Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 23:51, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ маркетинговой деятельности на предприятии и разработка основных направлений ее совершенствования.
Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
-раскрыть сущность маркетинга на предприятии в современных условиях;
-рассмотреть основные принципы маркетинговой деятельности и подходы к ее управлению;
-дать характеристику производственно-хозяйственной деятельности, экономического положения предприятия;
-проанализировать организацию маркетинга на исследуемом предприятии;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..........................…….3
Глава 1 Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия.............................5
1.1.Сущность и значение маркетинга на предприятии................................................................5
1.2. Методы и подходы к управлению маркетинговой деятельностью ……………………..10
Глава 2. Организация маркетинговой деятельности на промышленном предприятии ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»……………………………………………….15
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»………………………………...…………………………………………….........15
2.1.1. Общая характеристика ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»………15
2.1.2. Анализ и планирование хозяйственной деятельности……………………………..….19
2.2. Организация маркетинговой деятельности…………………………………………...….22
2.2.1. Организационная структура службы маркетинга и управление маркетингом на предприятии……………………………………………………………………………………...…..22
2.2.2. Товарно-производственная деятельность……………………………………………...26
2.2.3. Анализ ценообразования на предприятии……………………………………………...29
2.2.4. Сбытовая деятельность ……………………………………...………………………….33
2.2.5 Коммуникационная деятельность……………………………...………………………..36
Глава 3 Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»……………………………………………...…....….....38
3.1. Направления повышения эффективности маркетинговой деятельности………...…….38
3.2. Мероприятия по совершенствованию комплекса маркетинга ОАО «МГМЗ»………..42
Заключение……………………………………………………………………………………...45
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная ДГУ Организация маркетинговой деятельности на промышленном предприятии ОАО «Махачкалинский городской молочный завод».doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

Важную роль при определении направлений совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «МГМЗ» играют принципы эффективности управления маркетингом: взаимной выгодности, стратегической ориентации, индивидуализации спроса, интегрированных маркетинговых коммуникаций.

1. Принцип взаимной  выгодности предполагает равноправный  учет интересов производителей и потребителей товаров и услуг. Для производителя учитываются параметры, способствующие получению прибыли, а для потребителя – совершению покупки по доступной цене. Общий интерес сосредоточен в параметрах качества товара, которые влияют на поступательное развитие фирмы – изготовителя и удовлетворение потребностей клиентов [, с. ].

Руководители компаний должны разработать модель партнерских отношений с покупателями, предусматривающую изучение проблем клиентов и их участие в создании новых товаров и услуг.

Долгосрочный успех компании зависит не только от удовлетворения потребителей и изготовителей, но и других лиц, которые заинтересованы в деятельности компании. К ним относятся менеджеры, управляющие, персонал, поставщики, покупатели и общественность региона, в котором компания расположена компания.

2. Принцип стратегической  ориентации предполагает сосредоточение  внимания на долгосрочных направлениях  развития предприятия. Принцип стратегической  ориентации предполагает детальное  изучение явных и скрытых потребностей  клиентов.

3. Принцип индивидуализации спроса отражает необходимость формирования совокупного спроса с учетом предпочтений каждого клиента в отдельности. Его соблюдение предполагает использование основных элементов маркетинга в сочетании с элементами производственно-сбытовой политики. Основу индивидуализации спроса составляет маркетинг отношений с клиентами. Важнейшая задача маркетинга – превратить покупателя в постоянного клиента путем тщательного учета индивидуальных запросов каждого клиента [, с. ].

4. Принцип интегрированных маркетинговых коммуникаций предполагает интеграцию маркетинговых коммуникаций по реализации комплексной программы с включением инструментов рекламы, телемаркетинга, PR и других видов коммуникаций с целью максимизации ответной реакции потребителей.

Компания, интегрируя весь комплекс брендинга по принципу интегрированных коммуникаций, занимает сегодня прочное положение на рынке. Главная причина распространения  – это изменение психологии потребителя, для которого становится важным интерактивное общение с изготовлением товара, услуги. При этом немаловажную роль играет социальная позиция производителя, его имидж и популярность в обществе. 

При выборе тех или иных направлений совершенствования маркетинговой деятельности предприятия определяют их влияние на выполнение целевых программ, на оперативность системы маркетинга, на повышение ее конкурентоспособности, на положение предприятия в конкретной среде и т. д.

Рассмотрим основные направления совершенствования маркетинга ОАО «МГМЗ»:

1. Создание целостной  системы маркетинга, которая была бы адаптивной и восприимчивой к рыночным изменениям, маркетинговым инновациям. Система предполагает высокий научно-технический уровень функциональных и обеспечивающих подсистем. На предприятии необходимо создать службу маркетинга, которая стала бы основным звеном управления маркетингом и обеспечивала бы взаимодействие сотрудников аппарата управления и сферы производства. Именно такая организация маркетинга является экономичной и самоуправляемой.

