Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 23:51, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ маркетинговой деятельности на предприятии и разработка основных направлений ее совершенствования.
Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
-раскрыть сущность маркетинга на предприятии в современных условиях;
-рассмотреть основные принципы маркетинговой деятельности и подходы к ее управлению;
-дать характеристику производственно-хозяйственной деятельности, экономического положения предприятия;
-проанализировать организацию маркетинга на исследуемом предприятии;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..........................…….3
Глава 1 Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия.............................5
1.1.Сущность и значение маркетинга на предприятии................................................................5
1.2. Методы и подходы к управлению маркетинговой деятельностью ……………………..10
Глава 2. Организация маркетинговой деятельности на промышленном предприятии ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»……………………………………………….15
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»………………………………...…………………………………………….........15
2.1.1. Общая характеристика ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»………15
2.1.2. Анализ и планирование хозяйственной деятельности……………………………..….19
2.2. Организация маркетинговой деятельности…………………………………………...….22
2.2.1. Организационная структура службы маркетинга и управление маркетингом на предприятии……………………………………………………………………………………...…..22
2.2.2. Товарно-производственная деятельность……………………………………………...26
2.2.3. Анализ ценообразования на предприятии……………………………………………...29
2.2.4. Сбытовая деятельность ……………………………………...………………………….33
2.2.5 Коммуникационная деятельность……………………………...………………………..36
Глава 3 Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»……………………………………………...…....….....38
3.1. Направления повышения эффективности маркетинговой деятельности………...…….38
3.2. Мероприятия по совершенствованию комплекса маркетинга ОАО «МГМЗ»………..42
Заключение……………………………………………………………………………………...45
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная ДГУ Организация маркетинговой деятельности на промышленном предприятии ОАО «Махачкалинский городской молочный завод».doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

 

При анализе калькуляция себестоимости творога зерненого 5% выявлены доли различных видов затрат. Доля сырья, при производстве занимает 61%, вспомогательных материалов - 22,7 %, общезаводских затрат 16,4%.

Производственная себестоимость 1 литра молока пастеризованного составляет 14,7 руб., прибыль от реализации составит 0,88 руб. с 1 кг продукции, цена реализации 22,7 руб.

Уровень рентабельности составил 5,9%.

Производственная себестоимость творога зерненого 5% составляет 75 руб., прибыль от реализации составит 6,2 руб. с 1 кг продукции, цена реализации 27,3 руб.

Уровень рентабельности составил 22,7%.

 

2.2.4. Сбытовая деятельность предприятия

Анализ сбытовой сети — это изучение способов наиболее эффективной доставки товара от производителя до конечного пользователя. Построение сбытовой сети - на мой взгляд, самое важное решение руководства предприятия, определяющее его успех на рынке. От размеров и эффективности работы сбытовой сети зависят общий оборот предприятия и динамика его роста, норма и размер получаемой прибыли. Но сегодня от сбытовой сети зависит степень контроля предприятия над доведением своей продукции до конечного потребителя, а значит и эффективность оборотной связи между производителем и потребителем.

ОАО «МГМЗ» на данный момент использует смешанный канал товародвижения молочной продукции ОАО «МГМЗ», т.е. имеет 2 канала распределения:

  • через оптовую торговлю; 
  • через розничную торговлю.

Таблица 12

Каналы товародвижения

Каналы распределения

Доля в объеме / %

1.Оптовая  торговля

80

-с  территории завода

28,9

-через  фирменные магазины

23,4

-оптовые  рынки

26,7

2.Розничная  торговля 

20

-розничные  рынки

2,1

-супер- и минимаркеты

8,1

-продовольственные  магазин

6,3

-фирменные  магазины

3,5


 

Оптовая торговля включает в себя:

а) сбыт продукции с территории  завода;

б) сбыт продукции через фирменные магазины;

в) сбыт продукции через  оптовые рынки.

 При данном варианте реализуется  основная часть произведенной продукции (около 80%) и используется принцип получения прибыли от масштабов сбыта. Этот канал сбыта является очень важным для предприятия.

Для сохранения этого канала распределения необходимы следующие мероприятия:

- достижение  определенного компромисса между  предприятием и Правительством  РД в области пересмотра механизма  уплаты налогов (увеличение сроков);

- предоставление  льгот для снижения нижнего  предела цены;

- предпочтение  работы с проверенным покупателем;

- переход на  обслуживание крупных аккредитованных  оптовых баз, в результате чего  данное направление существенно  повлияет на эффективность основной  деятельности производителя;

- увеличение  оптовой торговли на территории  России.

