Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:00, курсовая работа
Целью курсового проекта является освоение методики анализа конъюнктуры товарного рынка и закрепление навыков проведения маркетинговых исследований рынка.
Задачи курсового проекта:
1 Анализ конъюнктуры товарного рынка на основе системы рыночных индикаторов.
2 Оценка уровня удовлетворенности потребителей.
Введение
4
1. Выбор и характеристика объекта исследования
5
Особенности технологии производства хлеба 1 сорта
6
Качество и конкурентоспособность хлеба
9
2. Анализ масштаба и потенциала рынка хлеба 1 сорта
11
2.1. Характеристика рынка
2.2. Анализ масштаба рынка
2.3. Диагностика конкурентной среды
2.4. Анализ потребительского потенциала
2.5. Анализ привлекательности рынка
2.5.1. Рост и размер рынка
2.5.2. Доминирующие характеристики рынка
2.5.3. Конкурентный анализ рынка
2.5.4. Структура основных потребителей.
11
13
18
25
29
30
33
35
38
3. Анализ сбалансированности рынка хлеба 1 сорта
40
3.1. Оценка пропорциональности рынка
41
3.2 Оценка перспектив развития бизнеса
42
3.3 Оценка экономического состояния торговой фирмы
43
4. Анализ тенденций и устойчивости рынка хлеба 1 сорта
44
4.1. Факторный анализ товарооборота
45
4.2. Определение тенденции развития рынка
49
5. Анализ ценовой ситуации по хлебу 1 сорта
55
5.1. Анализ уровня цен
56
5.2. Анализ колеблемости цен
59
6. Прогнозирование рыночного спроса на хлеб 1 сорта
72
6.1. Прогноз по среднему проценту прироста спроса
73
6.2. Прогноз экспоненциального взвешенного среднего
75
7. Анализ поведения покупателей на рынке хлеба 1 сорта
80
7.1. Разработка моделей покупательских предпочтений
80
7.2. Анализ уровня удовлетворенности покупателей
83
8. Проектирование стратегии конкуренции предприятия
85
Заключение
94
Список использованных источников
Удельный вес давших оценку в общем числе ответивших респондентов, % | |||
Об экономическом положении фирмы в данное время |
О тенденциях изменения на перспективу | ||
Характеристика |
% ответов |
Характеристика |
% ответов |
1) благоприятное |
20 |
1) улучшение |
40 |
2) удовлетворительное |
50 |
2) без изменений |
50 |
3) неблагоприятное |
30 |
3) ухудшение |
10 |
Баланс ответов 40 |
Баланс ответов 80 |
Индикаторы экономического положения по оценке работников в настоящем и будущем соответственно равно 40% и 80%. Степень положительных перспектив П = 40/50 = 0,8; что близко к единице, следовательно следует оценивать перспективы развития как отличные.
Важным элементом конъюнктурног
Тенденции развития рынка - экономическое и статистическое понятие, характеризующее закономерность изменения его основных параметров во времени.
Для определения вектора и скорости развития рынка построим динамические ряды показателей, характеризующих основные параметры рынка, темпы роста и прироста (базисные и цепные).
Темп роста вычисляется по формуле:
где у0, у1 - уровни динамического ряда соответственно базисного и текущего периодов.
Рассчитанные темпы прироста цены приведены в таблице 14.
Таблица 14 - Определение темпов прироста
Товар |
Цены (усредненные), руб. |
Темп прироста за период 2009-2010 годов, % |
Темп прироста за период 2010-2011 годов, % | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной | |
1 |
2 |
3 |
4 |
гр3 /гр2 |
гр3 /гр2 |
гр4 /гр2 |
гр4 /гр3 |
1. Хлеб пшеничный 1 сорта социальный |
9,71 |
12,62 |
12,60 |
129,95 |
129,95 |
129,73 |
99,83 |
Проанализировав данные таблицы 14, выявлено, что в 2010 году цены на хлеб значительно выросли. Это объясняется сложившейся экономической ситуацией в России. Однако в 2011 году в результате активной работы антимонопольного комитета цены на хлеб снижают крупные производители (например, Хлебокомбинат №1 и хлебный завод Стандарт). В связи с переходом потребителей на сорта хлеба премиум-класса производители традиционных сортов в целях удержания клиентов вынуждены были ограничить рост цен. Также супермаркет Пушкинский, выступив в качестве производителя хлеба с демпинговыми ценами, вынудил других производителей снижать цены на хлеб социальных сортов.
4.1 Факторный анализ товарооборота
Для исследуемой товарной линии, предлагаемой торговцем рынку, проведем факторный анализ товарооборота. Объем товарооборота равен:
(8)
где
pi - цена за единицу i-го товара, руб.;
qi - количество проданных товаров i-го вида;
n - количество товарных позиций.
Агрегатный индекс товарооборота равен:
(9)
где
pi0 , pi1 - цена i-го товара соответственно в базовом и текущем периодах;
qi0, qi1 - количество проданных товаров в натуральном выражении соответственно в базовом и текущем периодах.
Данные для анализа товарооборота представлены в таблице 15.
Таблица 15 - Определение темпов прироста
Товар |
Базисный период |
Текущий период |
q1 p0 | ||||
Кол-во, |
Цена, |
Товаро- |
Кол-во, |
Цена, |
Товаро- | ||
шт. |
тыс. р. |
оборот, |
шт. |
тыс. р. |
оборот, | ||
тыс. р. |
тыс. р. | ||||||
q0 |
p0 |
q0 p0 |
q1 |
p1 |
q1 p1 | ||
Хлеб пшеничный 1 сорта социальный |
306 900 |
9,71 |
2 980 763 |
306 000 |
12,62 |
3 862 197 |
2 972 021 |
Таким образом, можно сделать вывод, что товарооборот увеличился на 30% или в денежном выражении на 881 434 руб.
