Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 08:25, диссертация
Целью исследования является рассмотрение теоретических предпосылок использования маркетингового подхода в решении задач сферы образовательных услуг в условиях трансформационных преобразований в экономике, определение основных составляющих технологии взаимодействия субъектов рынка образовательных услуг с точки зрения маркетингового подхода.
В соответствии с поставленной целью определены состав и последовательность решаемых задач:
1) рассмотреть образовательную сферу как рыночную систему и выявить применимость маркетинга к ее элементам;
2) уточнить понятие образовательной услуги, как специфического товара, обращающегося на рынке;
3) проанализировать современное состояние рынка образовательных услуг Республики Беларусь и выявить резервы для улучшения его конъюнктуры;
4) разработать практические рекомендации вузу для оптимизации оперативной и стратегической деятельности на рынке на основе маркетинговой методологии;
5) разработать систему показателей и методику оценки конкурентоспособности образовательной программы на рынке
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МАРКЕТИНГА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ В КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА
1.2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГОВЫХ РЕШЕНИЙ ВУЗА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 АНАЛИЗ РЫНКА УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.2 МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
2.3 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИНЦИПАХ МАРКЕТИНГА
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА ПРИНЦИПАХ МАРКЕТИНГА
3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
3.2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
3.3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВУЗА
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
При рассмотрении
основных тенденций рынка
I этап. Существенное падение численности студентов и выпускников в период 1990-1995 годы. Формирование рыночных отношений в сфере образования, развитие конкуренции и либерализация государственного регулирования происходили на фоне резкого колебания параметров, формирующих спрос на образовательные услуги. Если учесть, что отношение к образованию в некоторой степени отражает надежды людей на устойчивое существование в будущем, важным является тот факт, что в 80-е годы у 50% населения было стремление продолжить учебу в вузах; 40% - в техникумах (а 60% выпускников техникумов уже стремились учиться в вузах) и только 10% выпускников средней школы не думали о повышении уровня своего образования. В начале 90-х привлекательность высшего образования для населения росла, в народном хозяйстве численность работников с высшим и специальным образованием оставалась стабильной.
В начале и середине 90-х гг. в период стихийного формирования рынка во всех отраслях экономики и экстенсивного расширения сферы предпринимательства и бизнеса произошла резкая реструктуризация традиционного спроса выпускников средних школ на экономические и юридические специальности. Усилил эту тенденцию приток абитуриентов из числа взрослого контингента, уже имевшего профессиональное образование по другим специальностям. В то же время уменьшилось число абитуриентов, поступающих на технические, естественные, педагогические специальности.
Так как стихийно растущий, несбалансированный рынок зачастую не предъявлял существенных требований к квалификации специалистов, желанием потребителей было скорее формальное получение приемлемого диплома, нежели приобретение глубоких профессиональных знаний. Большинство государственных и коммерческих вузов в тот период не могли обеспечить качественной подготовки специалистов для рыночной экономики - реальная практика зачастую опережала совершенствование бизнес-образования. Государственные вузы не готовы были быстро отреагировать на конъюнктурный всплеск, чем воспользовались коммерческие вузы. Многие из них на первом этапе, по существу, наладили выпуск и реализацию обещаний выдавать нужные дипломы по демпинговым ценам. Несмотря на то, что некоторые не довели дело даже до первого выпуска, это сыграло определенную положительную роль в укреплении рыночных позиций государственных вузов, а также их дочерних структур.
II этап. Преодоление негативных тенденций и медленный рост всех показателей в период 1995-2000 годах.
Стабилизация структуры потребителей услуг высшего образования идет на фоне негативных демографических процессов. С начала 90-х гг. прошлого столетия в Республике Беларусь наблюдается устойчивая тенденция снижения рождаемости, что сказывается на численности потенциального контингента абитуриентов. Таким образом, абсолютное количество потенциальных потребителей имеет устойчивую тенденцию к снижению.
III этап. В период 2001-2005 годы происходит переоценка роли высшего образования в обществе и медленного роста всех основных показателей.
