Применение концепции маркетинга на рынке образовательных услуг (на примере подготовки специалистов экономического профиля)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 08:25, диссертация

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение теоретических предпосылок использования маркетингового подхода в решении задач сферы образовательных услуг в условиях трансформационных преобразований в экономике, определение основных составляющих технологии взаимодействия субъектов рынка образовательных услуг с точки зрения маркетингового подхода.
В соответствии с поставленной целью определены состав и последовательность решаемых задач:
1) рассмотреть образовательную сферу как рыночную систему и выявить применимость маркетинга к ее элементам;
2) уточнить понятие образовательной услуги, как специфического товара, обращающегося на рынке;
3) проанализировать современное состояние рынка образовательных услуг Республики Беларусь и выявить резервы для улучшения его конъюнктуры;
4) разработать практические рекомендации вузу для оптимизации оперативной и стратегической деятельности на рынке на основе маркетинговой методологии;
5) разработать систему показателей и методику оценки конкурентоспособности образовательной программы на рынке

Содержание работы

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МАРКЕТИНГА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ В КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА
1.2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГОВЫХ РЕШЕНИЙ ВУЗА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 АНАЛИЗ РЫНКА УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.2 МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
2.3 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИНЦИПАХ МАРКЕТИНГА
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА ПРИНЦИПАХ МАРКЕТИНГА
3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
3.2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
3.3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВУЗА
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 139.57 Кб (Скачать файл)

С условиями  снижения оплаты в процессе обучения при поступлении самостоятельно познакомилось не более 20% абитуриентов, при этом примерно каждый второй абитуриент приходил подавать документы с родителями.

Анализ данных опроса студентов показал, что для  аудитории со средним баллом успеваемости выше 4,0 и оплачивающих обучение из текущих доходов родителей, текущих  личных доходов или с помощью  кредита, фактор наличия льгот в  оплате в процессе обучения имеет  первостепенную роль среди других мотивационных  факторов к успешной учебе почти  для 80% студентов (табл.2.2).

 

Таблица 2.2

Данные  об экономическом положении семей, финансирующих обучение сына или  дочери в вузе

Формулировка  ответа

Процент ответов

Приходится  частично сокращать другие статьи расходов

52,7%

Приходится  во многом отказывать, чтобы платить  за обучение

27,2%

Плата за обучение не ущемляет другие статьи расходов

20,1%

Всего

100%


 

Источник: данные опроса студентов.

На старших  курсах увеличивается удельный вес  текущих личных доходов в качестве источника оплаты обучения.

Отношение к  самой идеи платности услуг образования  также является предметом анализа, так как традиционно образование  считается одной из фундаментальных  социальных ценностей и приоритетным объектом социальной политики государства. Исследования разных лет показывают смещение оценок от неприемлемости до все увеличивающегося понимания  неизбежности разделения затрат и участия  семейных бюджетов в оплате образования.

Проведенный нами опрос студентов 2 и 3 курса ИЭФ  БГУИР показал, что большинство (53%) считают возможным и необходимым существование двух форм получения высшего образования: за счет средств бюджета и за счет собственных средств. Сторонники крайних решений разделились в следующем соотношении: 40% одобряют только бесплатное, и 7% - только платное образование. При этом практически все респонденты показывают готовность оплачивать образование целиком или частично по элементам структуры затрат: от расходов на проживание до собственно затрат на обучение.

Опрос той  части респондентов, которые обучаются  за счет бюджета, показывает, что в  случае неудачи более 20% из них были готовы пойти на платную форму  обучения.

В целом по выборке выявилось также наличие  региональной компоненты, влияющей на отношение к платному образованию: 30% минчан и жителей крупных населенных пунктов, 50% жителей мелких городских  и сельских населенных пунктов считают, что образование должно быть бесплатным.

Таким образом, установка на платность образования  в той или иной форме (платного для менее способных и бесплатного для способных; платного для всех, но с уменьшенным размером платы для способных студентов; платного абсолютно для всех без различия в способностях) оказалась доминирующей у студентов - участников опроса.

2.3 Анализ организационно-правовых возможностей совершенствования механизма управления сферой высшего образования на принципах маркетинга

 

В настоящее  время нашли свое применение несколько  форм управления высшим образованием: по ведомственному, территориальному, профильному признакам, а также  по формам собственности. Однако в организации  каждой из них имеются существенные недостатки, что сказывается на отсутствии полной интеграции между этими формами  и отрицательно влияет на развитие отношений воспроизводства высшего  образования.

