Организация планирования маркетинга на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является организация и совершенствование планирования маркетинга на предприятии.
В соответствии с данной целью поставлены задачи:
– рассмотреть понятие и сущность планирования и маркетинга;
– изучить особенности понятия планирования маркетинга на предприятии;
– ознакомиться с программой и бюджетом маркетинга;
– ознакомиться с общей характеристикой предприятия ОАО «Живая Вода»;
– исследовать и рассмотреть анализ экономического состояния и маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Живая вода»;
– разработать предложения по совершенствованию планирования маркетинга на предприятии;
– разработать и рассмотреть экономическое обоснование предложенных рекомендаций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..............
1Теоретические аспекты организации планирования маркетинга на предприятии .……..………………………………………………………….
1.1 Понятие и сущность планирования и маркетинга ..............................
1.2 Особенности понятия планирования маркетинга на предприятии …..
1.3 Программа и бюджет маркетинга ………………………………………
2 Организация планирования маркетинга на предприятии ОАО Живая вода …………………………………………………………………………….
2.1Общая характеристика деятельности предприятия ОАО «Живая Вода»…………………………………………………………………………..
2.2Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Живая вода»……………………………………………………………………………
3Совершенствование организации планирования маркетинга на предприятии ОАО «Живая вода»…………………………………………..
3.1Разработка рекомендаций по совершенствованию планирования маркетинга в ОАО «Живая вода» …………………………………………
3.2 Экономическое обоснование предложенных рекомендаций …………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников.……………………………………......
Приложения А-Г…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

моя курс внф пл.docx

— 324.03 Кб (Скачать файл)

Суть маркетинговой деятельности заключается в формировании реальной величины спроса, в воздействии на потребителя для побуждения его к приобретению товара, в разработке реальных программ действий организации на конкретном рынке.

Главный принцип маркетинга — ориентация на потребителя и  его потребности, их формирование и  максимальное удовлетворение.

Основная цель маркетинга — определить величину спроса на конкретный товар, выраженную в показателях объема продаж и его доли на рынке, и средствами маркетинга содействовать его достижению.

Объектом исследования данной курсовой работы явилось  предприятие ОАО «Живая вода», занимающееся производством и продажей безалкогольных напитков  в г. Оренбурге и Оренбургской области.

При написании курсовой работы в  ОАО «Живая вода» была изучена его структура, функции, назначение предприятия с момента его образования до сегодняшнего дня.

По результатам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Главной целью  ОАО «Живая вода» является ориентация на потребителя. Основным видом деятельности  предприятия согласно регистрационным документам является производство безалкогольных напитков.

 Свою социальную миссию компания  определяет девизом «Создаем  продукт,  достойный великой нации!».  Если рассматривать исполнение  миссии как процесс, то в  его основе лежит производство  безопасной, экологически чистой  воды, удовлетворяющей физиологические  потребности человека. Для потребителя  должно быть важным, что это  вода – отечественная, из местных  источников и символизирует его  связь с малой и большой  Родиной.

Компания «Живая вода» с первого  дня своей работы последовательно  формирует культуру потребления  воды, здоровый образ жизни, выпуская для этого большой ассортимент  напитков. Каждый новый напиток создается  не только для утоления жажды, а для  повышения качества жизни, укрепления здоровья человека, потому что лучше  употреблять здоровые продукты, чем  тратиться на лекарства. Профилактика дешевле лечения. И работники  предприятия гордятся тем, что создают  продукт, достойный великой нации.

Управление ОАО «Живая вода»  осуществляется на основе линейно-функциональной структуры.

Во главе предприятия находится  директор. В подчинении  директора  находятся бухгалтерия, коммерческий отдел, отдел службы продаж. Бухгалтерия обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности на предприятии на основе прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета, контроля и экономического анализа.

Главный бухгалтер осуществляет организацию  бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.  Административно-хозяйственный отдел и отдел материально-технического снабжения выполняют функции хозяйственного и технического обслуживания на предприятии.

Функции отдела службы продаж разделены  между главным товароведом и  заведующим складом и др.

