Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:00, курсовая работа
Целью курсового проекта является освоение методики анализа конъюнктуры товарного рынка и закрепление навыков проведения маркетинговых исследований рынка.
Задачи курсового проекта:
1 Анализ конъюнктуры товарного рынка на основе системы рыночных индикаторов.
2 Оценка уровня удовлетворенности потребителей.
Введение
4
1. Выбор и характеристика объекта исследования
5
Особенности технологии производства хлеба 1 сорта
6
Качество и конкурентоспособность хлеба
9
2. Анализ масштаба и потенциала рынка хлеба 1 сорта
11
2.1. Характеристика рынка
2.2. Анализ масштаба рынка
2.3. Диагностика конкурентной среды
2.4. Анализ потребительского потенциала
2.5. Анализ привлекательности рынка
2.5.1. Рост и размер рынка
2.5.2. Доминирующие характеристики рынка
2.5.3. Конкурентный анализ рынка
2.5.4. Структура основных потребителей.
11
13
18
25
29
30
33
35
38
3. Анализ сбалансированности рынка хлеба 1 сорта
40
3.1. Оценка пропорциональности рынка
41
3.2 Оценка перспектив развития бизнеса
42
3.3 Оценка экономического состояния торговой фирмы
43
4. Анализ тенденций и устойчивости рынка хлеба 1 сорта
44
4.1. Факторный анализ товарооборота
45
4.2. Определение тенденции развития рынка
49
5. Анализ ценовой ситуации по хлебу 1 сорта
55
5.1. Анализ уровня цен
56
5.2. Анализ колеблемости цен
59
6. Прогнозирование рыночного спроса на хлеб 1 сорта
72
6.1. Прогноз по среднему проценту прироста спроса
73
6.2. Прогноз экспоненциального взвешенного среднего
75
7. Анализ поведения покупателей на рынке хлеба 1 сорта
80
7.1. Разработка моделей покупательских предпочтений
80
7.2. Анализ уровня удовлетворенности покупателей
83
8. Проектирование стратегии конкуренции предприятия
85
Заключение
94
Список использованных источников
Упаковка хлеба в полимерные пленки сохраняет его свежесть до трех суток и более. Наибольшее распространение получили пленки полиэтиленовая и полиэтиленовая термоусадочная.
Все эти показатели качества хлеба и формируют его конкурентоспособность.
Анализ рыночной конъюнктуры следует начинать с характеристики типа рынка и масштаба рынка.
Хлеб и хлебобулочные изделия относятся
к товарам первой необходимости, а хлебопечение
является социально значимой отраслью
экономики: выпуская традиционные сорта
хлеба, предприятия обеспечивают дешевым
хлебом большое количество человек.
Сейчас на рынке хлеба присутствуют основные
виды хлеба: (черный, белый, круглый, батон
и буханка), и формирующаяся премиальная
категория (хлебобулочные изделия с ограниченным
сроком хранения, содержанием минералов
и органических элементов, низкокалорийные
сорта и прочее).
Для целей исследования
в настоящем курсовом проекте выбран локальный
рынок по территориальному признаку –рынок
хлеба социального сорта 1 сорт пшеничный
в микрорайоне Шевелевка г.Кургана.
В настоящее время
зафиксировано снижение
Важнейшими критериями выбора при покупке
хлебобулочных изделий потребителями
являются свежесть изделия, цена, упаковка
и внешний вид. Основными критериями выбора
места покупки хлеба и хлебобулочных изделий
является близость торгового предприятия
к месту проживания или работы, а также
возможность покупки других продуктов
питания в одной точке, поэтому три четверти
покупок хлебобулочных изделий приходится
на магазины и супермаркеты.
