Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 13:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть теоретические аспекты позиционирования товара, на основе анализа текущего положения на рынке строительной фирмы «Лайк-Пол-В» оценить эффективность используемой ею стратегии позиционирования.
Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие позиционирования товара, его сущность;
Выявить основные направления и инструменты позиционирования;
Определить этапы разработки стратегии позиционирования товара;
Провести описание и анализ хозяйственной деятельности СООО «Лайк-Пол-В»;
Описать и проанализировать текущее положение данной строительной фирмы на рынке;
Выявить конкурентов фирмы и провести анализ положения товара СООО «Лайк-Пол-В» по отношению к ним;
Сформулировать и описать основные атрибуты стратегии позиционирования;
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Стратегии позиционирования 8
Понятие, основная задача, направления и инструменты позиционирования 8
Понятие, основная цель и виды стратегий позиционирования 12
Этапы разработки стратегии позиционирования, дифференцирование и перепозиционирование товара 13
2 АНАЛИЗ атрибутов используемой СООО «ЛАЙК-ПОЛ-В» стратегии позиционирования 22
Общая характеристика деятельности СООО «Лайк-Пол-В» 22
Анализ службы маркетинга и маркетинговой деятельности СООО «Лайк-Пол-В» 25
Анализ атрибутов используемой СООО «Лайк-Пол-В» стратегии позиционирования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
1.3 Этапы разработки стратегии позиционирования, дифференцирование и перепозиционирование товара
Процесс разработки стратегии позиционирования предполагает такие действия, как составление плана маркетинговых мероприятий и постановку целей для каждого элемента маркетинговой программы (стратегий предложения, распределения, продвижения и ценообразования), составление бюджета как для каждого элемента маркетинговой программы, так и для программы в целом. При разработке стратегии позиционирования предприятие должно реально оценить ее адекватность, учитывая рыночную позицию товара, позиции товаров-конкурентов, а также возможную реакцию потребителей на будущую стратегию.
Процесс разработки стратегии позиционирования предполагает следующие шаги:
Шаг 1: определение соответствующего набора конкурирующих товаров
Анализ позиционирования полезен на многих уровнях: компании в целом, бизнес-единицы, товарной категории, определенной товарной линии или торговой марки. На уровне компании или бизнес-единицы такой анализ помогает определить, как компания в целом или бизнес-единица позиционирована относительно их конкурентов.
На уровне товарной категории анализ исследует восприятие покупателями типов товаров, которые они могут считать заменителями, удовлетворяющими те же основные потребности. Чтобы оценить позицию нового товара на рынке, маркетолог должен получить представление о восприятии покупателями нового товара относительно вероятных взаимозаменяемых товаров по разнообразным определяющим его атрибутам.
Если конкуренты представляют на рынок несколько товаров в одной товарной категории, может быть полезен анализ позиционирования на уровне товара или торговой марки, чтобы лучше понять, насколько различные торговые марки привлекательны для покупателей, позиционировать предлагаемые новые товары или торговые марки или репозиционировать текущие и определить источники новых конкурентных возможностей.
Шаг 2: установление атрибутов, очерчивающих “товарное пространство”, т.е. определение оснований для позиционирования
Для эффективного позиционирования товаров необходимо изучить важнейшие характеристики спроса и предложения, установить переменные, которые существенны для потребителей на данном рынке и являются ориентиром при принятии решения о покупке. С учетом этого возможны различные отличия (характеристики, критерии) позиционирования, выделяющие те или иные выгоды или преимущества для потребителей [7, с. 373-374]:
Все критерии (характеристики,
отличия) могут быть
Если предприятию
удалось обнаружить у своего
товара несколько
Многие маркетологи считают, что предприятию следует сосредоточить усилия на поддержке только одного из самых важных отличий товара и подавать его надо как “номер один”. Они убеждены, что покупатели склонны запоминать утверждения о “номере один “, особенно в обществе, страдающем от переизбытка информации.
Предприятия, упорно работающие над достижением одного из этих отличий и постоянно удерживающее его, скорее всего обретут хорошую репутацию и будет ассоциироваться в сознании потребителей с этой позицией.
Другие специалисты
убеждены, что товар следует
Существуют примеры удачного позиционирования даже по трем отличиям.
Однако по мере того как
увеличивается число
Как правило, компании допускают четыре основные ошибки позиционирования [4, с. 111-113]:
Шаг 3: изучение позиционирования товаров-конкурентов и определение свойств, которые компании-конкуренты считают важными для своих потребителей
Направлен ли процесс позиционирования на новый товар, еще не представленный на рынке, или на репозиционирование товара, который уже существует, важно обеспечить четкое понимание позиционирования товара.
Практическим инструментом для достижения этой цели является карта восприятия. Карта восприятия – это способ представления процесса позиционирования с использованием нескольких оценочных показателей. В качестве последних выбираются различные пары характеристик, описывающих исследуемые товары [10, с. 93]. Например, для автомобилей: класс – известность марки; для курортов: доступность для посещения – отдача от вложенных средств и т.д.
Карта восприятия характеризует
предпочтительные комбинации выгод, которыми
руководствуются потребители
Качество
Высокое
.?
. Товар 3
.Товар 1
Цена
Низкая Высокая
. Товар 2
Низкое
Рисунок 1.1 – Карта восприятия
Знак вопроса на рисунке характеризует возможный выбор позиции для товара предприятия исходя из анализа позиций на соответствующем рынке товаров конкурентов (товары 1, 2, 3). Данный выбор обосновывается стремлением занять такое место на целевом рынке, где меньше уровень конкуренции (товар относительно высокого качества, реализуемый по средней цене).
Таким образом,
построение карты восприятия позволяет
определить желаемое место товара и
выбрать отличительные
Шаг 4: определение наиболее предпочтительной для потребителей комбинации атрибутов
Существует
несколько способов, с помощью
которых аналитики могут
Еще один метод оценки предпочтений покупателей и компромиссов между ними — это статистический метод, называемый совместным анализом. Покупателей опрашивают на предмет их предпочтений в отношении разнообразных реальных или гипотетических конфигураций товаров, каждый из которых имеет атрибуты, которые систематически изменяются. Анализируя результирующие данные, маркетолог может узнать, какие из нескольких атрибутов более важны, чем другие. Затем эти результаты можно использовать при проведении анализа позиционирования.
Шаг 5: соответствие возможных позиций на рынке нуждам потребителей
Важным
критерием при определении
Данный этап не только завершает аналитическую часть процесса позиционирования и формулирует решение о позиционировании товара, но также помогает выявить места в товарном пространстве, где можно разместить дополнительные новые товары, чтобы удовлетворить потребности покупателей, плохо удовлетворяемые текущими конкурентами. Возможное побочное преимущество, достигаемое в процессе позиционирования, — это выявление недостаточно хорошо обслуживаемых позиций, где можно разместить новые дополнительные товары.
Для закрепления позиций на рынке осуществляется дифференцирование. Дифференцирование – процесс разработки ряда существенных особенностей продукта, призванных отличить его от товаров-конкурентов [4, с. 115].
Как именно компания дифференцирует свой товар по отношению к продукции фирм-конкурентов? Как правило, дифференцирование товара происходит по пяти направлениям:
Степень дифференцирования реальных товаров колеблется в широких пределах. С одной стороны, существуют высокостандартизированные продукты, в которые трудно привнести какие-либо существенные изменения: куриное мясо, сталь.
С другой стороны, существуют
товары, отличающиеся потенциально высокими
возможностями для
Основные показатели:
дополнительные возможности – характеристики, расширяющие основную функцию продукта;