На начало 2003/04 учебного года в республике функционировало 43 государственных и 16 негосударственных вузов. К 43 государственным вузам, подчиненным 11-ти различным министерствам и ведомствам, относилось: 28 университетов, 8 академий, 1 институт, 5 высших колледжей и 1 высшее училище. В непосредственном подчинении Министерства образования находилось 23 вуза [6].
С учетом штатных
совместителей в вузах
Специалисты отмечают, что в высшей школе имеется значительный научный потенциал: кадровый, материально-технический, информационный.
В 2002/03 учебном году подготовка велась по 233 специальностям дневной, вечерней и заочной форм обучения. Всего в вузах государственной формы собственности обучалось 279299 человек, в том числе по дневной форме обучения - 164808 чел., по вечерней - 1809 чел., по заочной - 112682 чел.
В 2003 году в
вузы государственной формы
Из вузов
государственной формы
Прием в негосударственные вузы в 2003 году составил 17131 человек (что на 1540 человек больше, чем в прошлом году), в том числе 4446 - на дневную и 12685 - на заочную форму обучения. В негосударственных вузах республики обучалось 58625 человек (что на 10794 человек больше, чем в прошлом году), в том числе 18834 человека - на дневной и 39791 человек - на заочной форме обучения.
Начиная с 1993/94 учебного года отмечается ежегодное увеличение приемов в государственные вузы, как за счет расширения их договорной деятельности, так и за счет средств госбюджета.99082 студента вузов системы министерства образования обучаются на договорных условиях (за счет средств предприятий и организаций - 8073 человека и за счет собственных средств - 91009 человек), это на 12379 человек больше, чем в прошлом году. Всего в вузах государственной собственности республики на договорных условиях обучается 119589 человек, что составляет 42,8% от общей численности студентов. Из общей численности студентов, которые обучаются в вузах негосударственной формы собственности, получают стипендию 1253 человека.
Обеспеченность
иногородних студентов
Выпуск специалистов в вузах государственной формы собственности республики в 2003 году составил 43464 человека, что на 2204 человека больше, чем в прошлом году.
Из общей
численности выпускников
Получили направление на работу 18783 выпускника вузов дневной формы обучения, которые обучались за счет бюджетных средств (около 80%). Из них прибыли на место работы 15332 человек (81,6%).
По профилю "Коммуникации, право, экономика, управление" в вузах государственной формы собственности обучалось 90794 чел. (32,5% от общей численности студентов государственных вузов). Этот показатель по негосударственным вузам составил 55490 человек (94,7% от общей численности студентов негосударственных вузов). Всего по профилю "Коммуникации, право, экономика, управление" в вузах республики обучается 146284 человека (43,3% от общей численности студентов) - прил.1.
Подготовка
экономистов в республике ведется
более чем по 10 специальностям в
трех специализированных вузах: Белорусский
государственный экономический
университет, Академия управления, Белорусский
торгово-экономический
Анализ структуры
обучающихся по экономическим специальностям
показывает, что больше половины из
них приходится на будущих специалистов
планово-экономических отделов
С 1960 по 2003 год увеличение численности студентов в специализированных государственных вузах экономического профиля произошло более чем в 5 раз, при этом с 1960 по 1990 - почти в 3 раза, с 1991 по 2003 - в 2,2 раза.
Кузницей экономических кадров в республике является Белорусский государственный экономический университет (БГЭУ). БГЭУ располагает высококвалифицированными кадрами: 686 штатных преподавателей, из них 29 докторов наук, 308 кандидатов наук, обучается около 10 тыс. студентов, набор почти 2 тысячи на дневное и около 1,5 тысяч на заочное обучение. Открыты филиалы в Бобруйске и Пинске, функционирует Высшая школа туризма.
В 1990 году в БГЭУ создана Высшая школа управления и бизнеса (ВШУБ), обеспечивающая экономическую подготовку на базе высшего и среднего специального образования. Совместно с Банковской Академией (ФРГ) во ВШУБ открыта подготовка магистров экономики по специальностям: "Финансы, денежное обращение и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" и "Экономика и управление - менеджмент".
