Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:00, курсовая работа
Целью курсового проекта является освоение методики анализа конъюнктуры товарного рынка и закрепление навыков проведения маркетинговых исследований рынка.
Задачи курсового проекта:
1 Анализ конъюнктуры товарного рынка на основе системы рыночных индикаторов.
2 Оценка уровня удовлетворенности потребителей.
Введение
4
1. Выбор и характеристика объекта исследования
5
Особенности технологии производства хлеба 1 сорта
6
Качество и конкурентоспособность хлеба
9
2. Анализ масштаба и потенциала рынка хлеба 1 сорта
11
2.1. Характеристика рынка
2.2. Анализ масштаба рынка
2.3. Диагностика конкурентной среды
2.4. Анализ потребительского потенциала
2.5. Анализ привлекательности рынка
2.5.1. Рост и размер рынка
2.5.2. Доминирующие характеристики рынка
2.5.3. Конкурентный анализ рынка
2.5.4. Структура основных потребителей.
11
13
18
25
29
30
33
35
38
3. Анализ сбалансированности рынка хлеба 1 сорта
40
3.1. Оценка пропорциональности рынка
41
3.2 Оценка перспектив развития бизнеса
42
3.3 Оценка экономического состояния торговой фирмы
43
4. Анализ тенденций и устойчивости рынка хлеба 1 сорта
44
4.1. Факторный анализ товарооборота
45
4.2. Определение тенденции развития рынка
49
5. Анализ ценовой ситуации по хлебу 1 сорта
55
5.1. Анализ уровня цен
56
5.2. Анализ колеблемости цен
59
6. Прогнозирование рыночного спроса на хлеб 1 сорта
72
6.1. Прогноз по среднему проценту прироста спроса
73
6.2. Прогноз экспоненциального взвешенного среднего
75
7. Анализ поведения покупателей на рынке хлеба 1 сорта
80
7.1. Разработка моделей покупательских предпочтений
80
7.2. Анализ уровня удовлетворенности покупателей
83
8. Проектирование стратегии конкуренции предприятия
85
Заключение
94
Список использованных источников
Проведем анализ конкурентных
стратегий и поведения
Супермаркет «Пушкинский» является лидером по продаже хлеба социального сорта на локальном рынке хлебобулочных изделий в г. Кургане, что обуславливается следующими факторами: агрессивная и хорошо продуманная маркетинговая политика (все виды рекламы, акции, скидки), широкий ассортимент и способность к созданию достаточно крупных запасов товара (следствие того, что является крупнейшим супермаркетом на локальном рынке), удобство расположения магазина, низкие цены, глубокий ассортимент.
Представим профиль
конкурентных преимуществ данного
торгового предприятия в
Таблица 4 - Профиль конкурентных преимуществ и недостатков супермаркет Пушкинский в Кургане
Факторы |
Удель-ный вес |
Варианты оценки в сравнении с двумя конкурентами |
Значение фактора |
Сильнейший конкурент | ||||
Хуже, чем у конку-рентов |
Так же, как у конку-рентов |
Лучше, чем у конку-рентов | ||||||
-2 |
-1 |
0 |
1 |
3 | ||||
Доля рынка |
0,15 |
● |
0,45 |
|||||
Ценовая политика |
0,20 |
● |
0,60 |
|||||
Дополнительные сопутствующие товары |
0,15 |
● |
0,15 |
|||||
Продвижение товара |
0,05 |
● |
0 |
|||||
Ассортимент глубина |
0,10 |
● |
0,10 |
|||||
Качество продаваемой продукции |
0,10 |
● |
0 |
|||||
Качество работы с покупателем |
0,06 |
● |
0 |
|||||
Современное торгово-выставочное оборудование |
0,07 |
● |
0 |
|||||
Складской запас |
0,02 |
● |
0,06 |
|||||
Удобство расположения магазина |
0,10 |
● |
0,10 |
|||||
Итого оценка конкурентной позиции предприятия |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1,51 |
- |
Супермаркет «Троя» занимает второе место по объему рыночной доли и также представляет систему самообслуживания(супермаркет) сети Ахиллес. Для нее характерен достаточно глубокий ассортимент, цены на уровне лидера рынка, неплохое обслуживание клиентов. К недостаткам следует отнести более скудный ассортимент сопутствующих товаров, что обусловлено гораздо меньшей площадью и тем, что супермаркет расположен в существующем помещении, а не в специально спроектированном для крупного супермаркета(как «Пушкинский») и менее удобное расположение. Профиль конкурентных преимуществ супермаркета «Троя» представлен в таблице 5.