Основной  формой остается ведомственное управление, которое проявляется в подчинении высших учебных заведений определенным ведомствам. Управляющее воздействие  состоит в наибольшем использовании  вузов для реализации целей, поставленных именно перед этим ведомством, и  базируется на принципе централизации. Основными функциями управления остаются планирование, организация, контроль, стимулирование. Обязанность их выполнения лежит на соответствующих управлениях (отделах) тех ведомств, в состав которых входят вузы. При этом под прямым воздействием органов управления всецело находится такая фаза воспроизводства как распределение (формирование контингента учащихся по конкретным вузам и совокупности ресурсов, обеспечивающих их подготовку и дальнейшее распределение выпускников по сферам производства), частично вторая - организация непосредственного осуществления образовательного процесса (формирование структуры вуза, образовательных стандартов, базовых учебных планов и программ и т.д.), и третья - использование выпускников [3].

Несмотря  на то, что при ведомственной форме  управления взаимосвязи между объектом и субъектом управления наиболее тесные, ни в одном из ведомств (имеющем в своем составе вузы на территории республики) в рамках органов управления процесс воспроизводства комплексно не координируется. До настоящего времени не разработан такой механизм управления, который бы способствовал:

сочетанию централизма  с расширением самостоятельности  вузов путем взаимоувязки перспективной  потребности и текущего спроса народного  хозяйства в специалистах;

взаимоувязке  механизмов достижения определенных целей  по получению продукции с ресурсной  обеспеченностью, созданию возможностей для оперативного маневрирования ресурсами. В функционировании такого механизма  управления решающее значение имеет  оптимальное сочетание административно-организационных  и экономических мер воздействия, основывающихся на применении таких  рычагов как: цена, кредит, прибыль, заработная плата, экономическое стимулирование. Известно, что экономические методы предопределяют значительное расширение самостоятельности вузов в части  интенсификации воспроизводственного процесса.

Нерешенность  данных проблем приводит к тому, что формирование государственных  планов развития высшего образования  основывается на инициативе самих вузов, которые, в первую очередь, исходят  из собственных интересов и заделов, а также наличия заказчиков и объема бюджетных ресурсов, выделяемых им на функционирование и развитие. Следовательно, перспективные, приоритетные потребности народного хозяйства остаются вне первоочередного рассмотрения.

Элемент нестабильности в функционирование субъектов рассматриваемого рынка вносит гражданское законодательство, характеризующееся с одной стороны  увеличением количества нормативных  актов, с другой - нивелирующее различия в деятельности разноцелевых субъектов рынка. Так, изменения, внесенные в Гражданский кодекс РБ, привели к формированию общеправовых норм, одинаково регулирующих деятельность, как потребительского кооператива, так и остальных видов некоммерческих организаций (в том числе учреждений образования), существенно отличающихся по своим целям и задачам [5]. Изменение пункта 1 ст.44 относительно основной формы обособления имущества учреждения, осуществляющего социально-культурную, управленческую и иную некоммерческую деятельность в интересах самого государства, внесло неоднозначное толкование по вопросу о правовом статусе учреждения высшего образования.

Существуют  также проблемы в организации  эффективного руководства деятельности самих вузов, так как взаимоувязка целей высшего образования, ресурсов, обеспечивающих их реализацию и факторов, влияющих на деятельность вуза, а также  решение проблем, возникающих в  результате этой деятельности, ложится  в настоящее время в основном на управленческий персонал самих вузов.

Классически для управленческих кадров вузов  высшего уровня руководства приоритетным является стратегическое проблемно-ориентированное  управление, которое направлено на выявление и ранжирование конкретных проблем, масштаба и направлений  их воздействия, возможных последствий  и стратегии поведения вуза в  стандартных условиях и требует  больших затрат времени и полного  погружения в исследование данных вопросов с целью выработки программы упреждения негативных процессов, а не реагирование "по факту".

В настоящее  время решение стратегических проблем  развития вузов происходит эпизодически, моментно, под директивным воздействием вышестоящих структур или сложившейся  на какой-то определенный момент ситуации. И в том и в другом случае принятие решения приходит на интуитивном  уровне и по существу не устраняет  проблемы и не учитывает долгосрочное влияние факторов, обусловивших их возникновение.

Одновременно  ситуация, при которой ректоры, проректоры, руководители функциональных, учебных  или научно-производственных структур могут быть изолированы от принятия оперативных решений по текущим  вопросам, т.е. операционного управления - нереальна.

Более того, по мнению большинства руководителей, проблемные поля, требующие операционного  воздействия, имеют тенденцию к  динамике, как по вертикали, так и  по горизонтали, т.е. к углублению и взаимопроникновению. Данная тенденция не позволяет выделять достаточное время для вычленения приоритетных, коренных проблем, решение которых способствовало бы устранению многих текущих.

