Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 23:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ маркетинговой деятельности на предприятии и разработка основных направлений ее совершенствования.
Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
-раскрыть сущность маркетинга на предприятии в современных условиях;
-рассмотреть основные принципы маркетинговой деятельности и подходы к ее управлению;
-дать характеристику производственно-хозяйственной деятельности, экономического положения предприятия;
-проанализировать организацию маркетинга на исследуемом предприятии;
Введение……………………………………………………………………..........................…….3
Глава 1 Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия.............................5
1.1.Сущность и значение маркетинга на предприятии................................................................5
1.2. Методы и подходы к управлению маркетинговой деятельностью ……………………..10
Глава 2. Организация маркетинговой деятельности на промышленном предприятии ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»……………………………………………….15
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»………………………………...…………………………………………….........15
2.1.1. Общая характеристика ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»………15
2.1.2. Анализ и планирование хозяйственной деятельности……………………………..….19
2.2. Организация маркетинговой деятельности…………………………………………...….22
2.2.1. Организационная структура службы маркетинга и управление маркетингом на предприятии……………………………………………………………………………………...…..22
2.2.2. Товарно-производственная деятельность……………………………………………...26
2.2.3. Анализ ценообразования на предприятии……………………………………………...29
2.2.4. Сбытовая деятельность ……………………………………...………………………….33
2.2.5 Коммуникационная деятельность……………………………...………………………..36
Глава 3 Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»……………………………………………...…....….....38
3.1. Направления повышения эффективности маркетинговой деятельности………...…….38
3.2. Мероприятия по совершенствованию комплекса маркетинга ОАО «МГМЗ»………..42
Заключение……………………………………………………………………………………...45
Список использованной литературы………………………
Основную часть кредиторской задолженности ОАО «МГМЗ» составляют обязательства перед поставщиками и подрядчиками.
Поставщики — это источник всех видов ресурсов, необходимых для осуществления бизнеса. Взаимоотношения с поставщиками являются объектом активной маркетинговой политики. Значение работ с поставщиками возрастает с обострением проблемы ограниченности ресурсов. Взаимовыгодные отношения с надежными поставщиками высококачественного сырья являются залогом успешной реализации товарно-производственной деятельности ОАО «МГМЗ». Основными поставщиками молока на предприятии являются население и общественный сектор. Данные о поставках представлены в таблице 3.
Таблица 3
Объемы поставок молока
Поставщики |
2009,т |
Доля в объеме,% |
2012,т |
Доля в объеме,% |
Население |
20034 |
26,4 |
28123 |
33,5 |
Общественный сектор |
55827 |
73,6 |
55827 |
66,5 |
Всего |
75861 |
100 |
83950 |
100 |
Сравнительный анализ объемов поставляемого молока показывает, что за последние три года значительно увеличился объем закупаемого молока. Это связано с расширением производства и увеличением выпускаемой продукции.
За 2012 год поступило молока от заготовок 83950 тонн, в том числе от населения 28123 тонн, что составляет 33,5% в общем объеме молока. По сравнению с 2009 годом объем закупки молока увеличился на 8089 тонн или на 9,6% за счет общественного сектора.
2.2. Организация маркетинговой деятельности
2.2.1Организационная структура службы маркетинга и управление маркетингом на предприятии
Организация службы маркетинга — это одна из важнейших составляющих маркетинговой деятельности, т. к. предполагает ориентацию усилий предприятия исключительно на потребителей.
Служба маркетинга непременно должна взаимодействовать с руководителем предприятия и с другими структурными подразделениями предприятия: коммерческим отделом, финансовым отделом, юридической службой и отделом кадров.
В функции службы маркетинга на ОАО «МГМЗ» входит: анализ внешней и внутренней среды функционирования предприятия; анализ рынков и потребителей, изучение конкурентов и конкуренции; планирование товародвижения, сбыта и сервиса; формирование спроса и стимулирование сбыта; формирование и реализация ценовой политики; управление маркетингом (планирование, реализация и контроль мероприятий маркетинга с оценкой риска, прибыли, эффективности).
Задачи службы маркетинга заключаются в том, чтобы держать в курсе потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов.
