Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 15:51, курсовая работа
Растянувшийся почти на столетие процесс признания маркетинга в сфере производственно-бытовой деятельности хозяйственных единиц в сочетании с другими факторами, преобразующими их деятельность (качественное совершенствование материально-технической базы производства, невиданное расширение его возможностей, интернационализация процессов производства и сбыта, динамизация всех рыночных процессов, необычайное возрастание технических возможностей передачи и обработки информации и др.) обусловил коренные качественные сдвиги в организации и реализации управленческого процесса в фирме, ориентирующейся в современных условиях в конечном счете на рынок и потребителей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГОМ В ФИРМЕ....………………………………………..
Анализ практики организации управления маркетингом в фирме……………………………………………………….
Совершенствование методов управления маркетингом.....
Перестройка организационных структур управления маркетинговой деятельностью………………………………
ГЛАВА 2. СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ……………………………….
ГЛАВА 3. ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Матрица БКГ – Boston Consulting Group («рост – доля рынка») не позволяет четко определить стратегические цели организации. Более сложным вариантом портфельной модели, устраняющей часть недостатков матрицы БКГ, является многофакторная матрица Мак - Кинси, предложенная компанией General Electric при участии консалтинговой фирмы McKency. Характеристиками матрицы являются привлекательность рынка и позиция в конкуренции.
В табл. 2 представлены полученные
экспертным путем веса и балльные оценки
групп показателей для каждого СХП, на
основании которых рассчитываем суммарную
взвешенную оценку привлекательности
рынка.
Экспертные оценки привлекательности рынков
Характеристики привлекательности |
Вес |
Номера СХП | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
1. Размер и темп роста рынка |
0,2 |
2 |
2 |
9 |
2 |
3 |
6 |
2 |
5 |
1 |
4 |
2. Качество рынка |
0,2 |
2 |
1 |
8 |
2 |
2 |
5 |
1 |
4 |
1 |
5 |
3. Конкурентная ситуация |
0,35 |
1 |
2 |
8 |
3 |
2 |
6 |
1 |
2 |
4 |
7 |
4. Влияние внешней среды |
0,25 |
3 |
4 |
8 |
4 |
4 |
7 |
3 |
8 |
6 |
5 |
Производим расчеты для каждого СХП:
СХП 1 = 0,2 * 2 + 0,2 * 2 + 0,35 * 1 + 0,25 * 3 = 1,9
СХП 2 = 0,2 * 2 + 0,2 * 1 + 0,35 * 2 + 0,25 * 4 = 2,3
СХП 3 = 0,2 * 9 + 0,2 * 8 + 0,35 * 8 + 0,25 * 8 = 8,2
СХП 4 = 0,2 * 2 + 0,2 * 2 + 0,35 * 3 + 0,25 * 4 = 2,85
СХП 5 = 0,2 * 3 + 0,2 * 2 + 0,35 * 2 + 0,25 * 4 = 2,7
СХП 6 = 0,2 * 6 + 0,2 * 5 + 0,35 * 6 + 0,25 * 7 = 6,05
СХП 7 = 0,2 * 2 + 0,2 * 1 + 0,35 * 1 + 0,25 * 3 = 1,7
СХП 8 = 0,2 * 5 + 0,2 * 4 + 0,35 * 2 + 0,25 * 8 = 4,5
СХП 9 = 0,2 * 5 + 0,2 * 4 + 0,35 * 2 + 0,25 * 8 = 3,3
СХП 10 = 0,2 * 4 + 0,2 * 5 + 0,35 * 7 + 0,25 * 5 = 5,5
Теперь
на основании данных (см. табл. 3),
в которой представлены
Экспертные оценки конкурентных позиций СХП
Характеристики позиции в конкуренции |
Вес |
Номера СХП | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
1. Относительная позиция на рынке |
0,2 |
2 |
7 |
9 |
3 |
10 |
8 |
4 |
8 |
5 |
6 |
2. Относительный потенциал производства |
0,3 |
1 |
7 |
10 |
1 |
10 |
7 |
5 |
9 |
3 |
5 |
3. Относительный потенциал НИОКР |
0,4 |
1 |
6 |
7 |
2 |
8 |
7 |
3 |
8 |
4 |
5 |
4. Относительный потенциал персонала |
0,1 |
7 |
10 |
9 |
5 |
10 |
8 |
8 |
9 |
5 |
8 |
Производим расчеты для каждого СХП:
СХП 1 = 0,2 * 2 + 0,3 * 1 + 0,4 * 1 + 0,1 * 7 = 1,8
СХП 2 = 0,2 * 7 + 0,3 * 7 + 0,4 * 6 + 0,1 * 10 = 6,9
СХП 3 = 0,2 * 9 + 0,3 * 10 + 0,4 * 7 + 0,1 * 9 = 8,5
СХП 4 = 0,2 * 3 + 0,3 * 1 + 0,4 * 2 + 0,1 * 5 = 2,2
СХП 5 = 0,2 * 10 + 0,3 * 10 + 0,4 * 8 + 0,1 * 10 = 9,2
СХП 6 = 0,2 * 8 + 0,3 * 7 + 0,4 * 7 + 0,11 * 8 = 7,3
СХП 7 = 0,2 * 4 + 0,3 * 5 + 0,4 * 3 + 0,1 * 8 = 4,3
СХП 8 = 0,2 * 8 + 0,3 * 9 + 0,4 * 8 + 0,1 * 9 = 8,4
СХП 9 = 0,2 * 5 + 0,3 * 3 + 0,4 * 4 + 0,1 * 5 = 4,0
СХП 10 = 0,2 * 6 + 0,3 * 5 + 0,4 * 5 + 0,1 * 8 = 5,5
Каждое СХП в матрице Мак - Кинси представляется в виде окружности, диаметр которой пропорционален емкости рынка, затененный сектор внутри окружности отражает долю рынка данного СХП.
