Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:34, курсовая работа
Для маркетинга характерны следующие основополагающие положения, или принципы:
1) ориентация бизнеса на запросы потребителя; глубокие и всесторонние научно-практические исследования рынка, рыночной среды, мотиваций потребителя, а также производственно-сбытовых возможностей фирмы;
2) сегментация и выявление целевого рынка;
– метод «поиска» заключается в промежуточных оценках исчисления конечных потребителей, исходя из общего количества людей;
– метод построения заключается в определении всех возможных групп потенциальных потребителей и последующем их суммировании.
Измерение потенциального спроса необходимо для проведения сравнения потенциальных возможностей с реальным спросом.
Реальный спрос представляет собой размер фактической реализации товаров за определенный срок, выраженный в натуральных или стоимостных показателях. Способы оценки реального спроса:
– расчет на основе объемов производства, экспорта, импорта и товарных запасов;
– замеры поступлений, продаж и запасов товаров в ассортименте по выборочной совокупности магазинов в течение определенного периода времени (исчисление индекса Нильсена);
– оценки расходов потребителей по бюджетной статистике.
Прогнозирование спроса осуществляется различными методами. Обычно реализуется комплексный подход, учитывающий сильные и слабые стороны применяемых методов. Общие методы прогнозирования спроса основываются на экстраполяции, экспертных оценках, нормативах и на экономико-математическом моделировании.
5.Спрос как основной элемент рынка: этапы изучения спроса на продукцию
Чтобы понять потребителей
и при необходимости
Технология изучения рынка состоит из пяти основных этапов:
1. Выявление проблемы;
2. Отбор источников информации;
3. Сбор источников информации;
4. Анализ собранной информации;
5. Применение результатов для решения проблемы.
1 этап - происходит четкое определение проблемы (например, отсутствие спроса на какой либо товар) и постановка целей исследования.
2 этап – разработка плана сбора информации с использованием вторичных и первичных данных.
Вторичные данные – это информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей. Источником вторичных данных являются балансовые отчеты, отчеты о предыдущих исследованиях, публикация в периодических изданиях и т.п.
Первичная информация собирается впервые для какой-либо конкретной цели. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовки орудий исследования (анкеты, механические устройства) и выбора способа связи (телефон, почта, личное интервью).
Анкета – самое
Вопросы для анкеты могут быть следующих основных типов:
1) Альтернативные – предлагается выбрать один из двух ответов:
Пример: Вы покупаете колбасу? Варианты ответа : да, нет.
2) Вопросы с выборочным ответом – предлагается три и более вариантов ответов:
Пример: Какую колбасу
Вы предпочитаете? Варианты
А) вареную, б) варено-
В случае, когда ассортимент перенасыщен, предлагают вариант ответа на усмотрение покупателей: д) ваш вариант ответа.
Иногда спрашиваемому предлагается выбрать несколько вариантов ответа.
3) Вопросы с предложением указать степень согласия или не согласия с сутью сделанного заявления: Молочная колбаса вкуснее Докторской:
а) согласен, б) не согласен, в) затрудняюсь.
4) Вопрос без заданной
структуры – варианты ответов
не предлагаются, опрашиваемый может
ответить любым другим
5) Вопрос завершение предложения – опрашиваемому предлагают незаконченные предложения и просят их завершить: «Когда я выбираю колбасу, для меня самое главное….»
6) Подбор словесных ассоциаций – спрашиваемому называют по одному слову и просят назвать ответ первое, пришедшее на ум слово: «Что Вам приходит в голову, когда Вы слышите слово «Колбаса»?
7) Вариант «Оценочная
шкала» – опрашиваемому
Пример: оцените вкус вареных колбас, выпускаемых нашим комбинатом по 5 – бальной шкале: 1 – неудовлетворительный, 2- сносный, 3 – удовлетворительный, 4- хороший, 5-отличный.
3 этап – сбор информации. Информация может быть получена в ходе интервью, по телефону, путем рассылки анкет по почте или личным интервью.
Личное интервью – самый универсальный и эффективный метод проведения опроса.
4 этап – анализ собранной информации для выявления взаимосвязей.
Проанализировать собранную информацию легче, если количество вариантов ответов подсчитано в процентах и выражено в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.п.
5 этап - применение результатов исследования для решения проблем.
