Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия (на примере ООО «ЕвроСпортМода»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 17:46, дипломная работа

Описание работы

Современный этап экономического развития характеризуется дефицитом денежных средств в экономике и неплатежеспособностью многих предприятий, что вызывает рост дебиторской и кредиторской задолженности фирм. Под влиянием конкуренции предприятиям часто приходится продавать свои товары на условиях отсрочки платежа. При этом продукция оправляется покупателю, запасы сокращаются, а дебиторская задолженность увеличивается. Дебиторская задолженность означает временное отвлечение средств из оборота хозяйствующего субъекта и использование их в оборотах других хозяйствующих субъектов. Это на время уменьшает финансовые ресурсы и возможности, а, следовательно, приводит к затруднению в выполнении своих обязательств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
9
Сущность, особенности формирования и показатели, оценивающие состояние дебиторской задолженности предприятий
9
1.2 Сущность, особенности формирования и показатели, оценивающие состояние кредиторской задолженности предприятий
19
1.3 Подходы к управлению дебиторской и кредиторской задолженностью предприятий
27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕВРОСПОРТМОДА»
39
2.1 Общая характеристика компании ООО «ЕвроСпортМода»
39
2.2 Анализ состояния и управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия на примере ООО «ЕвроСпортМода»
55
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕВРОСПОРТМОДА»
71
3.1 Совершенствование управления дебиторской задолженностью предприятия на примере ООО « ЕвроСпортМода»
71
3.2 Совершенствование управления кредиторской задолженностью предприятия на примере ООО « ЕвроСпортМода»
76
3.3 Оценка эффективности рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия на примере ООО «ЕвроСпортМода»


79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

«Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия (на примере ООО «ЕвроСпортМода») ».doc

— 747.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕВРОСПОРТМОДА»

2.1 Общая характеристика  компании ООО                           «ЕвроСпортМода»

 

ООО «ЕвроСпортМода» - это сеть спортивных магазинов для всей семьи с широким выбором качественных товаров для занятий спортом и активного отдыха. Первые магазины были открыты в конце 2003 года; сейчас сеть насчитывает более 130 магазинов на территории России и СНГ и не сбавляет темпов роста. Товарная концепция сети строится на оптимальных соотношении товаров ведущих брендов мировой спортивной индустрии и более доступных по цене марок. В сети представлены все товарные категории, необходимые для удовлетворения спроса и эффективной работы спортивного магазина: одежда и обувь для спорта и активного отдыха; спортивный инвентарь, тренажёры и оздоровительное оборудование.

Компания ориентирована на массового покупателя, поэтому предлагает товары по ценам среднего или ниже среднего уровням. Так же предоставляются различные дополнительные услуги: услуги по ремонту и подготовке горных лыж и сноубордов; услуги по подготовке коньков; услуги по подготовке беговых лыж; технического обслуживание велосипедов, доставка и сборка тренажёров.

В настоящий момент компания работает с крупнейшими мировыми брендами, такими как: Nike, Demix, Columbia, O'NEILL, Merrell, Fischer, Torneo и многие другие.

       ООО «ЕвроСпортМода» проводит широкую рекламную компанию, в том числе рекламу одежды, обуви, аксессуаров, лыж, коньков, велосипедов и т.д.

            Выручка ООО «ЕвроСпортМода», управляющего сетью  одноимённых магазинов одежды и спортивных товаров, в 2014 году увеличилась на 30,2%, до 58,2 млрд. руб. Согласно данным "СПАРК-Интерфакс", валовая прибыль компании составила 31,7 млрд. руб. против 24,5 млрд. руб. в 2013 году (рост на 29,4%). Чистая прибыль ООО «ЕвроСпортМода» по итогам прошлого года достигает 5,5 млрд. руб., что на 39,6% превышает показатель за 2013 год (3,9 млрд. руб.).

