Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 23:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ маркетинговой деятельности на предприятии и разработка основных направлений ее совершенствования.
Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
-раскрыть сущность маркетинга на предприятии в современных условиях;
-рассмотреть основные принципы маркетинговой деятельности и подходы к ее управлению;
-дать характеристику производственно-хозяйственной деятельности, экономического положения предприятия;
-проанализировать организацию маркетинга на исследуемом предприятии;
Введение……………………………………………………………………..........................…….3
Глава 1 Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия.............................5
1.1.Сущность и значение маркетинга на предприятии................................................................5
1.2. Методы и подходы к управлению маркетинговой деятельностью ……………………..10
Глава 2. Организация маркетинговой деятельности на промышленном предприятии ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»……………………………………………….15
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»………………………………...…………………………………………….........15
2.1.1. Общая характеристика ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»………15
2.1.2. Анализ и планирование хозяйственной деятельности……………………………..….19
2.2. Организация маркетинговой деятельности…………………………………………...….22
2.2.1. Организационная структура службы маркетинга и управление маркетингом на предприятии……………………………………………………………………………………...…..22
2.2.2. Товарно-производственная деятельность……………………………………………...26
2.2.3. Анализ ценообразования на предприятии……………………………………………...29
2.2.4. Сбытовая деятельность ……………………………………...………………………….33
2.2.5 Коммуникационная деятельность……………………………...………………………..36
Глава 3 Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»……………………………………………...…....….....38
3.1. Направления повышения эффективности маркетинговой деятельности………...…….38
3.2. Мероприятия по совершенствованию комплекса маркетинга ОАО «МГМЗ»………..42
Заключение……………………………………………………………………………………...45
Список использованной литературы………………………
Массы жирные, творог нежирный производятся в незначительных размерах: 3,3 и 4,0% соответственно.
Основные показатели производственной деятельности работы предприятия представлены в виде таблицы 8.
Таблица 8
Основные производственные показатели предприятия
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1. Товарная продукция в |
210 480 |
244 050 |
251 338 |
273 770 |
284 060 |
2. Среднегодовая |
87 330 |
97 034 |
98420 |
106080 |
110750 |
3. Использование мощностей, % |
60 |
71 |
73 |
81 |
84 |
4. Производство различных видов продукции, т/год |
74431,67 |
79 334,92 |
80986,75 |
85750,93 |
88210,53 |
-молоко пастеризованное |
15509,98 |
21014,8 |
22087,6 |
26099,32 |
28041,75 |
-сметана |
13486,94 |
15010,6 |
16460,8 |
16580,1 |
16831,25 |
-кефир |
11463,9 |
11257,9 |
12080,3 |
11768,9 |
12065,3 |
-йогурт |
10786,55 |
13509,5 |
11638,1 |
11869,5 |
11878,5 |
-творог |
19812,6 |
15540 |
15021,7 |
15988,8 |
15911,8 |
-сливки пастеризованные |
3371,7 |
3002,12 |
3698,25 |
3444,31 |
3481,93 |
Анализируя таблицу 8, можно сделать вывод, что в 2009 году увеличился объем реализуемой продукции на 11,1 % и составил 97034 тонн. Производственная мощность увеличилась на 9 %. В результате выручка от реализации продукции составила 244 050 тыс. руб., что на 15,9 % выше, чем в 2008 г. Объем произведенной продукции также изменился: молока пастеризованного объем реализуемой продукции вырос на 35,49 %; сметаны вырос на 11,3%, йогурта на 25,2%; кефира уменьшился на 1,8%, творога и сливок уменьшился на 27,49 % и 12,3 % соответственно.
В 2010 году объем произведенной продукции увеличился на 2,8% и составил 80986,75 тонн. В 2011 и 2012 году объем произведенной продукции увеличился на 5,9% и 2,9% соответственно.
В целом за последние четыре года объем произведенной продукции вырос на 18,5%. В результате выручка от реализации продукции увеличилась на 34,9%.
В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.
Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т.д. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Снижение ее приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости, надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики. Все это и является предметом статистического изучения при анализе себестоимости. Анализ структуры затрат представлен в таблице 9.
Таблица 9
Анализ структуры затрат (себестоимости)
Показатели |
2010 год |
2011 год | ||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% | |
Затраты всего В том числе: |
26781 |
100 |
42009 |
100 |
- сырье и основные материалы |
121817,15 |
65 |
137656,3 |
65,4 |
- транспортные расходы |
74,96 |
0,04 |
126,3 |
0,03 |
- вспомогательные материалы |
16866,9 |
9 |
19154 |
9,1 |
- топливо, вода, энергия и т.д. |
1124,5 |
0,6 |
1368,1 |
0,65 |
Зарплата с начислениями |
21739,67 |
11,6 |
25258 |
12 |
Амортизация |
388 |
2,76 |
3518 |
2,82 |
Прочие расходы |
20615,2 |
11 |
21048,4 |
10 |
Анализируя таблицу 9 можно сделать вывод, что за счет увеличения объема производства затраты на 2010 год составили 210 483,7 тыс. руб., что на 12,3% выше предыдущего года. Доля сырья и основных материалов выросла в 2011 году на 13%, транспортных расходов на 68,48 %, расходы на зарплату выросли на 16,18%. Расходы на амортизацию выросли на 2,1 %.
Увеличение выпуска продукции произошло в результате расширения производства и увеличения спроса у населения.
2.2.3. Анализ ценообразования на предприятии
Для того, чтобы провести анализ различных видов затрат и прежде всего сырья необходимо рассмотреть калькуляцию себестоимости продуктов таких как, сметана 20% 200 гр. и молока классического жирностью 3,2%. Лидером продаж на ОАО «МГМЗ» является молоко пастеризованное об этом свидетельствую данные в таблице 10.