На рис. 3.2. представлено позиционирование СХП на матрице Мак - Кинси.
Высокий прирост инвестиций
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Позиция в конкуренции
Низкий прирост инвестиций
Рис. 3.2. Позиционирование СХП на матрице Мак - Кинси
- высокий приоритет инвестиций
- средний прирост инвестиций
- низкий прирост инвестиций
Оценка фактического состояния портфеля деятельности организации разработка стратегий для каждого СХП
На основе анализа положения отдельных СХП в построенных матрицах можно оценить фактическое состояние портфеля хозяйственной деятельности организации и разработать стратегии для каждого СХП с целью улучшения общего положения организации.
Вопросительные знаки – это товары, не имеющие хорошей рыночной позиции, товары с неясным будущим. Они требуют вложения значительных денежных средств, являются захватчиками ресурсов, но действуют на перспективных быстрорастущих рынках. В построенной матрице БКГ
СХП 10 находится на границе с вопросительными знаками и звездами, которое требует инвестирования. В данном случае необходимо проводить дополнительные исследования. В него необходимо вкладывать средства, т.к. это единственный новый товар в портфеле предприятия со значительной ОДР и емкостью рынка.
Звезды – это высококонкурентные товары на быстрорастущем рынке. Они наиболее перспективны, но не всегда приносят предприятию ожидаемую прибыль. На матрице БКГ позицию звезд занимают СХП 3 и СХП 6. Они являются лидерами и приносят прибыль предприятию, поэтому необходимо применить стратегию увеличения доли рынка, особенно для СХП 6.
Дойные коровы – высококонкурентные товары на зрелых, насыщенных, подверженных застою рынках. Они являются основной категорией, которая приносит доход организации. Удержание такой позиции определяет эффективность деятельности фирмы. В хозяйственном портфеле организации 3 дойные коровы: СХП 2, СХП 5, СХП 8.
СХП 5 и СХП 8 имеют высокую долю рынка и приносят доход, а значит нужно применить стратегию сохранения доли рынка, т.к. они являются источником финансирования для растущих СХП.
СХП 2 имеет достаточно низкую ОДР, но неплохое положение в конкуренции, а значит необходимо применить стратегию возврата на боле высокие позиции.
Сухостои – наиболее бесперспективные виды деятельности, т.е. товары, не пользующиеся спросом, низкоконкурентные на рынках, находящихся в состоянии застоя. У предприятия имеется 4 собаки: СХП 1, СХП 4, СХП 7, СХП 9. Для СХП 1, 4, 7 необходимо применить стратегию «сбора урожая», т.е. получения краткосрочной прибыли в максимально возможных размерах и даже за счет сокращения их доли рынка. СХП 9 соответствует стратегия ликвидации, т.к. нет смысла продолжать инвестирование данного товара.
Матрица Мак - Кинси разделена на девять клеток (см. рис. 3.2.).
Предприятия, находящиеся в трех из них, характеризуются как победители, в трех других как проигравшие, т.е. наименее желательные.
Выводы для стратегии по матрице Мак - Кинси определены и однозначны: из проигравших должны быть изъяты инвестиции, положение победивших должно укрепляться. Матрица Мак - Кинси дополняет матрицу БКГ, позволяя оценить положение каждого СХП в портфеле организации с точки зрения привлекательности рынка и занимаемой на нем позиции и предлагая возможные стратегические решения в сфере инвестиций.
По матрице Мак - Кинси видно, что лидирующее положение ни одна из СХП не занимает.
1, 2, 4, 7, 9 СХП – поля, исключающие
инвестиции, они существенно отстают
от конкурентов по сбыту, образу,
структуре издержек. Компания, имеющая
такие подразделения, может попытаться
выйти на специализированный
рынок, извлечь прибыль посредством
ликвидации до минимума
5, 10 – это СХП со
средним приоритетом
3, 6, 8 – это СХП с
высоким приоритетом
Говоря о портфеле предприятия, можно сделать вывод, что портфель является несбалансированным, поэтому можно дать следующие рекомендации:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя краткий итог вышеизложенному можно утверждать, что способами повышения эффективности управления маркетингом в организации является:
- увеличение конкурентных
преимуществ предприятия: организация
должна вести активную
- концентрация усилий
на дальнейшее интегрирование
на рынке: в настоящее время
уровень развития рыночной
- совершенствование
- повышение качества
- рекомендации по социально-
- преодоление негативных
последствий сезонности
Информация о работе Разработка системы управления маркетингом в фирме