Главный товаровед организует работу по проверке качества и комплектности товаров на складе и в магазинах в процессе приемки, хранения и отпуска (продажи), а также по переоценке товаров.

Заведующий складом осуществляет руководство и контролирует выполнение кладовщиками и грузчиками должностных  обязанностей на складе; организует проведение погрузочно-разгрузочных работ, работ  по приемке, хранению и отпуску продукции  со склада; обеспечивает сохранность  продукции и др.

Таким образом, общие решения руководителя конкретизируют специалисты, которые  выполняют определенные функции, а  затем передают указания на нижестоящие  уровни.

Все функции, задачи, ответственность  и полномочия работников предприятия  определены в положениях о подразделениях, должностных инструкциях, стандартах предприятия, инструкциях, регламентах  процессов определяющих порядок  реализации процессов с целью  выпуска продукции.

Исходя из анализа организационной  структуры управления ОАО «Живая вода»,  уровень централизации на данном предприятии и уровень загруженности директора очень высоки.

В качестве рекомендаций руководству  ОАО «Живая вода» можно предложить следующее:

  • постоянное повышение квалификации работников;
  • признание и вознаграждение качественного труда;
  • содействие открытому, двустороннему обмену информацией;
  • постоянный анализ потребностей персонала;
  • создание условий, поощряющих нововведения и инициативу.

 В организационной  структуре предприятия по отношению  к центру маркетинга существуют  недостатки: низкий уровень коммуникативности между высшими эшелонами управления и центром маркетинга, нет связи с сбытовым отделом. В организационной структуре также отсутствует отдел коммуникаций, что является минусом для большого и старейшего предприятия. Отдел коммуникаций позволит сократить расход времени на осуществление коммуникаций с различными видами клиентов на внешнем уровне и сокращения времени при получении указаний на внешнем уровне.

Компания ОАО «Живая вода» может  стать гарантом обеспечения населения  лучшей питьевой водой для поддержания  здоровья жителей города Оренбурга  и Оренбургской области, а в перспективе  – и других территорий Российской Федерации. И оренбуржцы с гордостью могут констатировать факт: «Город Оренбург – первый в мире город на Живой воде».

В отчете был проведен анализ экономической  деятельности ОАО «Живая вода»,  из которого можно сделать вывод, что ОАО «Живая вода» - это развивающаяся фирма, об этом свидетельствует рост показателей товарной и реализованной продукции, численности персонала, производительности труда, прибыли, фондоотдачи за период 2010 – 2012 гг. Причем темп рост указанных показателей в 2012 году выше, чем в 2011 году. Однако, эффективность (результативность) деятельности предприятия за тот же период снижается. Это выражается в снижении рентабельности продукции и возрастании показателя затрат на 1 рубль реализованной продукции. Необходим более детальный анализ этих показателей для выявления причин их ухудшения.

Значения показателей обновления основных фондов говорят о том, что  предприятие активно обновляет  свои основные фонды. Повышение фондоотдачи  в 2012 году объясняется улучшением использования  основных производственных фондов по сравнению с предыдущим годом  и значительным увеличением выпуска  продукции.

Динамика показателей материалоемкости продукции и материалоотдачи свидетельствует об улучшении использования сырья и материалов.

Анализ среднегодовой выработки  предприятия показал улучшение  использования трудовых ресурсов –  это положительная тенденция  развития ОАО «Живая вода».

Данное предприятие  можно назвать платежеспособным, однако, наметилась тенденция к снижению его платежеспособности, об этом свидетельствует  отрицательная динамика коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами. Отрицательную тенденцию  имеют также показатели прибыли  и рентабельности предприятия. Необходимо выявить причину данных тенденций  и принять решение, способствующее их изменению в сторону роста.

Проанализировав и  рассмотрев маркетинговую  деятельность предприятия ОАО «Живая вода», можно сделать следующий вывод - предприятие нуждается в проведение маркетинговых мероприятий для увеличения доли рынка, привлечения клиентов, увеличения объемов продаж.

С помощью метода SWOT-анализа выявлены основные возможности и угрозы, сильные и слабые стороны предприятия ОАО «Живая вода».