Таблица 5 - Профиль конкурентных преимуществ и недостатков супермаркет Троя в Кургане
Факторы |
Удель-ный вес |
Варианты оценки в сравнении с двумя конкурентами |
Значение фактора |
Сильнейший конкурент | ||||
Хуже, чем у конку-рентов |
Так же, как у конку-рентов |
Лучше, чем у конку-рентов | ||||||
-2 |
-1 |
0 |
1 |
3 | ||||
Доля рынка |
0,15 |
● |
-0,15 |
Пушкинский | ||||
Ценовая политика |
0,20 |
● |
0 |
Пушкинский | ||||
Дополнительные сопутствующие товары |
0,15 |
● |
0,15 |
Пушкинский | ||||
Продвижение товара |
0,05 |
● |
0 |
Пушкинский | ||||
Ассортимент глубина |
0,10 |
● |
-0,10 |
Пушкинский | ||||
Качество продаваемой продукции |
0,10 |
● |
0 |
|||||
Качество работы с покупателем |
0,06 |
● |
0 |
|||||
Современное торгово-выставочное оборудование |
0,07 |
● |
0 |
|||||
Складской запас |
0,02 |
● |
-0,02 |
Пушкинский | ||||
Удобство расположения магазина |
0,10 |
● |
-0,10 |
Пушкинский | ||||
Итого оценка конкурентной позиции предприятия |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
-0,22 |
- |
Магазин «Дарница» занимает третье место по объему рыночной доли и также представляет торговую сеть. Для нее также характерен достаточно глубокий ассортимент, цены слегка выше лидера рынка, неплохое обслуживание клиентов. К недостаткам следует отнести прилавочную фору торговли, расположение, удаленное от мест скопления народа, отсутствие парковки, узкий ассортимент сопутствующих товаров и наличие прилавочной торговли, что затрудняет работу с клиентами.
Таблица 6 - Профиль конкурентных преимуществ и недостатков магазин Дарница в Кургане
Факторы |
Удель-ный вес |
Варианты оценки в сравнении с двумя конкурентами |
Значение фактора |
Сильнейший конкурент | ||||
Хуже, чем у конку-рентов |
Так же, как у конку-рентов |
Лучше, чем у конку-рентов | ||||||
-2 |
-1 |
0 |
1 |
3 | ||||
Доля рынка |
0,15 |
● |
-0,30 |
Пушкинский | ||||
Ценовая политика |
0,20 |
● |
-0,40 |
Пушкинский | ||||
Дополнительные сопутствующие товары |
0,15 |
● |
-0,30 |
Пушкинский | ||||
Продвижение товара |
0,05 |
● |
-0,05 |
Пушкинский | ||||
Ассортимент глубина |
0,10 |
● |
-0,10 |
Пушкинский | ||||
Качество продаваемой продукции |
0,10 |
● |
0 |
Пушкинский, Троя | ||||
Качество работы с покупателем |
0,06 |
● |
-0,12 |
Пушкинский, Троя | ||||
Современное торгово-выставочное оборудование |
0,07 |
● |
-0,07 |
Пушкинский, Троя | ||||
Складской запас |
0,02 |
● |
-0,02 |
Пушкинский | ||||
Удобство расположения магазина |
0,10 |
● |
-0,10 |
Пушкинский | ||||
Итого оценка конкурентной позиции предприятия |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
-1,20 |
- |
Магазин «Оливия» занимает четвертое место по объему рыночной доли. Для него характерен достаточно глубокий ассортимент, цены выше лидера рынка. К недостаткам следует отнести расположение, удаленное от мест скопления народа, отсутствие парковки, узкий ассортимент сопутствующих товаров и наличие прилавочной торговли, что затрудняет работу с клиентами и низко квалифицированный персонал, мало информативные ценники и отсутствие внятной информации о свежести и условиях хранения хлеба.
