Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:48, доклад
О чем и для кого эта книга?
Я знаю, что, рассматривая книгу в магазине, иногда трудно быстро понять, стоит ее покупать или нет. Предлагаю несколько важных суждений «за»:
Прежде всего о чем эта книга?
Во-первых, она не о PR, а о том, как действовать специалисту по PR. В ней нет теории – только рекомендации для практиков.
Во-вторых, это книга о практике PR в коммерческих организациях, в ней нет ни слова о политическом PR и прочих технологиях, которые по незнанию часто причисляют к PR.
Для кого эта книга?
Если вы только закончили вуз или еще учитесь в нем, то эта книга – отличное дополнение к вашим теоретическим знаниям. Уверен, что, если вы ее прочтете, начало вашей карьеры в PR будет более успешным. Несмотря на отсутствие опыта, вы сможете действовать почти как настоящий профессионал.
Если вы уже PR-менеджер со стажем, то книга будет вам интересна в качестве способа обмена опытом с коллегой. Возможно, большинство рекомендаций вам будут хорошо знакомы, но вы наверняка найдете несколько интересных идей.
Например, на сегодняшний
день тенденция такова, что молодая
мужская аудитория при
Вам будет проще писать посты в блог, если вы ясно сможете представить своего желаемого читателя.
• Кто он?
• Чем занимается?
• Каковы его интересы?
• Каков круг общения и образ жизни?
• Каковы привычки?
• Как он использует Интернет?
• Почему ему должен быть интересен ваш блог?
Не стремитесь охватить широкий пласт аудитории. Блог – это нишевое средство коммуникации, виртуальный клуб по интересам. Сетевые дневники пишут и читают те, кто желает найти единомышленников, дефицит которых испытывают в реальном мире.
О формате
Отличие блогов от традиционных СМИ заключается в возможности оперативно получать отклик по каждому конкретному посту. Этот сервис меняет задачу публикации в отношении читателя. Для традиционного массмедиа основная цель статьи – проинформировать, сообщить о факте. Блогеру следует стремиться к взаимодействию с аудиторией, построению виртуальных отношений, в дискуссиях найти точки соприкосновения и расхождения и тем самым добиться интереса и внимания аудитории к публикуемой информации.
Настройка контента должна быть тоньше, значительно тоньше, чем в традиционных PR-текстах. Аудитория сети Интернет значительно чувствительнее к ангажированным сообщениям, она их быстро разоблачает и отвергает. Это значит, что вы не должны продвигать компанию и ее продукцию. Эту информацию читатели вашего блога должны узнавать из других источников. Они должны самостоятельно выйти на нужное решение. Ваша задача как автора блога – втянуть читателей в виртуальный мир, который спровоцирует их интерес к сфере, где присутствует ваша компания и ее продукция или услуги.
Какую бы тему вы ни выбрали для своего сетевого дневника – компьютерные игры, кулинария, маркетинг, гаджеты, музыка, книги и т. д., – запомните: ни один блог не заслуживает полного доверия. Сетевой дневник может стать лишь отправной точкой для начала исследования, но ни в коем случае не площадкой для сбора неопровержимых фактов.
Ориентированность на узкие
ниши объединяет бренды с блогами. Но
возможно, что ни один сотрудник
вашей компании не подходит на роль
пользователя вашей продукции. Не исключено,
что более успешным для решения
маркетинговых задач может
Те, кто смотрел фильм
«Симона» с Аль Пачино в главной
роли, наверное, могут лучше представить,
что я имею в виду. Главный герой
картины – отвергнутый
По аналогии вы можете срежиссировать автора своего блога – человека, которого не существует в реальной жизни, но который воплощает определенные интересы пользователей в виртуальной среде – вашей целевой аудитории.
Здесь я не имею права
раскрывать все секреты, скажу лишь
одно: в Интернете уже существуют
дневники, авторами которых являются
придуманные в компаниях
И напоследок – не превращайте свой блог в пустой массив текстов. Найдите тот «клей», который объединит людей в вашем дневнике в небольшое сообщество.
