Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия (на примере ООО «ЕвроСпортМода»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 17:46, дипломная работа

Описание работы

Современный этап экономического развития характеризуется дефицитом денежных средств в экономике и неплатежеспособностью многих предприятий, что вызывает рост дебиторской и кредиторской задолженности фирм. Под влиянием конкуренции предприятиям часто приходится продавать свои товары на условиях отсрочки платежа. При этом продукция оправляется покупателю, запасы сокращаются, а дебиторская задолженность увеличивается. Дебиторская задолженность означает временное отвлечение средств из оборота хозяйствующего субъекта и использование их в оборотах других хозяйствующих субъектов. Это на время уменьшает финансовые ресурсы и возможности, а, следовательно, приводит к затруднению в выполнении своих обязательств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
9
Сущность, особенности формирования и показатели, оценивающие состояние дебиторской задолженности предприятий
9
1.2 Сущность, особенности формирования и показатели, оценивающие состояние кредиторской задолженности предприятий
19
1.3 Подходы к управлению дебиторской и кредиторской задолженностью предприятий
27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕВРОСПОРТМОДА»
39
2.1 Общая характеристика компании ООО «ЕвроСпортМода»
39
2.2 Анализ состояния и управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия на примере ООО «ЕвроСпортМода»
55
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕВРОСПОРТМОДА»
71
3.1 Совершенствование управления дебиторской задолженностью предприятия на примере ООО « ЕвроСпортМода»
71
3.2 Совершенствование управления кредиторской задолженностью предприятия на примере ООО « ЕвроСпортМода»
76
3.3 Оценка эффективности рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия на примере ООО «ЕвроСпортМода»


79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

«Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия (на примере ООО «ЕвроСпортМода») ».doc

— 747.50 Кб (Скачать файл)

Дкз2014г.=3956000:14487000=0,27

 Для обобщения полученных  данных результаты расчетов сгруппированы в таблице 2.13.

 

 

 

Таблица 2.13 — Анализ показателей, характеризующих кредиторскую задолженность ООО «ЕвроСпортМода» за 2013-2014гг.

 

Наименование показателя

2013 г.

2014 г.

Изменение (+,-)

1

2

3

4

Коэффициент оборачиваемости

2,8

3,5

+0,7

Продолжительность периода погашения (в днях)

128,5

102,4

-26,1

Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности

5,4

3,2

-2,2

Коэффициент покрытия оборотными активами кредиторской задолженности

 

0,7

 

0,86

 

+0,16

Доля кредиторской задолженности на 1 рубль объема продаж

0,33

0,27

-0,06


 

Данные таблицы 2.13 показывают, что в 2014 году произошло увеличение коэффициента оборачиваемости и снижение среднего срока погашения кредиторской задолженности по сравнению с предыдущим годом. Это положительно сказывается на финансовом состоянии общества и свидетельствует о наличии у него платежных средств. Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности сократилось в 2014 году по сравнению с 2013 годом, что означает положительную динамику для платежеспособности предприятия, однако, кредиторская задолженность все-таки превышает дебиторскую в 3 раза. Это означает, что общество не может полностью погашать свои обязательства перед кредиторами за счет поступления средств от дебиторов. Повышение значения коэффициента покрытия оборотными активами кредиторской задолженности в 2014 году на 0,16 оказывает положительное влияние на рентабельность заемного капитала,

т. е. показывает улучшение эффективности использования кредиторской задолженности.  Проведенные расчеты показали, что за период 2014 года доля кредиторской задолженности на 1 рубль продаж уменьшилась и составила от уровня 2013 года 82%. Такая тенденция уменьшения доли кредиторской задолженности на 1 рубль продаж говорит об изменении к лучшему результатов производственно-хозяйственной деятельности организации и об улучшении использования ее активов.

Как показал анализ, динамика показателей, оценивающих состояние кредиторской задолженности, положительна, однако, в целом можно сделать вывод, что ООО сильно зависит от кредиторов.

В ходе анализа дебиторской и кредиторской задолженности, сформировавшейся  на предприятии, мы выяснили, что ООО «ЕвроСпортМода» располагает и той и другой задолженностями. Но анализ задолженностей в динамике за два года показал, что задолженности находятся под контролем, и не было выявлено просроченных долгов, как перед ООО «ЕвроСпортМода», так и у него перед кредиторами. Однако была выявлена сомнительная дебиторская задолженность, следовательно, на предприятии ведется неэффективная политика в области управления дебиторской и кредиторской задолженностью.

