Разработка ассортиментной политики предприятия на примере ООО РПК «Золотая линия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:18, дипломная работа

Описание работы

В работе проводится исследование и формирование товарного ассортимента на примере рыбных продуктов. Для достижения основной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы ассортимента, его показатели;
- выявить особенности ассортиментной политики в организации;
- изучить состояние ассортимента ООО РПК «Золотая линия» и конкурентов;
- обосновать предложения по оптимизации ассортимента по показателям конкурентоспособности и желаний потребителей.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 684.00 Кб (Скачать файл)

Показатели  структуры ассортимента выражается в натуральном  или денежном выражении. Когда преобладание дорогих или дешёвых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платёжеспособность сегмента потребителей на который ориентируется торговая организация. Относительный показатель структуры (Ci) отдельных товаров (I):

                                         

                  (5)

Ci – относительный показатель структуры;

Ai – показатель отдельных показателей;

Si – показатель отдельных показателей.

Показатель  гармоничности выражает специализацию магазина и его отдельных секций.

Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных групп, характеризующее  степень их близости по обеспечению рационального  товародвижения, реализации и использовании.

Гармоничность дает качественную характеристику товару и носит описательный характер.

 

1.2 Принципы формирования ассортиментной политики на предприятии

 

Чем более качественно  подобран ассортимент  товаров промышленного  оптового предприятия, тем большая прибыль  будет получена. Ассортиментная политика промышленного  оптового предприятия – это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворении спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечении рентабельности всей деятельности.8

Задачами ассортиментной политики служат:

- удовлетворение запросов потребителей;

- эффективное использование технологических знаний и опыта фирмы;

- оптимизация финансовых результатов фирмы, когда формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объёме прибыли;

- завоевание новых покупателей путём расширения сферы применения существующей производственной программы (применяется жизненный цикл товара);

- соблюдение принципа гибкости за счёт диверсификации сфер деятельности фирмы и включения, нетрадиционных для неё отраслей в портфель стратегических зон хозяйствования;

- соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг фирмы, связанных между собой определённой технологией единой квалификацией кадров другой логической зависимостью, дающей значительную экономию затрат.

На  построение ассортиментной политики в оптовых  торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, специфических и других факторов.9

К экономическим  факторам относят  денежные доходы населения  и распределение  их между отдельными группами населения; уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; степень обеспеченности населения предметами длительного пользования.

К социальным факторам относятся социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования и культурного развития людей, праздники, мода и др.

К демографическим  факторам относятся изменение численности населения и его состава по полу, возрасту, месту проживания; размеру состава семьи.

Природно–естественные факторы – это климатические условия, продолжительность времен года, физиологические особенности человеческого организма в зависимости от пола, возраста и т. д.

Специфические факторы оказывают разное значение на ассортиментную политику в каждом конкретном магазине, зависящих от типа и размера магазина, его специализации, технической оснащенности, условий товароснабжения (наличия стабильности источников, отдаленности, вида, поставщика), численности и состава обслуживаемого населения, транспортных условий, наличие других розничных магазинов в зоне деятельности данного магазина.

  При формировании ассортимента в оптовой торговой организации продовольственных товаров необходимо учитывать фактор их взаимозаменяемости.10

В случае отсутствия в продаже  нужного товара или  неудовлетворительного  качества предположительного товара покупатель, как правило, не откладывает. А ищет ему замену с аналогичными удовлетворяющими потребностями. На спрос многих товаров оказывает влияние сезонности и производства со сменой времени года существенно меняются потребности людей в предметах одежды, обуви, спортивных товарах. Ассортиментная политика в розничной торговой сети важная часть коммерческой стратегии в розничной торговле.

Ассортиментная  политика оптового предприятия  предполагает знание жизненных циклов производства и реализации товаров, без которого нельзя правильно  управлять торговым ассортиментом. Надо обратить внимание на стадии жизненного цикла товара:11

1) на первой стадии внедрения производят самые ходовые и базовые модели, которые пользуются спросом покупателей;

2) к стадии зрелости выходит всевозможный ассортимент;

3) на  стадии спада остается самый лучший и ходовой товар.

Ассортиментная политика выделяет набор изделий, находящихся одновременно на рынке, в разных жизненных циклах. Номенклатура товара, находящегося в спаде жизненного цикла, но по степени новизны, гарантирует фирме относительно стабильные объемы реализации, покрытие расходов и уровня прибыли.

Следует выделить несколько товарных групп:

- основная – товары, приносящие предприятию основную прибыль и находящиеся в стадии роста;

- поддерживающая – товары, стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии зрелости;

- стратегическая – товары, призванные обеспечивать будущую прибыль предприятия;

- тактическая – товары призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящихся, как правило, в стадии роста и зрелости.

При определении ассортиментной политики выделяют два принципа:

1. Принцип  синергизма товары  и услуги внутренне  увязаны и дополняют  друг друга. Масштаб  деятельности фирмы  определяет широкую  экономию.