Менеджмент
Планы и бюджеты
В вашей компании, возможно, существуют собственные шаблоны для составления планов и бюджетов. Они не всегда бывают удобными для работы, поскольку имеют универсальную форму для всех подразделений и больше ориентированы на потребности руководства.
В любом случае, корпоративные шаблоны ориентированы на годовой период и в них трудно отражать необходимые детали. Поэтому я рекомендую вам строить свою работу на основе:
• промежуточного плана;
• недельного плана.
Промежуточный план является переходным от годового к рабочему. Его следует делать на период, который является отчетным для вас.
Поясню свою мысль. Системы
мотивации в компаниях
Промежуточный план всегда
должен быть у вас на виду (например,
висеть рядом с вашим рабочим
местом), но ваша работа должна строиться
на недельной основе. Иными словами,
из запланированных задач в
Но вам как менеджеру
следует контролировать расходы, выделенные
на вашу деятельность, тем более
что эти траты будут связаны
с вашими подрядчиками, а значит,
вы должны отслеживать еще и
При годовом планировании не всегда удается предусмотреть все возможные траты, к тому же они, как правило, представлены в виде укрупненных статей расходов – например, мероприятия, полиграфия, сувениры и т. д. Поэтому от вас требуются хотя бы начальные навыки финансового менеджмента, чтобы контролировать расходование своего бюджета.
Для осуществления финансового менеджмента удобно пользоваться программой Excel (см. приложение, раздел «PR-бюджет»), которая позволяет добавлять строки в статьях расходов для детализации и автоматически подсчитывать все суммы. Главное в работе с бюджетом – это дисциплина, т. е. необходимо четко и сразу фиксировать все траты, наименования подрядчиков и документы, с ними связанные.
И еще одно небольшое дополнение. Прежде чем приступать к формированию планов и бюджетов, стоит определиться с критериями оценки эффективности вашей работы, о которых мы поговорим подробнее в следующей главе.
Как показать эффективность PR
Одна из основных проблем, с которой вы обязательно столкнетесь внутри своей компании, – признание эффективности ваших PR-действий всеми заинтересованными сторонами: директором, финансовыми специалистами, менеджерами по продажам и маркетингу и т. д.
Другими словами, вам следует
найти критерии, которые будут
удовлетворять интересам всех коллег,
вовлеченных в процесс
Оговорюсь сразу, что идеальной (т. е. бесспорной для всех) системы измерения эффективности PR пока не найдено. Это означает, что вам надо будет договариваться с вашим руководством и коллегами о приемлемом для всех критерии, на основании которого будут осуществляться планирование и оценка вашей деятельности.
Поспешу утешить: вы не одиноки. Специалисты по маркетингу также вынуждены пользоваться недоработанными критериями оценки эффективности действий. Уровень узнаваемости бренда, количество контактов, их стоимость и т. д. – все эти факторы тоже условны, поскольку слабо связаны с достижением запланированного объема продаж компании.
Но вернемся к PR. Наибольшую
популярность не только в России, но
и в мире получила система оценки
эффективности PR, основанная на переводе
объема публикаций в рекламный бюджет,
который необходимо было бы израсходовать
на получение эквивалентных
Недостатки этого метода
очевидны. Во-первых, он пригоден только
для оценки работы PR-специалиста, который
сосредоточен на работе со СМИ. Во-вторых,
он не учитывает информационного
содержания публикаций. Конечно, вы можете
немного усовершенствовать
Несмотря на все перечисленные недостатки, у этого метода есть весомые достоинства. Вам необходимо договориться внутри компании, что ваша работа PR-менеджера признается эффективной при достижении или превышении определенного уровня соотношения PR value к затраченному бюджету. Можно назвать этот параметр ROPRI (Return on PR investment, что в переводе означает «возврат на PR-инвестиции»). Как правило, контрольный показатель ROPRI устанавливается в диапазоне от 5 до 10, т. е. значение полученного PR value должно превосходить ваши затраты в 5-10 раз.
Определив значение ROPRI, вы как PR-менеджер получаете серьезный инструмент для планирования своей деятельности. Теперь вам нужно следить за отношением затрат к результату, а значит, вы более серьезно будете оценивать действия и мероприятия для СМИ, чтобы не оказаться в проигрыше. Таким образом, ни одна ваша PR-акция не будет включена в план без предварительного анализа эффективности, а также оценки степени ее успешности по завершении.
