Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 14:44, реферат
Описание работы
Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей в случае принятия на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия. Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).
Содержание самого понятия «управленческий
персонал» трактуется довольно широко
и неоднозначно. Международная организация
труда (МОТ), например, рассматривает управленческий
персонал как часть более широкой категории
работников, в которую кроме менеджеров
входят и другие специалисты-профессионалы.
Основанием для этого считается тесная
связь в работе менеджеров и специалистов.
Они зависят друг от друга и, работая в
постоянном контакте, обеспечивают запланированное
развитие организации.
Таблица 8
Требования к профессиональной
компетенции менеджеров
1. Понимание природы управленческого
труда и процессов менеджмента
2. Знание должностных и функциональных
обязанностей менеджера, способов
достижения целей и повышения
эффективности работы организации
3. Умение использовать современную
информационную технологию и
средства коммуникации, необходимые
в управленческом процессе 4. Владение
искусством управления человеческими
ресурсами 5. Владение искусством
налаживания внешних связей 6. Способность
к самооценке, умение делать правильные
выводы и непрерывно повышать
квалификацию — знания и умения
Чтобы выполнять свои сложные
и ответственные функции, менеджеры должны
иметь специальные знания и обладать способностью
использовать их в повседневной работе
по управлению предприятием. Требования
к их профессиональной компетенции можно
условно подразделить на две группы (см.
табл. 8). Первую составляют знания и умения
(искусство) выполнять профессиональную
работу в такой специальной области, как
управление (пункты 1, 2, 3 в табл. 8). Они включают:
— умение обосновывать и принимать
решения в ситуациях, для которых характерны
высокая динамичность и неопределенность;
— информированность (информация
— это знание) по вопросам развития отрасли,
в которой работает предприятие: состояние
исследований, техники, технологии, конкуренция,
динамика спроса на продукцию и услуги
и т. д.;
— знакомство с опытом менеджмента
в других организациях и отраслях;
— способность управлять ресурсами,
планировать и прогнозировать работу
предприятия, владение способами повышения
эффективности управления;
— умение использовать современную
информационную технологию, средства
коммуникации и связи.
Эти и многие другие знания и
умения приобретаются в процессе изучения
управленческой науки, ее законов, принципов,
методов, средств работы с информацией.
А так как сама наука, отвечая на растущие
требования практики, выдвигает и разрабатывает
все новые идеи и концепции управления,
то обучение приобретает непрерывный
характер. Менеджер, работающий профессионально,
обязательно использует те достижения
науки в области процессов, методов, форм
управленческой деятельности, которые
повышают эффективность хозяйствования.
Вторая группа требований в
профессиональной компетенции менеджеров
связана с их способностью работать с
людьми и управлять самими собой (пункты
4, 5, 6 табл. 8). В процессе выполнения своих
функций менеджеры взаимодействуют с
широким кругом лиц — коллегами, подчиненными,
руководителями, высшими администраторами,
акционерами, потребителями, поставщиками
и другими людьми и организациями, прямо
или косвенно связанными с деятельностью
данного предприятия. Чтобы работать с
людьми, столь резко различающимися по
своему статусу и интересам, менеджеры
должны иметь специфические личностные
качества, которые усиливают доверие и
уважение со стороны тех, с кем они вступают
в контакт. Это прежде всего:
— высокое чувство долга и преданности
делу;
— честность в отношениях с
людьми и доверие к партнерам;
— умение четко выражать свои
мысли и убеждать;
— уважительное и заботливое
отношение к людям вне зависимости от
их положения в организационной иерархии;
— способность быстро восстанавливать
свои физические и душевные силы и критически
оценивать собственную деятельность.
От ошибок в работе не застрахованы даже
самые опытные и квалифицированные менеджеры,
но настоящие профессионалы вырабатывают
умение сохранять при этом спокойствие,
ясность мышления и работать над исправлением
положения, а не искать виновных.
До недавнего времени считалось,
что перечисленными личностными чертами
люди либо награждаются от природы, либо
они приобретают их в процессе многолетней
работы методом проб и ошибок. Однако последние
достижения науки (в том числе в социологии
и психологии) позволяют изучать природу
человеческих взаимоотношений и искусство
управления людьми на серьезной научной
основе, не полагаясь только на собственный
опыт.
