Значение пути повышения качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Вопросы качества продукции и его повышения всегда находились в центре общественного внимания. Изменение акцента в оценке товара для удовлетворения потребностей общества с количественных показателей на качественные, который произошел практически во всех промышленно развитых странах, был вызван объективными предпосылками (причинами).
Проблема качества продукции во всем мире рассматривается как наиболее важная, поскольку она определяет престиж конкретных производителей и страны в целом на мировом рынке, а также научно-технический потенциал и степень развития экономики.

Содержание работы

Введение.
Повышение качества продукции.
Методы расчёта показателей.
Экономическая эффективность повышения качества продукции.
Методы определения показателей качества.
Оценка качества продукции.
Управление качеством продукции.
Практическая часть.
Заключение.

Файлы: 1 файл

экон.организаций курсовик.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО»

 

 

 

ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

Заочное отделение

 

Специальность «Финансы и кредит»

 

 

Контрольная работа

по экономике  организаций

 

на тему:

 

Значение пути повышения качества продукции.

                                                                      

 

                                                                       Выполнила:

                                                                       студентка 2 курса, группы 13Ф21,

                                                                       заочной формы обучения,

                                                                       специальность «Финансы и кредит»

                                                                       Кабанова Марина Валерьевна

 

                                                                      

                                                                       Проверила:

                                                                       Дружинина Маргарита Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011 г.

 

 

Содержание.

 

  1. Введение.
  2. Повышение качества продукции.
  3. Методы расчёта показателей.
  4. Экономическая эффективность повышения качества продукции.
  5. Методы определения показателей качества.
  6. Оценка качества продукции.
  7. Управление качеством продукции.
  8. Практическая часть.
  9. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Что такое качество продукции? Это совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с назначением (ГОСТ 15467-79).

Качество продукции (работ, услуг) определяется такими понятиями, как «характеристика», «свойство» и  «качество». Характеристика – это  взаимосвязь зависимых и независимых переменных, выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается, как правило, функционально. Свойство продукции представляет собой объективную особенность продукции, которая может проявляться при её создании, эксплуатации или потреблении. Качество продукции формируется на всех этапах её жизненного цикла. Свойство продукции выражается показателями качества, то есть количественными характеристиками одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления.

Особенность управления качеством на фирме заключается  в том, что в силу диверсификации видов её деятельности объектами  управления качеством выступает  как продукция, так и услуги.

В современных условиях выживаемость любой фирмы, её устойчивое положение на рынке товаров и  услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность  связана с уровнем цены и уровнем  качества. Качество продукции и услуг  является основой удовлетворения общественных и личных потребностей. Высокое качество – это интенсивный фактор роста национального богатства.

Вопросы качества продукции  и его повышения всегда находились в центре общественного внимания. Изменение акцента в оценке товара для удовлетворения потребностей общества с количественных показателей на качественные, который произошел практически во всех промышленно развитых странах, был вызван объективными предпосылками (причинами).

Проблема качества продукции  во всем мире рассматривается как наиболее важная, поскольку она определяет престиж конкретных производителей и страны в целом на мировом рынке, а также научно-технический потенциал и степень развития экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение качества продукции.

 

В настоящее время роль и важность качества для формирования экономики страны является определяющей, качество – главный показатель оценки продукции, работ и услуг, определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом.  
Решение проблемы качества – задача стратегическая. Поэтому только разработка четкой политики в этой области и долгосрочная программа мер, объединяющих усилия всех ветвей власти и всех специалистов, может привести к успеху, к подъему реального сектора экономики.

В определении Международной  организации стандартизации термин «качество» – это «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». Термин «качество» в большинстве стран происходит от латинского термина qualitas. Ниже приводятся термины, часто используемые в определениях качественных особенностей товара.

