Разработка ассортиментной политики предприятия на примере ООО РПК «Золотая линия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:18, дипломная работа

Описание работы

В работе проводится исследование и формирование товарного ассортимента на примере рыбных продуктов. Для достижения основной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы ассортимента, его показатели;
- выявить особенности ассортиментной политики в организации;
- изучить состояние ассортимента ООО РПК «Золотая линия» и конкурентов;
- обосновать предложения по оптимизации ассортимента по показателям конкурентоспособности и желаний потребителей.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 684.00 Кб (Скачать файл)

При формировании ассортимента ООО РПК «Золотая линия» использует две стратегии:

1. Стратегия, основанная на потребительских предпочтениях. Ассортимент формируется исходя из желаний самих потребителей (в данном случае юридические лица).

2. Стратегия, основанная на базе конкурентов. Ассортиментная стратегия на предприятии строится  с учетом  товарной дифференциации, которая связана с выделением предприятием своих изделий в качестве особых, отличных от изделий конкурентов, и обеспечением по ним отдельных «ниш» спроса.

Для более четкого  понятия сегментации на предприятии  проводится оценка конкурирующих позиций, путем определения определенных «ниш».

Фундаментальная ниша –  количество сегментов, на которых фирма  решила обосноваться.

Реализуемая ниша – та часть фундаментальной ниши, которую  фирма смогла отстоять в борьбе с  конкурентами.

Рис. 5 Конкурирующие позиции для юридических лиц

 

ООО РПК «Золотая линия» на сегменте 1 потеряла 30 % прибыли, на сегментах 2 и 3 по 15 %  прибыли это связано с тем, что потребители оказались не платежеспособными на определенном этапе, в связи с финансовым кризисом в стране.

 Таким образом,  анализ фундаментальной и реализованной  ниши позволяет выработать меры  для расширения ниши.

Для количественной оценки конкурентоспособности продукции  были использованы оценки экспертов, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3

Количественная оценка конкурентоспособности

Наименовaние предприятия

 

Наименование характеристики предприятия

 

Оценка

 

ООО РПК «Золотая линия»

Стоимость консервов

Широкий ассортимент  консервов

Вкусовые свойства

Качество

5

4

4

5

 

ЗАО

«Рыбка – М»

Стоимость консервов

Широкий ассортимент  консервов

Вкусовые свойства

Качество

3

2

4

3

 

ООО «Штиль»

Стоимость консервов

Широкий ассортимент  консервов

Вкусовые свойства

Качество

5

4

4

5


 

Оценка конкурентоспособности  продукции подразумевает сопоставление  значений, показателей качества продукции предприятия с показателями качества товара конкурента.

                                                                                   (11)

параметр оценки конкурентоспособности продукции;

параметр оцениваемого товара;

параметр товара – эталона (конкурента).

Если: I = 1, то конкурентоспособность такая же, как у конкурента;

Если I  > 1, то конкурентоспособность выше, чем у конкурента;

Если I < 1, то конкурентоспособность ниже, чем у конкурента.

ООО РПК «Золотая линия»  и ЗAO «Рыбка-М»: 1. I= 4/ 3 = 1,3

2. I = 5/ 2 = 2,5

3. I = 5 / 4 = 1,3

4. I = 4 / 3= 1,3

ООО РПК «Золотая линия» и ООО «Штиль»:      1. I = 4/ 5 = 0,8

2. I = 5/ 4= 1,3

3. I = 5/ 4 = 1,3

4. I = 4/ 5= 0,8

Предприятие ООО РПК  «Золотая линия» имеет преимущество перед ЗАО «Рыбка-М» по всем характеристикам. ООО «Штиль» выигрывает у ООО  РПК «Золотая линия» по показателям  стоимости и качества, а по показателям ассортимента и вкуса проигрывает. В связи с этим можно сделать выводы о том, что ООО РПК «Золотая линия» при формировании ассортимента следует обращать внимание на стоимость продукции и ее качество.

