Методы разработки стратегий предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Усложнение рынка и рыночной конъюнктуры, с одной стороны, приоритет потребителя над производителем, с другой, коренным образом изменили отношение последнего к проблеме производства и реализации товаров и услуг, обусловили переход от абстрактного покупателя к покупателю конкретному с его индивидуальными вкусами, запросами, потребностями и интересами, что поставило во главу угла реализацию необходимости их максимального учета и прогнозирования на основе углубленного и всестороннего исследования всех рыночных факторов с целью эффективного управления фирмой, ее выживания и стратегического развития в конкурентной среде.
Одной из ключевых составляющих управления является стратегия. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания стратегического управления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..……3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.……………………………………………..……..9
1.1. Понятие, сущность стратегии. Стратегическое планирование предприятия………………………………………………………………………....9
1.2. Миссия предприятия……………………………………………………15
1.3. Цели предприятия………………………………………………………19
1.4. Инструменты стратегического планирования………………………...24
1.5. Эталонные стратегии фирмы……………………………..…………….35
1.6. Конкурентные стратегии…………………………………………….....39
2. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ……..………………………………………….55
2.1. Общие сведения о предприятии………….…………………………….55
2.2. Анализ производственных показателей…………………..………...…56
2.3. SWOT – анализ…………………………………………...………..…....61
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ….68
3.1. Выбор стратегии…………………………………………………….…..68
3.2. Разработка маркетинговой стратегии……………….…………..….….71
Заключение………………………………………………………………………….79
Список использованных источников и литературы…………………..……...….90

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 504.00 Кб (Скачать файл)

Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве   продукции. В   этом   случае   фирма   должна   осуществлять высокоспециализированные   производство   и   маркетинг  для   того,   чтобы становиться лидером в области этой продукции. Это приводит к тому, что покупатели выбирают данную марку, даже если цена и достаточно высокая. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь прекрасных дизайнеров, прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а так же развитую систему маркетинга.

Третья    область    определения   стратегии   относится    к   фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма не стремится работать на его четко определенном    сегменте,    досконально    выясняя    потребности    рынка    в определенном типе продукции. В данном случае фирма может стремиться к снижению    издержек   либо   же   проводить   политику   специализации   в производстве продукта.   Возможно   и   совмещение   этих   двух   подходов. Однако совершенно обязательным для проведения стратегии третьего вида является то, что фирма должна строить свою деятельность прежде всего на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка, т.е. должна в своих   намерениях   исходить   не   из   потребностей   рынка   вообще, а   из потребностей вполне определенных или даже конкретных клиентов.

Прежде чем рассматривать стратегическое планирование, нужно проанализировать планирование в целом.

Планирование - это формирование образа будущего в сознании субъекта. Это обязательная предпосылка воплощения поставленных целей. Планирование является одной из важнейших функций управления.

Цель планирования - обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач. Поэтому в плане должен быть предусмотрен механизм оперативной адаптации плановых решений к конкретной ситуации. Такой механизм обуславливает тесную связь долгосрочных и краткосрочных планов.

Процесс планирования состоит, как минимум, из пяти этапов.

Первый этап - прогнозирование. Под прогнозированием понимается работа, выполняемая менеджером, пытающимся заглянуть в будущее. Сюда входит  систематический  анализ  определенного  круга   факторов   с  целью предвидения имеющихся возможностей. На этом этапе дается оценка риска. Если менеджер будет систематически заниматься прогнозированием, то такой прогноз поможет вырабатывать обоснованный подход ко всем планам деятельности предприятия. В прогнозировании   традиционно используются три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?); направление    (каковы тенденции будущего?); величина (как велики будут перемены?).

Второй этап - выяснение и выбор вариантов развития. В практике управления весьма редкими являются ситуации, требующие единственно верного подхода. Поэтому менеджер должен произвести качественную оценку альтернатив, сравнить их точки зрения доходности, а также с позиции требуемых ресурсов и выбрать наиболее подходящий вариант.