Объект – деятельность, процесс, продукция, организация, система, отдельное лицо или комбинация из них.  
Продукция – результат деятельности или процессов (это может быть нечто материальное или нематериальное). Продукция подразделяется на оборудование, программное обеспечение, перерабатываемые материалы (сырье, жидкости, газы, листы и т.п.), услуги (страхование, банковские операции, транспорт и т.п.).  
Потребности – описание конкретных характеристик объекта, выраженное количественно (назначение, технологичность, ремонтопригодность, надежность, экономичность, безопасность, эргономичность, эстетичность, экологичность).

Составляющими качества товара являются:  
-функциональное соответствие (способность товара правильно выбрать базовую функцию);  
-дополнительные функции (диапазон возможностей товара помимо базовой функции);  
-соответствие (соблюдение норм и стандартов на заявленном уровне);  
-надежность (отсутствие поломок или дефектов в работе в течение заданного срока);

-долговечность (полезный срок службы товара или частота его использования до выхода из строя);  
-сервис (диапазон, скорость и эффективность услуг, обеспечиваемых до, во время и после продажи);  
-технологичность (затраты материала и труда на единицу продукции);  
-эргономичность (степень приспособленности к человеку, удобство использования, соответствие параметрам человека);  
-эстетичность (дизайн, вид, цвет, вкус и т.п.);  
-безопасность;  
-экономичность;  
-воспринимаемое качество (репутация, имидж товара или марки).

Применительно к качеству услуг выделяют:  
-компетентность (фирма обладает требуемыми навыками и знаниями, чтобы оказать услугу);  
надежность (стабильность работы фирмы);  
отзывчивость (система не выходит из строя при непривычных запросах);  
-доступность (легкость контакта с сотрудниками фирмы);  
понимание (понимание специфических потребностей клиентов);  
коммуникация (своевременное и доходчивое информирование клиентов);  
-доверие (репутация фирмы);  
-безопасность (защита от риска физического и морального);  
-обходительность (вежливость, внимательность, дружелюбие);  
-осязаемость (материальная привлекательность помещений и формы персонала)

Контроль качества –  определение соответствия свойств  и характеристик продукции (услуг) установленным требованиям. При этом сравниваются объективные данные, полученные в ходе измерений, испытаний или проверок. Контроль не способствует достижению качества на предшествующем этапе процесса, а только проверяет его.  
Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству, а также ориентированные на устранение причин неудовлетворительного функционирования. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах петли качества (концептуальной модели взаимозависимых видов деятельности) для достижения экономической эффективности.  
Обеспечение качества – планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания уверенности в том, что объект будет удовлетворять требованиям по качеству. Различают внутреннее и внешнее обеспечение качества. Внутреннее обеспечение качества создает уверенность у руководства, внешнее – уверенность у потребителя. Обеспечение качества включает пять базовых элементов: определение требований к выполняемой работе; обеспечение знания требований лицами, выполняющими работу; обеспечение поддержки, необходимой для соблюдения требований; контроль за соблюдением требований; обеспечение пересмотра и обратной связи.  
Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Система качества организации предназначена для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией. Она шире, чем требования определенного потребителя, который оценивает только часть системы, относящуюся к этим требованиям. Система качества – это система «хорошего» управления предприятием, отвечающая определенным требованиям, установленным в стандартах по обеспечению качества. Система качества создается и внедряется на предприятии как средство определенной политики и достижения поставленных целей в области качества.  
Политика в области качества – основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика в области качества является элементом общей политики и утверждается высшим руководством предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышение качества продукции.

 

Повышение качества продукции  является важнейшим путём увеличения эффективности производства. Эффективность  производства определяется соотношением полученных результатов и производственных затрат. Повысить эффективность можно двумя путями: снижением издержек производства или повышением общественной значимости результатов труда, которая может возрастать не только за счёт увеличения количества продукции, но и вследствие повышения её качества. Первый путь имеет определённые границы, второй – практически не ограничен.

Повышение качества продукции  есть процесс, ориентированный на наиболее полное удовлетворение потребностей в данной продукции, который может осуществляться по двум направлениям: улучшение качественных параметров уже освоенной продукции, а также создание и освоение качественно новых её видов.

