и ОАО «Липецкцемент», это в большей степени обусловлено экспортом цемента, что, тем не менее, не опровергает сильную позицию предприятия.

Применив модель М.Портера (рис. 3) к оценке конкурентной ситуации на рынке, можно отметить, что на рынке достаточно высоки барьеры входа, также отмечается высокая рыночная власть продавцов, особенно после перераспределения собственности.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Модель конкуренции на цементном рынке по М.Портеру

           Как  видно, имеется незначительная угроза со стороны товаров-заменителей и то лишь на небольших сегментах рынка в отдаленной перспективе. Так, на сегменте индивидуальных потребителей конкуренция исходит от производителей сухих строительных смесей, которые более удобны в личном потреблении и могут обеспечить более высокие показатели эксплуатации. Кроме того, возможен переход на новые типы застроек, что может также повлиять на ситуацию на цементом рынке.

У предприятия ЗАО  «Белгородский цемент» сложились  хорошие отношения с поставщиками сырья для производства цемента и просто для работы предприятия. Завод стал их постоянным клиентом. Но в последние годы спектр поставщиков значительно сократился, в результате чего завод был вынужден отказаться от различных добавок. В настоящее время список поставщиков выглядит следующим образом [15] :

  • Мел – собственный карьер – «Полигон»
  • Глина – собственный карьер – Черная поляна
  • ЛСТ (лигносульфанат технический), бумажная тара – Котласский ЦБК
  • Пиритные огарки – Уваровский химический завод
  • Хвосты (железосодержащие добавки) – Михайловский ГОК
  • Шлакобрикеты – Новолипецкий МК
  • Гранулированный доменный шлак – Запорожский МК
  • Гипсовый камень – Новомосковский гипсовый комбинат
  • Огнеупоры – Новомосковский, Пантелеймоновский и Симеутский огнеупорные заводы
  • Шары – Новокузнецкий и Воскресенский машиностроительные заводы
  • Цильбепс – Новороссийский машиностроительный завод
  • Бронеплиты – ПО «Стройматериалы», г. Кострома
  • Полиэтиленовая пленка – 3-д полимерных материалов, г. Киев
  • Газ – Уренгойское месторождение;
  • Электроэнергия – подстанция г. Белгорода

Потенциальные покупатели продукции  делятся на две основные группы (сегменты рынка): Сегмент А – юридические лица (профессиональные строители); Сегмент Б – частные лица, осуществляющие строительства самостоятельно. На основании маркетинговых исследований определено, что физические объёмы продаж по названным сегментам составляют 85% - сегмент А и 15% - сегмент Б. Частные лица нередко привлекают по договору подряда малые строительные предприятия для выполнения строительно-монтажных работ.

Наиболее крупными потребителями цемента ЗАО «Белгородский цемент» являются белгородские предприятия, производящие строительные материалы на его основе. На ОАО «БелАЦИ» каждый год поставляются более 16% цемента. Также сбыт цемента осуществляется в Московский регион, Смоленскую, Курскую и др. области (табл. 3). [15]

Таблица 3

 

Наиболее крупные потребители  цемента ЗАО «Белгородский цемент»

 

Предприятия

Потребление

доля, %

ОАО «БелАЦИ», г. Белгород, ул. Мичурина

300000

16,5

ОАО «Белгородский завод ЖБК-1», ул. Коммунальная 5

20000

1,1

ОАО «Белгородстройдеталь», ул. Мичурина

15000

0,8

Мостотряд – 18, г. Москва ул. Земляной вал

10000

0,55

Мостотряд – 90, Московская область, г. Дмитров

8000

0,45

Дмитровский ЖБК, Московская область, г. Дмитров

9000

0,5

ЗАО «Смоленский завод ЖБИ-2», г. Смоленск

19000

1,04

ОАО «Курский завод КПД», г. Курск

8000

0,45

Магазин ЗАО «Белгородский цемент»

36000

2

Прочие

1399 800

76,6

Итого

1824 800

100


 

Таким образом, основными  потребителями цемента являются предприятия, производящие сборные железобетонные конструкции и изделия, товарный бетон, строительный раствор, асбестоцементные изделия, а также домостроительные комбинаты, строительные организации, осуществляющие как жилищное, гражданское, так и промышленного строительства. Кроме того, имеется довольно перспективная группа потребителей цемента – население, использующего цемент для индивидуального, садового и гражданского строительства.

Продажа цемента частным  лицам производится посредством  ДО "Родничок" и ДО "Рекорд-Центр", непосредственно на площадке завода, через торговые сети г. Белгорода и области. Еще одним каналом сбыта является магазин «Белгородский цемент». Если потребителем является предприятие, то доставка цемента производится навалом в закрытых железнодорожных вагонах.

4. Анализ внутренней  маркетинговой среды

 

Организационная структура

 

В ЗАО «Белгородский цемент»  используется линейно-функциональная структура управления. Она представляет собой принцип построения управленческого  процесса по функциональным подсистемам  организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и пр.). По каждой из них сформирована иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу.

Организация внешнеэкономической  работы состоит из двух частей: импортом занимается производственно-технический  отдел; экспортом занимается отдел маркетинга и ВЭД, которые проводят маркетинговые исследования, анализ рынка сбыта, анализ цен, занимаются гарантиями, финансовой надежностью фирм, желающих сотрудничать с предприятием.

Таблица 4

Структура управления ЗАО «Белцемент»

Директор завода

Зам. Директора по хозяйственным  вопросам

Главный инженер

Плановый отдел

Финансовый отдел

ЖКО

конструкторский отдел

Отдел ОТ и ТБ

Отдел НОТ и ЗП

отдел сбыта

Главный механик

Отдел кадров

ОТК и лаборатория

Зам. директора по кап. строительству

Главный техник

Юридическая консультация

Начальник ГО

ОКС

 

Отдел бухгалтерии

 

 

 

 

Таблица 5

 

Производственная структура  завода ЗАО «Белцемент»

 

Основные цеха

Вспомогательные цеха

  Горный цех

Пароводокомпресорная

  Сырьевой цех

Гараж

  Цех обжига

Цех КИП и А

  Цех тарирования  и упаковки

Механический цех

 

Ремонтно-строительный цех

 

Электроцех

 

Ремонтно-футеровочный цех


 

Анализ кадрового состава

 

В таблице показаны доступные данные структуры и динамики кадров ЗАО "Белгородский цемент".

 

Таблица 6

Анализ численности категорий кадров

 

Категории персонала

2009 год

2010 год

отклонение

Человек

%

Человек

%

Человек

%

Промышленно-производственный персонал в т.ч.

1221

88,29

1060

90,83

-161

2,54

Рабочие

987

71,37

848

72,66

-139

1,29

Служащие

234

16,92

212

18,17

-22

1,25

Непромышленный  персонал в т.ч.

162

11,71

107

9,17

-55

-2,54

Торговли

115

8,32

77

6,60

-38

-1,72

общественное  питание

14

1,01

14

1,20

0

0,19

оздоровительных учреждений

11

0,80

6

0,51

-5

-0,29

культурно-просветительских учреждений

8

0,58

3

0,26

-5

-0,32

прочих  организаций

14

1,01

7

0,60

-7

-0,41

Всего персонала

1383

100,0

1167

100,0

-216

0

Информация о работе Методы прогнозирования экономических результатов маркетинговой стратегии