Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:48, доклад
О чем и для кого эта книга?
Я знаю, что, рассматривая книгу в магазине, иногда трудно быстро понять, стоит ее покупать или нет. Предлагаю несколько важных суждений «за»:
Прежде всего о чем эта книга?
Во-первых, она не о PR, а о том, как действовать специалисту по PR. В ней нет теории – только рекомендации для практиков.
Во-вторых, это книга о практике PR в коммерческих организациях, в ней нет ни слова о политическом PR и прочих технологиях, которые по незнанию часто причисляют к PR.
Для кого эта книга?
Если вы только закончили вуз или еще учитесь в нем, то эта книга – отличное дополнение к вашим теоретическим знаниям. Уверен, что, если вы ее прочтете, начало вашей карьеры в PR будет более успешным. Несмотря на отсутствие опыта, вы сможете действовать почти как настоящий профессионал.
Если вы уже PR-менеджер со стажем, то книга будет вам интересна в качестве способа обмена опытом с коллегой. Возможно, большинство рекомендаций вам будут хорошо знакомы, но вы наверняка найдете несколько интересных идей.
Продажи, финансы, кадры, производство, доставка, ИТ-инфраструктура, сервис и т. д. – везде происходят события. Так где искать новости? Ищите их у руководителей и сотрудников функциональных отделов вашей компании. Если хотите добиться сотрудничества от коллег по работе, вы должны объяснить им, что в их деятельности является полезным «сырьем» для ваших пресс-релизов.
Дайте коллегам возможность больше узнать о вашей работе и о том, как она может помочь им в выполнении их обязанностей. Делайте это регулярно. Сделайте своей профессиональной привычкой использовать любую свободную минуту, чтобы получить нужную информацию. Люди охотнее делятся ею, когда у них есть время. В этом вам могут быть полезны места общего пользования вашего офиса: столовая – во время обеда, кухня – за чашкой кофе или чая, место для курения.
Но все-таки как же получать у людей нужную информацию? Важно задавать правильные вопросы.
Задавайте правильные вопросы
Еще Штирлиц в «Семнадцати мгновениях весны» говорил, что важно уметь войти в беседу и выйти из нее. Вам вряд ли потребуются шпионские навыки, чтобы завуалировать истинную цель разговора. А вот умение располагать человека к беседе – вовсе не лишнее для хорошего PR-менеджера.
Учтите, что не всем вашим коллегам общение дается просто, как вам. Помните, что некоторым людям нужен «разгон», чтобы выйти на нужную тему.
Не спрашивайте прямолинейно: «Что нового?» Люди обычно теряются, когда им задают такой вопрос, особенно с той частотой, с которой вам придется это делать в поиске новостей. Они подсознательно ищут в своей деятельности что-то значимое, что действительно, по их ощущениям, стало заметным явлением не только для них, но и для окружающих. Лучше спросите:
• Над чем сейчас работаете?
• Какие задачи решаете?
• О чем думаете?
Покажите, что вы искренне интересуетесь, чем сейчас занят ваш коллега, какие трудности преодолевает и какого результата желает достичь. Слушайте внимательно. Если что-то показалось вам интересным и может помочь в вашей работе, то сконцентрируете внимание коллеги на этом фразой: «Это интересно. Можете рассказать подробнее?»
Не спешите получить от коллег только то, что вам нужно. Интересуйтесь самими людьми, а не только их работой. Поговорите на отвлеченные темы, ведь самые интересные подробности рассказывают только хорошим знакомым. Поэтому старайтесь заслужить доверие коллег! И тогда они расскажут все, что вам необходимо.
Новостной конвейер
Осуществляя поиск новостей внутри компании, недостаточно просто опросить коллег. Как правило, не вся полученная вами информация находится на стадии готовности для написания пресс-релиза. Некоторые события должны еще вызреть, и вам потребуется какое-то время держать их в поле зрения. И какой бы хорошей памятью вы ни обладали, будет сложно удержать все в голове. В такой ситуации очень легко что-то упустить.
Чтобы этого не случилось, вам нужна надежная система управления потоком новостей, с помощью которой вы сможете контролировать судьбу всех новостных заготовок и равномерно распределять по времени выпуск пресс-релизов во внешний мир. Иными словами, чтобы не было в вашей коммуникации «то густо, то пусто», вам нужен своеобразный новостной конвейер. Организовать его вы можете с помощью программы Microsoft Excel, в которой вам следует вести таблицу по представленному образцу (табл. 4).