6. Конкурентная
среда, конкурентное
Конкурентная среда – рынок, на котором свободно
соперничают независимые продавцы за
право продать свой товар свободному покупателю.
Конкурентная среда состоит
из следующих основных элементов:
• Товарный рынок – сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя на экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. При этом элементом товарного рынка являются взаимозаменяемые товары – группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления.
• Продуктовые границы товарного рынка – определяются потребительскими свойствами товара и формированием товарной группы, рынки которой расцениваются как один товарный рынок.
• Географические границы товарного рынка – территория, на которой покупатели приобретают изучаемый товар и не имеют такой возможности за ее пределами.
• Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
• Конкурентоспособность товара – это уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество с другими аналогичными товарами на рынке.
• Товар – главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (ценность), обладает определенным качеством техническим уровнем и надежностью.
Конкурентное преимущество - это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относиться как к самому товару, (базовой услуге). так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую. к формам производства. сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара.
Указанное превосходство является. таким образом. относительным., определяемым по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка. Этот самый опасный конкурент называется приоритетным.
Относительное превосходство
конкурента может быть обусловлено
различными факторами. В общем виде
эти факторы можно
Конкурентное преимущество
называется «внешним», если оно основано
на отличительных качествах
Внешнее конкурентное преимущество, следовательно, увеличивает «рыночную силу» фирмы в том смысле, что она может заставить рынок принять цену продаж выше, чем у приоритетного конкурента, не обеспечивающего соответствующего отличительного качества. Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества, - это стратегия дифференциации, которая опирается на маркетинговое ноу-хау фирмы, ее превосходство в выявлении и удовлетворении ожиданий покупателей недовольных существующими товарами.
Конкурентное преимущество
является «внутренним», если оно базируется
на превосходстве фирмы в
Внутреннее конкурентное преимущество - это следствие более высокой «производительности», которая обеспечивает фирме большую рентабельность и большую устойчивость к снижению цены продаж. навязываемому рынком или конкуренцией. Стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуществе, - это стратегия доминирования по издержкам, которая базируется главным образом на организационном и производственном ноу-хау фирмы.
Стратегии конкуренции - это набор инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов и укрепления позиции на рынке. М.Портер выделил три типа конкурентных стратегий:
- ценовое лидерство –
- дифференциация – привлечение
потребителей за счет
- фокусировка – ориентация
Выбор стратегии конкуренции основан на определении трех составляющих: продукт (степень дифференциации товара), рынок (степень сегментации рынка), отличительные компетенции компании (табл. 9.1). На практике конкурентные стратегии требуют дополнений.
1. Кроме лидерства по ценам
существует стратегия
2. Реализация стратегии
- фокусировка на базе низких издержек. Ориентация компании на узкий сегмент и вытеснение конкурентов за счет более низкой цены;
- фокусировка на базе дифференциации продукции. Ориентация компании на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет уникального предложения товара или услуг.
3. Возможны варианты объединения стратегии ценового лидерства и дифференциации. Методами снижения издержек при дифференциации является широкое применение стандартных узлов и деталей, снижение маркетинговых расходов. Компании назначают премиальную цену по сравнению с ценой чистого ценового лидера, но которая будет ниже, чем у чистого дифференциатора.
Рассмотрим содержание базовых конкурентных стратегий.
Ценовое лидерство - это возможность предложить более низкую цену при том же уровне прибыли, а в условиях ценовой войны - способность выдержать конкуренцию благодаря лучшим стартовым условиям. Стратегия ценового лидерства хороша в случаях:
- сильной конкуренции по цене,
- производства стандартного или предназначенного для широкого круга потребителей товара,
- стандартного использования товара.
В основе формирования ценового
лидера лежит реорганизация
Анализируя ценового лидера по модели конкурентных сил Портера, можно выделить следующие особенности:
- ценовой лидер находится
в относительной безопасности, от
потенциальных конкурентов
- ценовой лидер менее чувствителен, чем конкуренты, к возрастанию давления поставщиков на входе и покупателей на выходе: массовый рынок укрепляет позиции в «торговле»;
- при поступлении на
рынок заменяющих продуктов
Существуют следующие недостатки стратегии:
- возможны затяжные ценовые войны;
- методами снижения цены могут воспользоваться конкуренты;
- существует риск чрезмерного увлечения снижением издержек;
Информация о работе Основные цели и принципы маркетинговой деятельности