Розничная торговля включает в себя:

а) сбыт продукции через розничные рынки;

б) сбыт продукции через супер и минимаркеты;

в) сбыт продукции через продовольственные магазины;

г) сбыт продукции через  сеть фирменных магазинов.

В 2008 году руководство завода в целях обеспечения определенной независимости от внешних факторов, на фоне неблагоприятных условий, решилось на создание фирменной сети магазинов, что показало эффективность этого направления.

 На территории  города фирменные торговые точки  расположены на улицах Ушакова, Казбекова, Дахадаева, Агасиева, Ярагского, проспекте Шамиля, в Узбек-городке. Таких торговых точек в городе 12. Помимо Махачкалы предприятие поставляет свою продукцию в г. Каспийск. Продукция в фирменных магазинах реализуется по заводским ценам.

Не располагая собственными помещениями и арендуя их у Комитета по имуществу, завод в течение нескольких лет наращивал численность магазинов.

Появление фирменной розничной торговли оказалась весьма прибыльным решением. Исходя из высокой эффективности фирменной розничной торговли, предприятию необходимо наращивать данный потенциал путем расширения уже имеющейся розничной торговой сети. Такое стратегическое решение обусловлено таким важным, на сегодняшний день преимуществом для предприятий данного профиля, как своевременное поступление наличных средств при значительной их концентрации на розничном канале.

Розничная торговля дает наибольший эффект при своевременном формировании наличных средств предприятия. Таким образом, если оптовая торговля составляет 22,8 % продаж от общей суммы продаж, то на розничную торговлю приходится 53,7% всей сформированной наличности на предприятии. Помимо этого в результате распределения объемов продаж двумя видами сбыта, можно выявить важную тенденцию, имевшую место в течение последних трех лет при увеличении доли оптовых продаж наблюдается снижение удельного веса оптовых наличных поступлений.

Другим главным преимуществом фирменного розничного канала распределения является возможность получения дополнительной прибыли путем торговой наценки.

ОАО «МГМЗ» поставляет свою продукцию не только на оптово-розничные рынки города, различные коммерческие предприятия, но и в детские сады, школы, больницы, воинские части и т. д. Данные представлены в таблице 13

 

Таблица 13

 Сбыт продукции  ОАО «МГМЗ»

Название организации

2011г. /тыс.руб

2012г. /тыс.

Махачкалапродукт

20763

14925

Госпиталь ветеранов

211

1100

Респ.клиническая больница

855

400

Завод Гаджиева

138

253

РЦО НПЗ детей и подростков

230

518

Туберкулезная больница

109

248

Буйнакская психбольница

86

105

Забота

101

81

Онкодиспансер

128

172

Караван

312

651


 

В целях повышения конкурентоспособности и увеличения доли рынка проводится активная сбытовая политика. В этих целях представлены каналы реализации молочной продукции ОАО «МГМЗ» и определены новые каналы сбыта, см. таблицу 14.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 14

Каналы сбыта молочной продукции

Каналы сбыта

Достоинства

Существующие каналы сбыта

Коммерческие организации (ОАО, ЗАО, ООО, ЧП) приобретающие продукцию для собственных нужд или для последующей реализации

Реализация продукции происходит круглый год;

Оперативная работа (доставка и оплата)

Розничные покупатели (конечные потребители)

Реализация продукции происходит круглый год

Прочие (больницы, столовые, школы, пионерские лагеря)

Реализация продукции происходит круглый год;

Предложение витаминизированной и биообогащённой продукции;

Новые каналы сбыта

Продажа по договорам поставки через портал закупок для государственных нужд путём участия в конкурсах, котировочной заявке.

Удобство пользования и точность исполнения заказов;

Долгосрочное сотрудничество.


 

2.2.5 Коммуникационная деятельность.

Маркетинговые коммуникации — это систематические отношения между бизнесом и рынком, в которых собираются воедино разнообразные идеи, решения, сообщения, данные о коммуникационной среде, в целях передачи идей, стимулирования потребительского восприятия товаров и услуг отдельными людьми, объединенными в целевой рынок. Современный уровень насыщенности рынка не позволяет достичь желаемого уровня продаж без информационной поддержки продукции.

Продвижение товаров, включающее в себя рекламу, стимулирование сбыта, PR и персональные продажи является составной частью комплекса маркетинговых мероприятий, обеспечивающих информационною связь с покупателями. Для этого применяется информирование о продуктах, выпускаемых предприятием и воздействие на потребителей с помощью всех доступных средств маркетинговых коммуникаций. Большей эффективности предприятие может достичь через планирование продвижения, т. е. путем систематического принятия решений, касающихся всех видов этой деятельности.

