Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 18:14, шпаргалка
Сущность маркетинговой деятельности
Необходимость маркетинговой деятельности на предприятиях обусловлено следующими обстоятельствами:
- ускорение темпов НТП
- интеграцией предприятий в мирохозяйственные связи
-увеличение степени риска на всех стадиях движения товара, разработки производства, закупки, реализации
-расширение ассортимента товаров
-обострением конкурентной борьбы за счет выхода на рынок все большего числа посредников
- возрастанием неопределенных в чрезвычайных ситуациях.
Признак классификации |
Вид исследований |
Способ проведения исследования |
- кабинетные - полевые |
Цели исследования |
- поисковые - описательные - аналитические |
Характер собираемой информации |
- качественные - количественные |
Кабинетные исследования – вид маркетинговых исследований, основанный на сборе и оценке вторичной информации (исследование за письменным столом).
Полевые (когда вторичной информации недостаточно и она не может дать ответы на конкретные вопросы) – вид маркетинговых исследований, предполагающий сбор и оценку первичной маркетинговой информации с помощью опросов, наблюдений и экспериментов.
Поисковые исследования осуществляются с целью сбора предварительной информации, необходимой для лучшего определения проблемы и выдвигаемых предположений (гипотез). Основной акцент при этом делается на поиск идей и информации, которая помогает намного глубже понять проблему.
Поисковые исследования особенно полезны для детализации широкой и неопределенной проблемы, уточнения терминологии и обоснование приоритетных направлений дальнейших исследований.
Описательные исследования – они дают описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков, частоты возникновения того или иного события. Здесь приводится констатация фактов (например, демографическая ситуация, отношения потребителей к предложенным товарам). При проведении этого вида исследования осуществляется поиск ответов на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?
Аналитические исследования проводятся для проверки гипотез о причинно-следственных связях и отвечают на вопрос «Почему?» (например, можно ли при снижении цены товара на 5% увеличить объем продаж, которые компенсируют потери такого снижения).
Принцип различия между качественным и количественным исследованиями заключается в том, что количественные исследования в результате дают оценки, выражающиеся в числовых показателях (например, емкость рынка, доля рынка, объем продаж, количество покупателей и т.д.), а качественные исследования дают оценки в качественных категориях (например, мотивы совершения покупок, отношение потребителей к товарам, товарным маркам, имиджу предприятия и т.д.).
29. Организация маркетинговых исследований
Важным моментом при проведении маркетинговых исследований является их чёткая организация. Формы организации маркетинговых исследований м.б. различны:
- проведение исследований силами предприятий ;
- привлечение других
- смешанный вариант.
Маркетинговыми исследованиями занимаются институты и консультационные маркетинговые фирмы, рекламные агентства, социологические центры, союзы предпринимателей, СМИ, различные структурные маркетинговые подразделения учебных заведений.
Исследовательские организации проводят 2 типа исследований:
-мониторинг- систематическое исследование состояния и развития рынка, проводимое по инициативе исследовательской организации. Его результаты с определенной периодичностью распространяются на договорной основе(по подписке);
-унифицированные обзоры стандартизированных данных- по индивидуальному заказу конкретного предприятия.
30.Опрос как
метод сбора маркетинговой
Наиболее распространенным методом сбора первичной маркетинговой информации является опрос. Он используется примерно в 90% исследований.
Опрос - метод сбора первичной маркетинговой информации, предусматривающий, во-первых, письменное или устное обращение исследователей к определенной совокупности люден (респондентов) с вопросами, содержание которых выражает изучаемую проблему, во-вторых. - регистрацию, статистическую обработку и интерпретацию полученных ответов.
Опрос может использоваться в случаях, когда предметом исследования являются:
• взгляды и мнения людей по различным аспектам: осведомленность, знания респондента относительно товара, его характеристик, цены, системы сбыта и коммуникаций;
• отношение к товару (предприятию), его характеристикам, цепе, системе сбыта и коммуникаций; могут изучаться как рациональный (мнения), так и эмоциональный (чувства, компоненты, отношения, их направленность, интенсивное воздействие, убежденность респондента в правильности своего отношения и постоянство этих характеристик во времени;
• характеристики респондента (социально-демографические, психографические, стиль жизни), социальные контакты и социальное взаимодействие.
Широта применения опроса как метода сбора данных означает допустимость реализации с его помощью разнообразных целей.
Применение в маркетинговых исследованиях метода опроса позволяет:
• идентифицировать потенциальных потребителей;
•осуществлять сегментацию рынка в соответствии с качественными и количественными характеристиками потребителей;
•оценивать осведомленность, восприятие, отношение и требования потребителей относительно товара (предприятия), его характеристик, цены и других элементов комплекса маркетинга;
• выявлять предпочтения потребителей но товарным маркам;
• изучать поведение и мотивацию потребителей; покупательские решения и процесс их принятия:
•устанавливать факторы, влияющие на поведение потенциальных потребителей, и возможности управления ими;
•оценивать эффективность воздействия на потребителей маркетинговых программ, приемов н инструментов;
•отслеживать динамику потребления, предпочтении потребностей, установок и убеждений потребителей;
выявлять характеристики потребителей (социально-демографические, психографические, поведенческие) и т. п.