            В данной работе в качестве объекта исследования выступает фирменный магазин ООО «ЕвроСпортМода», находящийся в г. Саратове.

            Магазин ООО «ЕвроСпортМода» является розничным товарным форматом, осуществляющим продажу спортивной и повседневной одежды, обуви и аксессуаров, а также спортивного инвентаря, оказания услуг.

            Ассортимент ООО «ЕвроСпортМода» состоит из товаров для спорта и отдыха и делится на четыре ассортиментные группы товаров (АГТ): одежда, обувь, тренажёры, инвентарь и туризм.

            Ещё один принцип деления товаров - по половозрастным признакам. В  соответствии с этой классификацией выделяются товары: мужские, женские, детские и unisex.

             Магазин ООО «ЕвроСпортМода» оснащён самым современным оборудованием и большим количеством удобных примерочных. Благодаря использованию подсветки и глянцевых панелей, магазин выглядит стильно и современно, его интерьер притягивает.

            Штат магазина ООО «ЕвроСпортМода» состоит из: директора, четырёх начальников отдела, старшего кассира, зав. складом, системного администратора, кладовщиков, четырнадцати продавцов- консультантов, кассиров,  руководителя сервисного центра, двух сервисных мастеров, начальника охраны, восьми контролёров, бухгалтера по товародвижению.

              Штатная численность персонала  составляет на конец 2014 года 42 человека.

               В ООО «ЕвроСпортМода» линейно - функциональная организационная структура управления. Линейные руководители в ней являются единоначальниками и полностью отвечают за работу подразделения (директор, менеджер отдела). Функциональные руководители "главный бухгалтер, руководитель сервисного центра, старший кассир, зав. склада и т.д." составляют штаб директора и руководят функциональными подразделениями (касса, склад, сервисный центр).

             Таким образом, на ООО «ЕвроСпортМода» используется иерархическая организационная структура, когда работники подчиняются лицам, расположенным выше них по иерархической цепочке (линии подчинённости) и распоряжаются теми, кто находится ниже. Круг работ каждого работника строго определён. Директор предприятия является ключевой фигурой. От его способности правильно организовать работу зависит успех и прибыль торгового предприятия.

             В его обязанности входит организация  всей деятельности предприятия, а продавец- консультант сопровождает  покупателя на всех стадиях осуществления покупки, помогая ему в выборе того или иного товара и формируя у покупателя образ магазина, в котором он работает.

              Сотрудники имеют фиксированную  часть оклада, которая зависит  только от времени отработки  сотрудника и является платой за выполнение работ, определяемых должностной и технологической инструкциями. Продавцы любых категорий не имеют право отказываться от выполнения работ, перечисленных в этих инструкциях.

              Размер переменной части оклада  определяется личным планом сотрудника в бизнес магазина. При расчёте этой части заработной платы учитываются все продажи сотрудника, произведённые только при его личном участии.

              Заработная плата продавцов- консультантов (материальное стимулирование) магазина ООО «ЕвроСпортМода» складывается следующим образом (таблица 2.1).

 

 

 

 

Таблица 2.1 — Расчет заработной платы продавцов ООО «ЕвроСпортМода»

Категория продавцов

"Продавец"

"Продавец-консультант"

"Продавец-эксперт"

Норматив на время

168

168

168

Норматив на оборот, руб.

435000

750000

750000

С1t -стоимость часа, руб. (при

k рег_осн =1.00)

57

30

45

%v - % от оборота (при k рег_прод. = 1.00)

0,9%

1,5%

2,33%


             К методам не материального стимулирования продавцов магазина ООО «ЕвроСпортМода» относится:

                      1. 30% скидка на продукцию фирмы, которую продавцы получают после трёх отработанных в компании месяцев. После увольнения карточка со скидкой забирается.

                      2. Выдача бесплатной униформы 2 раза  в год, которую продавец потом оставляет себе.

