Проектирование стратегии конкуренции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является освоение методики анализа конъюнктуры товарного рынка и закрепление навыков проведения маркетинговых исследований рынка.
Задачи курсового проекта:
1 Анализ конъюнктуры товарного рынка на основе системы рыночных индикаторов.
2 Оценка уровня удовлетворенности потребителей.

Содержание работы

Введение
4
1. Выбор и характеристика объекта исследования
5
Особенности технологии производства хлеба 1 сорта
6
Качество и конкурентоспособность хлеба
9
2. Анализ масштаба и потенциала рынка хлеба 1 сорта
11
2.1. Характеристика рынка
2.2. Анализ масштаба рынка
2.3. Диагностика конкурентной среды
2.4. Анализ потребительского потенциала
2.5. Анализ привлекательности рынка
2.5.1. Рост и размер рынка
2.5.2. Доминирующие характеристики рынка
2.5.3. Конкурентный анализ рынка
2.5.4. Структура основных потребителей.
11
13
18
25
29
30
33
35
38
3. Анализ сбалансированности рынка хлеба 1 сорта
40
3.1. Оценка пропорциональности рынка
41
3.2 Оценка перспектив развития бизнеса
42
3.3 Оценка экономического состояния торговой фирмы
43
4. Анализ тенденций и устойчивости рынка хлеба 1 сорта
44
4.1. Факторный анализ товарооборота
45
4.2. Определение тенденции развития рынка
49
5. Анализ ценовой ситуации по хлебу 1 сорта
55
5.1. Анализ уровня цен
56
5.2. Анализ колеблемости цен
59
6. Прогнозирование рыночного спроса на хлеб 1 сорта
72
6.1. Прогноз по среднему проценту прироста спроса
73
6.2. Прогноз экспоненциального взвешенного среднего
75
7. Анализ поведения покупателей на рынке хлеба 1 сорта
80
7.1. Разработка моделей покупательских предпочтений
80
7.2. Анализ уровня удовлетворенности покупателей
83
8. Проектирование стратегии конкуренции предприятия
85
Заключение
94
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

0580130_57624_konyunkturnyy_analiz_tovarnyh_rynkov.doc

— 2.60 Мб (Скачать файл)

 Уравнение коэффициента r линии  регрессии имеет следующий вид: 

                           (16)

Где n-число наблюдений,

 X и Y- известные значения t  и V(t).

Вычислим квадрат  коэффициента корреляции (коэффициент  детерминации R2) полученного тренда с базовым рядом. Значение r-квадрат можно интерпретировать как отношение дисперсии для y к дисперсии для x.

R2

n

t(n-1)

t^2

R2min

0,864478

5

2,776451

7,708679

0,719853


 

 

Квадрат коэффициента корреляции (коэффициент детерминации R2) равен 0,864478.

Определим  степень  надежности  построенной модели и значимости коэффициента детерминации.

Для оценки значимости коэффициента детерминации воспользуемся t-критерием Стьюдента.

Обычно требуется определить фактическое значение критерия

                                                                     (17)

 

и сравнить его со значением t-критерия Стьюдента ta(k) с заданными доверительной вероятностью a и числом степеней свободы k=n–1, где n — число наблюдений.

 Если tr > ta(k), то величину коэффициента корреляции следует признать существенной.

Мы поступим иначе: определим  минимальное значение R2, при котором корреляцию можно считать существенной:

                                                (18)

 

Найдем коэффициент  Стьюдента для доверительной  вероятности 0,95 и числа степеней свободы 5. Коэффициент Стьюдента равен 2,776451.

Вычислим квадрат коэффициента Стьюдента и получим минимальное  существенное значение коэффициента детерминации.

 Итак, оказывается,  что с вероятностью 0,95 корреляция  будет существенна, если R2 > 0,719853.

 Таким образом,  корреляцию нашей линии тренда  с базовой линией следует признать  существенной.

Тогда прогноз физического  показателя товарооборота  на 2011 год  с вероятностью 95%  составит 265 645 штук  хлеба социального сорта пшеничный 1 сорт на локальном рынке Шевелевка в г.Курган.