31. Виды и формы проведения опроса
На практике маркетинговых исследований используются различные виды проведения опроса. Некоторые виды и формы опросов имеют важное самостоятельное значение (анкетирование, интервьюирование, фокус-группа).
В зависимости от типа респондентов различают массовые и специализированные опросы.
В массовом опросе основным источником информации являются различные категории населения, профессиональная деятельность которых не связана с предметом анализа.
В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования.
Используются экспертные опросов. К ним обращаются на начальных этапах маркетинг исследований, когда необходимо выявить проблему, и на заключительном, когда нужно проверить полученную информацию и принять решение.
В зависимости от частоты проведения опросы могут быть точечными (разовыми) и повторными. Последние позволяют определять жизненный цикл запросов и предпочтений потребителей, а также основные тенденции их изменения с течением времени для своевременного принятия решении о деятельности на рынке.
По степени охвата потенциальных потребителе опросы могут быть сплошными и выборочными.
Сплошные опросы проводятся, например, в отношении посетителей предприятия или его стенда на выставочных мероприятиях.
На практике количество потенциальных покупателей предприятия, как правило, велико, что делает невозможным проведение сплошных опросов. В связи с этим наиболее приемлемыми являются выборочные, сущность которых заключается в том, что опрашивается часть (выборка) изучаемой совокупности населения.
Если выборочная совокупность достаточно полно отражает свойства генеральной совокупности, она называется представительной (репрезентативной).
Особая роль при проведении выборочных опросов отводится методу фокус-групп.В практике маркетинга применяются две основные формы опроса анкетирование и интервьюирование.
При анкетировании респондент письменно отвечает па вопросы в присутствии исследователя (анкетера) или без него.
Интервьюирование как форма опроса предполагает личное общение с респондентом, когда исследователь (интервьюер) задает вопросы и фиксирует ответ.
Применение различных форм опроса обусловлена спецификой ситуации и характером изучаемой проблемы. В практике маркетинга при проведении количественных исследований предпочтение отдается анкетированию, при проведении качественных – интервьюированию.
Особенностью опроса как метода сбора первичной маркетинговой информации является достаточно высокая степень отказа респондентов от участия в исследовании. Она обусловлена 2 основными причинами: 1)связана с наличием у людей некой подозрительности и стремлением никого не допускать в свою личную жизнь; 2)определяется специфическими обстоятельствами проведения конкретного опроса. Например, некоторые респонденты не хотят обсуждать определенные темы.
Выбранная форма опроса также влияет на степень желания участвовать в обследовании. Обычно используются способы стимулирования в виде небольших подарков (ручки, брелоки и другие рекламные сувениры).
32. Анкетирование
Анкетирование - форма опроса, в ходе которого респондент фиксирует ответы на поставленные в анкете вопросы. Особенностью анкетирования является то, что в результате обработки ответа можно получить количественную характеристику изучаемого явления, выявить и смоделировать причинно-следственные связи.
По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить большое кол-во людей (например, трудовой коллектив предприятия, студенческую группу).
Анкетирование бывает также очным и заочным.
Очное анкетирование (исследователь присутствует при его проведении и может давать пояснения респондент) является одним из наиболее часто используемых методов сбора первичной маркетинговой информации. Оно может проводиться при посещении респондентов на дому и; по месту работы (учебы), а также путем опроса в общественных местах (на улице, в торговых центрах, ресторана театрах).
Последний подход очень популярен, так как является чрезвычайно экономичным и позволяет обеспечивать быстрый сбор первичной маркетинговой информации.
Практика свидетельствует о том, что при подобном опросе за одно и то же время может быть охвачено в 5 раз больше респондентов, чем при анкетировании на дому.
Важным положительным моментом проведения опросов в общественных местах является то, что они обеспечивают получение надежной информации о покупках или потреблении товаров. Дело в том, что в данном случае респондент дает «свежую» информацию, а его оценки являются действительно спонтанными. Это его собственное мнение, не подвергшееся влиянию других людей. Анкеты должны быть предельно краткими и удобными для заполнения.
Очное анкетирование может осуществляться при помощи компьютера. Проведение подобного опроса предполагает использование компьютерных программ с дружественным интерфейсом. Респондент читает вопросы с экрана монитора и сам отмечает ответы. Исследователь присутствует при этом и может при необходимости давать пояснения респонденту. Такие опросы могут проводиться во время выставочно-ярмарочных мероприятий, в торговых центрах, на конференциях и семинарах.
+ очного анкетирования закл-ся в том, что исследователь имеет возможность:
1)разъяснять респонденту все аспекты, касающиеся формулировок и сущ-ва вопросов;
2)непосредственно
33. Почтовый опрос – преимущества и недостатки.
Почтовый опрос является наиболее распространенной формой заочного анкетирования. В общем виде это рассылка анкет и получение ответов на них с использованием традиционной, электронной почты, факсимильной связи, интернета.
Достоинства почтового опроса:
1) Возможность проведения
на большой территории, в том
числе в труднодоступных
2) Отсутствие психологического
барьера и влияния
3) Отсутствие жестких
временных ограничений при