                       3. Ежедневное вывешивания в комнате  персонала объёма продаж продукции  за смену, в рубля и процентах  от общего объёма продаж, с  указанием "среднего чека" и количеством продаж по конкурсной продукции. Выделение лучших продавцов, устное одобрение.

                          4. Ежедневное собрание, либо отдельные  беседы с директором или администратором. Напутствие на смену, похвала  продавцов с наилучшими показателями.

                          5. По истечении месяца, проведение директором или администратором личных бесед  с продавцами с худшими показателями продаж.

                          6. Еженедельная и ежемесячная  печать и вывешивания показателей  среди продавцов других магазинов. 

                 Построение количественных и объективных оценок деятельности персонала является сложной задачей для некоторых категорий сотрудников получить ее достаточно сложно. Но так как основной денежный оборот магазина формируется продавцами, то целесообразнее всего особое внимание обращать, прежде всего, на эффективность их работы.

                  Уровень объёма продаж за месяц  по каждому продавцу- консультанту  магазина за один месяц представлен  в таблице 2.2 с учётом объёма  продаж и отработанного времени  рассчитывается заработная плата.

Таблица 2.2 — Объем продаж магазина ООО «ЕвроСпортМода» за сентябрь 2014 года.

План продаж, тыс. руб.

Объем проданной продукции, тыс. руб.

Объем проданной продукции и от плана продаж, %

Средний чек

Кол-во проданных пар Colambia

Кол-во проданного

Merrel

Кол-во проданных носков Glissade

1

313

450

143.77

4

35

16

60

2

313

268.5

85.78

2

19

9

37

3

313

270

86.26

1.5

17

10

40

4

313

287

91.69

2

25

11

45

5

313

203

64.86

1.5

13

6

25

6

313

198

63.26

2

10

5

28

7

313

205

65.5

1.5

11

7

22

8

313

370

118.21

3.5

30

15

55

9

313

245

78.27

1.5

14

7

24

10

313

255

81.47

2.5

22

8

22


Продолжение таблицы

11

313

189

60.38

1.5

19

5

18

12

313

160

51.12

1.5

15

6

14

13

313

305

97.44

3

28

13

48

14

313

230

73.48

2

15

6

21

 

4382

3635.50

-

2.14

273

124

459


                  Из данных таблицы мы видим  что только 2 продавца- консультанта  выполняют план продаж, это заставляет задуматься об изменении мотивационной системы магазина.

                 В магазине существует информационные  системы, а именно программы КИС, Ware Commander, Asimut или макрос ReitGraf, которые позволяют получать любые данные по каждому продавцу за любой период времени, что делает возможным получение абсолютно точных количественных оценок работы торгового персонала. Импортируя данные в среду Exel легко получить соответствующие графики. В качестве исходных данных можно использовать либо личные продажи, либо отношение продаж к затраченному рабочему времени. Если же аналогичные график построить для проданных штук товаров, то очень легко и наглядно можно оценить способность продавцов к множественности покупок. В качестве критерия можно задавать и комплексность покупок в виде отношения количества проданных штук товаров к пробитым чекам. При желании директор магазина или по его поручению менеджера отделов могут получать и другие интересующие их показатели деятельности подчинённого торгового персонала. По своей сути получение подобных оценок является численным статистическим экспериментом, и как всякий эксперимент, он должен быть корректно проведён. А это значит, что все сотрудники, деятельность которых подвергается анализу, должны находится в одинаковых условиях. Например, если оценивается их результативность личных продаж, за какой-то период времени, например за месяц, то из анализа должны быть исключены те из продавцов кто болел, был в отпуске. Более удобен в этом смысле график производительности сотрудников, выражающийся в величине личного оборота, отнесённого к затраченному рабочему времени (критерий $/час). Фактически это "коэффициент полезного действия" продавца.  График этого критерия даже не требуется специально строить, так как он автоматически генерируется в файле ReitGraf. Он удобен ещё и тем что позволяет сравнивать между собой как штатных продавцов с полной занятостью, так и продавцов с частичной занятостью, так и продавцов неполной занятости, так называемых "почасовиков". А так же не требует исключать из анализа отпускников, продавцов, проболевших какой-то период времени. Причём, чем больше берётся временной отрезок для анализа, там точнее будут результаты.

