Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:00, курсовая работа
Целью курсового проекта является освоение методики анализа конъюнктуры товарного рынка и закрепление навыков проведения маркетинговых исследований рынка.
Задачи курсового проекта:
1 Анализ конъюнктуры товарного рынка на основе системы рыночных индикаторов.
2 Оценка уровня удовлетворенности потребителей.
Введение
4
1. Выбор и характеристика объекта исследования
5
Особенности технологии производства хлеба 1 сорта
6
Качество и конкурентоспособность хлеба
9
2. Анализ масштаба и потенциала рынка хлеба 1 сорта
11
2.1. Характеристика рынка
2.2. Анализ масштаба рынка
2.3. Диагностика конкурентной среды
2.4. Анализ потребительского потенциала
2.5. Анализ привлекательности рынка
2.5.1. Рост и размер рынка
2.5.2. Доминирующие характеристики рынка
2.5.3. Конкурентный анализ рынка
2.5.4. Структура основных потребителей.
11
13
18
25
29
30
33
35
38
3. Анализ сбалансированности рынка хлеба 1 сорта
40
3.1. Оценка пропорциональности рынка
41
3.2 Оценка перспектив развития бизнеса
42
3.3 Оценка экономического состояния торговой фирмы
43
4. Анализ тенденций и устойчивости рынка хлеба 1 сорта
44
4.1. Факторный анализ товарооборота
45
4.2. Определение тенденции развития рынка
49
5. Анализ ценовой ситуации по хлебу 1 сорта
55
5.1. Анализ уровня цен
56
5.2. Анализ колеблемости цен
59
6. Прогнозирование рыночного спроса на хлеб 1 сорта
72
6.1. Прогноз по среднему проценту прироста спроса
73
6.2. Прогноз экспоненциального взвешенного среднего
75
7. Анализ поведения покупателей на рынке хлеба 1 сорта
80
7.1. Разработка моделей покупательских предпочтений
80
7.2. Анализ уровня удовлетворенности покупателей
83
8. Проектирование стратегии конкуренции предприятия
85
Заключение
94
Список использованных источников
Тпр. д = 13676,70/13705,20 = 1,00
Расчет эластичности спроса равен
(5)
Эластичность спроса по цене равна:
Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
Проанализировав полученный показатель эластичности, сделаем вывод, что спрос является абсолютно неэластичным, что означает абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены, то есть изменение цены на 1 % и более, почти не влияет на изменение объема спроса.
Эластичность спроса по доходу равна:
Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных товаров или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем высококачественных продуктов питания. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся некоторые виды продовольствия, в том числе социальные сорта хлеба.
Показатель эластичности спроса по доходу эластичен, так как больше единицы и отрицателен, то есть потребитель, став богаче, существенно снижает спрос на хлеб социального сорта, предпочитая приобретать другую продукцию, например, хлеб премиум-класса.
Искусственно стимулируемый спрос не наблюдается. Аналогов у хлеба социального сорта 1 сорт пшеничный нет( ржано-пшеничный хлеб и хлеб 2 сорта в рамках нашего курсового проекта не рассматривается). Импорт равен 0, т.к. курганцы покупают хлеб, произведенный только на курганском рынке.Объем альтернативного потребления ничтожно мал.
кг. или 435 256 шт.
В итоге локальный рынок микрорайона Шевелевка г. Кургана может вместить 435 256 штуки хлеба социального пшеничного 1 сорта.
Оценка рыночной привлекательности (конъюнктуры) подразумевает под собой изучение возможностей рынка, сложившейся на рынке экономической ситуации, которую характеризуют: соотношение между спросом и предложением, уровень цен, товарные запасы, портфель заказов и иные экономические показатели.
Показатели привлекательности рынка:
1. Оценка рынка и рыночных показателей.
2. Сравнительный анализ и рыночная привлекательность
При анализе конкурентной ситуации используется стандартная Модель Шести Сил, представленная на рисунке 3.
Рисунок 3- Модель шести сил для анализа конкурентной ситуации
Спрос на хлеб меняется иначе, чем на другие товары повседневного спроса. При снижении доходов населения потребление хлеба растет, при росте, наоборот, снижается. Это связано с тем, что хлеб является основным продуктом питания, и нехватку других продуктов потребители компенсируют покупкой большего количества хлеба. Особенность производства и потребления хлебобулочных изделий заключается в том, что короткие сроки реализации не позволяют делать запасы хлеба. По этой же причине маловероятна возможность поставок хлеба в другие регионы.
Хлеб, считавшийся основой питания долгие годы, утратил славу дешевого незаменимого продукта, на котором держится страна. Производство хлеба социальных сортов сокращается, однако инвесторы вкладывают средства в хлебопечение. На эти деньги хлебопекарни модернизируют производственные мощности и расширяются, крупные предприятия поглощают маленькие. По данным Госкомстата, начиная с 2000 года, производство хлеба социальных сортов падает в среднем на 3,8% ежегодно. Некоторые эксперты считают, что потребление хлеба падает, так как сокращается население в стране. Однако темпы падения у них разные. Другое объяснение – рост благосостояния. Аналитики уверяют, что с ростом благосостояния население переходит от дешевой и калорийной пищи к дорогим продуктам с большим содержанием белка и клетчатки.
В наследство от СССР современной хлебной индустрии достался узкий ассортимент продукции. Но главная задача – обеспечить население недорогим хлебом – выполняется до сих пор, благодаря государственному регулированию.
