Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:33, курсовая работа
Целью научно-исследовательской работы является разработка маркетинговой стратегии предприятия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия;
Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия;
Исследовать и проанализировать маркетинговую стратегию торгового предприятия;
Введение
4
I. Теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия
7
1.1. Понятие и сущность маркетинговой стратегии
7
1.2. Методы разработки маркетинговых стратегий
11
Виды маркетинговых стратегий
28
Организационно- экономическая характеристика
гипермаркета «Карусель»
40
2.1 Организационная характеристика гипермаркета «Карусель»
40
Анализ финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия
46
Исследование и анализ маркетинговой стратегии гипермаркета «Карусель»
49
Заключение
69
Список использованной литературы
Качественные преобразования в отрасли связаны с дальнейшим сокращением неорганизованной формы торговли и открытием торговых организаций различных форматов: гипермаркетов, крупных торговых центров и комплексов, стремительным и масштабным развитием розничных сетей. При этом развитие сетевого ретейлера осуществляется в основном за счет аренды и приобретения торговых площадей без капитальных вложений в новое строительство.
За последние три года доля неорганизованной торговли (розничные рынки, ярмарки) в общем объеме розничного товарооборота сократилась с 20% до 14,5%.
За 2007 - 2009 годы введено в эксплуатацию более 2,5 тыс. торговых объектов торговой площадью свыше 650 тыс. кв. м. На строительство и реконструкцию объектов привлечено около 16 млрд. рублей. В 2010 году в сектор торговли поступило 1,7 млрд. рублей инвестиций, было введено в эксплуатацию 669 объектов торговли и общественного питания площадью 150,9 тыс. кв. м.
В настоящее время в Республике Башкортостан функционируют более 24 тыс. организаций оптовой и розничной торговли, общественного питания, в том числе свыше 900 торговых сетей. Среди крупнейших - сети международных торговых операторов, такие, как "Метро" (Германия), "Касторама" (Великобритания), "Леруа Мерлен" (Франция), завершающие в 2011 году свои проекты "ИКЕА" (Швеция) и "АШАН" (Франция) совокупной общей торговой площадью 133 тыс. кв. м.
Крупнейшими по числу магазинов являются отечественные сети "Полушка" (122 магазина), ОАО "Башспирт" (110 магазинов), "Магнит" (75 магазинов) и другие.
На начало 2011 года обеспеченность населения республики площадью торговых объектов в соответствии с Правилами установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года N 754, составила 542 кв. м на 1000 человек. По данному показателю среди субъектов Российской Федерации Республика Башкортостан входит в пятерку лидеров.
Несмотря на ежегодный прирост торговых площадей, среднереспубликанский показатель обеспеченности ими по итогам 2010 года сложился ниже минимального норматива на 9%.
При относительно высоких темпах развития сети организаций потребительского рынка имеет место неравномерность развития его инфраструктуры в разрезе муниципальных образований республики.
Динамика ввода в эксплуатацию торговых объектов в сельской местности значительно отстает от городской, при этом средняя торговая площадь строящихся магазинов в сельской местности около 100 кв. м, в городах же - более 300 кв. м.
В целях выравнивания территориального размещения торговых предприятий необходимо повышение эффективности взаимодействия между республиканскими органами исполнительной власти и субъектами потребительского рынка.
Недостаточно развивается социально ориентированная сеть торгового обслуживания. Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2009 года N 289 "О мерах по реализации проекта "Социальная карта Башкортостана" (с последующими изменениями) в организациях торговли и общественного питания реализуется соответствующее Дисконтное приложение. По состоянию на 1 января 2011 года в проекте участвуют 68 магазинов в городах Уфе и Стерлитамаке.
В рамках реализации Программы предполагается активное привлечение организаций торговли и общественного питания к обслуживанию малообеспеченных слоев населения по дисконтным программам и социальным картам, дальнейшее внедрение Дисконтного приложения "Социальная карта Башкортостана", а в последующем и универсальной электронной карты в других муниципальных образованиях республики.