ООО «ЕвроСпортМода» закупает партии товаров у некоторых поставщиков на условиях предоплаты. Также предприятие осуществляет продажу товаров, в основном,  крупным покупателям с отсрочкой платежа. Чаще всего отсрочка платежа предоставляется на срок от 1 до 6 месяцев, в зависимости от многих факторов. В том числе, объемы закупок покупателем, продолжительности работы с данным покупателем. Так образуется часть дебиторской задолженности предприятия.

В области управления дебиторской задолженностью предприятие осуществляет следующие мероприятия:

  1. Ведется сводная ведомость по учету дебиторской задолженности, в которой указываются наименования документов, на основании которых образовалась та или иная дебиторская задолженность, дата поступления и номер документа, сумма задолженности. А также указываются документы, на основании которых произошла оплата сумм задолженности с указанием даты и номера документа. Таким образом, предприятие контролирует даты образования и погашения текущей дебиторской задолженности. Пример такой ведомости представлен в таблице 2.14

 

Таблица 2.14 — Сводная ведомость по текущей дебиторской задолженности ООО «ЕвроСпортМода» на 01.03.2014г.

Документ

№ документа

Дата

Сумма, тыс. руб.

Счет-фактура

32

10.01.14

357

 

43

18.01.14

78

 

48

04.02.14

312

ИТОГО

   

747

Платежное поручение

123

28.01.14

121

 

136

05.02.14

57

ИТОГО

   

178

Остаток

   

569


 

Из данных таблицы 2.14 видно, каким образом на предприятии ведется учет образования и погашения дебиторской задолженности. Но такая ведомость не позволяет определить,  какая задолженность, просроченная и когда можно ожидать платежи по счетам. То есть существующая система учета и контроля дебиторской задолженности предприятия имеет некоторые недостатки, наличие которых не позволяет в полной мере контролировать все этапы работы с дебиторами.

  1. Отсрочка платежа осуществляется исключительно на договорной основе. С покупателями оформляется договор поставки, в котором оговаривается, на какой срок предоставляется отсрочка платежа. В случае не оплаты в указанный срок начисляется пени за каждый день просрочки в размере 0,5% от суммы договора.
  2. Как элемент контроля текущей дебиторской задолженности проводятся сверки с покупателями. Для этого покупателям направляются акты сверки, подписанные главным бухгалтером. Предприятие-покупатель в случае согласия с данными акта, подтверждает числящуюся за ним задолженность.

В ходе анализа имеющейся кредиторской задолженности предприятия мы выяснили, что в динамике за два года состояние кредиторской задолженности немного улучшилось. Увеличился коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, сократился период погашения кредиторской задолженности. В области управления состоянием кредиторской задолженности ООО «ЕвроСпортМода» проводит политику взаимозачетов.

В ходе анализа дебиторской и кредиторской задолженности мы выяснили, что период оборота дебиторской задолженности составил 32 дня, а кредиторской 128. Такое соотношение означает, что предприятие получает средства от дебиторов каждые 32 дня, а погашать задолженность необходимо каждые 128 дней. Результаты анализа финансового состояния предприятия показали, что ООО «ЕвроСпортМода» находится в зависимости от заемного капитала. Заемные средства составляют 80% всех средств предприятия. В основном они сформированы за счет кредиторской задолженности. Превышение величины кредиторской задолженности над величиной дебиторской задолженности можно оценивать положительно, лишь в том случае, если долги погашаются своевременно. В данном случае предприятие не имеет просроченных долгов перед кредиторами. Следовательно, в области управления кредиторской задолженностью предприятие имеет успех. Однако высокая доля кредиторской задолженности в структуре пассивов предприятия создает угрозу  потери обществом ликвидности и платежеспособности. Поэтому состояние кредиторской задолженности необходимо контролировать более тщательно и по возможности минимизировать ее. 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ  УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ  ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ  НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕВРОСПОРТМОДА»

3.1 Совершенствование  управления дебиторской задолженностью  предприятия на примере ООО  « ЕвроСпортМода»


В ходе анализа дебиторской задолженности ООО «ЕвроСпортМода» мы выяснили, что в динамике за два года ухудшились основные показатели, такие как: оборачиваемость дебиторской задолженности в днях увеличилась, а в оборотах сократилась, а также увеличилась доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов предприятия. Такая динамика свидетельствует об ухудшении работы предприятия с дебиторами. И хотя предприятие не имеет просроченной задолженности за этот период, существует риск возникновения безнадежной задолженности, поэтому необходимо порекомендовать предприятию некоторые более эффективные приемы управления дебиторской задолженностью с целью ускорения ее оборачиваемости, сокращения ее доли в общем объеме текущих активов предприятия, а также сокращения потерь в случае неоплаты безнадежных долгов.