2. Совершенствование  организационного механизма маркетинга. Рационализация организационного механизма предусматривает улучшение планирования организации и контроля маркетинга. Целесообразно применение целевого маркетинга, матричных моделей и стандартов маркетингового процесса.

3. Рационализация маркетинговой функциональной организации, которая обеспечивает четкое разделение должностных функций между работниками управления и производства. Здесь необходимо улучшить координацию и регулирование процесса выполнения маркетинговых функций [, с. ].

4. Всесторонние  маркетинговые исследования (опросы, анкетирование, кабинетные и полевые  исследования).

5. Совершенствование  комплекса маркетинга на предприятии (товарная, ценовая политика, политика  распределения и продвижение).

6. Исследование  предпочтений потребителей.

7. Улучшение кадровой  политики. Крупные предприятия огромное  внимание уделяют подготовке, повышению квалификации маркетологов. Достаточно эффективными являются стажировки, конференции, семинары.

8. Компьютеризация  и автоматизация маркетинговой деятельности, которая предполагает применение технических средств в работе маркетинговых информационных систем, систем управления маркетингом, организационно-технического оснащения. При работе с большими потоками информации должны использоваться технические средства снятия, получения, регистрации, приема и передачи, преобразования, обработки, анализа, хранения информации. Это позволяет вырабатывать эффективные маркетинговые решения. Перспективным направлением является создание автоматизированных систем управления маркетингом.

9. Внедрение научно  обоснованных технологий маркетинга. Компьютерные технологии могут помочь специалисту по маркетингу, во-первых, определить факторы, влияющие на успех компании, во-вторых, оценить степень влияния каждого фактора и ранжировать факторы по степени влияния; в-третьих, уменьшить число изучаемых факторов, отбросив малозначащие и обобщив некоторые из показателей в новую интегральную характеристику; в-четвертых, используя методы имитационного моделирования, прогнозировать развитие ситуации при изменении значений каждого влияющего показателя.

10. Совершенствование  управления маркетингом – создание  системы управления маркетингом, научное обоснование ее подсистем  и организация их функционирования. В силу наличия множественности факторов воздействия внешней среды и влияния внутренних факторов Фирмы не существует единого способа управления маркетингом. Наиболее эффективным методом в конкретной ситуации является тот, который более всего соответствует данной ситуации и наиболее адаптирован к ней.

Необходимо использовать такие подходы к управлению, которые позволяют наилучшим образом адаптироваться и гибко реагировать на динамику изменений внешней среды. Среди таких подходов следует выделить стратегическое управление, позволяющее спрогнозировать будущее изменения в окружающей среде и заранее подготовить к ним организацию, а также проведение организационных изменений производственного, технического, экономического, структурного, поведенческого характера, ориентированных как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Основополагающая идея маркетингового подхода в управлении заключается в том, что долгосрочное успешное функционирование предприятия на рынке определяется его способностью удовлетворять потребности потребителей. Организация маркетинговой деятельности и управления ею должны соответствовать этому процессу путем объективного и своевременного выявления потребностей потребителей, а также разработки конкурентоспособности предложений, обеспечивающих удовлетворение этих потребностей.

Маркетинг не создает потребности, так как они первичны по отношению к нему и существуют вне предприятия. В то же время маркетинг способен задавать направление их развития. В целом же потребности как специфические формы удовлетворения определенных нужд потребителей во многом формулируются тенденциями в социальной и культурной сферах, а также средствами массовой информации и маркетинговой деятельности предприятия. Рыночный спрос в этом случае определяется как потребность в определенных товарах, выраженных в желании и способности приобрести их на рынке. Производители не создают потребности, но они стремятся повлиять на формирование спроса, создавая и предлагая на рынок доступные для покупателей товары создавая и продавая товары, предприятие должно сосредоточить свое внимание не только на продукты, но и на увеличении возможностей удовлетворения потребностей и желаний покупателей. При этом предлагаемые товары должны быть полезными и представлять определенную ценность для потребителей. Полезность определяется оценкой потребителями способности товара удовлетворять их конкретные потребности. Ценность товара является функцией его цены и полезности, определяемой как его качество при определенной цене, и именно качество и цена формируют конкурентные преимущества товара конкретного производителя.

 

 

3.2. Мероприятия по совершенствованию  комплекса маркетинга  ОАО «МГМЗ».