На фоне снижения
потребления хлеба в последние
годы производители отмечают
усиление влияния сетевой
Таблица 1 - Классификация рынка хлеба 1 сорта
Признаки классификации |
Тип рынка |
Степень и характер сбалансированности рынка |
Рынок покупателя |
Вид конкуренции |
Монополистическая конкуренция |
Территориальный уровень |
Локальный рынок |
Классификация товара |
Рынок потребительских товаров |
Место рынка в системе товародвижения |
Розничный рынок |
Качественная оценка рынка |
Функционирующий рынок |
Организационная оценка рынка |
Открытый рынок |
Позиция маркетинга по отношению к рынку |
Целевой рынок |
Конъюнктурная оценка рынка |
Сокращающийся рынок |
По оценкам экспертов, производство хлебобулочной продукции в России ежегодно сокращается на 5-7%, по данным Росстата, начиная с 2000 года производство хлеба в стране падает каждый год в среднем на 3,8%. Промышленное производство хлеба на душу населения с 1996 по 2008 г. в целом по России снизилось на 20%.
По данным Института питания РАМН, уровень потребления этого важного продукта питания в нашей стране в разные годы был неодинаков и зависел, в первую очередь, от экономической ситуации в стране и уровня доходов населения.
Известно, что современный россиянин потребляет в среднем около 100 кг хлеба в год, при этом для Москвы этот показатель составляет, по разным данным, от 70 до 90 кг в год, в то время как в некоторых российских регионах - до 260 кг.
По данным Администрации г. Кургана, объем потребления хлеба населением города составляет 51100 тонн в год, на долю трех крупных хлебозаводов приходится всего 17,1 % его производства.
Численность населения Кургана (по оперативным данным о числе заполненных в ходе Всероссийской переписи населения переписных анкет) составляла 322,4 тыс. чел. в 2010 году. Таким образом, уровень потребления хлеба на душу населения в г.Кургане составляет 158,5 кг в год.
Среднедушевой денежный доход в среднем за месяц с начала 2011 года сложился в размере 12908,1 рублей, в том числе за март – 13705,2 рублей (в марте 2010 года – 13676,7 рублей), то есть рост составил 1,37 %.
Масштаб рынка определяется объемом продажи товаров, числом и размером фирм, выступающих на рынке в качестве производителей и продавцов. При этом определяется функциональная специализация предприятий: товар, его основные свойства, ассортимент. Роль каждой фирмы в процессе реализации продукции характеризуется показателем доли, занимаемой ими на рынке.
Роль каждой фирмы в процессе реализации продукции характеризуется показателем доли, занимаемой ими на рынке. Доля фирмы на рынке определяется как отношение товарооборота фирмы к общему объему продаж на рынке и определяется по формуле:
где
Di - доля фирмы на рынке;
Тi - товарооборот фирмы;
∑ Тi - общий объем продаж на рынке.
или 53 %.
Аналогично определим доли для других магазинов и результаты занесем в таблицу 2.
Таблица 2 - Структура локального рынка хлеба в г. Кургане за 2010 год
Магазин |
Ассор-ти-мент, глубина |
Объем продаж, руб. |
Кол-во реализов. прод., шт |
Доля рынка,% |
Позиция по величине рыночной доли |
Пушкинский |
6 |
2 060 131 |
164 600 |
53 |
лидер |
Троя |
4 |
758 093 |
60 400 |
20 |
претендент |
Дарница |
4 |
507 910 |
39 600 |
13 |
последователь |
Оливия |
3 |
174 061 |
13 500 |
5 |
последователь |
Подкова |
3 |
134 706 |
10 400 |
3 |
последователь |
Нептун |
2 |
118 129 |
9 100 |
3 |
последователь |
24 часа |
2 |
109 166 |
8 400 |
3 |
последователь |
Итого |
3 862 197 |
306 000 |
100,00 |
последователь |
По величине рыночной
доли все предприятия можно
лидер рынка, 40% и выше;
претендент на лидерство, 40 - 20%;
последователь, 20 - 10%;
окопавшийся в нишах (аутсайдер рынка), менее 1%.
В ходе анализа таблицы 2 выявлено, что явным лидером является супермаркет Пушкинский, имеющий максимальную долю локального рынка хлеба социальных сортов и наибольшую глубину ассортимента. Супермаркет «Троя» с долей 20% занимает позицию претендента на лидерство. Остальные магазины относятся к последователям.