Третий этап - формулирование целей. На всех уровнях управления «работает» общее правило: когда решение об определенном образе действий принято, предстоит наметить четкую цель и предельный срок ее достижения.

Четвертый этап - разработка программы действий и составление графика работ. Программа действий представляет собой намеченную и упорядоченную серию предстоящих действий, которые необходимы для реализации поставленной общей цели. Составление такой программы начинается с анализа тех или иных задач без чрезмерной детализации. Все подробности отрабатываются позднее и передаются для выполнения, как правило, линейным менеджерам. Чтобы программа была действенной, необходимо установить очередность выполнения указанных задач. Присем нужно выделить из них те, которые должны получить временный приоритет в финансировании.2

Главное – временная последовательность программы. Первый шаг – выявление объема наличного времени, которым располагает менеджер. Следующие шаги включают определение продолжительности каждого этапа.

Пятый этап - формирование бюджета (бюджетирование). Это очень важный этап, так как он включает стоимостную оценку программы и распределение всех ресурсов, в первую очередь, финансовых. Бюджет может использоваться для контроля за выполнением плана и качества менеджмента предприятия.

Общие правила эффективного планирования:

1.Эффективное планирование обязательно должно начинаться сверху. Все планы должны быть скоординированы и согласованы на уровне высшего руководства. Но успех будет невозможным без привлечения управленческого персонала более низких уровней.

2. В планировании нельзя полагаться на случай. Ценность планирования заключается в наличии систематического подхода к решению проблем, в предупреждении трудностей завтрашнего дня, а также в выявлении и использовании долговременных возможностей.

 3. Для эффективного планирования нужна надежная информация. Часто качество плана прямо предопределено качеством аналитических ссылок. Планирование и сбор информации тесно связаны между собой. Сравнение фактических результатов с планами прошлых лет служит основой для разработки планов на следующий год, так как без учета таких результатов любые планы будут бесполезны. Выполнение ланов требует постоянного контроля, по необходимости – пересмотра и корректировки.

4. Для эффективного планирования существенными являются психологические факторы. Очень важными и значимыми являются контакты между управляющими различного уровня, между руководством и работником предприятия. Нужно стремиться к общению и взаимопониманию между людьми как залог успешного планирования.

 Сущность стратегического планирования.

Стратегическое планирование - составной элемент стратегического управления. Обычно   стратегическое   планирование трактуется   довольно широко. Рассматривается стратегическое управление  как   интегральный   процесс   подготовки   и   принятия   решений; формулировка целей и определенных путей их достижения; исследование последствий уже принятых или принимаемых решений; процесс разработки целей и направлений их достижения и т.п.

Стратегическое   планирование  -  процесс   разработки   стратегии  и основных методов их осуществления.

Стратегическое планирование - адаптивный вопрос, в результате которого происходит регулярная корректировка решений, оформленных в виде планов, а также пересмотр систем мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности предприятия.

Стратегическое планирование - система всего многообразия видов плановой деятельности на предприятии. Оно может быть долгосрочным, среднесрочным, оперативным и функциональным. Смыслом стратегического планирования является процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития.

Часто бывает так, что стратегическое планирование как особая форма стратегического управления ограничивается процессом разработки стратегии и формированием стратегической политики предприятия. Иногда формируется политика приоритетов предприятия. Но в более широком смысле слова стратегическое планирование представляет собой единство выработки целей и подготовки решений с определением конкретных путей их реализации.

Отличительной чертой стратегического планирования является его гибкость, которая обуславливается гибкостью плановых горизонтов. На определенный заранее горизонт времени вырабатывается перспективная политика. Плановый горизонт зависит во многом от масштабов предприятия, от его размеров. Большое влияние на продолжительность планового горизонта  оказывают  функциональные  сферы деятельности  предприятия. Таким образом,  следует говорить о предельном сроке планирования на каждом конкретном предприятии применительно к конкретным видам его деятельности.

Процесс стратегического планирования.

Цель процесса стратегического планирования - добиться роста прибыли и бизнеса в целом посредством приобретения большего числа потребителей, клиентов, покупателей (рис.1.1).

Процесс планирования помогает переосмыслить собственный бизнес.