В теории и  практике управления сложилось четкое представление об управлении как  совокупности операционных (анализ, прогнозирование, целеполагание, планирование, принятие решения, организация) или сквозных функций (руководство, координация, регулирование, стимулирование), повторяющихся в необходимой последовательности и приводящих к достижению определенного результата.

Исследование  содержания труда руководящего звена  свидетельствует о его значительной трансформации в современных  условиях. На традиционные функции  управления - целеполагание, прогнозирование и анализ (направленные на разработку стратегий вуза), планирование, текущий анализ, координирование и стимулирование (в основном направленные на регулирование его функционирование), например у ректоров и проректоров остается все меньше времени (табл.2.3).

 

Таблица 2.3

Данные  о распределении фонда рабочего времени по различным категориям управленческого персонала вузов

№ п/п

Функции управления

Обобщенные  данные по всем категориям

Ректоры

П/ректоры

Руков. структ. подр.

Специалисты

min

max

1

Целеполагание

1,0

5,0

2,0

1,5

1,0

1,0

2

Прогнозирование

1,5

3,0

2,5

1,5

1,0

1,0

3

Планирование

1,5

2,5

1,5

1,0

1,5

2,0

4

Организация

20,0

20,0

10,0

12,0

13,5

10,0

5

Учет  и отчетность

0,5

1,5

3,0

2,0

3,5

23,0

6

Контроль

12,0

15,0

20,0

21,5

22,0

6,0

7

Стимулирование

5,0

10,0

15,0

15,0

16,0

5,0

8

Координация

5,0

10,0

15,0

14,0

11,0

5,0

9

Регулирование

7,0

15,0

15,0

14,0

11,5

7,0

10

Консультирование

20,0

40,0

16,0

17,5

20,0

40,0


 

Источник:

Морозов В.Ф. Консалтинг в управлении образованием. - Мн.: ИООО "Право и экономика", 2004. С.64.

Как видно  из таблицы, все большее место  в бюджете рабочего времени управленческого  персонала занимает такой вид  управленческого труда как консультирование с основным содержанием в виде поиска источников ресурсного обеспечения  и путей принятия оптимальных  решений по проблемам, возникающим  в процессе адаптации вуза к сложным  социально-экономическим условиям.

Так как каждая из функций обладает системообразующими признаками, то, имея свою содержательную особенность, целеполагание, прогноз, планирование, анализ, организация, учет и отчетность, контроль, координация, стимулирование могут быть использованы при реализации каждой из других конкретных функций. Это в полной мере относится и к консультированию - функции поиска решений конкретных проблем и разработки проектов по реализации этих решений (в том числе и маркетинговых). Требующая достаточно больших затрат времени и специальных знаний, а также являясь обособленным видом деятельности, данная функция может быть возложена на отдельное структурное подразделение вуза.

Выводы

 

В последнее  время наблюдаются следующие  тенденции спроса:

Основными тенденциями  спроса на рынке образовательных  услуг в настоящее время являются:

переориентация  спроса на качественную, а не формальную сторону образовательного процесса (рост реального престижа дипломов государственных вузов, участия в научных конференциях, научных студенческих публикаций);

выбор будущей  специальности на основе перспектив будущего трудоустройства;

восстановление  и рост рейтинга государственных  высших учебных заведений;

формирование  качественно нового спроса на систему  непрерывного специализированного  среднего (лицей), довузовского среднеспециального (колледж), вузовского, а также дополнительного, послевузовского, образования на базе единого университетского комплекса;

стабилизация  и уменьшение спроса на экономические  специальности.

В настоящее  время белорусский рынок услуг  по получению высшего образования  развивается и уже достаточно насыщен как государственными, так  и негосударственными вузами. Подготовка специалистов в области экономики  ведется более чем по 10 специальностям. Борьба между вузами идет фактически за 15-25 процентов студентов, которые в состоянии оплатить сами или при помощи спонсоров собственное обучение.

Сложившаяся на отечественном рынке модель финансирования высшего образования весьма проблематична  во многих отношениях, и, прежде всего  в плане справедливости такой  системы по отношению к гражданам  - получателям высшего образования. Целый ряд исследований, и наше в том числе, показывают, что конкурсная система отбора студентов является достаточно эффективным механизмом доступа в вузы, однако существует необходимость введения практики перераспределения общественных фондов в пользу тех, кто оказался успешнее в процессе обучения, даже если не набрал необходимого числа баллов для получения бюджетного финансирования. Уровень дохода семьи также должен быть учтен при формировании более адекватной модели финансирования образовательных услуг.

Информация о работе Применение концепции маркетинга на рынке образовательных услуг (на примере подготовки специалистов экономического профиля)