В связи с увеличившимся количеством супер- и гипермаркетов в маркетинг отдела продаж планируется введение новых единиц мерчендайзеров, что повысит конкурентоспособность, поможет формированию лояльности покупателя к продукции, управлению процессом продажи товаров, экономии бюджета при их продвижении, эффективному размещению и демонстрации и как следствие, увеличению объемов реализации.
Обязанности (функции) сотрудников службы маркетинга отображены в таблице 4. В левой части таблице указаны функции выполняемые службой, в верхней части указаны подразделения службы, которая состоит соответственно из ДС – директор службы, СМИ – сектор маркетинговых исследований, СТП – сектор товарной политики, ценовой политики, сбытовой и коммуникативной политик.
Таблица 4
Матрица распределения обязанностей между сотрудниками службы маркетинга предприятия
№ п/п |
Обязанности |
Подразделения | |||||
ДС |
СМИ |
СТП |
СЦП |
ССП |
СКП | ||
1 |
Маркетинговые исследования |
П,К |
Р,В |
С |
С |
С |
С,У |
2 |
Формирование товарной политики |
П.,К |
С |
Р,В |
С,У |
С,У |
С |
3 |
Формирование ценовой политики |
П,К |
С |
С,У |
Р,В |
С |
С |
4 |
Формирование сбытовой политики |
П,К |
С |
С |
С |
Р,В |
С |
5 |
Формирование коммуникативной политики |
П,К |
С |
С |
С |
С |
Р,В |
Условные обозначения:
Р- разработка решения
В-Выполнение решения
У - участие
П- принятие решения
К - контроль исполнения
С — согласование
В целях исследования удовлетворенности клиентов ОАО «МГМЗ» качеством, ценой и ассортиментом товаров службой маркетинга проведено микросоциологическое исследование.
Сотрудники обращалась к потребителям с просьбой наиболее полно и достоверное ответить на вопросы, приведённые в анкете (см. Приложение 1).
Было опрошено 100 респондентов.
Подробная характеристика опрошенных респондентов по социально-демографическим признакам проводится в Приложении 2.
Среди мест покупки молока и молочной продукции голоса разделились соответственно:
При этом, некоторые опрошенные называли несколько торговых точек в зависимости от видов приобретаемой продукции, подобные вариации наблюдаются и в ответах на другие вопросы.
При выборе молока и молочной продукции 62% опрошенных руководствуются личным опытом, 20% - рекомендациями продавца или случайных людей, 12% - рекламой (10% - на телевидении, 2% - в газетах), 10% - советами друзей и знакомых.
Это можно объяснить тем, что в средствах массовой информации практически отсутствует реклама молочной продукции ОАО «МГМЗ».
В таблице 5 представлена периодичность приобретения различных видов молока и молочной продукции.
Приблизительно сумма ежедневной разовой покупки рассчитанной в среднем по всем респондентам составила около 23 руб.
Таблица 5
Периодичность приобретения молока и молочной продукции
Наименование продукта |
Периодичность приобретения, % | |||||
Всего |
Почти каждый день |
Несколько раз в неделю |
Несколько раз в месяц |
Раз в год |
Не приобретаю | |
Молоко натуральное |
100 |
19 |
43 |
36 |
- |
2 |
Молоко сгущённое |
100 |
- |
7 |
34 |
23 |
36 |
Молоко сухое |
100 |
- |
- |
- |
22 |
78 |
Масло |
100 |
- |
17 |
65 |
6 |
12 |
Сметана |
100 |
- |
26 |
50 |
2 |
22 |
Творог |
100 |
3 |
22 |
29 |
22 |
24 |
Сыр |
100 |
- |
32 |
38 |
12 |
18 |
Кефир |
100 |
14 |
22 |
26 |
11 |
27 |
Снежок |
100 |
4 |
15 |
22 |
18 |
41 |
Ряженка |
100 |
4 |
10 |
20 |
24 |
42 |
Варенец |
100 |
- |
9 |
17 |
23 |
51 |
Йогурт |
100 |
15 |
17 |
25 |
18 |
26 |
Вита и био продукты |
100 |
6 |
13 |
21 |
16 |
44 |
Мороженное |
100 |
10 |
28 |
46 |
11 |
5 |
Представляет интерес приоритетность параметров молока и молочной продукции при их приобретении покупателями, которым было предложено присвоить им соответствующее значение, см. таблицу 6. Пятая часть опрошенных призналась, что при покупке им не важны характеристики продукции, т.к. целеустремленны приобрести нужный продукт, из имеющегося ассортимента, не обращая особого внимания на его параметры. Остальные респонденты, на первое место поставили свежесть, второе место занимает цена, на последних местах графическое оформление и фасовка. При учёте того, что большинство основывает свой выбор на личном опыте выходит, что главное – это качество продукции, её свежесть и высококачественная упаковка.