Выделение линии тренда физического показателя товарооборота  представлено на рисунке 6.

Рисунок 6 - Выделение линии тренда физического показателя товарооборота

  1. АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ СИТУАЦИИ

 

Анализ рыночных цен на исследуемый товар выполняется в статике и динамике.

5.1 Анализ  уровня цен

Уровень цен - это обобщающий показатель, характеризующий состояние  цен за определенный период времени, на определенной территории по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.

Для характеристики уровня цен в статике, в территориально-экономическом  пространстве необходимо изучить цены на исследуемые товары, которые предлагают рынку отдельные продавцы. Методом  сбора информации является наблюдение. Результаты исследования сведены в таблице 17.

 

Таблица 17 - Группировка фирм по ценам

Уровень цен

Количество фирм

единиц

% с итого

Низкий

2

28,6

Средний

3

42,8

Высокий

2

28,6

Итого:

7

100,0


 

Так как доля предприятий  со средней ценой составляет 43%, то можно говорить о достаточной устойчивости рынка.

Для совокупности однородных товарных единиц обобщенной характеристикой  является средняя цена.

 Расчет средней  цены осуществим по формуле  средневзвешенной арифметической:

                                                  (19)

 

где

рi - цена i-й разновидности товара (или цена в i-ом регионе или субрынке);

 qi- число видов товаров.

Данные для расчета  возьмем из таблицы 2.

 руб.

руб.

Вариация цен предприятий-конкурентов  представлена на рисунке 7.

 


Рисунок 7- Вариация цен на товар

 

В ходе анализа данного  графика выявлено, что  максимальную цену предлагает магазин «24 часа», минимальное значение имеет цена магазина «Пушкинский», наиболее близко к средней цене расположена цена магазина «Дарница» одноименной сети.

Амплитуда колебаний цен составляет 0,48 руб. или 3,8% от средней взвешенной цены, это небольшой показатель, что обычно характерно для социальнозначимых товаров.

Рассчитаем показатель уровня цены как относительную величину, выражающую покупательскую способность  денежного дохода потребителей по формуле:

  ,                                                    (20)

 

где   P  -цена товара, руб., D -денежный доход на душу населения, руб.

Индивидуальный уровень  цен представлена на рисунке 6.

 


 

Рисунок 8 - Вариация покупательской способности  денежного дохода потребителей  локального рынка Шевелевка в г.Курган по товару хлеб социальный 1 сорта пшеничный

 

В ходе анализа данного  графика выявлено, что  наибольший уровень покупательской способности  имеет цена магазина «24 часа», следовательно,  наименьшее количество товара можно  приобрести по этой цене, и наименьший уровень покупательской способности имеет цена магазина «Пушкинский», следовательно,  наибольшее количество товара можно приобрести по данной цене.

5.2 Анализ  колеблемости цен

 

Существенным признаком  цен как индикатора рыночной конъюнктуры являются их постоянные колебания, отражающие меняющуюся рыночную ситуацию.

Формализованные оценки колеблемости цен в географическом или экономическом пространстве (по регионам, субрынкам, сегментам) осуществляется с помощью показателя вариации:

 

 

                                                    (21)

 

 

где

V - коэффициент вариации (стандартизированный к среднему  уровню цен по территории или  предприятиям в целом);

- среднее значение цены;

- среднеарифметическое отклонение.

Среднеарифметическое  отклонение рассчитывается по формуле:

 

                                                 (22)

 

 

где

Pi - цена i-й разновидности товара (или цена товара в i-ом регионе, субрынке, сегменте);

qi - объем продаж i-й разновидности товара.

Рассчитаем показатели колеблемости цен за квартал по группе предприятий. Исходные и промежуточные  расчетные показатели, необходимые  для исчисления показателя вариации, сведены в таблице 18.