Наглядно доли представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Размер рыночных долей магазинов на локальном рынке хлеба социальных сортов в 2010 году
Наряду с количественным измерением доли может быть получена ее качественная характеристика (большая доля, средняя, небольшая и т.п.). Она базируется на сопоставлении доли, принадлежащей данной фирме, и доле, принадлежащей наиболее крупным конкурентам. Исходя из этого, можно сделать вывод, что супермаркет Троя занимает большую долю и сможет, нарастив товарооборот, стать претендентом на лидерство. Конъюнктурная оценка рынка определяет оперативную товарную политику фирмы. При благоприятной ситуации супермаркет Пушкинский проводит стратегию атаки, вкладывает средства в расширение ассортимента продукции и наращивает ее продажи. Неблагоприятная конъюнктура заставляет фирму использовать оборонительную тактику ресурсосбережения и выжидания, а иногда и ухода с данного рынка, что, возможно, будет ждать магазины с наименьшей рыночной долей.
Данные прошлого, 2009 года представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Структура локального рынка хлеба в г. Кургане за 2009год
Магазин |
Ассорти-мент, глубина |
Объем продаж, руб. |
Кол-во реализов. прод., шт |
Доля рынка,% |
Позиция по величине рыночной доли |
Пушкинский |
5 |
1 410 815 |
146 600 |
47 |
лидер |
Троя |
4 |
679 162 |
70 500 |
23 |
претендент |
Дарница |
4 |
451 973 |
45 700 |
15 |
последователь |
Оливия |
3 |
155 220 |
15 600 |
5 |
последователь |
Подкова |
3 |
104 265 |
10 500 |
3 |
последователь |
Нептун |
2 |
97 412 |
9 800 |
3 |
последователь |
24 часа |
2 |
81 916 |
8 200 |
3 |
последователь |
Итого |
2 980 763 |
306 900 |
100,00 |
последователь |
Наглядно доли представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Размер рыночных
долей магазинов на локальном
рынке хлеба социальных сортов в 2009 году
2.3 Диагностика конкурентной среды
Диагностика конкурентной среды представляет собой определение и описание текущего и перспективного состояния конкурентной среды.
Проведем оценку интенсивности конкуренции на основе распределения рыночной доли по четырёхдольному показателю концентрации производства и индексу Герфиндала-Гиршмана соответственно:
где
ОР1, ОР2, ОР3, ОР4 - объем реализации продукции четырех наиболее крупных предприятий;
ОР - общий объём реализации продукции на рынке.
Таким образом, четырехдольный показатель концентрации на локальном рынке хлеба равен
Значение СR≥0,75, значит концентрация очень высокая.
Для определения уровня монополизации в отрасли используется индекс Герфиндала-Гиршмана:
где
I - индекс Герфиндала-Гиршмана;
Di - доля i-ой фирмы на рынке.
Согласно российской и мировой практике определения уровня монополизации в отрасли используется следующее правило: если сумма долей рынка первых 4-х предприятий > 35% – для оценки силы конкуренции используется «индекс Герфиндала - Гиршмана» (ННI), если < 35% – рынок чистой (острой) конкуренции налицо.
Индекс Герфиндала – Гиршмана (ННI) определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке. При расчете рыночной доли в % HHI будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.
После расчета,
полученное значение
- 0 – конкуренция отсутствует ввиду отсутствия
продавцов;
- 1-999 – чистая конкуренция;
- 1000-1800 – нарастающая чистая конкуренция;
- 1801-4000 – монополистическая конкуренция;
- 4001-9999 – олигополистическая конкуренция;
- 10000 – чистая монополия.
I=532+202+132+52+42+32+32= 3068
На основе четырёхдольного показателя конкуренции (CR4) выявлено, что рынок сильно монополизирован, т.к. CR4 = 0,91 > 0,75. Концентрация рынка очень высокая. Также это подтверждает и индекс Герфиндаля-Гиршмана I = 3068≥2000%. Значение данного показателя находится в середине интервала 1801 - 4000 - это сильно концентрированный рынок, который находится под контролем антимонопольных органов.
Информация о работе Проектирование стратегии конкуренции предприятия