По прогнозам специалистов, в ближайшие несколько лет объем продаж хлеба не претерпит существенных изменений, правда, изменится структура потребляемых хлебобулочных изделий за счет того, что уровень доходов населения по прогнозам должен вырасти и, соответственно, должна увеличиться доля потребления продукции премиум-класса.
Оценить привлекательность рынка хлеба социальных сортов в микрорайоне Шевелевка г. Кургана поможет метод PEST-анализа.
Анализ политических факторов.
Стабильность политической ситуации дает возможность предприятиям прогнозировать изменения, а также значительно уменьшает вероятность риска несения убытков из-за нестабильной политической ситуации.
Изменения в законодательстве затрагивают, прежде всего, сферу налогообложения. В настоящее время можно отследить регулярные изменения законодательства в данной сфере, что сказывается на работе предприятий отрасли.
Государственное регулирование деятельности предприятий отрасли происходит в форме установления верхнего предела цен на социальные сорта хлеба.
Анализ экономических факторов.
Общее повышение цен на продукцию отрасли и стоимость сырья, вызванное неблагоприятными погодными условиями лета 2010 года и последующим снижением урожая. Однако, незначительный рост номинальных доходов населения и снижение размера реальной заработной платы в 2011 году, вынуждает многих горожан экономить на продуктах питания, выбирая социальные сорта хлеба.
Анализ социальных факторов.
Стабилизация и рост благосостояния общества. На сегодняшний день общество восстанавливается после кризисной ситуации, сильно отразившейся на рынке хлебобулочных изделий. Постепенное улучшение покупательной способности населения способствует производству и сбыту сортов хлеба премиум-класса.
Ухудшение демографической ситуации в городе также не способствует увеличению (перспективному) потребления хлеба. Также в некоторых группах потребителей (среди женщин, молодежи) можно отметить снижение потребления хлеба классических сортов и переориентацию на диетические сорта хлеба. Однако, в связи с миграцией трудоспособного населения в становиться удельный вес пенсионеров, предпочитающих социальные сорта хлеба, в числе жителей микрорайона растет.
Анализ технологических факторов.
Ускорение темпов научно-технического прогресса способствует появлению современных технологий производства, повышению эффективности оборудования и увеличению сроков хранения продукции.
PEST-анализ позволяет
сделать вывод преимущественно
№ п/п |
Фактор |
Влияние (по пятибалльной шкале) |
1. |
P (политика) |
0 |
Стабильность политической ситуации |
+3 | |
Изменение в налоговом законодательстве |
-2 | |
Государственное регулирование цен |
-1 | |
2. |
E (экономика) |
+4 |
Повышение цен |
+1 | |
Рост стоимости сырья |
-1 | |
Снижение размера реальной заработной платы |
+5 | |
Незначительный рост номинальных доходов населения |
-1 | |
3. |
S (общество) |
-4 |
Рост благосостояния общества |
-3 | |
Ухудшение демографии |
-2 | |
Рост удельного веса пенсионеров |
+1 | |
4. |
T (технология) |
+2 |
Появление современных технологий |
+2 | |
Сумма факторов |
+2 |
Анализ доминирующих
характеристик можно
Таблица 9- Оценка доминирующих характеристик отрасли
Факторы |
Вес |
Балл |
Общая оценка |
1 |
2 |
3 |
4(гр2хгр3) |
Емкость рынка |
0,2 |
3 |
0,6 |
Рентабельность отрасли |
0,3 |
5 |
1,5 |
Потребность в первоначальном капитале |
0,2 |
2 |
0,4 |
Продуктовые и технологические инновации |
0,1 |
3 |
0,3 |
Цикличность отрасли |
0,2 |
2 |
0,4 |
Итого |
х |
х |
3,2 |
Вес определяется важностью данного фактора при анализе; балл характеризует силу влияния фактора на деятельность предприятий отрасли.
Емкость рынка хлебобулочных изделий.
На сегодняшний день
рынок насыщен и
Рентабельность.
В среднем рентабельность отрасли не очень высока и составляет 9-10%, однако, в отношении лидеров рынка речь идет о достаточно стабильных потоках доходов и уровне прибыли. Целью предприятия, как коммерческой организации, является получение прибыли, поэтому фактор рентабельности является очень важным для любой компании и получает высшую оценку – чем выше рентабельность, тем выше привлекательность рынка.
Потребность в первоначальном капитале для входа в отрасль является очень важной характеристикой, так как именно она в большей степени определяет возможность появления на рынке новых конкурентов. Данная отрасль характеризуется большим размером первоначальных капиталовложений (для крупных участников рынка); чем выше потребность в первоначальном капитале, тем ниже привлекательность.
Продуктовые и технологические инновации.
Хлебопечение характеризуется регулярным (хоть и не постоянным, не резким) усовершенствованием оборудования, периодическим возникновением новых, усовершенствованных продуктов. Данный фактор получает оценку 3 и вес 0,2, что объясняется важностью инноваций для предприятий отрасли с учетом особенностей выпускаемой продукции; чем больше инноваций, тем меньше привлекательность отрасли.
Цикличность отрасли
является достаточно
важным фактором, так как рынок
хлебобулочных изделий
Проанализировав эти
факторы и определив средний
балл их экспертной оценки можно сказать,
что отрасль хлебобулочных
Информация о работе Проектирование стратегии конкуренции предприятия