2. Принцип  стратегической гибкости  преодолевает недостаток, построение стратегических  зон хозяйствования  и товарной номенклатуры, которые зависят от различных технологий, требуют разнородных экономических, культурных и политических условий, уравновешивают рисковые и устойчивые товарные группы, что сказывается на деятельности фирмы. Такой принцип требует финансовых затрат и под силу крупным фирмам.12

Следует отметить несколько  принципов формирования ассортимента оптовой торговой организации:

1. Ориентация на одну ассортиментную группу, характерную для отдельных цехов. Устойчивый ассортимент изделий в организации обуславливает сокращение затрат времени других закупщиков на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

2. Ориентация на место производства товара (это менее распространено), подходит тем торговым организациям, которые ориентируются на производство в определенном географическом регионе. Обеспечивает соответствие ассортимента характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей.

3. Ориентация на определенный уровень цен означает, что торговая организация подбирает ассортимент таким образом, чтобы соответствовало платежеспособности покупателей.

4. Ориентация на самообслуживание может сочетаться с другими принципами формирования ассортимента, но чтобы товары имели несущую информацию о нем и достаточно просты, и не требовали дополнительной консультации продавца. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок».

5. Ориентация на широту и глубину ассортимента товара. Ширина и глубина ассортимента в магазине зависят от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а также состояние предложения на потребительском рынке.

Одним из принципов правильного  формирование ассортимента в оптовой организации является обеспечение условий его рентабельной деятельности. Рентабельность является главным фактором для функционирования торгового предприятия. При построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы.13

 

1.3 Особенности управления ассортиментной политикой на предприятии

 

Товарная  политика предприятия - комплекс действий торгового  посредника на основе наличия у него четко сформулированной программы действий на рынке. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, нахождение для товаров оптимальной товарной ниши (сегментирование рынка), разработку ценовой политики, послепродажного сервиса и т.п. Товарная политика разрабатывается на основе данных о состоянии спроса и предложения, наличия товаров заменителей, общего состояния рынка.14

Рынок – это сложное  и многостороннее явление, которое  характеризуется  разным уровнем своего развития, особенностями  исторического, социального, культурного характера, присущих различным  странам; это та среда, в которой только могут быть удовлетворены все нужды потребителей через взаимодействие спроса и предложения; т.е. это с одной стороны сфера отношений между субъектами экономики, а с другой - составная часть рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их потребления и распределения, а также элементы планирования и регулирования экономики. Постоянный анализ рыночной среды, оценка и продуманное применение полученной информации – залог успешной работы любой фирмы. Прогноз развития рынка состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса потребителей в товарах данного предприятия и создаются предпосылки для эффективного сбыта данной продукции.15

Начать  свою деятельность по оценке конъюнктуры  лучше всего с  общего исследования рынка, т.е. оценки общеэкономической ситуации на нем. Рыночное окружение устанавливает пределы того, что может быть достигнуто. Такая оценка позволяет вовремя и без серьезных затрат изменять маркетинговую политику относительно ассортимента и объемов реализуемой продукции, своевременно вести поиск новых рынков сбыта, новых видов товаров, способов их продвижения, оптимизировать затраты и определять потребность в инвестициях.

Проведению  анализа способствует рассмотрение коньюнктурообразующих  факторов, которые  можно подразделить на две группы - постоянно действующие и временные. Постоянно действующие коньюнктурообразующие факторы особенно проявляются на  рынке промышленных товаров и услуг. К ним относят:

- НТП,  меняющий отраслевую  структуру экономики,  товарный ассортимент,  способствующий изменению структуры товарных рынков, обострению конкуренции, и дестабилизации существующей экономической ситуации. Он основная причина структурной безработицы;

- уровень монополизации цен, характеризующий экономическую мощь фирмы, так же как и занимаемая доля рынка и способности приспосабливаться к изменениям спроса. Этот критерий особенно важен для товарных рынков;

- государственное регулирование как административное, воздействующее на динамику производства и платежеспособного спроса, так и путем прямых покупок и продаж для корректировки спроса и предположения на социально и стратегически важных рынках (рынки сельхоз продукции, валютный и т. п.);

- межгосударственное регулирование значимо для мировых рынков различных видов продовольствия, защите собственных внутренних рынков от конкурентов извне, установления единых мировых цен на некоторые товары;

- состояние информационных систем. Ничто так не нервирует субъектов экономической деятельности как отсутствие  информации;

- валютная и кредитно - денежная ситуация в стране и за её пределами. Колебания национального курса валюты либо помогают отечественным производителям в конкурентной борьбе с импортными товарами (небольшое обесценивание национальной валюты и как следствие удорожание импортных поставок), либо ставит их в невыгодное положение, когда намного дешевле привезти из-за тридевять земель, чем произвести на месте;

- энергетические и экологические проблемы - достаточно жесткие по своему воздействию коньюнктурообразующие факторы. В последнее время это основные параметры, определяющие технологию производства и требования к свойствам товара.16

Информация о работе Разработка ассортиментной политики предприятия на примере ООО РПК «Золотая линия»