 

2.3 Исследование  факторов, определяющих ассортиментную политику предприятия

 

Основными элементами планирования ассортимента продукции на ООО РПК  «Золотая линия» являются:

1) выявление текущих и потенциальных (неудовлетворенных) потребностей покупателей, анализ способов использования соответствующей продукции, а также особенностей поведения покупателей (потребителей) в данном сегменте рынка;

2) оценка конкурирующих позиций под тем же углом зрения.

Для исследования потребительских предпочтений организация использует метод анкетирования. Для этого была разработана анкета и опрос проводился для трех магазинов (юридических лиц), которым поставляется продукция ООО РПК «Золотая линия» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Все три магазина имеют разное право собственности, товарооборот и объемы продаж.

После проведения опроса последовали следующие выводы: широта предлагаемого ассортимента закупщиков устраивает, по сравнению конкурентами. Широту предлагаемого ассортимента фирм-конкурентов закупщики оценили как удовлетворительно, это означает что наша фирма выигрывает у конкурентов в этом аспекте.

Следующий аспект это  цена. Здесь ООО РПК «Золотая линия» идет на равне с конкурентом ЗАО «Рыбка-М». Респонденты считают цены обоих фирм средними (приемлемыми). Магазин «Купец» приемлемыми считает цены в размере от 17 до 25 рублей за банку, магазины «Обжорка» и МП «РАЙПО» нормальными считает цены, установленные РПК «Золотая линия».

Также все три магазина, ответив на открытый вопрос анкеты, сделали некоторые рекомендации по формированию ассортимента на ООО  РПК «Золотая линия»:

1) изменить тару некоторых видов продукции, так как это и для них и для их розничных покупателей было бы экономичней;

2) немного разнообразить ассортимент, то есть его глубину и насыщенность. К примеру, полуфабрикаты из рыбы или изделия из морепродуктов; широту ассортимента например кондитерские изделия.

Изучив все пожелания  потребителей, предприятию предлагается внести в ассортиментную политику новые  товары. Однако, одних пожеланий  потребителей недостаточно для разработки новой товарной группы. Для разработки товарного ассортимента предприятие анализирует конкурентоспособность товара.

Основными оценочными параметрами  конкурентоспособности предприятия  выступают: ценность товаров и ценность предприятия  как хозяйственного субъекта.

Ценность хозяйственного субъекта (предприятия) определяется его конкурентными позициями на рынке, которые формируются под влиянием совокупности факторов, объединенных по критериям:

- тип рынка;

- конкурентный статус предприятия.

Тип рынка количественно  оценивается темпами роста рынка, а качественно уровнем прибыльности данной сферы деятельности. Для характеристики конкурентного статуса предприятия целесообразно использовать количественные и качественные критерии:

- доля рынка;

- производительность;

- влияние конкурентов на возможность адаптации предприятия в конкурентной среде.

Определяем коэффициент  рыночной концентрации для каждого  предприятия:

                               (12)

CRn – коэффициент рыночной концентрации;

V – объем;

n – порядковый номер периода.

Если коэффициент рыночной концентрации составляет < 40 %, значит ведущее предприятие не оказывает влияние на уровень цен на рынке, если коэффициент 60 % , значит предприятие диктует цены на рынке.

ООО РПК «Золотая линия» по предоставленным данным имеет  объем продаж в количестве 6373094 за период (5 месяцев), ЗАО «Рыбка-М» в количестве 5539084,2 за тот же период, а ООО «Штиль» 4381607,5. на базе этого, следует сделать выводы о том, что ООО РПК «Золотая линия» И ЗАО «Рыбка-М» являются ведущими.                                 

Таким образом, из выше приведенных расчетов видно, что

коэффициент  рыночной концентрации для ведущих фирм 73%, это означает, что они диктуют цены на рынке.

Определяем долю рынка  для каждого предприятия:

                               (13)

          - доля рынка.

