Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 08:25, диссертация
Целью исследования является рассмотрение теоретических предпосылок использования маркетингового подхода в решении задач сферы образовательных услуг в условиях трансформационных преобразований в экономике, определение основных составляющих технологии взаимодействия субъектов рынка образовательных услуг с точки зрения маркетингового подхода.
В соответствии с поставленной целью определены состав и последовательность решаемых задач:
1) рассмотреть образовательную сферу как рыночную систему и выявить применимость маркетинга к ее элементам;
2) уточнить понятие образовательной услуги, как специфического товара, обращающегося на рынке;
3) проанализировать современное состояние рынка образовательных услуг Республики Беларусь и выявить резервы для улучшения его конъюнктуры;
4) разработать практические рекомендации вузу для оптимизации оперативной и стратегической деятельности на рынке на основе маркетинговой методологии;
5) разработать систему показателей и методику оценки конкурентоспособности образовательной программы на рынке
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МАРКЕТИНГА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ В КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА
1.2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГОВЫХ РЕШЕНИЙ ВУЗА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 АНАЛИЗ РЫНКА УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.2 МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
2.3 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИНЦИПАХ МАРКЕТИНГА
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА ПРИНЦИПАХ МАРКЕТИНГА
3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
3.2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
3.3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВУЗА
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Российский маркетолог Панкрухин [24] дается следующее определение маркетинга образовательных услуг - это находящаяся на стыке многих сфер знаний научно-практическая дисциплина, изучающая и формирующая философию, стратегию и тактику цивилизованного мышления и действия, поведения и взаимоотношений субъектов рынка образовательных услуг - образовательных учреждений, организаций-потребителей, личностей обучающихся, а также органов государственного и муниципального управления и посреднических структур, которые производят (оказывают), продают (предоставляют), приобретают и потребляют эти услуги и сопутствующие им услуги и продукты. В таком определении маркетинг образовательных услуг применим и для отечественного рынка.
Традиционно
высшее образование реализует
желаемые характеристики будущего контингента обучающихся;
цели обучения и адекватное им соотношение между общекультурными, фундаментальными и специальными, прикладными знаниями;
длительность и режимы, ступени обучения;
тип образовательного учреждения, с учетом места его расположения;
технологии обучения и контроля его результатов. Хотя технология производства, оказания услуги традиционно не входит в сферу пристального внимания маркетинга, но уже выявленные особенности образовательных услуг заставляют это сделать;
характеристики персонала, оказывающего образовательные услуги;
типы учебно-методических
средств и направления их использования,
в том числе средств
С решением этих вопросов прямо связано и решение классических вопросов маркетинга в отношении ассортиментной, ценовой, коммуникационной, сбытовой, кадровой политики. Все перечисленные виды деятельности составляют инструментарий маркетинговой деятельности компании.
Концепция маркетинга
ориентирует участника рынка
видеть все многообразие взаимодействующих,
часто разнонаправленных
Поэтому управленческий процесс организации с целевой ориентацией на потребителя при комплексном решении рыночных задач, можно представить на рис.1.2
Потребитель
Выражает Покупает или
желания и не покупает
потребности
Этап 1 Этап 3
Маркетинг Маркетинг
- Исследование - Планирование
- Анализ - Реклама
- Отчеты - Продажи
- Имидж
Этап 2.1 Этап 2.2
Экономика Производство
- Финансы - Исследования и
- Сметы проектирование
- Прогнозы продукта (услуги)
- Определение - Разработка
объема произ- продукта (услуги)
водства и цены - Производство
услуги
Рис.1.2 Процесс управления предприятием (организацией) в концепции маркетинга. [22]
На первом этапе производится оценка общей рыночной ситуации, определяются параметры спроса и перспективы планирования.
На втором этапе проводится оценка производственно-сбытовых возможностей фирмы с целью разработки продуктов, удовлетворяющих выявленным в ходе проведенного мониторинга потребностям. Этот этап целесообразно представить в виде двух самостоятельных функциональных направлений: экономика и производство.
На третьем этапе осуществляется разработка и внедрение плана, обеспечивающего наличие продукта и информирование потребителей о его свойствах. В процессе реализации, который для товара-услуги совпадает с процессом производства, предприятие формирует имидж и решает задачу привлечения потребителей в долгосрочном периоде.
На развитых рынках в проблемное содержание маркетинга входят находящиеся в едином комплексе функции и проблемы товарной политики (качество, ассортимент, сервис), ценообразование и адаптация цен, коммуникации (рекламная политика, организация взаимоотношений с общественностью и прямых контактов с клиентами, выставочная и ярмарочная деятельность), товародвижение, сбыт и продажи, а также проблемы персонала (отбор, обучение, организация труда и стимулирование). Итоговым показателем работы практически всех подразделений предприятия (организации) в такой системе может служить уровень конкурентоспособности образовательного учреждения и его услуг, оцениваемый как отношение суммы оценок потребительских свойств услуги к экономическим затратам потребителя в сравнении с аналогами, представленными на рынке. При этом известно, что при высоком качестве товаров и соответствующем имидже фирмы высокую прибыль обеспечивают относительно невысокие затраты на маркетинг (около 6% от оборота).