В условиях роста потребительских цен на социально значимые продовольственные товары важными становятся задачи саморегулирования на потребительском рынке, повышения социальной ответственности бизнеса, формирования общих принципов сотрудничества в целях осуществления сбалансированной экономической политики.
Отсутствие прозрачности процесса ценообразования на продовольственные товары зачастую приводит к неоправданному завышению цен как производителями, так и организациями торговли. Повышению финансовой и организационной прозрачности деятельности участников потребительского рынка должны способствовать усиление действенности договорных отношений торговых организаций и товаропроизводителей в соответствии с требованиями законодательства о торговле, взаимная экономическая ответственность за их выполнение.
Медленно идут качественные преобразования в организации торгового обслуживания жителей сельских поселений. Розничный товарооборот в сельских населенных пунктах составляет в среднем 20% от общего объема республиканского товарооборота, при этом в сельской местности проживает 40% населения республики. Одной из основных причин, приведших к такой ситуации, является слабо развитая инфраструктура организаций торговли в сельской местности.
Концепция развития федеральных и республиканских сетевых структур не предусматривает строительства и открытия магазинов в населенных пунктах с населением менее 5 - 10 тыс. человек, в связи с чем в решении социальных проблем села важную роль по-прежнему играет система потребительской кооперации. На сегодняшний день доля ее организаций в общем товарообороте республики составляет менее 1%, число организаций торговли за последние 5 лет сократилось на треть. Из числа действующих магазинов большая часть не отвечает современным требованиям и работает неэффективно.
Для повышения уровня торгового обслуживания сельского населения Программой предусмотрено дальнейшее совершенствование материально-технической базы организаций сельской торговли путем строительства новых торговых объектов современных форматов с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, а также путем реконструкции объектов потребительской кооперации.
Недостаточно обеспечена доступность предприятий потребительского рынка для инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями. Решению данной проблемы будет способствовать реализация мер по обеспечению доступа для инвалидов и других маломобильных групп граждан вновь вводимых и действующих объектов торговли и общественного питания: оборудование их пандусами, лифтами и другим необходимым оборудованием.
Важную роль в снабжении населения товарами играют розничные рынки, которые являются наиболее приемлемой формой продажи сельскохозяйственной продукции крестьянско-фермерскими хозяйствами и гражданами, ведущими подсобные хозяйства.
В настоящее время в республике действуют 87 розничных рынков, в том числе: универсальных - 70, специализированных - 7, сельскохозяйственных - 10. Из общего количества рынков в городах расположено 45, в сельской местности - 42. Нет розничных рынков в Зианчуринском, Зилаирском, Караидельском, Краснокамском, Кушнаренковском, Куюргазинском, Стерлитамакском и Федоровском муниципальных районах. Отсутствуют сельскохозяйственные рынки в городах Уфе, Агидели, Баймаке, Белорецке, Благовещенске, Давлеканово, Дюртюли, Ишимбае, Мелеузе, Нефтекамске, Октябрьском, Салавате, Туймазы, Янауле.
Из 87 розничных рынков, действующих на территории Республики Башкортостан, необходимо провести реконструкцию или строительство капитальных строений на более чем 40 рынках.
Не имеют капитальных строений 26 розничных рынков в 17 муниципальных районах и в 3 городских округах.
Сохраняется тенденция сокращения розничных рынков и перевода их в формат торговых комплексов и центров. За последние три года численность рынков сократилась со 114 в 2007 году до 87. В первую очередь это вызвано предъявлением к организации торговли на розничных рынках более жестких, чем в торговых комплексах и центрах, требований.
Одним из направлений совершенствования инфраструктуры торговой отрасли является развитие в республике объектов придорожного сервиса.
По состоянию на 1 января 2011 года в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан функционировали более 500 объектов дорожного сервиса, однако не все они соответствовали требованиям, которые предъявляются к услугам, оказываемым на объектах дорожного сервиса.
Слабо развивается дистанционная торговля. Основными причинами этого являются низкая компьютерная грамотность большинства населения, недоверие к данной форме торговли, недостаточное развитие транспортной и банковской инфраструктур.