Рост качества продукции  имеет ограничители двоякого рода: научно-технические достижения и производственный потенциал общества, обусловливающий величину затрат совокупного общественного труда, необходимых на создание и использование продукции. Обществу небезразлично то количество труда, которое требуется на создание конкретной продукции и удовлетворение ею общественной потребности. С экономической точки зрения целесообразно не любое повышение качества изделий, а только такое, которое соответствует общественным потребностям и удовлетворяет эти потребности с наименьшими затратами. Высокое качество продукции – свидетельство достижения максимальной экономии труда на удовлетворение определённой потребности за счёт оптимизации затрат труда на стадиях изготовления и потребления продукции.

По мере снижения качества продукции возрастает необходимость дополнительных затрат труда в обществе на удовлетворение общественной потребности. Так, при снижении надёжности и срока службы технических устройств возрастают расходы на ремонт и техническое обслуживание. Если это касается бытовой техники, то возрастают потери рабочего и свободного времени, возникающие из-за необходимости её ремонта.

Повышение качества обеспечивает заметную экономию средств предприятий  и фирм – изготовителей продукции. Несмотря на первоначальные затраты, экономия средств настолько велика, что фирмы могут пересмотреть цены на свои товары в сторону их понижения, что значительно повышает их конкурентоспособность, увеличивая долю этих товаров на рынке с сохранением и даже ростом прибыли. Анализ показал, что увеличение вложений в повышение качества продукции на 2% на стадии её проектирования даёт прирост прибыли на 20%. Окупаемость вложений в повышение качества продукции составляет около 900%.

Конечно, затраты на обеспечение  и повышение качества продукции  на различных фирмах различных стран могут значительно отличаться . В США затраты на повышение качества продукции в среднем составляют 35% от реализации продукции, в Западной Европе – 68%, в Японии – 3%.

Удовлетворение общественных потребностей осуществляется через  два аспекта продукции: её качество и количество. Эти два аспекта продукции в определённых пределах взаимозаменяемы в удовлетворении потребностей. Отдельная единица продукции с данным уровнем качества способна удовлетворить единичную потребность. Весь объём удовлетворяемой потребности в данной продукции определяется произведением её количества на уровень её качества. Таким образом, заданный объём потребностей можно удовлетворить меньшим количеством продукции при более высоком её качестве.

В большинстве случаев  улучшение качества стимулирует рост объёмов потребления, а следовательно, и производства. Это обусловлено тем, что новое, более высокое качество не только создаётся для удовлетворения более высокой потребности, но и изменяет характер уже имеющихся потребностей 11 
или порождает новые и даёт импульсы развитию общественного производства и повышению уровня жизни людей.

Существует ошибочное  мнение, что при дефиците продукции  её качество отходит на второй план, т.к. покупается всё, что производится. Но продукция низкого качества не может уменьшить дефицит, т.к. способна удовлетворить конкретную потребность далеко не полностью по своей совокупности потребительских свойств и на короткий срок, если снижаются такие показатели качества, как сохраняемость и долговечность. При этом возрастает потребная масса товаров.

Более того, низкое качество данного вида продукции может  вызвать дефицит других видов. Так, дефицит легковых автомобилей может  являться следствием не только ограниченных мощностей по их производству, но и  низкого качества металла; дефицит автомобильного топлива – следствие его больших удельных расходов из-за некачественности двигателей; дефицит обуви из натуральной кожи – во многом результат низкого качества сырья из-за плохого ухода за скотом и т.д.

Повышение качества эквивалентно росту объёма выпускаемой продукции без дополнительных затрат ресурсов. Расчёты показали, что эффективность вложений, направленных на повышение качества продукции, примерно в 2 раза выше эффективности затрат на увеличение объёма её производства.

Самый надёжный путь удовлетворения потребностей в товарах – повышение качества.

Развитый товарный рынок  решает проблему качества просто: товар  низкого качества не находит потребителя. В этих условиях качество продукции  – главный показатель её конкурентоспособности.

Информация о работе Значение пути повышения качества продукции