Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:18, дипломная работа
В работе проводится исследование и формирование товарного ассортимента на примере рыбных продуктов. Для достижения основной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы ассортимента, его показатели;
- выявить особенности ассортиментной политики в организации;
- изучить состояние ассортимента ООО РПК «Золотая линия» и конкурентов;
- обосновать предложения по оптимизации ассортимента по показателям конкурентоспособности и желаний потребителей.
При формировании ассортимента ООО РПК «Золотая линия» использует две стратегии:
1. Стратегия, основанная на потребительских предпочтениях. Ассортимент формируется исходя из желаний самих потребителей (в данном случае юридические лица).
2. Стратегия, основанная на базе конкурентов. Ассортиментная стратегия на предприятии строится с учетом товарной дифференциации, которая связана с выделением предприятием своих изделий в качестве особых, отличных от изделий конкурентов, и обеспечением по ним отдельных «ниш» спроса.
Для более четкого понятия сегментации на предприятии проводится оценка конкурирующих позиций, путем определения определенных «ниш».
Фундаментальная ниша – количество сегментов, на которых фирма решила обосноваться.
Реализуемая ниша – та часть фундаментальной ниши, которую фирма смогла отстоять в борьбе с конкурентами.
Рис. 5 Конкурирующие позиции для юридических лиц
ООО РПК «Золотая линия» на сегменте 1 потеряла 30 % прибыли, на сегментах 2 и 3 по 15 % прибыли это связано с тем, что потребители оказались не платежеспособными на определенном этапе, в связи с финансовым кризисом в стране.
Таким образом,
анализ фундаментальной и
Для количественной оценки
конкурентоспособности
Таблица 3
Количественная оценка конкурентоспособности
Наименовaние предприятия |
Наименование характеристики предприятия |
Оценка |
ООО РПК «Золотая линия» |
Стоимость консервов Широкий ассортимент консервов Вкусовые свойства Качество |
5 4 4 5 |
ЗАО «Рыбка – М» |
Стоимость консервов Широкий ассортимент консервов Вкусовые свойства Качество |
3 2 4 3 |
ООО «Штиль» |
Стоимость консервов Широкий ассортимент консервов Вкусовые свойства Качество |
5 4 4 5 |
Оценка конкурентоспособности
продукции подразумевает
параметр оценки конкурентоспособности продукции;
параметр оцениваемого товара;
параметр товара – эталона (конкурента).
Если: I = 1, то конкурентоспособность такая же, как у конкурента;
Если I > 1, то конкурентоспособность выше, чем у конкурента;
Если I < 1, то конкурентоспособность ниже, чем у конкурента.
ООО РПК «Золотая линия» и ЗAO «Рыбка-М»: 1. I= 4/ 3 = 1,3
2. I = 5/ 2 = 2,5
3. I = 5 / 4 = 1,3
4. I = 4 / 3= 1,3
ООО РПК «Золотая линия» и ООО «Штиль»: 1. I = 4/ 5 = 0,8
2. I = 5/ 4= 1,3
3. I = 5/ 4 = 1,3
4. I = 4/ 5= 0,8
Предприятие ООО РПК «Золотая линия» имеет преимущество перед ЗАО «Рыбка-М» по всем характеристикам. ООО «Штиль» выигрывает у ООО РПК «Золотая линия» по показателям стоимости и качества, а по показателям ассортимента и вкуса проигрывает. В связи с этим можно сделать выводы о том, что ООО РПК «Золотая линия» при формировании ассортимента следует обращать внимание на стоимость продукции и ее качество.
2.3 Исследование факторов, определяющих ассортиментную политику предприятия
Основными элементами планирования ассортимента продукции на ООО РПК «Золотая линия» являются:
1) выявление текущих и потенциальных (неудовлетворенных) потребностей покупателей, анализ способов использования соответствующей продукции, а также особенностей поведения покупателей (потребителей) в данном сегменте рынка;
2) оценка конкурирующих позиций под тем же углом зрения.
Для исследования потребительских предпочтений организация использует метод анкетирования. Для этого была разработана анкета и опрос проводился для трех магазинов (юридических лиц), которым поставляется продукция ООО РПК «Золотая линия» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Все три магазина имеют разное право собственности, товарооборот и объемы продаж.
После проведения опроса последовали следующие выводы: широта предлагаемого ассортимента закупщиков устраивает, по сравнению конкурентами. Широту предлагаемого ассортимента фирм-конкурентов закупщики оценили как удовлетворительно, это означает что наша фирма выигрывает у конкурентов в этом аспекте.
Следующий аспект это цена. Здесь ООО РПК «Золотая линия» идет на равне с конкурентом ЗАО «Рыбка-М». Респонденты считают цены обоих фирм средними (приемлемыми). Магазин «Купец» приемлемыми считает цены в размере от 17 до 25 рублей за банку, магазины «Обжорка» и МП «РАЙПО» нормальными считает цены, установленные РПК «Золотая линия».
Также все три магазина, ответив на открытый вопрос анкеты, сделали некоторые рекомендации по формированию ассортимента на ООО РПК «Золотая линия»:
1) изменить тару некоторых видов продукции, так как это и для них и для их розничных покупателей было бы экономичней;
2) немного разнообразить ассортимент, то есть его глубину и насыщенность. К примеру, полуфабрикаты из рыбы или изделия из морепродуктов; широту ассортимента например кондитерские изделия.
