Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:18, дипломная работа
В работе проводится исследование и формирование товарного ассортимента на примере рыбных продуктов. Для достижения основной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы ассортимента, его показатели;
- выявить особенности ассортиментной политики в организации;
- изучить состояние ассортимента ООО РПК «Золотая линия» и конкурентов;
- обосновать предложения по оптимизации ассортимента по показателям конкурентоспособности и желаний потребителей.
Х,У - количество товара (см. рис.4)
У(количество товара)
Рис. 4 Бюджетная линия
Наложение друг на друга кривых безразличия и бюджетной линии покажет наиболее выгодный для потребителя набор товаров в точке их соприкосновения, которая должна удовлетворять нескольким условиям: максимум полезности от выбранного сочетания продуктов и рациональное использование имеющихся средств.
Теория потребительского поведения позволяет понять мотивы поведения людей в разных ситуациях, что важно для производителей и продавцов т.к. позволяет оценить потенциальные возможности рынка и влиять на такую экономическую категорию как спрос.25
Глава 2. Исследование ассортиментной политики на ООО РПК «Золотая линия»
2.1 Характеристика предприятия, как объекта исследования
ООО РПК «Золотая линия» был основан в 1980 году. Первоначально это был баранко-пряничный комбинат, который был затем реконструирован в консервный завод. Во время открытия завод имел несколько цехов. Среди них был консервный цех, цех по разливу вина, цех по производству лимонада, цех по производству квасного сусла, цех по производству корня хрена. В 1985 году цех по производству и разливу вина был закрыт, вследствие антиалкогольной пропаганды проводимой Правительством СССР. На заводе остались и продолжали свое функционирование только консервный цех и цех по производству мелкой фасовки (хрен, мед, горчица). В настоящее время произошло незначительное расширение в структуре завода. К вышеперечисленным цехам прибавился цех по переработке рыбы. В этом цеху производят консервы из кальмаров, горбуши и шпроты. В 2000 году ООО РПК «Золотая линия» стала филиалом Владимирского регионального союза потребительской кооперации. Владимирский региональный союз, как юридическое лицо является правопреемником ООО РПК «Золотая линия» по всем правам и обязанностям. Филиал ООО РПК «Золотая линия» в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзов) в Российской Федерации» и другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации, решениями органов управления и контроля Владимирского регионального союза потребительской кооперации, Уставом Владкоопсоюза.
ООО РПК «Золотая линия» создан в целях удовлетворения потребностей пайщиков потребительской кооперации и обслуживаемого населения в товарах народного потребления, продукции производственно-технического назначения и различных услугах.
Предметом деятельности предприятия являются:
- производство, переработка и реализация продукции, расширение ассортимента и повышение качества повышаемой продукции;
- оказание различных услуг и работ юридическим и физическим лицам, выполнение работ по их заказам (договорам);
- заготовительная деятельность, комплексная переработка сырья и отходов производства;
- торгово-закупочная деятельность;
- организация сети торговых предприятий, реализация продукции и товаров (в том числе собственного производства);
- оказание услуг по исследованию рынка, маркетингу товаров и услуг;
- организация и осуществление складских операций по хранению и упаковке грузов;
- оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом и транспортно-экспортных услуг на основе хозяйственных договоров предприятиям и организациям потребительской кооперации, а также другим юридическим и физическим лицам;
- строительно-ремонтные работы объектов производственного, социального и иного назначения;
- другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
Предприятие обладает следующими правомочиями:
- заключать сделки и совершать иные юридические акты как на территории Российской Федерации, так и за рубежом в соответствии с целями и задачами деятельности комбината;
- открывать текущие счета для хранения денежных средств и осуществления расчетных и кассовых операций;
- для обеспечения своей деятельности приобретать необходимые ресурсы и товары, пользоваться в установленном порядке землей и другими природными ресурсами, для чего самостоятельно заключает договоры (контракты).
Как у любой организации цель данного предприятия – получение максимальной прибыли и выпуск качественного товара различного ассортимента. Предприятие выпускает различные виды напитков, рыбные консервы, разнообразный ассортимент хрена, соусов и консервированных продуктов (огурцы, томаты, капуста).
Производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных и обслуживающих процессов труда и естественных процессов, в результате которых исходные материалы превращаются в готовые изделия. Для организации основное производство состоит из следующих стадий:
- заготовительная;
- формировочная;
- контрольная;
- упаковочная.
На предприятии используется принцип поточного производства. Трудоемкость наиболее важных работ: мойка банок – 0,854 человеко-дней; стерилизация – 0,500 человеко-дней; фасовка – 2,050 человеко-дней. Производственная мощность предприятия 2,5 миллиона условных банок (МУБ).
ООО РПК «Золотая линия» сравнительно небольшое предприятие со среднесписочной численностью работающих 51 человек, из которых 12 служащих и 39 рабочих. Оплата труда работников производится на основании штатного расписания, технологических карт и расценок. Штатное расписание утверждается и пересматривается в пределах финансовых средств:
- оплата труда служащих, кладовщиков, уборщиц, сторожей, работников ремонтного состава производится на основе должностных окладов, утвержденных в штатном расписании;
- оплата грузчиков и производственных рабочих производится по сдельным расценкам, утвержденных директором на основании технологических карт, составленных экономистом и инженером-технологом;
- водителям грузовых и легкового автомобилей производится оплата согласно оклада за фактически отработанное время.
