Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:18, дипломная работа
В работе проводится исследование и формирование товарного ассортимента на примере рыбных продуктов. Для достижения основной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы ассортимента, его показатели;
- выявить особенности ассортиментной политики в организации;
- изучить состояние ассортимента ООО РПК «Золотая линия» и конкурентов;
- обосновать предложения по оптимизации ассортимента по показателям конкурентоспособности и желаний потребителей.
Для характеристики конкурентного статуса предприятия используются количественные и качественные критерии:
- доля рынка;
- производительность;
- влияние конкурентов на возможность адаптации предприятия в конкурентной среде. ООО РПК «Золотая линия» по предоставленным данным имеет объем продаж в количестве 6373094 за период (5 месяцев), ЗАО «Рыбка-М» в количестве 5539084,2 за тот же период, а ООО «Штиль» 4381607,5. на базе этого, следует сделать выводы о том, что ООО РПК «Золотая линия» и ЗАО «Рыбка-М» являются ведущими. Коэффициент рыночной концентрации для ведущих фирм 73%, это означает, что они диктуют цены на рынке. Доля рынка у ООО РПК «Золотая линия» увеличилась на 3%, у ЗАО «Рыбка-М» осталась на том же уровне, у ООО «Штиль» снизилась на 3%. ООО РПК «Золотая линия» имеет самый высокий коэффициент вариации (1,6), следовательно, интенсивность конкуренции практически не играет роли. Для фирм ЗАО «Рыбка-М»», ООО «Штиль», интенсивность конкуренции достаточно высокая и является фактором риска. Рентабельность продаж отчетного периода ниже рентабельности продаж базового периода, значит давление конкурентной среды увеличивается. Но с учетом коэффициента интенсивности конкуренции по рентабельности следует, что рентабельность предприятия очень высока.
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются потребительские требования определенных групп (сегментов рынка). При формировании ассортимента на базе потребительских предпочтений был проведен опрос потребителей (в данном случае юридических лиц), после чего предприятие приняло решение изменить структуру ассортимента (его широту, глубину и насыщенность), учитывая все пожелания потребителей. Исследование факторов, определяющих ассортиментную политику организации, а самое главное потребительские предпочтения показало целесообразным изменение широты, насыщенности ассортимента по нескольким показателям. Анализ потребительских предпочтений выявил ценовые предпочтения потребителей, что вместе со структурным изменением ассортимента позволяет увеличить товарооборот. Исследование показало, что необходимо изменить структуру ассортимента, что позволит предприятию удержать своих постоянных потребителей, а также завоевать новых потребителей. Широкая ассортиментная гамма выпускаемой продукции укрепит рыночные позиции предприятия и расширит объем продаж.
Далее предприятие определяет текущие и перспективные потребности покупателей, анализирует способы использования данной продукции и особенности покупательского поведения на соответствующих рынках
ООО РПК «Золотая линия» решает вопросы: «Какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля?» Рассматриваются предложения о создании новых продуктов, усовершенствовании существующих, а также о новых способах и областях применения товаров. Далее предприятие разрабатывает спецификации новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей.
После разработки спецификации предприятие изучает возможности производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности; разрабатывает специальные рекомендации для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. В соответствии с результатами проведенных исследований подтверждается необходимость изменения характеристик товара.
На самом последнем этапе проводится оценка и пересмотр всего ассортимента. Расчет данных технико-экономических показателей показал, что сформированная ассортиментная политика экономически эффективна: цены снизились на 9%, а товарооборот увеличился на 6%, что говорит о высокой конкурентной позиции предприятия на рынке, а также о высоком качестве продукции, так как данный товарный ассортимент сформирован с учетом потребительских предпочтений.
Ассортиментная политика
формировалась в периоде ноябрь
2009г-март 2010г. В этот период на базе
потребительских предпочтений и
на базе конкурентоспособности была
изменена структура товарного
По показателям товарооборота самое последнее место занимает конкурент ООО «Штиль», у него самый низкий товарооборот. ЗАО «Рыбка-М» находится «посередине». ООО РПК «Золотая линия» по показателям товарооборота занимает самую высокую нишу. Следовательно изменение структуры товарного ассортимента повысило товарооборот предприятия, в сравнении с конкурентами, ассортиментная политика которых за данный период не изменялась. Изменение структуры ассортимента в ООО РПК «Золотая линия» также повлияло на увеличение прибыли. У предприятия самый высокий показатель прибыли за данный период.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской федерации. [Текст]: офиц. текст. – М.: Москва, 2009. - 1551 с.
2. Абрютина, М.С. Экономический анализ торговой деятельности [Текст] / М.С. Абрютина. - М.: Москва, 2009. – 450 с.
3. Акулич, И.Л. Основы маркетинга [Текст] / И.Л. Акулич, Е.В.Демченко. - Мн.: Минск, 2008. – 578 с.
4. Алешина, И.В. Поведение потребителей [Текст] / И.В. Алешина. - М.: ФА-ИР-ПРЕСС, 2006. - 384 с.
5. Амблер, Т. Практический маркетинг [Текст] / Т. Амблер, М. Харьков. - Мн.: Минск, 2009. - 346 с.
6. Андреева, О.Д. Технология бизнеса [Текст] / О.Д.Андреева. - М.: Дело, 2007. -137 с.
7. Ассэль, Г. Маркетинг: принципы и стратегия [Текст] / Г. Ассель. - М.: Москва, 2009. – 237 с.
8. Берман, Б. Маркетинг [Текст] / Б. Берман, Дж. Эванс. - М.: Экономика, 2007. - 460 с.
9. Волков, О.И. Экономика предприятия [Текст] / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 280 с.