Процесс стратегического планирования состоит из восьми взаимосвязанных  этапов, что видно исходя из рисунка 1.1. Этот процесс является непрерывным.3



 


 

Рис.1.1. Процесс стратегического планирования на предприятии

Процесс планирования помогает переосмыслить собственный бизнес.

Процесс стратегического планирования состоит из восьми взаимосвязанных этапов, что видно исходя из рисунка 1.1. Этот процесс является непрерывным.4

 

1.2. Миссия предприятия

 

Для успешной работы предприятия необходимо правильно сформулировать миссию и цели предприятия.

Миссия – определение перечня текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение приоритетов в стратегии, то есть основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе. Отличительной особенностью миссии является то, что она должна быть выполнена по истечению определенного периода времени.

Срок выполнения миссии должен быть обозрим и достаточно небольшим. Как показывает практика, чаще всего этот срок составляет пять лет. Делается это для того, чтобы поколение работников, присутствующих при принятии положения о миссии, могло увидеть результаты своего труда.

Следует различать широкое и узкое понимание миссии.

В широком понимании миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования предприятия. Философия предприятия определяет ценности, верования, принципы, в соответствии с которыми предприятие намеревается осуществлять свою деятельность. Именно предназначение определяет действия, которые предприятие намеревается осуществлять, и то, какого типа предприятием оно намеревается быть.  Философия предприятия обычно редко меняется. Хотя она может меняться, например, со сменой собственника. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут происходить на предприятии и в среде его функционирования.

В узком понимании миссия – сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует предприятие, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования предприятия, в котором проявляется отличие данного предприятия от ему подобных.

Положение о миссии предприятия является первой ступенью переосмысления бизнеса. Положение о миссии – выражение видения собственного бизнеса, совей компании. Миссия помогает достичь ясности цели внутри компании, служит фундаментом для принятия всех важных решений, вносит элемент обязательности при достижении целей предприятия, приводит к пониманию и поддержке компании во внешней среде в достижении ее целей.

Самым трудным во всем процессе планирования является формулирование положения о миссии, осуществляемое на первой ступени работы по созданию или совершенствованию бизнеса. Делать это нужно до того, как процесс планирования закончится в целом. Зачастую положение о миссии неоднократно переписывается, по мере того, как меняются знания о конкурентах и о других элементах внешней среды. Положение о миссии функционирует как средство коммуникации, для того, чтобы помочь предприятию  добиться преимущества перед конкурентами. Положение передает намерения предприятия, цели и указания людям, вовлеченным в данный бизнес. Оно действует как катализатор активности каждого, кто вовлечен в конкретный бизнес:

владелец предприятия;

ключевой менеджмент (люди, занимающие ключевые посты в бизнесе);

сотрудники. Нужно помочь им понять цели и задачи предприятия  и их роль в  достижении  этих целей;

Поставщики. Нужно помочь им понять цели данного предприятия и возможности своего воздействия;

Потребители. Следует помочь им понять, на чем фокусируется конкретное предприятие  и что именно они являются сосредоточением усилий.

Если положение о миссии помогает получить поддержку от всех вышеперечисленных людей, то оно выполняет свою функцию успешно. Имея такую поддержку, положение о миссии помогает доиться преимущества перед конкурентами. Можно сказать, что создается команда, обладающая определенной силой.

Особое значение миссии для деятельности предприятия заключается в том, что миссия является базисом, точкой опоры для всех плановых решений предприятия, дальнейшего определения ее целей и задач. Миссия создает уверенность, что предприятие преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели; помогает сосредоточить все усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; создает понимание и поддержку среди внешних участников предприятия (акционеров, государства, финансовых фирм и так далее) и всех, кто заинтересован в успехе.

Компоненты положения о миссии.

Единых требований к составлению положения о миссии не существует. Каждое предприятие формулирует его самостоятельно. Но есть пункты, которые обязательно должны найти свое отражение в положении о миссии. Ниже приводится два примера положения о миссии.

Информация о работе Методы разработки стратегий предприятий