Изучив все пожелания потребителей, предприятию предлагается внести в ассортиментную политику новые товары. Однако, одних пожеланий потребителей недостаточно для разработки новой товарной группы. Для разработки товарного ассортимента предприятие анализирует конкурентоспособность товара.
Основными оценочными параметрами
конкурентоспособности
Ценность хозяйственного субъекта (предприятия) определяется его конкурентными позициями на рынке, которые формируются под влиянием совокупности факторов, объединенных по критериям:
- тип рынка;
- конкурентный статус предприятия.
Тип рынка количественно
оценивается темпами роста
- доля рынка;
- производительность;
- влияние конкурентов на возможность адаптации предприятия в конкурентной среде.
Определяем коэффициент рыночной концентрации для каждого предприятия:
(12)
CRn – коэффициент рыночной концентрации;
V – объем;
n – порядковый номер периода.
Если коэффициент рыночной концентрации составляет < 40 %, значит ведущее предприятие не оказывает влияние на уровень цен на рынке, если коэффициент 60 % , значит предприятие диктует цены на рынке.
ООО РПК «Золотая линия» по предоставленным данным имеет объем продаж в количестве 6373094 за период (5 месяцев), ЗАО «Рыбка-М» в количестве 5539084,2 за тот же период, а ООО «Штиль» 4381607,5. на базе этого, следует сделать выводы о том, что ООО РПК «Золотая линия» И ЗАО «Рыбка-М» являются ведущими.
Таким образом, из выше приведенных расчетов видно, что
коэффициент рыночной концентрации для ведущих фирм 73%, это означает, что они диктуют цены на рынке.
Определяем долю рынка для каждого предприятия:
(13)
- доля рынка.
Таким образом, по сравнению с отчетным и базисным периодом, доля рынка у ООО РПК «Золотая линия» увеличилась на 3%, у ЗАО «Рыбка-М» осталась на том же уровне, у ООО «Штиль» снизилась на 3%.
Присвоить ранг «n» каждой организации от «max» до «min»:
(14)
Ur – коэффициент вариации;
n – рейтинг;
Di – доля рынка.
Чем выше «Ur» у фирмы по сравнению с конкурентами, тем ниже для него интенсивность конкуренции.
;
;
;
Таким образом, у предприятия
ООО РПК «Золотая линия» самый
высокий коэффициент вариации (1,6),
следовательно, интенсивность конкуренции
практически не играет роли. Для
фирм ЗАО «Рыбка-М»», ООО «Штиль»,
интенсивность конкуренции
Высокий темп роста на быстро развивающихся рынках, характеризуется одновременно повышением и спроса и предложением товара, сглаживают остроту конкурентного сотрудничества, что приводит к падению интенсивности конкуренции.
Не любой товарный рынок переживает состояние спада, стагнации или роста за счет увеличения числа потребителей и ухудшение позиции конкурентов. В этой ситуации, активность конкурентной борьбы значительно возрастает. Для этого проводится анализ типа рынка.
1. Определение динамики рынка:
(15)
- темпы роста рынка;
- сумма объемов рынка отчетного периода;
- сумма объемов рынка базового периода;
t- длительность отчётного периода.
Если > 1.4, то рынок находится в состоянии ускоренного роста.
При > 0.7 и < 1.4, то наблюдается позиционный рост стагнации и сворачивания.
При < 0.7 это кризис рынка.
(max)=140 %, (min)=70 %
Данный рынок находится в состоянии ускоренного роста.
2. Интенсивность конкуренции:
При =1, конкуренция максимальна.
Так как интенсивность конкуренции равна 0, это говорит о том, что конкуренция отсутствует.
3. Уровень рентабельности продаж рассматриваемого рынка:
Чем выше по сравнению с , тем давление конкурентной среды уменьшается.
(17)
- рентабельность продаж
-прибыль базового периода;
- товарооборот базового периода;
t- длительность периода.
∑ПБ=11134747+8103918+
∑Т/обБ =109125631+106354918+86126018=
t =5
∑ПО =8857012+12352372,8+4296224=
∑Т/обО=126187269+131830204+
t =5
Исходя из вычислений, можно сделать выводы, что рентабельность продаж отчетного периода ниже рентабельности продаж базового периода, значит давление конкурентной среды увеличивается.
4. Коэффициент интенсивности конкуренции по рентабельности:
При высоком уровне рентабельности > 100 % 0, в условиях убыточного бизнеса 1.
Таким образом, при определении динамики рынка можно сделать вывод о том, что данный рынок находится в состоянии ускоренного роста, а коэффициент конкуренции по рентабельности достаточно высокий. Это говорит о том, что у предприятия сильные конкурентные позиции на данном рынке.
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ АСОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Формирование ассортимента на базе потребительских предпочтений
Насущный вопрос для ООО РПК «Золотая линия» — необходимо ли разрабатывать стандартный товар, годный для всех отобранных рынков, или приспосабливать его к специфическим требованиям и особенностям каждого отдельного сегмента, создавая для этого определенное число модификаций базового изделия. И в том, и в другом случаях есть свои плюсы и минусы. Так, хотя создание стандартного товара, единого для всех рынков, весьма заманчиво, но это практически неосуществимо. В то же время политика дифференциации не оправдывает себя экономически там, где условия рынка позволяют осуществлять частичную или полную стандартизацию (универсализацию) изделия.