Таблица 6
Приоритетность параметров молока и молочной продукции при приобретении потребителями
Параметры продукции |
Значимость параметра (место) и количество опрошенных, % | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
в среднем | |
Цена |
9 |
17 |
8 |
10 |
4 |
4 |
28 |
4,74 |
Производитель |
8 |
30 |
18 |
3 |
6 |
13 |
2 |
3,20 |
Торговая марка |
17 |
8 |
16 |
19 |
8 |
10 |
2 |
3,39 |
Упаковка (вид) |
- |
11 |
20 |
10 |
22 |
13 |
4 |
4,23 |
Графическое оформление |
- |
2 |
5 |
10 |
20 |
15 |
28 |
2,56 |
Фасовка (объём) |
- |
2 |
7 |
18 |
12 |
25 |
16 |
2,24 |
Свежесть |
46 |
10 |
6 |
0 |
8 |
- |
- |
5,00 |
На рис. 2 представлена структура ответов на вопрос: «Какие параметры молока и молочной продукции, по вашему мнению, необходимо улучшить?»
Всё устраивает 23,44, реклама 4,69, жирность 9,38, вкусовые качества 14,06, уровень обслуживания 21,88, срок годности 18,75, фасовка 3,13, упаковка 4,69.
Рисунок 2. – Мнения респондентов об улучшении параметров молочной продукции ОАО «МГМЗ»
На основе проведённого микросоциологическое исследование анализа покупательских предпочтений можно выделить первоочерёдные задачи развития производственно-хозяйственной деятельности: увеличение срока годности продукции, разработка и внедрение новейших, удобных видов упаковки, не требующих особых условий транспортировки и хранения, улучшения вкусовых и питательных свойств молока, повышение уровня обслуживания, обеспечение стабильности и постоянное улучшение параметров продукции.
2.2.2. Товарно-производственная
На предприятие поступает в среднем 230 тонн молока в сутки. Предполагается, что в ближайшие год-два объемы поставок сырья не изменятся, и будут находиться в этих же пределах.
Основными видами деятельности завода являются производство продуктов питания, розничная торговля, транспортные услуги, перевозка грузов.
Ассортимент продукции ОАО «МГМЗ» представлен в таблице 7
Таблица 7
Ассортимент продукции
Наименование продукции |
Удельный вес |
Сметана |
11,2% |
Творог жирный |
8,8% |
Молоко пастеризованное |
14,70% |
Кефир |
8,80% |
Сырки |
9,2% |
Сырки глазированные |
3,10% |
Массы жирные |
3,3% |
Йогурт
|
4,4%
|
Творог нежирный |
5,0% |
Творожные десерты |
4,20% |
Сыр плавленый |
1,3% |
Майонез |
2,4% |
Напитки из сыворотки (Снежок,Варенец,Ряженка,Кумыс) |
1,8% |
Масло |
5,60% |
Молоко сухое |
0,50% |
Молоко сгущенное |
1,60% |
Вита и био продукты |
5,30% |
Мороженное |
7,10% |
Сливки пастеризованные |
1,70% |
Итого |
100,00% |
Данные таблицы свидетельствуют, что наибольший удельный вес в общем объеме товарной продукции занимает молоко — 14,7% Незначительное внимание уделяется производству йогурта, плавленого сыра, майонеза, напитков из сыворотки.