Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть теоретические аспекты позиционирования товара, на основе анализа текущего положения на рынке строительной фирмы «Лайк-Пол-В» оценить эффективность используемой ею стратегии позиционирования.
Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие позиционирования товара, его сущность;
Выявить основные направления и инструменты позиционирования;
Определить этапы разработки стратегии позиционирования товара;
Провести описание и анализ хозяйственной деятельности СООО «Лайк-Пол-В»;
Описать и проанализировать текущее положение данной строительной фирмы на рынке;
Выявить конкурентов фирмы и провести анализ положения товара СООО «Лайк-Пол-В» по отношению к ним;
Сформулировать и описать основные атрибуты стратегии позиционирования;
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Стратегии позиционирования 8
Понятие, основная задача, направления и инструменты позиционирования 8
Понятие, основная цель и виды стратегий позиционирования 12
Этапы разработки стратегии позиционирования, дифференцирование и перепозиционирование товара 13
2 АНАЛИЗ атрибутов используемой СООО «ЛАЙК-ПОЛ-В» стратегии позиционирования 22
Общая характеристика деятельности СООО «Лайк-Пол-В» 22
Анализ службы маркетинга и маркетинговой деятельности СООО «Лайк-Пол-В» 25
Анализ атрибутов используемой СООО «Лайк-Пол-В» стратегии позиционирования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
1 СТРАТЕГИИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
1.1 Понятие, основная задача, направления и инструменты позиционирования
Важным шагом в выборе направлений рыночной ориентации деятельности организации является определение позиции продукта на отдельных рыночных сегментах с учетом восприятия потребителями соответствующих предложений конкурентов. Выявление отличий товаров предприятия от товаров конкурентов на языке маркетинга называется позиционированием.
Позиционирование – разработка и создание максимально эффективного образа товара, который должен занять в сознании покупателя место, отличающееся от места товаров-конкурентов [5, с. 211].
Позиционирование – действия по разработке предложения компании и ее имиджа, направленные на то, чтобы занять обособленное благополучное положение в сознании целевой группы потребителей [7, с. 369].
И наконец, позиционирование – процесс формирования восприятия образа товара (или предприятия) в сознании целевой группы потребителей относительно товаров (предприятий) конкурентов по тем преимуществам и выгодам, которые они могут получить [10, с. 90].
Позиционирование начинается с продукта, товара, услуги, компании, организации или даже личности. Но позиционирование не относится к действиям фирмы по отношению к продукту. Позиционирование – то, что фирма делает с образом мыслей потребителя, фирма позиционирует товар в сознании потребителей.
Позиционирование представляет
собой два взаимосвязанных
Основная задача позиционирования товара состоит в том, чтобы выявить одно или несколько характерных свойств, наиболее полно соответствующих запросам целевой аудитории, которые могли бы заполнить в сознании потенциальных покупателей и потребителей товара определенный пробел благодаря предложению данного товара [1, с. 141].
Чтобы это сделать, необходимо произвести следующие действия:
Позиционирование должно дать ответ на вопрос, какова ценность товара для потребителя. Причем здесь имеется в виду не только практическая выгода от приобретения данного товара, но и его психологическая ценность. Дело в том, что положение любого товара на рынке может быть реальным и оценочным. Реальным оно является в том случае, когда ретроспективный анализ доли рынка позволяет предприятию установить фактическое положение товара на рынке на предшествующих этапах деятельности. Оценочное положение является результатом экспертно-прогнозных представлений предприятия о позициях его товара на рынке. Оно может расходиться с мнением потребителей.
Прежде чем решить вопрос о позиционировании своего товара, изготовителю необходимо определить позиции товаров-конкурентов и стоящих за ними производителей. Это позволяет выбрать два возможных направления позиционирования [9, c. 83]:
Первый вариант возможен при наличии одного из следующих условий:
Второй вариант отбирается при наличии:
Если ответы окажутся положительными, значит фирма отыскала “брешь” и готова принять соответствующие меры по ее заполнению.
