Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 23:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ маркетинговой деятельности на предприятии и разработка основных направлений ее совершенствования.
Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
-раскрыть сущность маркетинга на предприятии в современных условиях;
-рассмотреть основные принципы маркетинговой деятельности и подходы к ее управлению;
-дать характеристику производственно-хозяйственной деятельности, экономического положения предприятия;
-проанализировать организацию маркетинга на исследуемом предприятии;
Введение……………………………………………………………………..........................…….3
Глава 1 Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия.............................5
1.1.Сущность и значение маркетинга на предприятии................................................................5
1.2. Методы и подходы к управлению маркетинговой деятельностью ……………………..10
Глава 2. Организация маркетинговой деятельности на промышленном предприятии ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»……………………………………………….15
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»………………………………...…………………………………………….........15
2.1.1. Общая характеристика ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»………15
2.1.2. Анализ и планирование хозяйственной деятельности……………………………..….19
2.2. Организация маркетинговой деятельности…………………………………………...….22
2.2.1. Организационная структура службы маркетинга и управление маркетингом на предприятии……………………………………………………………………………………...…..22
2.2.2. Товарно-производственная деятельность……………………………………………...26
2.2.3. Анализ ценообразования на предприятии……………………………………………...29
2.2.4. Сбытовая деятельность ……………………………………...………………………….33
2.2.5 Коммуникационная деятельность……………………………...………………………..36
Глава 3 Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»……………………………………………...…....….....38
3.1. Направления повышения эффективности маркетинговой деятельности………...…….38
3.2. Мероприятия по совершенствованию комплекса маркетинга ОАО «МГМЗ»………..42
Заключение……………………………………………………………………………………...45
Список использованной литературы………………………
-концепция маркетинга главными задачами организации ставит определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами;
-концепция социально-
Эти пять концепций представляют собой определенную эволюцию маркетинговых подходов, которая свидетельствует о том, что в настоящее время предприятия, желающие быть конкурентоспособными, при решении любых задач должны ориентироваться на потребителя. Такой подход определяет сущность современного маркетинга: производить только то, что будет безусловно продано, а не пытаться продать то, что предприятие смогло произвести.
Глава 2. Организация маркетинговой деятельности на промышленном предприятии ОАО «Махачкалинский городской молочный завод».
2.1. Организационно-экономическая
характеристика ОАО «Махачкалин
2.1.1. Общая характеристика ОАО «Махачкалинский городской молочный завод».
ОАО «Махачкалинский городской молочный завод» (сокращенное наименование организации: ОАО «МГМЗ») был построен в 1968 году и был предназначен для выпуска молочной продукции.
В соответствии
с Указом Президента
Основным документом, регулирующим порядок организации и осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности является Устав ОАО «МГМЗ». Из данного документа можно узнать основные сведения об ОАО, его правовой статус, условия вступления в данное общество, права и обязанности акционеров, порядок осуществления управления обществом, а также иные сведения, необходимые всем интересующим лицам.
Он составлен в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, законом «Об акционерных обществах» и иными нормативными документами Российской Федерации в этой области.
Юридическим адресом данного предприятия является: 367002, г. Махачкала, ул. Бейбулатова 38. Тел. (8722) 67-39-02; E-mail: dagmol@pochta.ru.
Управление Обществом осуществляют следующие органы: Общее собрание акционеров Общества, Совет директоров Общества и Генеральный директор общества.
Все вопросы, касающиеся деятельности предприятия, обсуждаются и решаются на Общем собрании акционеров. В нем участвуют 95 человек, т.е. столько человек являются акционерами предприятия.
Данный орган является высшим органом управления ОАО «МГМЗ».
Совет директоров осуществляет общее руководство обществом. Фактически данный орган имеет меньше прав и полномочий нежели предыдущий.
В Совете директоров участвуют 4 человека.
Руководитель ОАО «МГМЗ» является исполнительным органом. Им с первого дня образования общества является Султанов Султан Газимагомедович. Все вопросы, входящие в компетенцию данных органов оговорены в уставе предприятия.