На современном этапе развития экономики успешное функционирование предприятия стало практически невозможным без хорошо организованной комплексной маркетинговой деятельности.

Товар занимает важное место в комплексе маркетинга. Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека, а маркетинг должен помочь каждому производителю выявить и обеспечить их удовлетворение лучше, чем это делают конкуренты.

Осуществляя товарную политику, ОАО «МГМЗ»  преследует цель: производить товары, которые окажутся приоритетными при выборе продукции на рынке и будут обладать высоким качеством и высокой конкурентоспособностью. При анализе товарной политики выявлены следующие проблемы:

- повышение качества  выпускаемой продукции;

- обеспечение  количества и конкурентоспособности  товаров;

- создание и  оптимизация товарного ассортимента;

- создание эффективной  упаковки.

Для решения этих проблем были предположены следующие меры по совершенствованию товарной политики ОАО «МГМЗ»:

- установление  прочных связей с поставщиками;

- повышение качества  выпускаемой продукции и контроль  за ним;

- увеличение  срока годности;

- увеличение  вкусовых и питательных свойств молочной продукции;

- расширение  ассортимента;

- закупка нового  оборудования;

- увеличение  объемов производства;

- разработка  и внедрение новейших, удобных  видов упаковки;

- постоянное  улучшение параметров продукции.

Большое значение в комплексе маркетинга ОАО «МГМЗ» уделяется ценовой политике, поскольку прибыльность во многом зависит от ее эффективности. Для ее успешной реализации необходимо:

-своевременно  осуществлять финансирование;

- обеспечить  возможность влияния на закупочные  цены сырья;

- планировать цены;

- определять  финансовые затраты на производство  и сбыт продукции;

- определить  издержки производства на единицу  продукции;

- проводить анализ  цен конкурентов;

- определить  цены на продукцию, которые будут  соответствовать ее качеству;

- определить затраты на продвижение.

Главная цель ОАО «МГМЗ» состоит в сокращении суммарных издержек и увеличении прибыли за счет максимального удовлетворения потребностей потребителей. Этой цели позволяет достичь активная сбытовая политика, которая заключается в обосновании и реализации наиболее рациональных форм, методов, способов и путей ее создания и развития. Отдел сбыта сталкивается с рядом проблем, связанных с выбором методов сбыта, инструментов стимулирования и т.д. Рассмотрим мероприятия, направленные на развитие и стимулирование системы сбыта ОАО «МГМЗ» :

1. Переход от  каналов к системам распределения, обеспечивающим их большую управляемость  и эффективность функционирования;

2. Совершенствование  маркетинговой логистики в направлении  внедрения интегрированных систем товародвижения, которое предполагает согласование всех решений, касающихся распределения товаров;

3. Стимулирование  потребителей путем снижения  цен на продукцию при выполнении ими определенных условий;

4. Совершенствование  контроля выполнения планов сбыта, осуществляемое методом первичной отчетности;

5. Формирование  базы данных на покупателей;

6. Расширение  рынка сбыта.

Таким образом, роль сбытовой политики является определяющей в рамках маркетинговой стратегии каждого отдельного предприятия.

В целях совершенствования сбытовой политики можно использовать различные методы стимулирования покупателей, а также мероприятия по расширению рынков сбыта. Выбор метода определяется множеством факторов, таких как специфика деятельности предприятия, выпускаемой продукции, положением на рынке и т.д. Кроме того мероприятия по совершенствованию сбытовой политики непременно должны отличаться по товарным направлениям и рынкам сбыта в зависимости от степени их перспективности и прибыльности. Однако несмотря на все усилия отдела сбыта предприятие не может пользоваться успехом на рынке без правильно организованной системы продвижения.

Продвижение продукции - это одна из главных составляющих комплекса маркетинга, которая позволяет значительно повысить объемы реализации продукции. В связи с этим ОАО «МГМЗ» были предложены следующие мероприятия:

1. Составление  совместно с дистрибьюторами  планов рекламных мероприятий  в регионах;

2. Организация  акций, розыгрышей и пр.;

3. Хранение на  складе завода той части оплаченной  клиентом продукции, которую он не в состоянии на момент покупки разместить на своих складских помещениях;

      1. Распространение коммерчески значимых новостей о продукции в средствах массовой информации (на телевидении, радио и печати).

Эти мероприятия позволяют:

-минимизировать затраты и максимизировать удовлетворенность потребителей;

-увеличить объем  реализации продукции;

-увеличить размер  предполагаемой прибыли;

-расширить рынки  сбыта как на территории РД, так и за ее пределами, поскольку   это одно из наиболее важных  направлений развития сбытовой политики ОАО «МГМЗ»;

Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Махачкалинский городской молочный завод»