Разделение труда
в управлении
Важным фактором повышения результативности
менеджмента является разделение труда менеджеров,
т. е. специализация управленческих работников
на выполнении определенных видов деятельности
(функций), разграничение их полномочий,
прав и сфер ответственности. Соответственно
этому в организациях выделяют следующие
виды разделения труда профессиональных
управляющих: функциональное, структурное,
технологическое, профессионально-квалификационное.
Функциональное разделение
труда основывается на формировании
групп работников управления, выполняющих
одинаковые функции менеджмента: планирование,
организовывание, контроль и т. д. Соответственно
этому одни работники аппарата управления
специализируются на работах по планированию,
другие направляют свои усилия на организацию
работ по выполнению планов, третьи являются
специалистами по контролю хода, измерению
результата и оценке работы и т. д.
Структурное разделение
труда строится исходя из таких характеристик
управляемого объекта, как организационная
структура, масштабы, сферы деятельности,
отраслевая или территориальная специфика.
В силу большого разнообразия факторов,
воздействующих на структурное разделение
труда, оно специфично для каждой организации.
В то же время можно выделить некоторые
общие черты специализации, касающиеся,
прежде всего, вертикального и горизонтального
разделения труда менеджеров.
Вертикальное разделение
труда построено на выделении трех
уровней управления — низового, среднего
и высшего.
К низовому уровню относятся
менеджеры, имеющие в своем подчинении
работников преимущественно исполнительского
труда. Они осуществляют управление такими
первичными подразделениями, как бригады,
смены, участки.
Средний уровень — самый многочисленный,
составляющий по некоторым данным 50–60%
общей численности управленческого персонала
организации, — включает менеджеров, ответственных
за ход производственного процесса в подразделениях,
которые состоят из нескольких первичных
образований (структурных единиц); сюда
входят также менеджеры штабных и функциональных
служб аппарата управления предприятия,
его филиалов и отделений, а также руководство
вспомогательных и обслуживающих производств,
целевых программ и проектов.
Высший уровень — это администрация
предприятия, осуществляющая общее стратегическое
руководство организацией в целом, се
функциональными и производственно-хозяйственными
комплексами. На этом уровне занято всего
3–7% общего управленческого персонала.
Фактическое число уровней на
предприятиях характеризуется большим
разнообразием и колеблется от одного–двух
на малых предприятиях до восьми–десяти
в крупных объединениях и корпорациях.
Соответственно меняется и содержание
задач, решаемых на разных уровнях. Общим
является то, что на каждом из них предусматривается
определенный объем работ по функциям
управления. Это — горизонтальное разделение
труда менеджеров по функциям. Функциональная
структура работ на каждом уровне неодинакова.
При движении от низового уровня к высшему
увеличиваются число и сложность задач
по составлению планов и организации всей
работы предприятия, повышается значение
контрольной функции. На низовом и среднем
уровнях менеджеры заняты координацией
совместной деятельности людей, поэтому
эта функция, наряду с мотивированием,
становится наиболее важной.
Более глубокое горизонтальное
разделение труда менеджеров предполагает
их специализацию по ключевым сферам деятельности,
образующим подсистемы предприятия. На
рис. 1 приведен пример такого разделения
труда на предприятии, в составе которого
выделены пять подсистем: персонал, исследования
и разработки, маркетинг, производство
и финансы.
Руководитель предприятия Высший
уровень Средний уровень Низовой уровень
Пер-со-нал
Иссле-дова- ния и разра-ботки
Мар-ке-тинг
Произ-вод-ство
Финансы
Рис. 1. Разделение труда менеджеров
по уровням и сферам деятельности
Технологическое
и профессионально-квалификационное разделение
труда менеджеров учитывает виды и
сложность выполняемых работ. По этим
критериям в составе аппарата управления
выделяют три категории работников: руководителей,
специалистов и служащих. С точки зрения
технологии процесса управления задачи
руководителей прежде всего сводятся
к принятию решений и организации их практической
реализации, специалисты осуществляют
проектирование и разработку вариантов
решений, а служащие занимаются в основном
информационным обеспечением всего процесса.