По результатам работы за месяц бухгалтерией определяется размер средств направленных для премирования работников. Исходя из этой суммы средств и учета конкретного вклада каждого работающего; администрация утверждает размер премии, каждому работнику в процентах к должностному окладу или тарифной ставке. В случае нарушения трудовой дисциплины при производственных упущениях по решению администрации отдельным работникам премия не выплачивается или выплачивается в пониженном размере. В целях поощрения достигнутых успехов в работе и стимулированию дальнейшего их возрастания выплачивается единовременная премия ко Дню потребительской кооперации и Дню работников перерабатывающей промышленности. Работникам к юбилею 50, 55 и 60 – летию по решению администрации вручаются ценные подарки.
ООО РПК «Золотая линия» работает в основном на давальческом сырье. Основными поставщиками сырья являются:
- Вологодский горчичный завод поставляет горчичный порошок;
- Владимир Росбакалея – сахарный песок;
- Владсоль – соль;
- ООО «Маклер» - корень хрена, сухофрукты;
- ТД «Любимый» - мед;
- ЧП «Касаткин» - грибы;
- ООО «Тренти-Актив» - томатную пасту;
- Владимир МЮД – ягоды;
- Совхоз Тепличный – огурцы, томаты;
- Продторгсервис – стеклобанку.
Реклама реализации продукции осуществляется через журнал «Оптовик», газету «Вперед» и через ячейку на продовольственном рынке Петушинского района.
2.2 Ассортиментная
концепция и позиции
В современных рыночных условиях потребители диктуют участникам рынка правила игры, и в том числе определяют те продукты и услуги, которые обеспечат компании необходимый уровень конкурентоспособности. Ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов и составляющих маркетинга в борьбе компании с конкурентами. 26
Оптимально подобранный ассортиментный портфель организации прямо воздействует на сбытовую деятельность, что позволяет управлять долей маржинального дохода и, следовательно, долей чистой прибыли в выручке компании. При несбалансированной структуре ассортимента происходит снижение уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия.27
Для проведения полноценного анализа ассортимента предприятие использует сегментацию для выбора целевого рынка.
Целевой рынок — сегмент рынка, на котором фирма сосредоточивает свои основные усилия. Эти сегменты отличаются друг от друга показателями предпочтительности, ответных реакций и доходности. Фирма должна сконцентрировать усилия и энергию на сегментах, которые она может обслужить лучше всего с конкурентной точки зрения. Разделение рынков на сегменты для юридических лиц, которым поставляется продукция, представлено в таблице 1 страницы 35.
Таблица 1
Разделение рынка на сегменты для юридических лиц
Сегменты |
1 «Обжорка» |
2 «Купец» |
3 «РАЙПО» |
Факторы | |||
По видам собственности |
частное |
частное |
муниципальное |
По объему производства |
малое |
среднее |
крупное |
По прибыли в год |
5 млн. руб. |
15 млн. руб. |
от 25 млн. руб. |
Наиболее рискованным
сегментом является сегмент 1, так
как в условиях кризиса малые
предприятия оказались первыми
Предпринимательская деятельность предприятия может быть эффективной в том случае, когда производимые им товар или услуга находят спрос на рынке, удовлетворяя определенные потребности покупателей.
Произведенный товар обладает определёнными качественными характеристиками, определяющими его целевое назначение и полезные свойства, благодаря которым он приобретается.
Потребительские свойства товара, с точки зрения маркетолога, должны быть привлекательными и узнаваемыми на рынке среди других аналогичных товаров. Товар должен быть удобен для транспортировки, иметь соответствующую цену и гарантии сервисного обслуживания. Он обеспечивается разработкой соответствующего бренда, марки или имени, благодаря чему покупатель быстро может идентифицировать нужный ему товар. Решение этой задачи в основном определяется товарной политикой, которая является одной из маркетинговых функций.
Одно из направлений товарной политики предприятия – формирование товарного ассортимента, то есть совокупности различных изделий, которые соответствуют профилю конкретного предприятия.
В таблице 2 представлен товарный ассортимент ООО РПК «Золотая линия по показателям широты, глубины и насыщенности.
Таблица 2
Товарный ассортимент ООО РПК «Золотая линия»
Широта |
Глубина |
Насыщенность |
Горбуша |
- в томатном соусе - натуральная |
|
Скумбрия |
- в томатном соусе - натуральная |
- с овощами, с добавлением масла |
Сардинелла |
- натуральная - в томатном соусе |
|
Сельдь |
- натуральная - в томатном соусе - в винной заливке |
- с добавлением масла
- кусковая, цельная |
Таким образом, структура ассортимента представленная в таблице 2 (горбуша, скумбрия, сардинелла, сельдь), обеспечивает высокий спрос на продукцию, но в качестве насыщения в ассортименте можно предложить эксклюзивность и усовершенствование дизайна для наиболее состоятельных потребителей, что позволит предприятию ООО РПК «Золотая линия» сильнее укрепить позиции на рынке.