На предприятии ОАО «Махачкалинский городской молочный завод» имеется своя организационная структура (рис.1).
Организационная структура совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.
Тип организационной структуры линейно-функциональная, т.е. это структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные – обязательные для исполнения и функциональные – рекомендуемые для исполнения.
Основной целью общества является «объединение экономических интересов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов его участников для удовлетворения потребностей в продукции и услугах Общества и извлечения прибыли» (Устав 2 стр.).
Одной из основных задач предприятия является обеспечение потребности жителей Дагестана в экологически чистых продуктах, как традиционных, так и лечебно-профилактических.
В соответствии с Уставом предприятие занимается следующими видами деятельности:
В состав предприятия ОАО «МГМЗ» входит цех по выработке сметано-творожных изделий и цех по выработке кисломолочной продукции. Проектные мощности основных цехов 10 тонн в смену.
На предприятии существуют также следующие вспомогательные помещения: лаборатория, помещение для приема пищи, административное помещение (контора), заквасочное отделение, холодильные камеры, производственные склады, котельная, походная.
На заводе работают 118 высококвалифицированных специалистов, из них 26 с высшим образованием.
Целью деятельности ОАО «МГМЗ» является: удовлетворение спроса покупателей на качественные молочные продукты питания путем переработки закупленного в хозяйствах и у населения молока и молока, поступившего на давальческих условиях, а также получение прибыли для развития производственной базы, приобретения нового оборудования, улучшения условий труда и быта членов трудового коллектива, их оздоровление и оказание шефской помощи.
За 2012 год поступило молока от заготовок 83950 тонн, в том числе от населения 28123 тонн, что составляет 33,5% в общем объеме молока. По сравнению с 2009 годом объем закупки молока увеличился на 8089 тонн или на 9,6% за счет общественного сектора.
Для увеличения сырьевых ресурсов проводилась большая работа по закупке молока у населения. В целях материальной заинтересованности молокосдатчиков разработаны условия соревнования по закупке излишков молока у населения и поощрение победителей.
Все специалисты завода закреплены за хозяйствами сырьевой зоны для оказания практической помощи в получении хорошего качества молока. Стимулирующим фактором для увеличения закупки молока у индивидуального сектора является и то, что в зимний период расчеты за сданное населением молоко производится по цене молока высшего сорта.
Регулярно хозяйствам оказывается помощь в обеспечении припасами и материалами для приемки молока и проведения анализов. Проводимые мероприятия дали возможность закупить у населения по 1196 кг молока в расчете на одну корову, что больше по сравнению с 2008 годом на 189 кг, в итоге темп роста по закупке молока у населения составил 108,4%.
2.1.2. Анализ и планирование хозяйственной деятельности.
Основные задачи анализа финансового состояния – определение качества финансового состояния, изучение причин его улучшения или ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Эти задачи решаются на основе исследования динамики абсолютных и относительных финансовых показателей.
Анализ динамики и структуры средств организации и источников их формирования. Данный анализ проводится путем горизонтального и вертикального анализа, в ходе которого определяются абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период.
Цель вертикального анализа - вычисление удельного веса отдельных статей в итоге баланса, а также удельного веса в каждой группе, т.е. выяснение структуры активов и пассивов на определенную дату. Анализ основных технико-экономических показателей представлен в таблице 2.