Проанализируем калькуляцию себестоимости молока пастеризованного, представленную в таблице 10 и творога зерненного 5% в таблице 11
Таблица 10
Калькуляция себестоимости молока пастеризованного 3,2%, 1т.
Наименование статей |
Ед/изм |
Расход сырья, кг |
Цена, руб. |
Стоимость, руб. |
1. Основное сырье. |
||||
- молоко б/ж |
кг |
950,736 |
12,5 |
11884,2 |
- обрат 0,05% |
кг |
60,364 |
6,25 |
377,28 |
Итого основного сырья: |
12261,48 | |||
2. Вспомогательные материалы: |
||||
- пленка 1 л |
кг |
7,7 |
78,39 |
603,6 |
- марля |
мм |
0,24 |
5,5 |
1,32 |
Итого вспомогательные материалы |
602,28 | |||
3. Общезаводские расходы: |
||||
- топливо |
м³ |
25,96 |
2,56 |
66,46 |
- электроэнергия |
кВт/ч |
39,34 |
2,33 |
91,66 |
- вода |
м³ |
22,5 |
7,5 |
168,75 |
- канализация |
м³ |
22,5 |
8,55 |
192,38 |
- холод |
Гкал |
33,83 |
2,2 |
74,43 |
- заработная плата основных рабочих |
руб. |
- |
0,01 |
168,48 |
- общепроизводственные расходы |
руб. |
- |
0,05 |
627,48 |
- общехозяйственные расходы |
руб. |
- |
0,04 |
483,27 |
Итого общезаводские расходы: |
руб. |
- |
- |
1872,91 |
Итого производственная себестоимость |
руб. |
- |
- |
14736,67 |
Коммерческие расходы |
руб. |
- |
0,02 |
302,38 |
Процент по кредиту |
руб. |
- |
0,04 |
518,37 |
Возврат кредита |
руб. |
- |
0,16 |
1943,87 |
Итого полная себестоимость |
руб. |
- |
- |
17501,29 |
Прибыль |
руб. |
- |
- |
880 |
Складская цена |
руб. |
- |
- |
18570 |
НДС (10%) |
руб. |
- |
- |
1860 |
Оптовая цена |
руб. |
- |
- |
20430 |
Торговая наценка |
руб. |
- |
- |
2040 |
Цена реализации |
руб. |
- |
- |
22470 |
При анализе калькуляция себестоимости молока пастеризованного выявлены доли различных видов затрат. Доля сырья, при производстве молока пастеризованного занимает 80,2%, вспомогательных материалов - 4,1 %, общезаводских затрат 12,7%.
Таблица 11
Калькуляция себестоимости творога зернённого 5% 200гр.
Наименование статей |
Ед/изм |
Расход сырья, кг |
Цена, руб. |
Стоимость, руб. |
1. Основное сырье. |
||||
- молоко б/ж |
кг |
1494 |
12,00 |
17928,00 |
- обрат 0,05% |
кг |
4569,5 |
6,00 |
27417,00 |
Итого основного сырья: |
45345,00 | |||
3. Вспомогательные материалы: |
||||
- стаканчики 0,2 кг |
шт |
5000 |
1,54 |
7700,00 |
- платинка 0,4 кг |
шт |
5000 |
0,41 |
2050,00 |
- закваска |
пак. |
1,2 |
2500,0 |
3000,00 |
- тара (коробки) |
шт |
417 |
8,00 |
3336,00 |
- скотч |
мм |
625,5 |
0,44 |
275,22 |
- хлорид кальция |
кг |
2 |
100,00 |
200,00 |
- СНАП-бета лактан |
шт |
1,55 |
100,80 |
156,24 |
- этикетка |
шт |
417 |
0,67 |
279,39 |
- кислота лимонная |
кг |
1,8 |
49,70 |
89,46 |
Итого вспомогательные материалы |
17086,31 | |||
3. Общезаводские расходы: |
||||
- топливо |
м³ |
311 |
2,56 |
796,16 |
- электроэнергия |
кВт/ч |
144,06 |
2,70 |
388,96 |
- вода |
м³ |
35 |
8,02 |
280,70 |
- канализация |
м³ |
35 |
8,55 |
299,25 |
- холод |
Гкал |
123,87 |
2, 20 |
272,51 |
- заработная плата основных рабочих |
руб. |
- |
0,03 |
1545,60 |
- общепроизводственные расходы |
руб. |
- |
0,08 |
3487,06 |
- общехозяйственные расходы |
руб. |
- |
0,07 |
3087,29 |
-единый социальный налог |
руб. |
- |
0,01 |
401,08 |
- амортизационные отчисления |
руб. |
- |
0,04 |
1658,04 |
Итого общезаводские расходы: |
руб. |
- |
- |
12216,65 |
Итого производственная себестоимость |
руб. |
- |
- |
75015,28 |
Коммерческие расходы |
руб. |
- |
0,03 |
5540,82 |
Процент по кредиту |
руб. |
- |
0,03 |
1393,56 |
Итого полная себестоимость |
руб. |
- |
- |
81949,66 |
Прибыль |
руб. |
- |
- |
6230 |
Складская цена |
руб. |
- |
- |
22620 |
НДС (10%) |
руб. |
- |
- |
2260 |
Оптовая цена |
руб. |
- |
- |
24880 |
Торговая наценка |
руб. |
- |
- |
2490 |
Цена реализации |
руб. |
- |
- |
27370 |