Факторный анализ товарооборота включает анализ влияния изменения цен и изменения количества проданных товаров на величину товарооборота.
Индекс физического объема товарооборота находится по формуле:
где pi0 - цена i-го товара соответственно в базовом периоде;
qi0, qi1 - количество проданных товаров в натуральном выражении соответственно в базовом и текущем периодах.
Данный индекс показывает во сколько раз увеличился (уменьшился) физический объем товарооборота в текущем периоде в сравнении с базовым с учетом изменения цен. Таким образом, мы видим, что физический объем товарооборота почти не увеличился, что говорит о сохранении объема продаж в натуральном выражении.
Изменение товарооборота вследствие изменения количества проданных товаров показывает, на сколько увеличился (уменьшился) объем товарооборота в текущем периоде по сравнению с базовым с учетом изменения цен и находится по формуле:
руб.
Таким образом, выявлено, что товарооборот в стоимостном выражении по базовой цене упал на 8 741 руб.
Индекс цен показывает,
во сколько раз произошло
Изменение товарооборота вследствие изменения цен на продукцию показывает, на сколько увеличились (уменьшились) цены с учетом изменения физического объема продаж и находится по формуле:
руб.
Отсюда можно сделать вывод, что прирост товарооборота связан с увеличением цены, как следствие увеличением выручки, т.е. цена растет, объемы продаж практически неизменны.
Для выявления тенденций развития товарного рынка необходимо разработать трендовую модель основного рыночного индикатора (товарооборота в стоимостном или натуральном выражении).
Тренд - графическое или математическое выражение закономерности динамического развития, т.е. отражение основной тенденции изменений изучаемого явления.
Сущность метода заключается в том, что изменение явления рассматривается как функция времени:
где
t - номер уровня (периода, даты) динамического ряда.
Закономерности зависимости спроса от дохода были математически описаны в исследованиях шведского эконометрика Л. Торнквиста. Функция Торнквиста для товаров первой необходимости имеет вид:
Y=aiZ/Z+C1,
и отражает тот факт, что рост спроса на первоочередные(малоценные) товары с ростом дохода постепенно замедляется и имеет предел a1 (кривая спроса асимптотически приближается к прямой линии y=a1), график функции является вогнутой кривой на рисунке 4.
Рисунок 4 - Зависимость спроса на хлеб социального сорта от среднедушевого дохода
Динамический ряд
Таблица 16 - Динамика товарооборота в натуральном выражении и расчет прогнозных значений товарооборота
год |
N года |
Базовый ряд |
Стат. Вес |
Линия тренда |
Отклоне-ния |
Кв. откл. взвешен. |
2006 |
1 |
282 636 |
1,0 |
284 665 |
-2029 |
4115623,69 |
2007 |
2 |
262 882 |
1,0 |
254 768 |
8114 |
65843487,36 |
2008 |
3 |
258 082 |
1,0 |
270 253 |
-12171 |
148130806,8 |
2009 |
4 |
306 900 |
1,0 |
298 785 |
8115 |
65856471,04 |
2010 |
5 |
306 000 |
1,0 |
308 028 |
-2028 |
4110756,25 |
2011 |
6 |
265 645 |
288057145,2 |
Тенденции развития рынка могут быть наглядно выражены графически. Нанесенные на график уровни или темпы чаще всего отражают неравномерность развития: ускорения, замедления, скачки подъема и спада и т.д. Колебания нанесенных на график уровней можно сгладить с помощью трендовых линий, таких как линейной, полиномиальной, логарифмической, степенной, экспоненциальной, линейной фильтрации.
Трендовая линия
Технический способ позволяет визуально оценить отклонения фактических уровней ряда от линии, характеризующей тенденцию
Существует шесть различных видов линий тренда (аппроксимация и сглаживание), которые могут быть добавлены на диаграмму Microsoft Excel. Способ следует выбирать в зависимости от типа данных. Линия тренда в наибольшей степени приближается к представленной на диаграмме зависимости, если значение R2 (квадрат смешанной корреляции) равно или близко к 1.
При аппроксимации данных с помощью линии тренда значение R2 рассчитывается автоматически.
Аналитическое выражение динамики товарооборота выберем на основе поля корреляции и качественного анализа.
Построим поле корреляции в EXCEL (рисунок 5).
Рисунок 5 - Поле корреляции
Логичные рассуждения о природе зависимости спроса на малоценный товар и внешний вид графика и приводят к предположению, что наиболее подходящая трендовая модель - полином 3-ой степени3.
Вычислим уравнение функции
Q(t) = -5389,3t3 + 55027t2 – 157253t + 392280
Построим линию тренда и определим надежность модели.
Возможное расхождение с общемировой и общероссийской практикой (логарифмическая, вариант функция Торнквиста) возникло в результате большой инерционной силы в предпочтениях потребителей нашего города, для которых потребление хлеба социальных сортов даже при повышении доходов является скоре результатом привычки. Также в связи с общемировым кризисом даже при росте доходов потребитель, употребляющий большой объем хлебобулочных изделий, может подсознательно экономить, выбирая хлеб социального сорта взамен более дорогого премиум-класса.
Вычислим коэффициент корреляции Пирсона r, безразмерный индекс в интервале от -1,0 до 1,0 включительно, который отражает степень линейной зависимости между двумя множествами данных.
Информация о работе Проектирование стратегии конкуренции предприятия