В республике предпринимаются меры для создания условий формирования конкурентной среды, однако конкуренция на потребительском рынке еще не приобрела созидательного характера - остаются сильными позиции монополизма отдельных организаций в сфере производства и обращения. Реализация Программы будет способствовать дальнейшему развитию торговой инфраструктуры, внедрению современных форм и методов обслуживания покупателей, созданию эффективной конкурентной среды на потребительском рынке.
1.2. Оптовая торговля
В 2010 году сохранилась положительная динамика роста оптовой продажи товаров в сравнении с предыдущим годом. Оборот оптовой торговли за 2010 год составил 398,4 млрд. рублей, или 104,2% к показателю 2009 года, в том числе оборот оптовой торговли соответствующих организаций - 263,6 млрд. рублей, или 103,8% к уровню 2009 года.
Оборот оптовой торговли на 76% формируется из реализации товаров для производственных целей и внерыночного потребления и на 24% из реализации товаров организациям розничной торговли и общественного питания для последующей продажи населению.
В Республике Башкортостан насчитывается 454 организации оптовой торговли, из них 395 - в городах (в том числе в г. Уфе - 71) и 59 - в районах. Складские площади составляют 345,7 тыс. кв. м, в том числе по реализации продовольственных товаров - 237,8 тыс. кв. м (68,8%), непродовольственных товаров - 69,0 тыс. кв. м (20,0%), универсального ассортимента товаров - 38,9 тыс. кв. м (11,2%). Емкость холодильников в указанной сфере - 23,4 тыс. куб. м.
За 2007 - 2010 годы введено в эксплуатацию 52 объекта оптовой торговли со складскими площадями 168,8 тыс. кв. м.
Несмотря на обеспечение потребности розничной торговли действующими оптовыми организациями и распределительными центрами, развитие структуры оптовой торговли в республике отстает от современных требований.
Объем оптового оборота ниже розничного на 20%, что свидетельствует о потенциале развития инфраструктуры оптовой торговли, необходимости капиталовложений в целях создания складских баз и зональных торговых центров.
В настоящее время в республике отсутствуют логистические комплексы, оказывающие промышленным и торговым организациям услуги по ответственному хранению грузов, погрузочно-разгрузочным работам, комплектации заказов, предпродажной подготовке, страхованию, инвентаризации, доставке грузов и другие услуги.
Для решения данной проблемы требуются развитие логистического оптового бизнеса, создание распределительных оптовых центров, оказание поддержки субъектам предпринимательства, занимающимся оптовой и оптово-розничной деятельностью, в выделении земельных участков для строительства объектов оптовой торговли, привлечении инвестиций и кредитных ресурсов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
АНКЕТА
Уважаемый покупатель! Если у Вас есть свободная минутка, заполните, пожалуйста, анкету. Опрос проводится с целью выявления среднестатистического покупателя. Заранее благодарим!
☐ Жен. ☐ Муж.
2. Возраст:
☐До 18 ☐40-50
☐18-29
☐30-39
3. Семейное положение:
☐Женат ☐Не женат
☐Замужем ☐Не замужем
4. Количество человек в семье:
☐От 1 до 3 ☐ 3 и более
5. Уровень доходов (на одного члена семьи):
☐До 3 тыс.руб. ☐5-10 тыс.руб.
☐3 - 5 тыс.руб. ☐Свыше 10 тыс.руб.
6. Уровень образования:
☐Среднее
☐Незаконченное высшее ☐Высшее
☐Учащийся ☐Студент ☐Специалист ☐Рабочий
☐Руководитель ☐Предприниматель ☐Пенсионер
☐Не работаю ☐Другое
☐До 100 руб. ☐100 - 500 руб.
☐500-1000 руб. ☐1000-3000 руб.
☐3000-5000 руб. ☐Более 5000 руб.
Пожелания и рекомендации__________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица 2
PEST / STEP-анализ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ |
ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ | ||||
- Текущее законодательство
на рынке - Регулирующие органы
и нормы |
- Экономическая ситуация
и тенденции | ||||
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ | ||||
- Демография |
- Развитие конкурентных
технологий |
Информация о работе Теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия