Проектирование стратегии конкуренции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является освоение методики анализа конъюнктуры товарного рынка и закрепление навыков проведения маркетинговых исследований рынка.
Задачи курсового проекта:
1 Анализ конъюнктуры товарного рынка на основе системы рыночных индикаторов.
2 Оценка уровня удовлетворенности потребителей.

Содержание работы

Введение
4
1. Выбор и характеристика объекта исследования
5
Особенности технологии производства хлеба 1 сорта
6
Качество и конкурентоспособность хлеба
9
2. Анализ масштаба и потенциала рынка хлеба 1 сорта
11
2.1. Характеристика рынка
2.2. Анализ масштаба рынка
2.3. Диагностика конкурентной среды
2.4. Анализ потребительского потенциала
2.5. Анализ привлекательности рынка
2.5.1. Рост и размер рынка
2.5.2. Доминирующие характеристики рынка
2.5.3. Конкурентный анализ рынка
2.5.4. Структура основных потребителей.
11
13
18
25
29
30
33
35
38
3. Анализ сбалансированности рынка хлеба 1 сорта
40
3.1. Оценка пропорциональности рынка
41
3.2 Оценка перспектив развития бизнеса
42
3.3 Оценка экономического состояния торговой фирмы
43
4. Анализ тенденций и устойчивости рынка хлеба 1 сорта
44
4.1. Факторный анализ товарооборота
45
4.2. Определение тенденции развития рынка
49
5. Анализ ценовой ситуации по хлебу 1 сорта
55
5.1. Анализ уровня цен
56
5.2. Анализ колеблемости цен
59
6. Прогнозирование рыночного спроса на хлеб 1 сорта
72
6.1. Прогноз по среднему проценту прироста спроса
73
6.2. Прогноз экспоненциального взвешенного среднего
75
7. Анализ поведения покупателей на рынке хлеба 1 сорта
80
7.1. Разработка моделей покупательских предпочтений
80
7.2. Анализ уровня удовлетворенности покупателей
83
8. Проектирование стратегии конкуренции предприятия
85
Заключение
94
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

0580130_57624_konyunkturnyy_analiz_tovarnyh_rynkov.doc

— 2.60 Мб (Скачать файл)

Упаковка хлеба в полимерные пленки сохраняет его свежесть до трех суток и более. Наибольшее распространение получили пленки полиэтиленовая и полиэтиленовая термоусадочная.

Все эти показатели качества хлеба и формируют его конкурентоспособность.

 

 

 

2. АНАЛИЗ МАСШТАБА И ПОТЕНЦИАЛА РЫНКА

 

Анализ рыночной конъюнктуры  следует начинать с характеристики типа рынка и масштаба рынка.

    1. Характеристика товарного рынка

Хлеб и хлебобулочные изделия относятся к товарам первой необходимости, а хлебопечение является социально значимой отраслью экономики: выпуская традиционные сорта хлеба, предприятия обеспечивают дешевым хлебом большое количество человек.  
Сейчас на рынке хлеба присутствуют основные виды хлеба: (черный, белый, круглый, батон и буханка), и формирующаяся премиальная категория (хлебобулочные изделия с ограниченным сроком хранения, содержанием минералов и органических элементов, низкокалорийные сорта и прочее).

 
         Для целей исследования в настоящем курсовом проекте выбран локальный рынок по территориальному признаку –рынок хлеба социального сорта 1 сорт пшеничный в микрорайоне Шевелевка г.Кургана.

 

 В настоящее время  зафиксировано снижение потребления,  которое происходит не только из-за медленной переориентации покупателей с традиционных хлебобулочных изделий на более дорогие виды хлеба, но и за счет повышения благосостояния населения. Тенденцией последних нескольких лет является общее снижение потребления хлеба при одновременном ежегодном росте интереса к продуктам класса «премиум»(бездрожжевого,безглютенового, диетического, мультизернового); 
Важнейшими критериями выбора при покупке хлебобулочных изделий потребителями являются свежесть изделия, цена, упаковка и внешний вид. Основными критериями выбора места покупки хлеба и хлебобулочных изделий является близость торгового предприятия к месту проживания или работы, а также возможность покупки других продуктов питания в одной точке, поэтому три четверти покупок хлебобулочных изделий приходится на магазины и супермаркеты.

 На фоне снижения  потребления хлеба в последние  годы производители отмечают  усиление влияния сетевой розницы,  проводящей политику низких цен и активно развивающей собственное производство хлебобулочных изделий в мини-пекарнях. Эти предприятия создают серьезную конкуренцию хлебокомбинатам, предлагая широкий ассортимент свежевыпеченной продукции, однако полного вытеснения изделиями мини-пекарен при розничных сетях традиционных хлебобулочных изделий по мнению экспертов, не произойдет.

 

Таблица 1 - Классификация  рынка хлеба 1 сорта

Признаки классификации

Тип рынка

Степень и характер сбалансированности рынка

Рынок покупателя

Вид конкуренции

Монополистическая конкуренция

Территориальный уровень

Локальный рынок

Классификация товара

Рынок потребительских  товаров

Место рынка в системе  товародвижения

Розничный рынок

Качественная оценка рынка

Функционирующий рынок

Организационная оценка рынка

Открытый рынок

Позиция маркетинга по отношению  к рынку

Целевой рынок

Конъюнктурная оценка рынка

Сокращающийся рынок


 

2.2. Анализ масштаба рынка

 

По оценкам экспертов, производство хлебобулочной продукции  в России ежегодно сокращается на 5-7%, по данным Росстата, начиная с 2000 года производство хлеба в стране падает каждый год в среднем на 3,8%. Промышленное производство хлеба на душу населения с 1996 по 2008 г. в целом по России снизилось на 20%.

По данным Института  питания РАМН, уровень потребления этого важного продукта питания в нашей стране в разные годы был неодинаков и зависел, в первую очередь, от экономической ситуации в стране и уровня доходов населения.

Известно, что современный  россиянин потребляет в среднем  около 100 кг хлеба в год, при этом для Москвы этот показатель составляет, по разным данным, от 70 до 90 кг в год, в то время как в некоторых российских регионах - до 260 кг.

По данным Администрации  г. Кургана, объем потребления хлеба  населением города составляет 51100 тонн в год, на долю трех крупных хлебозаводов приходится всего 17,1 % его производства.

Численность населения Кургана (по оперативным данным о числе заполненных в ходе Всероссийской переписи населения переписных анкет) составляла 322,4 тыс. чел. в 2010 году. Таким образом,  уровень потребления хлеба на душу населения в г.Кургане составляет 158,5 кг в год.

Среднедушевой денежный доход в среднем за месяц с  начала 2011 года сложился в размере 12908,1 рублей, в том числе за март – 13705,2 рублей (в марте 2010 года – 13676,7 рублей), то есть рост составил 1,37 %.

Масштаб рынка определяется объемом продажи товаров, числом и размером фирм, выступающих на рынке в качестве производителей и продавцов. При этом определяется функциональная специализация предприятий: товар, его основные свойства, ассортимент. Роль каждой фирмы в процессе реализации продукции характеризуется показателем доли, занимаемой ими на рынке.

 Роль каждой фирмы в процессе реализации продукции характеризуется показателем доли, занимаемой ими на рынке. Доля фирмы на рынке определяется как отношение товарооборота фирмы к общему объему продаж на рынке и определяется по формуле:

 

 

                                                         (1)

 

где

Di - доля фирмы на рынке;

Тi - товарооборот фирмы;

∑ Тi - общий объем продаж на рынке.

 или 53 %.

Аналогично определим  доли для других магазинов и результаты занесем в таблицу 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Структура локального рынка хлеба  в г. Кургане за 2010 год

Магазин

Ассор-ти-мент, глубина

Объем продаж, руб.

Кол-во реализов. прод., шт

Доля рынка,%

Позиция по величине рыночной доли

Пушкинский

6

2 060 131

164 600

53

лидер

Троя

4

758 093

60 400

20

претендент

Дарница

4

507 910

39 600

13

последователь

Оливия

3

174 061

13 500

5

последователь

Подкова

3

134 706

10 400

3

последователь

Нептун

2

118 129

9 100

3

последователь

24 часа

2

109 166

8 400

3

последователь

Итого

 

3 862 197

306 000

100,00

последователь


 

По величине рыночной доли все предприятия можно сгруппировать  следующим образом:

 лидер рынка,  40% и выше;

 претендент на лидерство,  40 - 20%;

последователь, 20 - 10%;

окопавшийся в нишах (аутсайдер  рынка), менее 1%.

В ходе анализа таблицы 2 выявлено, что явным лидером является супермаркет Пушкинский, имеющий максимальную долю локального рынка хлеба социальных сортов и наибольшую глубину ассортимента. Супермаркет «Троя» с долей 20% занимает позицию претендента на лидерство. Остальные магазины относятся к последователям.

Наглядно доли представлены на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 - Размер рыночных долей магазинов на локальном рынке хлеба социальных сортов в 2010 году

 

 

Наряду с количественным измерением доли может быть получена ее качественная характеристика (большая доля, средняя, небольшая и т.п.). Она базируется на сопоставлении доли, принадлежащей данной фирме, и доле, принадлежащей наиболее крупным конкурентам. Исходя из этого, можно сделать вывод, что супермаркет Троя занимает большую долю и сможет, нарастив товарооборот, стать претендентом на лидерство. Конъюнктурная оценка рынка определяет оперативную товарную политику фирмы. При благоприятной ситуации супермаркет Пушкинский проводит стратегию атаки, вкладывает средства в расширение ассортимента продукции и наращивает ее продажи. Неблагоприятная конъюнктура заставляет фирму использовать оборонительную тактику ресурсосбережения и выжидания, а иногда и ухода с данного рынка, что, возможно, будет ждать магазины с наименьшей рыночной долей.

 

Данные прошлого, 2009 года представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Структура локального рынка хлеба в г. Кургане за 2009год

Магазин

Ассорти-мент, глубина

Объем продаж, руб.

Кол-во реализов. прод., шт

Доля рынка,%

Позиция по величине рыночной доли

Пушкинский

5

1 410 815

146 600

47

лидер

Троя

4

679 162

70 500

23

претендент

Дарница

4

451 973

45 700

15

последователь

Оливия

3

155 220

15 600

5

последователь

Подкова

3

104 265

10 500

3

последователь

Нептун

2

97 412

9 800

3

последователь

24 часа

2

81 916

8 200

3

последователь

Итого

 

2 980 763

306 900

100,00

последователь


 

 

Наглядно доли представлены на рисунке 2.

 

 

 

 

Рисунок 2 - Размер рыночных долей магазинов на локальном  рынке хлеба социальных сортов в 2009 году 
2.3 Диагностика конкурентной среды

 

Диагностика конкурентной среды представляет собой определение  и описание текущего и перспективного состояния конкурентной среды.

Проведем оценку интенсивности  конкуренции на основе распределения рыночной доли по четырёхдольному показателю концентрации производства и индексу Герфиндала-Гиршмана соответственно:

 

 

                                              (2)

 

 

где

 ОР1, ОР2, ОР3, ОР4 - объем реализации продукции четырех наиболее крупных предприятий;

ОР - общий объём реализации продукции на рынке.

 

Таким образом, четырехдольный показатель концентрации на локальном  рынке хлеба равен

 

 

Значение СR≥0,75, значит  концентрация очень высокая.

 

 

 

Для определения уровня монополизации в отрасли используется индекс Герфиндала-Гиршмана:

 

                                                          (3)

 

где

I - индекс Герфиндала-Гиршмана;

Di - доля i-ой фирмы на рынке.

Согласно российской и мировой практике определения уровня монополизации в отрасли используется следующее правило: если сумма долей рынка первых 4-х предприятий > 35% – для оценки силы конкуренции используется «индекс Герфиндала - Гиршмана» (ННI), если < 35% – рынок чистой (острой) конкуренции налицо.

Индекс Герфиндала – Гиршмана (ННI) определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке. При расчете рыночной доли в % HHI будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

 После расчета,  полученное значение характеризует  уровень монополизации: 
- 0 – конкуренция отсутствует ввиду отсутствия продавцов;

- 1-999 – чистая  конкуренция; 

- 1000-1800 – нарастающая  чистая конкуренция;

- 1801-4000 – монополистическая  конкуренция; 

- 4001-9999 – олигополистическая  конкуренция;

- 10000 – чистая  монополия. 

I=532+202+132+52+42+32+32= 3068

На основе четырёхдольного  показателя конкуренции (CR4) выявлено, что рынок сильно монополизирован, т.к. CR4 = 0,91 > 0,75. Концентрация рынка очень высокая. Также это подтверждает и индекс Герфиндаля-Гиршмана I = 3068≥2000%. Значение данного показателя находится в середине интервала 1801 - 4000 - это сильно концентрированный рынок, который находится под контролем антимонопольных органов.

Информация о работе Проектирование стратегии конкуренции предприятия