Таблица 7 - Профиль конкурентных преимуществ и недостатков магазин Оливия в Кургане
Факторы |
Удель-ный вес |
Варианты оценки в сравнении с двумя конкурентами |
Значение фактора |
Сильнейший конкурент | ||||
Хуже, чем у конку-рентов |
Так же, как у конку-рентов |
Лучше, чем у конку-рентов | ||||||
-2 |
-1 |
0 |
1 |
3 | ||||
Доля рынка |
0,15 |
● |
-0,30 |
Пушкинский | ||||
Ценовая политика |
0,20 |
● |
-0,20 |
Пушкинский | ||||
Дополнительные сопутствующие товары |
0,15 |
● |
-0,30 |
Пушкинский | ||||
Продвижение товара |
0,05 |
● |
-0,10 |
Пушкинский | ||||
Ассортимент глубина |
0,10 |
● |
-0,10 |
Пушкинский | ||||
Качество продаваемой продукции |
0,10 |
● |
0 |
Пушкинский, Троя | ||||
Качество работы с покупателем |
0,06 |
● |
-0,12 |
|||||
Современное торгово-выставочное оборудование |
0,07 |
● |
-0,14 |
|||||
Складской запас |
0,02 |
● |
-0,04 |
Пушкинский | ||||
Удобство расположения магазина |
0,10 |
● |
-0,10 |
Пушкинский | ||||
Итого оценка конкурентной позиции предприятия |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
-1,40 |
- |
Потребительский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка.
Емкость рынка - количество товаров, которые рынок способен поглотить (приобрести) за определенный срок и при данных условиях. Рассчитаем емкость рынка хлеба социальных сортов на локальном рынке Шевелевка в Кургане по формуле:
(4)
где
Ер - емкость потребительского рынка;
П - потребление товара на душу населения (одну семью);
S - численность населения;
Тпр. р., Тпр. д. - темпы прироста соответственно цен и дохода;
Эр., Эд. - эластичность спроса от изменения цен и дохода;
Dстим. - искусственно стимулируемый спрос за счет маркетинговых усилий;
Н - насыщенность рынка (наличие товаров у потребителей);
Иф, Им - износ товаров соответственно физический и моральный;
А - альтернативные формы потребления;
С - импорт.
Численность населения Кургана (по оперативным данным о числе заполненных в ходе Всероссийской переписи, около 80 тыс.чел. проживает в микрорайоне Шевелевка. Однако, один из исследуемых магазинов, супермаркет Пушкинский, расположен на крупнейшей автомагистрали(улица Гоголя), соединяющей Шевелевку с расположенными рядом микрорайонами Западный, (в котором отсутствует супермаркет такого уровня) и Энергетики. Поэтому к численности населения микрорайона Шевелевка для целей исчисления емкости локального рынка следует добавить одну треть часть численности населения микрорайона Западный, которые могут посетить супермаркет «Пушкинский» на общественном транспорте, не оставляя покупку продуктов на магазины у дома и всех жителей микрорайона Западный, имеющих автомобили, а также и одну пятую часть численности микрорайона Энергетики, которые могут посетить супермаркет «Пушкинский» на общественном транспорте и половину автовладельцев (так как в Энергетики можно попасть и другой крупной автомагистралью(улица Мяготина)2.
Уровень потребления хлеба на душу населения в г.Кургане составляет 158,5 кг в год. Среднедушевой денежный доход за март 2011 года – 13705,2 рублей (в марте 2010 года – 13676,7 рублей).
Средняя цена 1 кг хлеба в 2010 году составляла 18,03 руб./кг., в 2011 году -17,85 руб./кг. Найдем прирост цен:
Тпр. р = 17,85/14,77 = 1,21
Среднедушевой денежный доход за март 2011 года – 13705,2 рублей (в марте 2010 года – 13676,7 рублей. Найдем прирост дохода:
Информация о работе Проектирование стратегии конкуренции предприятия