Проведенный анализ позволяет рекомендовать предприятию разработать рекламный ролик на радио и телевидение. Рекламный ролик на ТВ, будет транслироваться на телеканалах г. Оренбурга. Рекламный ролик расскажет потенциальным клиентам о новых услугах предприятия, широком ассортиментном ряде и гибкой системе скидок и поощрений покупателей.

Данная компания позволит увеличить  объем продаж и величину чистой прибыли  предприятия.

Предприятие ОАО «Живая вода» имеет будущее и способно конкурировать.

Тема организация планирования маркетинга на предприятии полностью раскрыта в данной курсовой работе, цель достигнута, поставленные задачи решены.

Список использованных источников

  1. Должностные инструкции сотрудников ОАО «Живая вода»
  2. Устав ОАО «Живая вода»
  3. Самуэльсон П.Г. Экономика: Учебное пособие.- М.: Вильямс, 2008. 360с.
  4. Коротков А. Категории управления в маркетинге / А. Коротков // Маркетинг. — 2005. — № 1 (80).
  5.   Багиев Г. Л. Маркетинг: Учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2007. – 736 с.  
  6. Планирование деятельности фирмы. / Алексеева М.М. – Финансы и статистика, 2003.
  7. Планирование, финансы, управление на предприятии. / Филатов О.К, Цветкова Т.Н,, Козловских Л.А., 2005.
  8.   Басовский, Л. Е. Маркетинг: Курс лекций / Л.Е. Басовский – М.: ИНФРА– М, 2003– 146 с.
  9. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. - 320 с.
  10. Покровская Н.Н. Антикризисный маркетинг: журнал Личность и культура, 2001, №5-6 17-20 с.
  11. Короткова А.В., Синяевой И.М.. Управление маркетингом: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2005. 463 с.
  12. Кобец Е.А. Планирование на предприятии Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 344 с.
  13. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, методология, и практика. - М.: Финпресс, 2008. - 414 с.
  14. Горфинкеля В.Я., проф. Швандара В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с.
  15. Третьякова Е.П. Теория организации: Учебник для вузов. - М.: КноРус, 2009, - 224 с.
  16. Гелета И.В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. - М.: Магистр, 2009. - 303 с.
  17. Лопарева А.М. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 240 с.
  18. Самарина В. П. Экономика организации Учебное пособие для вузов. -М.: КноРус, 2009. - 319 с.
  19. Ширенбек Х. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 848 с.
  20. Цахаев Р.К., Муртузалиева Т.В., Алиев С.А. Основы маркетинга: Учебник. М.: «Экзамен», 2005. 448 с.
  21. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга:  Сер. "Практика маркетинга". - М.: Фолиум, 2005 г. 
  22. Литовченко П.В. Финансовый учет: Учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс. 2006. - 287 с.
  23. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. М.: Интел-Синтез, 2006. 640 с.
  24. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. - 501 с.
  25. Черчилль Г. Маркетинговые исследования:.- СПб.: Питер, 2005.- 752 с.
  26. Управление персоналом [Текст] : учеб. для вузов / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити, 2003. - 554с. - Библиогр.: с. 552. - ISBN 5-238-00290-4.
  27. Скляренко, В. К. Экономика предприятия [Текст] : учеб. для вузов / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - Москва : ИНФРА-М, 2008. - 528 с. : ил. - (100 лет Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова). - Библиогр.: с. 503-504. - ISBN 978-5-16-002851-4.
  28. Фатхутдинов, Р. А. Организация производства [Текст] : учеб. для вузов / Р. А. Фатхутдинов.- 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2008. - 544 с. : ил. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 542-544. - ISBN 978-5-16-002832-3.
  29. Коршунов, В. В. Экономика организации (предприятия) [Текст] : учеб. для бакалавров / В. В. Коршунов. - М. : Юрайт, 2011. - 392 с. - (Бакалавр). - Библиогр.: с. 390-392. - ISBN 978-5-9916-1397-2.
  30. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие, изд. 2-е, исправленное / М. С. Абрютина, А.В. Грачев - М: Дело и сервис, 2005. - 322 с.
  31. Электронный ресурс:   www.aqua-life.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