Таблица 4
Количество и периодичность
выпускаемых пресс-релизов
У вас могут быть запланированы одна, две, три новости в неделю и более, поэтому рекомендую для удобства работы делать по крайней мере на две колонки больше. Например, если ваша цель – выпускать один пресс-релиз в неделю, для планирования в таблице потребуется две колонки для записи основных новостных поводов и еще одна – для резервного. Итого в вашей таблице будет три столбца, не считая первых двух для учета порядкового номера недели и соответствующих дат.
Работать с таблицей достаточно легко. Прежде всего, получив в процессе общения с коллегами наводку на будущую новость, вы в соответствующую по времени ячейку вносите тему и имя контактного лица, у которого вы должны получить вводную информацию для написания пресс-релиза. Таким образом вы получите календарь регулярного общения с тем или иным сотрудником по новостным событиям. В процессе такого взаимодействия с коллегами естественным образом будут происходить корректировка и дополнение вашего плана. Табличная форма программы Excel позволит вам легко, как в шашках, передвигать ячейки с темами новостей на новые даты и менять их содержание.
На случай переноса всех
запланированных новостей на конкретную
неделю на более поздний период рекомендую
вам в последнем столбце
Предлагаемую таблицу можно усовершенствовать для контроля стадий готовности новости к ее выпуску во внешний мир. Для этого вы можете ввести цветовую градацию ячеек: от светлого тона к более темному. Например, при наличии исходной информации для подготовки текста пресс-релиза вы окрашиваете соответствующую клетку в желтый цвет. Розовый фон означает наличие готового черновика. Красный будет сигнализировать о нахождении текста на утверждении у коллег, зеленый – готовность пресс-релиза к распространению, а синий – о том, что он уже отправлен в адресные СМИ. Такая цветовая система обозначений при первом взгляде на план даст вам наглядную картину статуса всех запланированных новостей.
Не исключено, что предлагаемая система новостного конвейера имеет дополнительные возможности совершенствования. Не поленитесь и подумайте, как вы можете ее улучшить.
Как получить комментарии спикеров
Самый лучший способ получить комментарии спикеров вашей компании на запросы журналистов – это писать их самому. Не надо их отвлекать от работы, объяснять детали комментируемой темы, заставлять что-то придумывать в качестве ответов и тратить время на другую непродуктивную деятельность. Все просто: получили вопросы от редакции и сами ответили от лица вашего спикера.
Но далеко не каждый PR-менеджер, особенно в начале своей карьеры, может справиться с подобными профессиональными вызовами. Это идеальная ситуация, к которой вам следует стремиться. Чтобы стать таким асом PR, вам необходимо:
а) научиться мыслить и оценивать ситуацию на вашем рынке как топ-менеджер;
б) заслужить доверие руководителей, чтобы самостоятельно говорить от их лица.
Вам придется серьезно поработать,
развивая свое видение в той же
плоскости, что и у спикеров вашей
компании. Вот мой рецепт достижения
успеха в мастерстве чтения мыслей
руководителей и
1. Слушайте своих спикеров, слушайте и еще раз слушайте. Пользуйтесь любым случаем, чтобы услышать, как они говорят и рассуждают. Выступление на мероприятии, встреча с партнерами, собрание в коллективе и т. д. – не пропускайте любую возможность, даже если предмет речи к вам не относится или давно вам известен. Человек никогда одно и тоже не рассказывает одинаково. Всегда появляется что-то новое.
2. Выходите за рамки предложенного. Не ограничивайте себя знанием своей области, работы предприятия или отрасли только в рамках профессионально необходимого. Проявляйте любопытство. Следите за новостями конкурентов, аналитическими и обзорными материалами, и опять же не только в своей отрасли, а как минимум еще и в смежных.
3. Не приходите с пустыми руками. Сначала пишите свой вариант комментариев. Пусть вас правят, критикуют, ругают, но зато у вас будет прекрасная возможность набить руку.
Запомните, что руководитель нанимает вас в том числе и для того, чтобы не делать то, что относится к области вашей ответственности. Ваш профессионализм заключается также и в том, чтобы ваш руководитель, читая в издании собственный комментарий, приятно удивлялся тому, как профессионально он разбирается в теме.
Как «уважать себя заставить»
Работая в компании, вы можете
столкнуться с тем, что вас
мало кто из сотрудников воспринимает
всерьез. От вас отмахиваются коллеги,
ваши просьбы не исполняются или
исполняются с большим
1. Вы пытаетесь переложить свою работу на коллег и их силами создавать новости.
2. Сотрудники не понимают того, чем вы занимаетесь, и не видят в этом пользы для компании.
С первой проблемой справиться относительно просто – развивайте свои способности все ловить на лету. Не заставляйте коллег писать за вас тексты, поскольку вы ничего не понимаете в предмете. Не злоупотребляйте их временем. Вы должны научиться понимать своих коллег с полуслова и формулировать качественную новость, грамотный комментарий, хороший текст и т. д.