Для того чтобы по настоящему завоевать потребителя, компания должна помнить — каждое ее действие является говорящим. Хочет компания того или нет, но потребители составляют представление о ее марке, в том случае конечно, если вообще ее замечают. Коммуникации с потребителем не ограничиваются рекламными сообщениями в прессе или на телевидении. Потребитель коммуницирует с маркой, приобретая продукт компании, пользуясь им, заходя в офис компании, обсуждая опыт использования продукта со своими знакомыми и предъявляя претензии к продукту. Каждый компонент общения значим и добавляет свой «кирпичик» в тот образ, который строится в сознании потребителя и, в конечном счете, будет определять его выбор.
К сожалению, многие предприятия, продумывая свои коммуникации с потребителем, очень часто упускают важные аспекты, невнимание к которым может свести на нет все их усилия по позиционированию марки.
Основные инструменты позиционирования [11]:
Помимо описанных выше, есть другие коммуникации, например, PR или связь с общественностью: общение с журналистами, представителями общественных организаций и даже партнерами. Сюда же можно отнести различного рода слухи о компании из любых источников: от новостных изданий до сотрудников компании. Как правило, эти каналы коммуникации очень слабо используются и очень мало контролируются. А ведь именно этим каналам потребитель зачастую доверяет больше, нежели рекламным заявлениям компании.
Здесь, как и во всем, работает то же правило — позиционирование происходит в умах потребителей, для позиций фирмы на рынке не столько важно, что говорит она сама, сколько то, что о ней думает потребитель. И если фирма прислушается к нему, поймет его нужды и потребности, учтет их в своем продукте и расскажет ему об этом, она получит в ответ благодарность потребителя, именно в той форме, которая ей нужна: потребитель проголосует за ее продукт своим кошельком.
1.2 Понятие, основная цель и виды стратегий позиционирования
Стратегия позиционирования является важной составляющей маркетинговой стратегии. Оно позволяет достигнуть отличительных преимуществ в конкурентной борьбе.
Стратегия позиционирования – совокупность элементов маркетинговой программы, направленных на сообщение целевым потребителям компании о концепции позиционирования [8, c. 55].
Концепция стратегии позиционирования – это формулировка сути товара (торговой марки), основанная на его возможности удовлетворять нужды и предпочтения потребителей, которые формируют целевой рынок [8, c. 55].
Стратегия позиционирования предполагает выбор стратегий предложения товара, его распределения, ценообразования и коммуникации. Это в совокупности определяет позицию организации относительно ключевых конкурентов в том, что касается удовлетворения нужд и потребностей целевых рынков.
Стратегия позиционирования объединяет элементы маркетинговой программы (сам товар, сопутствующий сервис, каналы распределения товара, стратегии ценообразования и продвижения) в координированный план действий, который направлен на достижение основной цели стратегии позиционирования.
По мнению Д.Кревенс, целью стратегии позиционирования является выработка у целевых потребителей уникального восприятия товара, т.е. восприятия, отличного от восприятия торговых марок конкурентов, причем в лучшую сторону. Он подчеркивает, что результаты стратегии позиционирования существуют лишь в сознании потребителя. Сама же стратегия направлена на создание благоприятного образа в сознании потребителя [6, c.38].
Большинство маркетологов считают, что хорошо известные продукты обычно занимают четко обособленную позицию в сознании потребителей. Конкурентам очень непросто повлиять на устоявшееся мнение потребителей. Конкурирующие компании могут применять только одну из четырех возможных стратегий [7, с. 370-371]:
2. Вторая стратегия состоит в том, чтобы найти и занять свободную позицию, которую признало бы достаточное количество покупателей;
3. Третья стратегия заключается в вытеснении конкурентов с их позиции в сознании потребителей или осуществление репозиционирования.
Большое внимание уделяется репозиционированию.
Репозиционирование – новое позиционирование товара [2, с. 87-88]. Данную стратегию принимают компании, утратившие контроль над рынком. Опасность утраты рыночных позиций определяется следующими факторами:
4. Четвертая стратегия – стратегия эксклюзивного клуба. Она может использоваться тогда, когда компания не в состоянии занять лидирующие позиции по какому-то важному показателю. Например, компания может использовать ложные утверждения для того, чтобы поднять свой рейтинг “в глазах” потребителей.