СХЕМА ПОДГОТОВКИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ

 

 

 

 

 

Приложение  Б ОТДЕЛЬНО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  В

Список  основных конкурентов действующих  на рынке безалкогольных напитков

Название компании

Перечень основных отличительных  особенностей маркетинговой тактики  компании

Область конкуренции

Регион конкуренции

"Кока-кола"

- Наличие представительства в 

г. Оренбурге;

- Создание новых видов продукции  (специально для российского рынка "Фруктайм");

 - Расширение ассортимента тары;

- Регулирование розничных цен на продукци (работа непосредственно с розничными продавцами, что позволяет контролировать уровень цен); - Широкая рекламная поддержка в центральных СМИ;     - "Раскрученность" бренда.

Минеральная вода и сладкие напитки

Мир

"Лагуна"

- Наличие представительства в г.Оренбурге; - Позиционирование в той же ценовой нише, что и "Живая Вода";-Расширение ассортимента выпускаемой продукции и тары;

- Отсутствие рекламной поддержки.

Минеральная вода и сладкие напитки

Уральский регион

"Пепсико"

- Создание новых видов продукции  (специально для российского рынка - "Фиеста");

- Расширение ассортимента тары;

- Регулирование розничных цен на продукцию(работа непосредственно с розничными продавцами, что позволяет контролировать уровень цен);

- Широкая рекламная поддержка в центральных СМИ;

- "Раскрученность" бренда.

Минеральная вода и сладкие напитки

Мир

"Эридан"

- Широкий ассортимент минеральной  воды (4 вида),

- Работа в той же ценовой  нише, что и "Живая Вода", но удерживает более низкие  цены; - Товарный вид продукции  с претензией на качество, хорошие  вкусовые характеристики.

Минеральная вода и сладкие напитки

Оренбургская область

"Оренбург молоко"

- Низкая цена при низком уровне качества;- Реализация продукции через собственную розничную сеть, что позволяет контролировать цены и привлекать покупателей, пришедших за молочной продукцией.

Сладкие напитки

Оренбургская область

"Алиса"

- Наличие стабильно работающего  в городе Оренбурге дилера;

- Рекламная поддержка продукции; - Более высокое качество, чем  у конкурентов в нише "дешевой  продукции", - Низкие цены;

- Широкая известность (и популярность  в малообеспеченных слоях населения) торговой марки "сладких" напитков.

Сладкие напитки

Российская Федерация

"SPARK" "Меркурий"

- Работа в том же ценовом  сегменте, что и "Живая Вода", но с более высоким уровнем цен;

- Привлекающий внимание дизайн  напитка (черная, почти непрозрачная  бутылка с напитком непривычная  для местного рынка); - Хорошие  отзывы оптовиков и потребителей  о качестве (вкусовых свойствах) напитка. По отзывам потребителей она по вкусовым качествам превосходит напитки "Живой воды". При производстве используются концентраты фирмы " Flavoring" Швеция.

Сладкие напитки

Российская Федерация

"Шихан"

- Близость места производства  к оренбургскому рынку; - Выпуск  минеральных вод различных составов (с средней и сильной минерализацией); - Производство напитков с витаминами (напитки с витамином "С"); - Завоз воды в Оренбург осуществляется оптовиками вместе с одноименным пивом, что сокращает транспортные издержки; - Наличие рекламной поддержки в Оренбургской области.

Минеральная вода

Поволжский регион

"Хочу"

- Оригинальный дизайн (яркая раскраска  напитков, "по-лихлорвиниловая" бутылка); - ориентация на молодежь; - Работа в том же ценовом сегменте, что и "Живая Вода", но с более низким уровнем цен.

Сладкие напитки

Российская Федерация

«Живая Вода»

-Создание новых видов продукции;

-Расширение ассортимента выпускаемой продукции;

- Высокое качество продукции.

Сладкие напитки, минеральные и питьевые воды

Российская Федерация

Информация о работе Организация планирования маркетинга на предприятии