 

Таблица 18 - Показатели колеблемости цен в 4 квартале 2010 года

 

Магазин

Цена товара, (руб.), Pi

Продано (шт.),             qi

 

 

 

Pi qi

 

Пушкинский

12,52

41 150

515 033

0,0111

458,6302

 Троя

12,55

15 100

189 523

0,0049

74,7390

 Дарница

12,83

9 900

126 977

0,0418

413,7839

 Оливия

12,89

3 375

43 515

0,0739

249,4052

 Подкова

12,95

2 600

33 677

0,1095

284,8269

Нептун

12,98

2 275

29 532

0,1294

294,3448

24 часа

13,00

2 100

27 292

0,1402

294,4132

Итого

 

76 500

965 549

0,5109

2 070,1433


 

 

 

Вариация — это  несовпадение значений одной и той  же статистической величины у разных объектов в силу особенностей их собственного развития, а также различия условий, в которых они находятся. Вариация имеет объективный характер и помогает познать сущность изучаемого явления. Если средняя величина сглаживает индивидуальные различия, то вариация, наоборот, их подчеркивает, устанавливая типичность или не типичность найденной средней величины для конкретной статистической совокупности.  
      Вариация измеряется с помощью относительных величин, называемых коэффициентами вариации и определяемых в виде отношения среднего отклонения к средней величине.

Определим коэффициент  вариации для цен на хлеб пшеничный  1 сорта социальный на локальном рынке Шевелевка в г.Курган.

 

Так как коэффициент  вариации равен 1,3% и меньше 33%, можно сделать вывод о низкой колеблемости цен на рынке.

 

Дополним анализ оценкой  типичности каждой конкретной цены на товар с помощью критерия t, характеризующего соотношение индивидуального и среднего отклонения:

 

                                                       (23)

 

Исходные и полученные данные сведены в таблицу 19.

 

Таблица 19 - Расчет критерия типичности  для цен на хлеб социальный пшеничный 1 сорта на локальном рынке Шевелевка в г.Кургане

Магазин

Цена товара, (руб.), Pi

Пушкинский

12,52

-0,11

-0,64

 Троя

12,55

-0,07

-0,43

 Дарница

12,83

0,20

1,24

 Оливия

12,89

0,27

1,65

 Подкова

12,95

0,33

2,01

Нептун

12,98

0,36

2,19

24 часа

13,00

0,37

2,28

Итого

 

1,37

8,30


                                                           

 

Для однородной совокупности (Pi- Pсреднее)< 3σ.

 

 Таким образом,  если  ti > 0,51, то цена Pi нетипична для данного ряда. Из таблицы 19 видно, что критерий ti только для одного значения ряда цен соответствует типичному значению. То есть, почти все цены  на хлеб 1 сорта пшеничный социальный нетипичны для локального рынка Шевелевка г.Кургана.

Данный факт свидетельствует об исследовании совокупности с качественно разнородными признаками – исследуемые магазины находятся в местах с разным скоплением потребителей, в разной удаленности от транспортных магистралей, обладают разными степенями привлекательности для потребителя,  что было исследовано  и отражено в профилях конкурентных преимуществ (табл.4-7).

Изучение территориальной  вариации цен в пределах города не имеет смысла, так как объектом исследования является локальный рынок, однако мы можем проанализировать вариацию цен в пределах локального рынка по степени удаленности от его центра.

Территориальная вариация для потребительского товара определяется на основе среднеарифметического территориального индекса:

 

                                                     (24)

 

где,

           - цена на i-товар на субрынке l, руб.

           - средняя цена на i-товар, руб.

Исходные и полученные данные сведены в таблицу 20. Удаленность от центра определена визуально по фрагменту карты Дубль-ГИС Курган.

Таблица 20 – Показатели территориальной вариации цен на хлеб социальный пшеничный 1 сорта на локальном рынке Шевелевка в г. Кургане

 

Магазин

Рыночный сегмент                   (территориальный разрез)

1.Пушкинский

центр

12,52

12,62

0,9916

2.Троя

спальный район

12,55

12,62

0,9944

3.Дарница

спальный район

12,83

12,62

1,0162

4.Оливия

спальный район

12,89

12,62

1,0215

5.Подкова

окраина

12,95

12,62

1,0262

6.Нептун

окраина

12,98

12,62

1,0285

7.24 часа

центр

13,00

12,62

1,0297

Информация о работе Проектирование стратегии конкуренции предприятия