Умейте правильно задавать
наводящие вопросы, ведь ваша обязанность
– видеть новости в происходящем.
Завоевывайте доверие коллег. Пусть
они почувствуют в вас
Со второй проблемой бороться сложнее. Она требует больше времени. В данном случае вам нужно провести PR-кампанию самого себя внутри компании.
При каждом удобном случае разъясняйте вашим коллегам возможности PR. Демонстрируйте свои достижения. Например, заведите в общедоступном месте информационный стенд и вывешивайте на нем последние публикации о компании. Психология людей – очень странная штука. Они охотнее верят мнению посторонних, чем ближайшему окружению. Поэтому, чтобы изменить отношение коллег к вашей деятельности, иногда лучше использовать отзывы партнеров или клиентов.
В одной компании PR-менеджеру удалось очень серьезно поднять свой рейтинг среди коллег после удачно проведенной презентации для дистрибьюторов. Это была непростая задача, поскольку на рынке, на котором работает компания, партнеры настолько избалованы мероприятиями различных производителей, что относились к ним скорее формально, чем с интересом.
Но PR-менеджеру удалось найти новый формат презентации, оригинальная идея которой так понравилась всем присутствующим, что они быстро разнесли новость о ней по всему рынку, да так, что даже партнеры из числа тех, кто не добрался до мероприятия, очень пожалели об этом.
Спровоцированный таким образом эмоциональный цунами накрыл несколькими волнами и сотрудников компании. В общем, удар PR-менеджера оказался настолько удачным, что ему удалось убить сразу трех зайцев: успешно презентовать новую продукцию, поднять боевой дух коллег и сделать себе хороший PR.
Привлекайте руководство к высказыванию своего отношения к PR (надеюсь, что хотя бы топ-менеджеры в вас верят). Если все вышеперечисленное не помогает, то пускайте в ход последнее оружие из разряда принятых корпоративных процедур. Например, издайте и распространите распоряжение за подписью руководителя, чтобы на ваши запросы сотрудники реагировали в отведенные сроки. Есть типы корпоративных культур, где такие меры очень помогают.
Связующее звено
Если вы стремитесь расширить границы корпоративной PR-кампании, в вашей практике может случиться такая ситуация, когда при продвижении в СМИ ряда топ-менеджеров в их интервью и комментариях будут прослеживаться разные взгляды и индивидуальное понимание деятельности компании и путей ее развития. Естественно, каждый из руководителей исходит из собственного видения задач своего департамента (HR, продажи, маркетинг, ИТ, финансы и т. д.) и таким образом задает в своих сообщениях разные векторы в информационном пространстве, которые не складываются в единый образ.
Отчасти это объясняется рутиной, так как подготовка комментариев от лица топ-менеджера далеко не всегда протекает в условиях избытка времени. У вас физически может не хватать времени на просмотр истории более ранних цитат руководителей. С другой стороны, чем крупнее компания, тем меньше возможностей у топ-менеджеров обмениваться мнениями друг с другом. Количество их взаимных контактов ограничено большим объемом операционной деятельности.
Конечно, редкий представитель
целевой аудитории читает все
публикации о вашей компании, тем
более по узким вопросам в рамках
отдельных функций. И все же такая
неточная PR-коммуникация мешает общему
восприятию вашей компании, так как
создает несфокусированную
Как это сделать?
Прежде всего не подходите формально к работе над публикацией с каждым отдельным функциональным руководителем. Внимательно слушайте. Вникайте в смысл озвучиваемых тезисов, а не просто фиксируйте текст. Сверяйте мысленно с тем, что вы слышали ранее от других руководителей.
Будьте носителем информации для топ-менеджеров, передавайте им то, что слышали ранее. Не стесняйтесь дискутировать, если видите нестыковки. Еще лучше, если вы составите идеальный образ компании и будете сверять с ним сообщения функциональных руководителей (см. главу «Помни о позиционировании»).
И главное, расширяйте свой кругозор в области общего менеджмента. Ведь в сфере коммуникации со СМИ вы – топ-менеджер даже для руководителей компании. Вы определяете, что им говорить и в каком стиле, а значит, вы должны уметь общаться с ними на одном языке.
Маленькие профессиональные хитрости
PR руководителей
Гораздо труднее быть простым, чем сложным.
Джон Раскин
Публичность руководителей является обязательным элементом корпоративного PR. Топ-менеджмент – это лицо или, вернее, лица компании, которые озвучивают многие информационные сообщения и высказывания которых цитируют средства массовой информации.
Информация о работе Практический PR. Как стать хорошим PR-менеджером