Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:18, курсовая работа
Выбор темы настоящей работы обусловлен чрезвычайной актуальностью для всех стран мирового хозяйства проблемы повышения конкурентоспособности как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг).
Целью настоящей работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности; определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции; определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Конкурентоспособность продукции как экономическая катего-рия…………...5
2. Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продук-ции……...12
3. Основные методы оценки конкурентоспособно-сти…………………………...20
4. Пути и методы повышения конкурентоспособности това-ра…………………31
5. Заключе-ние……………………………………………………………………….37
6. Список использованной литерату-ры…………………………………………...39
Конкурентоспособность продукции и лежит в основе всех ранее рассмотренных уровней конкурентоспособности, так как является важнейшим атрибутом экономики и затрагивает всех товаропроизводителей. Нередко конкурентоспособность продукции отождествляют с качеством продукции, забывая, что, во-первых, с позиций качества сравнимы лишь однородные товары, а во-вторых, помимо качественных характеристик, конкурентоспособность товара включает также потребительские и ценовые. Существует множество определений конкурентоспособности продукции. Например, в работе Трубилина [10] конкурентоспособность товара трактуется как комплекс его потребительских и стоимостных характеристик, определяющих успех на рынке. Но очень важно при определении конкурентоспособности товара, помимо потребительских и стоимостных характеристик также отметить и его качественные характеристики.
В работе Гарбацевича [11] конкурентоспособность продукции определяется ее конкурентным преимуществом на внутреннем и внешнем рынках, что достигается на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает стабильность получаемой прибыли и повышение эффективности товаропроизводителя. Однако в данном определении не учтено то, что конкурентные преимущества могут предполагать и более высокие цены продукции, которые оправдываются предоставлением больших выгод.
Наиболее удачным определением конкурентоспособности продукции является определение Плясункова [12], согласно которому конкурентоспособность продукции – комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.
2. Факторы, критерии и показатели
конкурентоспособности продукции
Прежде всего, необходимо определиться с понятием «фактор». Поскольку понятие «фактор» происходит от латинского «factor» — делающий, производящий [13], это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества.
В настоящее время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера приведем некоторые из них:
1. Классификация Гарбацевича [11].
2.Классификация Трубилина [10].
3. Наиболее подробно и комплексно факторы конкурентоспособности товара представлены у Р. Фатхутдинова [4]. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:
Внешние факторы:
Внутренние факторы:
Необходимо отметить, что во всех приведенных классификациях факторов конкурентоспособности продукции можно выделить одну общую особенность, а именно: их деление на внешние и внутренние.
Существует также мнение, что
товарная конкурентоспособность находитс
Издержки производства – это выраженные в денежной форме затраты фирмы, связанные с приобретением факторов производства и их использованием.
Производительность труда – это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.
Интенсивность труда оценивается по индексам интенсивности производства (промышленного и сельскохозяйственного), которые представляют собой обобщенные темпы среднесуточных объемов выпуска продукции за каждый месяц рассматриваемого периода по отношению к базовому месяцу.
В настоящее время на первый план
в мировой
В последние годы большое значение
в обеспечении конкурентоспособ
Рассмотрим критерии конкурентоспособности продукции для целенаправленного и прогнозируемого воздействия через них на конкурентоспособность.
Всякий товар обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Чтобы объективно оценить конкурентоспособность товара, производитель должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Только в этом случае можно ожидать, что оценка, данная своему товару предприятием, совпадает с мнением покупателя. Следовательно, вначале необходимо разобраться с совокупностью критериев, существенных с точки зрения потребителя.
Среди критериев, характеризующих
конкурентоспособность промышле
Для определения
Некоторые специалисты (например, Гребнев) рекомендуют использовать для данных показателей только два значения: «1» и «0». В случае соответствия параметра обязательным требованиям его значение принимается равным 1, в противном случае – равным 0. Но как показывает практика оценки товаров наиболее авторитетных производителей, зачастую стандарты предприятия оказываются более «жесткими» нежели предписанные действующими нормами. Кроме того, при упрощенном подходе – «1» или «0» - отсутствует возможность дифференциации уровня качества по регламентируемым параметрам. Поэтому область допустимых значений для этой группы должна быть расширена.
Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, его характеристики с точки зрения способности товара удовлетворять конкретную потребность. Количественные характеристики свойств товара, определяющие его качество, называются показателями качества [18].
Виды показателей качества товара [19]:
1. Показатели назначения товара, характеризуют его отдачу, использование на конкретные цели.
2. Показатели надежности товара,
отражают сохраняемость
3. Показатели экологичности и безопасности применения товара оценивают уровень вредного воздействия объекта на окружающую среду.
4. Показатели
5. Показатели эргономичности
6. Показатели технологичности
7. Показатели эстетичности
Информация о работе Повышение конкурентноспособности продукции и пути ее совершенствования