Развивает свою деятельность Академия управления при Президенте Республики Беларусь, если в 1996 - 97 гг. выпущено 202 специалиста по экономике и управлению производством, то в 1997 - 98 гг. на первый курс уже принимались студенты еще по трем специальностям: "Государственное и муниципальное управление", "Мировая экономика и международные экономические отношения", "Менеджмент". В 1999 году 830 дневных студентов обучало 150 штатных преподавателей, из них 17 докторов наук, 63 кандидата наук. В 2001 г. прием на первый курс Академии составил 500 человек.
Старейший белорусский университет - БГУ только в 1999 году создал экономический факультет. До сих пор он готовил экономистов на самых разных факультетах. Популярны у белорусских работодателей выпускники факультета прикладной математики и информатики по специальностям: "Экономическая кибернетика" (набор в 2001 году составил 30 человек) и "Актуарная математика" (набор 30 человек). Выпускники этих специальностей прекрасно знают математические методы и информационные технологии и умеют их применять в практической работе на самых разных должностях - от ведущего специалиста Нацбанка до страхового аналитика и бухгалтера, владеющего передовыми информационными технологиями.
В БГУ на факультете международных отношений (белорусский аналог МГИМО) существует специальность "Мировая экономика и международные экономические отношения", в учебном плане которой более двух тысяч часов отведено на изучение двух иностранных языков. Основное назначение специальности - готовить экономических советников для работы в зарубежных экономических миссиях, представительствах Беларуси.
Белорусским
аналогом экономического факультета МГУ
могут служить две
Специальность "Экономическая теория" - классическая, подготовку по ней прошли практически все нынешние преподаватели в вузах (хотя выпускники БГУ работают и в банках, в министерствах, занимаются научными исследованиями). Специальность "Менеджмент" является относительно новой для отечественной экономики и направлена на подготовку управленцев высшей квалификации.
Открытие в БГУ новой специальности "Экономика" с квалификацией экономист-аналитик позволяет готовить кадры для органов государственного регулирования экономики, предприятий, фирм, банков, других финансовых и внешнеторговых институтов. Отличительная черта этой специальности - фундаментальное университетское экономическое образование с обучением системному анализу экономических явлений и процессов, экспертизе вариантов экономических решений методами экономической информатики и математической экономики. Специальность является классической для западных университетов и аналогична российскому стандарту 521600 "Экономика". Обучаемые по этой специальности студенты должны иметь высокую начальную базу математической подготовки и будут набираться в вуз из наиболее одаренных учащихся.
Открыты экономические факультеты и специальности во многих технических и профильных вузах. Основное назначение выпускаемых специалистов экономического профиля - работа бухгалтерами, аудиторами, менеджерами, экономическими представителями за рубежом, агентами по продажам, управленцами на предприятии соответствующего профиля и др.
Увеличили наборы и негосударственные вузы. Если в 1995 - 96 гг. они выпустили около 1800 студентов, то в 1997/98 учебном году набор достиг почти 5000 студентов из набранных по экономическим специальностям 12-ти тысяч. В негосударственные вузы набирали студентов по следующим специальностям: "Экономическая теория" - 13 человек, "Государственное и муниципальное управление" - 13, "Экономика и управление предприятием" - 1621, "Финансы и кредит" - 1076, "Экономика и управление социально - культурной сферой" - 87, "Бухучет, анализ и аудит" - 878, "Мировая экономика и международные экономические отношения" - 293, "Менеджмент" - 196, "Коммерческая деятельность" - 596, "Маркетинг" - 44.
Основными субъектами,
создающими спрос на услуги высших
учебных заведений, являются государство
как главный и основной заказчик
по базовым образовательным
В настоящее время основным рыночным сегментом, обеспечивающим спрос на услуги высших образовательных учреждений в среднесрочной перспективе, являются выпускники средних школ.
По данным социологических исследований, проведенных Институтом социологии НАН Беларуси в 1998 г., около 77% опрошенных молодых людей не были удовлетворены достигнутым социальным статусом и задумывались над тем, как приобрести более высокий квалификационный уровень. Каждый четвертый (24,5%) выразил желание продолжить учебу, причем свыше 15% собирались поступать в вузы [12]. При этом 73% опрошенных юношей и девушек считают, что для них доступным является только бесплатное обучение.