В качестве рекомендаций по управлению дебиторской задолженностью в ООО «ЕвроСпортМода» можно предложить следующие приемы:

  1. Ориентироваться на большее число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.
  2. В целях ускорениях оборачиваемости дебиторской задолженности целесообразно предприятию использовать определенные скидки покупателям при условии предоплаты, либо досрочного погашения долга.
  3. Поскольку на предприятии наблюдается дебиторская задолженность сроком образования от 6 до 12 месяцев, то имеется риск возникновения неплатежей со стороны таких дебиторов. Поэтому предприятию необходимо установить следующие условия:

- срок предоставления  кредита (кредитный период);

- кредитный лимит, т. е. размер предоставляемого кредита.

4. В связи с риском возникновения безнадежных долгов, на предприятии необходимо формировать резерв по сомнительным долгам.

 Для того чтобы определить планируемый объем реализации продукции в кредит, необходимо рассчитать сумму инвестируемых средств в дебиторскую задолженность. Для этого воспользуемся следующей формулой:

                       Идз=Орк*Кс:ц* (ППКср+ПРср):360, (3.1)

где Идз - необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

        Орк – планируемый объем реализации продукции в кредит;

        Кс:ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;

        ППКср – средний период предоставления кредита покупателям в днях;

        ПРср – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

Идз=250000*0,82*(60+20):360=45555 (руб.)

Таким образом, мы определили сумму средств, необходимых предприятию для инвестирования в дебиторскую задолженность.

В ООО «ЕвроСпортМода» не применяется система скидок покупателям. Попробуем рассчитать оптимальный срок кредитования покупателей и размер скидки. Предположим, покупателю предоставляется скидка в размере 2% от цены товара, если счет оплачивается в течение 10 дней с момента покупки, в противном случае, он должен оплатить полную стоимость в течение 30 дней. Рассчитаем стоимость отказа от предложенной скидки:

Sо=2%*360:20=36%, (3.2)

где 360 – число дней в году;

      20 – разница  между сроком кредита (30 дней) и  периодом действия скидки (10 дней).

Таким образом, при отказе от скидки покупатель пользуется товарным кредитом по ставке 36% годовых, поэтому целесообразно было бы воспользоваться скидкой 2% и оплатить товар в срок.

Аргументом в пользу предоставления скидок покупателям в случаях досрочной оплаты выступают скрытые потери от инфляции. В 2014 году оборачиваемость дебиторской задолженности в днях была равна 44. Это выше показателя предыдущего года, т.е. наблюдается тенденция увеличения срока возврата дебиторской задолженности. Рассчитаем величину скрытых потерь предприятия, связанных с инфляцией. Допустим, ежемесячный темп инфляции будет равен 3%, получаем индекс цен равным 1,03. Таким образом, в результате месячной отсрочки платежа предприятие реально получает лишь 97,1 % договорной стоимости продукции. В ООО «ЕвроСпортМода» существуют дебиторские задолженности со сроком образования 6-9 месяцев. Рассчитаем скрытые потери в результате инфляции, если предприятие предоставило отсрочку на 9 месяцев, тогда индекс цен будет равен 1,03ˆ9=1,3. Таким образом, при таких условиях предприятие реально получит лишь 76,9% от суммы задолженности. Сумма задолженности со сроком образования от 6 до 12 месяцев на предприятии равна 155000руб, поэтому реально предприятие по истечении 9 месяцев рискует потерять 35805 руб.

Если бы предприятие предоставило скидку за досрочную оплату в размере 2%, то потеряло бы с суммы 155000 рублей всего лишь 3100 руб.

Таким образом, полученную сумму с дебиторов в размере 151900 руб., можно направить на приобретение дополнительной партии товара. В среднем торговая надбавка предприятия по данному виду продукции составляет 30%, таким образом, получаем дополнительную выручку от реализации товара в размере 197470 руб.

Определим величину приемлемой скидки, при сроке кредита 30 дней, а сроке действия скидки 10 дней, при ставке альтернативного дохода 12%. Для этого воспользуемся следующей формулой:

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия (на примере ООО «ЕвроСпортМода»)