Сложность управленческих работ
учитывается в требованиях, которым должны
отвечать менеджеры при занятии определенных
должностей. В соответствии с этим в плановой
и учетной практике нашей страны выделялись
следующие основные должности управленческого
персонала на предприятиях: руководители
и их заместители (мастера); главные специалисты;
инженеры, техники, механики; экономисты,
инженеры-экономисты; счетно-бухгалтерский
персонал; канцелярский персонал; юридический
персонал; другие работники. Руководители
составляют одну из наиболее значимых
групп управленческого персонала, а их
труд является самым сложным и ответственным.
Руководитель организации
Руководителем является человек,
который, как правило, имеет в своем подчинении
других работников организации, наделен
полномочиями направлять их действия
и несет всю полноту ответственности за
состояние управляемого объекта. Такой
статус предопределяет его особую роль
в организации и содержание выполняемых
функций.
Главное в деятельности руководителя
любого ранга — это работа с людьми, не
только непосредственно подчиненными
ему, но и со всеми теми, кто прямо или косвенно
связан с функционированием управляемого
объекта как внутри предприятия, так и
за его пределами.
Руководитель работает в тесном
контакте со своими подчиненными и другими
руководящими работниками предприятия
при постановке целей и задач, при формировании
в коллективе системы ценностей и норм
поведения, направляющих общие усилия
на их достижение; при разработке путей
решения возникающих в ходе работы проблем.
С участием коллектива он производит распределение
ресурсов и организует процесс, учитывая
потенциал специалистов, их сильные и
слабые стороны. В соответствии с этим
можно выделить те способности, которые должны иметь руководитель
для успешной работы с людьми. Это:
организация коллектива и создание в нем
благоприятного морального климата для
плодотворной работы и развития: подбор
и расстановка кадров; распределение прав,
обязанностей и ответственности между
работающими; объективная оценка вклада
каждого работника и стимулирование труда;
создание условий для раскрытия и развития
личности работников, повышения эффективности
и качества труда.
В работе руководителя с людьми,
непосредственно не подчиненными ему,
большое место занимает координация общих
усилий по достижению целей, переговоры с
представителями заинтересованных организаций
и предприятий, а также обмен информацией.
Значение такого межличностного взаимодействия
особенно важно на переломном этапе развития
нашей экономики, когда произошло разрушение
действовавших многие годы хозяйственных
связей и появились первые признаки конкуренции,
радикально меняющие сами принципы организации
информационных связей между организациями
и людьми.
Руководитель должен проявлять
незаурядные способности и предприимчивость
в усваивании и использовании
полученной информации. Она может
послужить основанием для принятия решений
по рационализации производства и управления,
по переориентации на новые виды продукции,
по корректировке ранее разработанной
стратегии и т. д.
Принятие управленческих
решений — важнейшее направление деятельности
руководителя, требующее от него не только
высокого профессионализма в решении
отдельных или общих задач организации,
но и методической компетенции, т. е. способности
к системному восприятию и интерпретации
информации, структурированию проблем
и методическому поиску их разрешения. Организация выполнения принятых
решений отражает уровень социальной
квалификации руководителя, т. е. его способность
контактировать с людьми, вести переговоры,
разрешать конфликты, проявлять личную
инициативу. В период преобразования экономики
повышается количество решений, которые
являются новыми и нестандартными, а поэтому
требуют не применявшихся ранее методов,
связанных с риском. Это еще более усложняет
работу руководителя, который не только
сам должен адаптироваться к неизбежным
переменам, но и убедить коллектив в их
необходимости.
Содержание и характер труда
руководителя зависят от того уровня иерархии,
к которому относится его должность. Так,
руководители высшего уровня (например,
генеральный директор, директор) значительную
часть своего времени и усилий затрачивают
на разработку концепции, стратегии и
политики предприятий и его ключевых сфер
(табл. 9), а также на работу с людьми, работающими
в других организациях, с которыми поддерживаются
контакты.
Таблица 9
Главные задачи руководителей
высшего уровня в организации
1. Определение миссии и
общей цели развития организации
2. Установление стратегических целей
и направлений развития организации 3.
Разработка и проведение политики в области
маркетинга, научных исследований, нововведений
и производства продукции и услуг 4. Проведение
определенной финансовой и инвестиционной
политики 5. Формирование организационной
структуры управления 6. Основные решения
по труду и социальным вопросам 7. Управление
системами, обеспечивающими координацию
и контроль за деятельностью составных
частей организации