Основными функциями продвижения на предприятии ОАО «МГМЗ» являются следующие:

1. Создание образа  престижности для фирмы,ее продукции.

2. Информирование  о потребительских параметрах  продукции.

3. Обеспечение узнаваемости новых товаров, сохранение покупателей существующих товаров.

4. Информирование  потребителей о местах продажи, обоснование цен на товары.

Структура затрат ОАО «МГМЗ»  на маркетинговые коммуникации представлена на рисунке 3.

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.  Структура затрат на маркетинговые коммуникации

В целях решения существующих проблем отделом маркетинга предпринимаются мероприятия по реализации маркетинговой стратегии повышения конкурентоспособности предприятия ОАО «МГМЗ» посредством организации маркетинговых схем. Рассмотрим сметные данные ресурсов на маркетинг, рекламу и корпоративный имидж предприятия, см. таблицу 15.

Таблица 15

Маркетинговая стратегия повышения конкурентоспособности

Вид затрат

Кол-во ед.

Цена, руб. за ед.

Всего, руб.

Реклама

Телевизионная

40

1000

40 000

Печатная

52

1000

52 000

Итого по рекламе

-

-

88 000

Корпоративный стиль

Ручки, 1 цвет

300

7,3

2 190

Конверты «Евро», 1 цвет

1000

2,89

2 890

Пакеты ПЭТ, 1 цвет

500

5,9

2 950

Пластиковые тарелки

200

109,3

21 860

Рекламный буклет А4, 2 сгиба

1000

5,8

5 800

Фирменный бланк А4, 2 цвета

1000

19

19 000

Рекламный плакат А3

100

74

7 400

Брелки 1 цвет

50

45

2 250

Деловые визитки

1000

3,4

3 400

Кружки

50

70,8

3 540

Коврики для мыши

50

180

9 000

Листовки 2 стороны полноцветные

1000

4,72

4 720

Итого по корпоративному стилю

-

-

85 000

Упаковка

Преимущественное использование упаковки Tetra pak

100 т.шт

3,8

380 000

Итого

-

-

553 000


 

Глава 3. Совершенствование организации маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Махачкалинский городской молочный завод».

3.1Направления повышения эффективности маркетинговой деятельности.

Развитие маркетинговой деятельности связано с развитием управления предприятия в целом, в том числе с внедрением стратегического управления и расширением производственно-сбытовой деятельности предприятия. При этом следует всегда помнить, что  концепция маркетинга может быть разработана только после выбора стратегии поведения предприятия на рынке. Однако цели и стратегия предприятия не могут быть разработаны без проведения соответствующих маркетинговых исследований, которые определяют, какую  позицию на рынке стоит занять, какими путями и методами можно достигнуть конкурентные преимущества предприятия, обеспечивающие достижение его целей.

Концепция маркетинга отражает ориентацию производственно-сбытовой деятельности предприятия на нужды и потребности клиентов, подкрепленную конкретными действиями маркетинга нацеленными на создание потребительской удовлетворительности в качестве основы для достижения целей предприятия.

Главное в маркетинге – это его целевая ориентация и комплексность реализации всех отдельных элементов этой деятельности в рамках единого «технологического процесса», направленного на выявление спроса и требований покупателей для ориентации хозяйственной деятельности предприятия на их удовлетворение лучше, чем это могут сделать конкуренты.

Основная задача маркетинговой деятельности предприятия – отражать и усиливать все тенденции по совершенствованию производства товаров и услуг для увеличения эффективности работы компании.

Особенностью маркетинга является большая потребность в финансовых вложениях, что не всегда возможно в условиях развивающейся фирмы. Целесообразно проводить оценку эффективности маркетинговой деятельности предприятия. Она основывается на расчете различных показателей, которые отражают прибыльность от коммерческой. Все предприятия должны время от времени проводить оценку эффективности маркетинговой деятельности на соответствие изменяющимся условиям окружающей среды. Эффективным считается маркетинг, если его деятельность мобилизует, кооперирует и координирует усилия всех служб предприятия с целью удовлетворения нужд потребителя и обеспечения устойчивой прибыли предприятия.

Эффективность маркетинга – это интегрирующая функция, отражающая влияние разработанных стратегий маркетинга, оперативность реализации маркетинговых программ, работоспособность самой системы маркетинга. Эффективность маркетинга представляет собой сопоставление результата маркетинговой деятельности и затрат на маркетинг [, с. ].

Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»