Рассматривая
потребности потребителей как основу
деятельности, маркетинг не только
предоставляет необходимые
Классические стратегии М. Портера, применительно к вузам, можно представить с помощью табл.1.3
Таблица 1.3
Стратегические альтернативы для вузов
Стратегические альтернативы |
Ориентация на широкий рынок |
Ориентация на узкую рыночную нишу |
Производство услуг с низкими затратами |
Крупные государственные вузы Открытые университеты |
Мелкие
государственные |
Дифференциация услуг |
Крупные негосударственные вузы, специализирующиеся в одной или нескольких областях |
Мелкие
негосударственные |
Источник:
Сагинова О.В. Стратегия вуза: маркетинговый
аспект // Список электронных публикаций http://www.marketologi.ru/lib/
Массовое производство в образовании означает, что, чем больше студентов вуз привлечет, тем меньше будут затраты на одного студента. Однако этот стратегический путь развития ограничен имеющимися ресурсами. Вуз не может привлечь больше студентов на свои программы, чем это позволяет сделать имеющиеся в вузе учебные помещения и преподавательские кадры. Привлечение дополнительных ресурсов под силу лишь крупному вузу.
Выбор, осуществляемый вузом при разработке стратегии своего развития, состоит, строго говоря, не в предпочтении одного из указанных подходов, а в их сбалансированном использовании.
Достижение стратегических целей, обеспечивающих рост и совершенствование любой организации, имеет три основных источника: люди, системы и организационные процедуры. В своем стратегическом планировании вуз должен учитывать те ресурсы, в том числе и организационные структуры, которые обеспечат ему долгосрочный рост и совершенствование в условиях стремительного прироста новых знаний и информации. Взаимосвязь долгосрочных и краткосрочных аспектов развития вуза переводят его корпоративное видение и миссию в конкретные действия, способные объединить в единую систему всех участников процесса предоставления образовательных услуг.
Таким образом,
маркетинг в условиях рынка помогает
образовательным учреждениям
Важным моментом
при разработке стратегии является
то, что ситуация на рынке образовательных
услуг существенно отличается от
промышленных компаний, поскольку сфера
образования представлена большей
частью некоммерческими организациями
и получение прибыли не является
главной задачей их деятельности.
Однако статус некоммерческой организации
вовсе не означает, что она не
заинтересована в увеличении дохода.
Дополнительные поступления от вспомогательных
услуг или предложения
Направления расширения деловой активности образовательных учреждений определяются тем, на каком рынке они действуют и с какими учебными программами они выходят на этот рынок. Стратегической основой для выполнения этой задачи является матрица возможностей "программа/рынок" (табл.1.4).
Как видно из таблицы, среди возможных альтернатив развития деловой активности у вуза присутствует возможность поиска нового рынка, а также имеются перспективы развития своего продукта.
Таблица 1.4
Стратегические альтернативы вуза
Программы | ||||
Существующие |
Модифицированные |
Новые | ||
Рынки |
Существующие |
1. Проникновение на рынок. Интенсивное продвижение существующих программ на существующий рынок. |
4. Модификация программ. Предложение нового расписания занятий (в вечернее время, в выходные дни), введение новых тем в программы и т.д. |
7. Инновация программ. Развитие новых учебных программ, специальностей, курсов. |
Географические |
2. Географическое расширение |
5. Модификация для |
8. Географическая инновация. Поиск новых путей предложения образовательных услуг в новых географических районах (дистанционное образование через телеконференции). | |
Новые |
3. Развитие рынка. Локализовать новые рынки для существующих программ (домохозяйки, пожилые люди, занятые полный рабочий день) |
6. Модификация сервиса для |
9. Диверсификация. "Университеты без границ". Новые программы для нового рынка (семинары для организаций, летние краткосрочные курсы и т.д.) |
Источник:
Сагинова О. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 1999. - №3.
Многие вузы уже осознали необходимость маркетинговой деятельности, поэтому ряд английских университетов, по свидетельству М. Киннелл и Д. Макдугалл, уже имеют отделы маркетинга, укомплектованные профессиональными сотрудниками [26]. По мнению известного исследователя Маккорта, такие организации медленно принимают концепцию маркетинга и медленно приходят к необходимости использования его принципов и инструментов. Однако, по словам М. Киннелл и Д. Макдугалл, вузы и организации, опирающиеся в основном на существующие традиции и стабильное государственное финансирование, "вынуждены в современных условиях уподобиться предприятиям, которые могут и обанкротиться, если не будут учитывать изменения, происходящие в окружающей среде" [26]. В работе Сарджента высказана мысль о том, что вузы не только будут конкурировать друг с другом, стремясь привлечь студентов, но и все больше зависеть в финансировании своей деятельности от дифференциации предлагаемых продуктов и услуг.
Американская
Ассоциация Маркетинга проводит ежегодные
симпозиумы по вопросам маркетинга высшего
образования. В 1997 году на восьмом симпозиуме
среди обсуждавшихся проблем
были рассмотрены такие практически
важные вопросы, как разработка маркетингового
плана, позиционирование государственного
университета, реклама вуза, методы
измерения эффективности
Выводы
В рыночных условиях
образование представляет собой
процесс предоставления и одновременного
потребления комплекса