    

              

                

 

Таким образом, по сравнению с отчетным и  базисным периодом, доля рынка у ООО РПК «Золотая линия» увеличилась на 3%, у ЗАО «Рыбка-М» осталась на том же уровне, у ООО «Штиль» снизилась на 3%.

Присвоить ранг «n» каждой организации от «max» до «min»:

                           (14)

Ur – коэффициент вариации;

n – рейтинг;

Di – доля рынка.

Чем выше «Ur»  у фирмы по сравнению с конкурентами, тем ниже для него  интенсивность конкуренции.

;

;

;

Таким образом, у  предприятия  ООО РПК  «Золотая линия» самый  высокий коэффициент вариации (1,6), следовательно, интенсивность конкуренции  практически не играет роли. Для  фирм ЗАО «Рыбка-М»», ООО «Штиль», интенсивность конкуренции достаточно высокая и является фактором риска.

Высокий темп роста на быстро развивающихся рынках, характеризуется  одновременно повышением и спроса и  предложением товара, сглаживают остроту  конкурентного сотрудничества, что  приводит к падению интенсивности  конкуренции.

Не любой товарный рынок  переживает состояние спада, стагнации или роста за счет увеличения числа потребителей и ухудшение позиции конкурентов. В этой ситуации, активность конкурентной борьбы значительно возрастает. Для этого проводится анализ типа рынка.

1. Определение динамики рынка:


                               (15)

 

- темпы роста рынка;

- сумма объемов рынка отчетного периода;

- сумма объемов рынка базового периода;  
t- длительность отчётного периода.

Если  > 1.4, то рынок находится в состоянии ускоренного роста.

При > 0.7 и < 1.4, то наблюдается позиционный рост стагнации и сворачивания.

При < 0.7 это кризис рынка.

(max)=140 %, (min)=70 %

Данный рынок находится  в состоянии ускоренного  роста.

2. Интенсивность конкуренции:

                             

                  (16)

При =1, конкуренция максимальна.

Так как интенсивность конкуренции равна 0, это говорит о том, что конкуренция отсутствует.

3. Уровень рентабельности продаж рассматриваемого рынка:

Чем выше по сравнению с , тем давление конкурентной среды уменьшается.

                                        (17)

- рентабельность продаж базового  периода;

-прибыль базового периода;

- товарооборот базового периода;

t- длительность периода.

∑ПБ=11134747+8103918+208491530=227730195

∑Т/обБ =109125631+106354918+86126018=301606567

t =5

                                                 

                (18)

∑ПО =8857012+12352372,8+4296224=25505608,8

∑Т/обО=126187269+131830204+95519044=353536517

t =5

Исходя  из вычислений, можно сделать выводы, что рентабельность продаж отчетного периода ниже рентабельности продаж базового периода, значит давление конкурентной среды увеличивается.

4. Коэффициент интенсивности конкуренции по рентабельности:

При высоком уровне рентабельности > 100 % 0, в условиях убыточного бизнеса 1.

Таким образом, при определении динамики рынка можно сделать вывод о том, что данный рынок находится в состоянии ускоренного  роста, а коэффициент конкуренции по рентабельности достаточно высокий. Это говорит о том, что у предприятия сильные конкурентные позиции на данном рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ АСОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

3.1 Формирование ассортимента на базе потребительских предпочтений

 

Насущный  вопрос для ООО РПК «Золотая линия» — необходимо ли разрабатывать стандартный товар, годный для всех отобранных рынков, или приспосабливать его к специфическим требованиям и особенностям каждого отдельного сегмента, создавая для этого определенное число модификаций базового изделия. И в том, и в другом случаях есть свои плюсы и минусы. Так, хотя создание стандартного товара, единого для всех рынков, весьма заманчиво, но это практически неосуществимо. В то же время политика дифференциации не оправдывает себя экономически там, где условия рынка позволяют осуществлять частичную или полную стандартизацию (универсализацию) изделия.

Информация о работе Разработка ассортиментной политики предприятия на примере ООО РПК «Золотая линия»