Несмотря на распространенность описанного выше способа, хочу предложить вам другой метод оценки эффективности PR-деятельности, который я испытал в работе с некоторыми своими клиентами.
Как уже говорилось в начале этой главы, так или иначе вам придется договариваться с вашим руководством и коллегами о системе измерения результативности ваших действий. Этот метод – не исключение. Суть его в том, что каждое важное PR-действие вы оцениваете либо в баллах, либо в условной стоимости (см. приложение, раздел «Оценка эффективности PR-деятельности»). Эти оценки вы согласовываете со всеми заинтересованными специалистами в компании и составляете протокол, где все подписываются под тем, что они согласны с принятой системой условной ценности PR-действий. В таком случае основным критерием эффективности вашей работы становится условная стоимость (или подсчитанный по аналогии с ROPRI показатель), достигнутая за отчетный период (месяц, квартал и т. д.).
Несмотря на то что этот метод еще более далек от стоимостного определения ценности PR-усилий, у него есть более весомые достоинства. Во-первых, таким образом вы можете оценить деятельность, которая направлена на аудитории, отличные от СМИ. Во-вторых, за счет разных параметров веса вы определите приоритетные направления работы и выделите наиболее значимые группы в рамках одной целевой аудитории (об этом подробнее читайте в главе «Анализ и развитие связей со СМИ»). Данная методика дает более диверсифицированную систему мотивации деятельности PR-менеджера.
Осталось добавить лишь одно.
Непосредственно подсчет
Своими или чужими руками
В PR-практике всегда есть место для поставщиков. Только своими силами вам не обойтись. Так или иначе, вы будете привлекать дизайнеров, фотографов, переводчиков, типографии, курьерские службы, сувенирные компании и т. д. Поэтому предлагаю в рассматриваемой ситуации выделить как минимум два случая:
1) использование услуг PR-агентства;
2) привлечение непрофильных поставщиков (дизайнерских служб, типографии, бюро переводов и т. д.).
Со второй группой возникает меньше всего вопросов. В редких случаях у компании существует потребность в подобных услугах в таком объеме, что становится экономически оправдано вводить в штат организации соответствующего специалиста.
Иначе обстоят дела с решением
о привлечении PR-агентства. Доводов
у сторонников и противников
такого подхода предостаточно. Все
споры вращаются вокруг вопросов
экономической целесообразности затрат,
рисков от утечки информации, мотивации
персонала и эффективности
Я же предлагаю вам посмотреть на аутсорсинг с другой точки зрения – с позиции вашей мотивации как потребителя к приобретению услуг. Существуют всего три причины, чтобы воспользоваться услугами агентства.
1. Новые знания. На практике вы можете столкнуться с задачами, требующими квалификации, которой вы не обладаете (например, разработка антикризисной коммуникационной программы, медиатренинг топ-менеджеров и т. д.). Конечно, вы можете самостоятельно отыскать источник знаний, освоить их и затем самостоятельно реализовать решение. Но в этой ситуации, возможно, проще и быстрее обратиться к поставщику, т. е. нанять агентство, которое предоставит вам решение. Очевидно, что речь идет о проекте со значительной долей консультационных услуг, поэтому в данном случае вам надо искать поставщика с высокой квалификацией в требуемой сфере.
2. Отсутствие опыта. Такая ситуация может возникнуть при появлении нового направления в вашей работе. Скажем, выход на новую целевую аудиторию (например, инвесторы, госструктуры или новая группа СМИ), с которой вы не работали ранее, или осуществление PR-активности в новых регионах (например, при выходе компании на новые рынки). В данном случае целесообразно привлечь агентство, чтобы «не наломать дров» в неизвестном вам сообществе или на неизвестной вам территории. Впоследствии, накопив опыт, вы можете отказаться от услуг поставщика, но для запуска нового направления ищите компанию, которая располагает необходимым опытом.
Информация о работе Практический PR. Как стать хорошим PR-менеджером