10. Глазов, М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / М.М. Глазов. - Спб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2008. - 448 с.
11. Голубков, Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе [Текст] / Е.П. Голубков. - М.: Москва, 2008. - 560 с.
12. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры [Текст] / Е.П. Голубков. - М.: Москва, 2008. – 438 с.
13. Даненбург, В. Основы оптовой торговли [Текст] / В. Даненбург, Р. Монкриф, В. Тейлор. - М.: Москва ,2008. – 387 с.
14. Дашков, А.П. Коммерция и технология торговли [Текст] / А.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006. – 596 с.
15. Ильин Н.М. Эстетика товара [Текст] / Н.М. Ильин. - М.: Москва, 2008. - 540 с.
16. Кевин, Дж. Моделирование рынка: как спрогнозировать успех нового продукта [Текст] / Дж. Кевин, П. Крейг, Марианна МакГерри Вольф. - Спб.: Питер, 2007. - 328 с.
17. Кимбол, Б. Торговля. Секреты успеха [Текст] / Б. Кимбол. - М.: АСКОР, 2007. - 326 с.
18. Ковалев, А.И. Промышленный маркетинг [Текст] / А.И. Ковалев. - М.: ООО "Благовест-В", 2007. - 312 с.
19. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. - Киев.: ИНФРА, 2009. - 437 с.
20. Леви, М. Основы розничной торговли [Текст] / М. Леви, Б.А. Вейтц. - Спб.: Питер, 2009. - 431 с.
21. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг [Текст] / Р.Б. Ноздрева, В.Ю. Гречков. - М.: Экономистъ, 2007.-415с.
22. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность [Текст] / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006. - 580 с.
23. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 345 с.
24. Сергеев, И.В. Экономика организаций (предприятий) [Текст] / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 560 с.
25. Скляренко, В.К. Экономика предприятия [Текст] / В.К. Скляренко, В.М. Прудников, - М.: ИНФРА-М, 2008. - 528 с.
26. Траут, Дж. Дифференцируйся или умирай! Выживание в эпоху убийственной конкуренции [Текст] / Дж. Траут, С. Рифкин. - Спб: Питер, 2007-321 с.
27. Уткин, Э.А. Маркетинг [Текст] / Э.А. Уткин. - М.: Тандем, 2008. - 262 с.
28. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг [Текст] / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. - М.: Москва, 2008. - 175 с.
29. Шварц, Б. Парадокс выбора [Текст] / Б. Шварц. - Спб.: Питер, 2008. - 431с.
30. Энджел, Дж.Ф. Поведение потребителей [Текст] / Дж.Ф. Энджел, Р.Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард. - Спб.: Питер Ком, 2007. - 768 с.
31. Быховец, С. Управление ассортиментом в системе маркетинга производственного предприятия [Текст] / С. Быховец // Маркетинг и маркетинговые исследования, - 2007. - № 1. - С. 6-8.
32. Глухов, С. Управление ассортиментом - ключ к эффективным продажам [Текст] / С. Глухов // Управление продажами, - 2007. - № 1 - С. 7-15.
33. Письменская, Е. Ассортиментная политика: работа над ошибками [Текст] / Е. Письменская // Маркетинг и маркетинговые исследования, - 2009. - № 2. - С. 12-16.
34. Савинкин, А. Как оптимизировать ассортимент
[Текст] / А. Савинкин // Финансовый директор.
– 2008. - № 4. - [http://www.cfin.ru/msearch.
35. Черноголов, И. Как начать успешный
бизнес во время кризиса [Текст] / И. Черноголов
// Генеральный директор. – 2009. - № 8. - [http://www.marketingpro.ru/
36. Маркетинг журнал - www.4p.ru.
37. Энциклопедия маркетинга - www.marketing.spb.ru.
38. Агенство маркетинговых исследований - www.preview.ru.
1 Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг. - М.: ИНФРА, 2008- С. 43.
2 Уткин Э.А. Маркетинг. - М.: Тандем, 2008. - С.112.
3. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. - М.: Москва, 2009.- С. 74.
4 Берман Б., Эванс Дж. Маркетинг. - М.: Экономика, 2007.- С. 315.
5 Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М.: Москва, 2008.- С. 267.
6 Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. - М.: ИНФРА, 2008 - С.53.
7 Дашков А.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. - С. 318.
8 Уткин Э.А. Маркетинг. - М.: Тандем, 2008 - С.119.
9 Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2009. - С.59
10 Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2009. - С.86
11 Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М.: Москва, 2008. - С.265
12 Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. - Киев.: ИНФРА, 2009. - С.83.
13 Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2008. - С. 176
14 Берман Б., Эванс Дж. Маркетинг. - М.: Экономика, 2007.- С.358.
15 Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М.: Москва, 2008. - С.246.
16 Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2009. - С. 39.
17 Андреева О.Д. Технология бизнеса. - М: Дело, 2007 – С. 64.
18 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 208.
19 Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий). - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - С.373.
20 Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006. - С. 95.
21 Ковалев А.И. Промышленный маркетинг. - М.: ООО Фирма "Благовест-В", 2007 - С. 190.
22 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2009. - С. 275.
23 Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. - М.: Москва, 2009. - С. 144.
24 Письменская Елена. Ассортиментная политика: работа над ошибками // Маркетинг и маркетинговые исследования, - 2009. - № 2. - С. 12-16.
25 Глухов Сергей Управление ассортиментом - ключ к эффективным продажам // Управление продажами, - 2007. - № 1 - С. 7-15.
26 Энджел, Дж.Ф. Поведение потребителей, Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. - Спб.: Питер Ком, 2007. – С. 211.
27 Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2008. - С. 74.