Таблица 2 |
||||||||||||||||||||||||
Анализ основных технико-экономических показателей |
||||||||||||||||||||||||
Показатель |
Код строки |
На начало периода |
На конец периода |
Изменение |
Удельный вес в валюте баланса |
Удельный вес в группе |
||||||||||||||||||
абсолютное |
в % |
|||||||||||||||||||||||
н.п |
к.п |
% |
н.п |
к.п |
% |
|||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|||||||||||||
АКТИВ |
||||||||||||||||||||||||
I. Внеоборотные активы |
||||||||||||||||||||||||
Основные средства |
120 |
10171 |
12345 |
2174 |
121,3 |
37,38 |
29,21 |
- 8,17 |
73,56 |
70,32 |
3,24 |
|||||||||||||
Прочие внеоборотные активы |
150 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||
II. Оборотные активы |
||||||||||||||||||||||||
Запасы |
210 |
14806 |
15728 |
922 |
106,2 |
21,91 |
23,12 |
1,21 |
44,55 |
39,55 |
- 5 |
|||||||||||||
готовая продукция и товары для перепродажи |
214 |
5016 |
5226 |
210 |
104,2 |
19,75 |
16,66 |
- 3,09 |
40,14 |
28,5 |
- 11,64 |
|||||||||||||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
240 |
7182 |
9474 |
2292 |
131,9 |
10,43 |
4,74 |
- 5,69 |
21,21 |
8,11 |
- 13,1 |
|||||||||||||
Денежные средства |
260 |
3497 |
403 |
-3904 |
11,5 |
14,33 |
29,37 |
15,04 |
29,14 |
50,25 |
21,11 |
|||||||||||||
Прочие оборотные активы |
270 |
2334 |
2586 |
252 |
110,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||
ПАССИВ |
||||||||||||||||||||||||
III. Капитал и резервы |
||||||||||||||||||||||||
Добавочный капитал |
420 |
4335 |
4335 |
0 |
100 |
22,38 |
18,67 |
- 3,71 |
52,48 |
62,02 |
9,54 |
|||||||||||||
IV. Долгосрочные обязательства |
||||||||||||||||||||||||
V. Краткосрочные обязательства |
||||||||||||||||||||||||
Займы и кредиты |
610 |
3700 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||
Кредиторская задолженность |
620 |
5393 |
4360 |
-1033 |
80,8 |
57,34 |
69,89 |
12,55 |
100 |
100 |
0 |
Основную часть внеоборотных активов – 70,32%, составляют основные средства, также и в общей стоимости активов они составляют большую часть – 29,21%. В числе оборотных активов больший удельный вес имеют запасы – 39,55%. А основную часть запасов составляет готовая продукция и товары для перепродажи. Долгосрочной дебиторской задолженности предприятие ОАО «МГМЗ» не имеет. А размер краткосрочной дебиторской задолженности уменьшается на 57,47%. Сумма денежных средств на конец года значительно увеличивается на 245,59%. В итоге за счет увеличения запасов на 126,44% и роста денежных средств размер оборотных активов на конец года увеличивается на 142,43%.
В общей стоимости активов на конец года больший удельный вес имеют оборотные активы – 58,45%.
В части III Капитал и резервы большую часть занимает добавочный капитал – 62,02%. Размеры уставного, резервного и добавочного капиталов не меняются. Общий размер капиталов и резервов уменьшается на 85,89% за счет снижения размера нераспределенной прибыли. Долгосрочных обязательств предприятие не имеет. Также у предприятия отсутствуют краткосрочные займы и кредиты, задолженность перед учредителями по выплате доходов, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов. В итоге краткосрочные обязательства состоят лишь из кредиторской задолженности, которая увеличивается на коней года на 146,07%.
В общей сумме пассивов большую часть составляют краткосрочные обязательства – 69,81%.
В следствие роста оборотных активов на 142,45% и увеличения краткосрочных обязательств на 146,07% увеличивается и валюта баланса на 119,85%.
У предприятия ОАО «МГМЗ» абсолютная неликвидность баланса из-за того, что значение внеоборотных активов больше чем постоянных и устойчивых пассивов. А значит, и финансовая неустойчивость предприятия.
Рассматриваемое предприятие ОАО «МГМЗ» находится в кризисном финансовом состоянии, при котором предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования. Собственного капитала и долго- и краткосрочных кредитов и займов не хватает для финансирования материальных оборотных средств, т.е. пополнение запасов идет за счет средств, образующихся в результате замедления погашения кредиторской задолженности.
Кредиторская задолженность отражает стоимостную оценку финансовых обязательств предприятия перед различными субъектами экономических отношений. Кредиторская задолженность входит в состав его краткосрочных пассивов и должна быть погашена в срок, не превышающий 12 месяцев после отчетной даты (в противном случае задолженность учитывается по статье "Прочие долгосрочные пассивы").