                Данная система может дать  много полезной информации для построения системы мотивации торгового персонала. Однако, на наш взгляд, используется руководством организации недостаточно эффективно.


Основной целью создания ООО «ЕвроСпортМода» является осуществление коммерческой деятельности для получения прибыли. Период деятельности ООО «ЕвроСпортМода» в данной отрасли с момента регистрации общества составляет более 12 лет, с момента создания общества.

 Основные финансово-экономические показатели деятельности акционерного общества представлены в таблице 2.3

 

Таблица 2.3 — Финансово-экономические показатели деятельности

ООО «ЕвроСпортМода».

Наименование показателей

Единица измерения

2013 г.

2014 г.

Темпы роста, %

1

2

3

4

5

Реализовано товаров, всего

в том числе оказано услуг

 

3662,0

973,0

5122,1

1805,1

139,9

185,5

Выручка от реализации товаров, услуг

тыс. руб.

8507,0

14487,0

170,3

Себестоимость реализации товаров, услуг

тыс. руб.

6775,0

11941,0

176,3


Продолжение таблицы

Валовая прибыль

тыс. руб.

1732

2546

147

Коммерческие расходы

тыс. руб.

1598,0

2352,0

147,2

Прибыль (убыток) до налогообложения

 

тыс. руб.

 

15,4

 

365,0

 

237,0

Чистая прибыль

тыс. руб.

27,0

275,0

1018,5

Уплачено налогов, всего

тыс. руб.

466,0

657,0

141,0


 

Как видно из данных, приведенных в таблице 2.3, в 2014 году произошел рост основных экономических показателей деятельности общества по сравнению с 2013 годом. Выручка от реализации товаров и услуг возросла в 20148 году, темп ее роста составил 170,3%, что следует оценить положительно. Темп роста чистой прибыли выше темпа роста общей суммы прибыли, заработанной предприятием в 2014 году, что также, несомненно, оценивается положительно. И, конечно же, самый положительный момент связан с тем, что в 2014 году объем чистой прибыли увеличился, по сравнению с 2013 годом в 10 раз. Чем больше величина прибыли, выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому необходимо проанализировать и оценить динамику прибыли за отчетный период. В графическом виде динамика прибыли ООО «ЕвроСпортМода» представлена на рис. 2.1

Рисунок 2.1 —Динамика прибыли ООО «ЕвроСпортМода» за 2013-2014 гг.

 

Данные рисунка 2.1показывают, как изменились показатели прибыли в 2014 году по сравнению с 2013 годом. Изменения произошли существенные. Произошло это потому, что в 2013 году у предприятия возникли сложности, связанные с тем, что конкурент в борьбе за рынок сбыта, навязал низкие нерентабельные цены. Это способствовало росту объемов реализации. К факторам, сдерживающим дальнейший рост объемов реализации, относятся возрастающая стоимость товаров, услуг и транспортных услуг по доставке, доступность использования электроэнергии и других видов топлива, осуществляемая программа газификации района.  В 2014 году общество также получило доходы и от других видов деятельности, а также оказания услуг.

Также необходимо определить показатели рентабельности, так как они характеризуют эффективность работы предприятия в целом, а также доходность от различных видов деятельности. Определим рентабельность продукции за 2013 и 2014 гг. Определяется рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) по формуле:

                                         Rз =

*100%,                                           (2.1)

где  – прибыль от реализации до выплаты процентов и налогов;

         Зрп – сумма затрат по реализованной продукции.

  1. Rз2013= 134000:6775000 *100% =1, 9%.
  2. Rз2014=194000:11941000*100%=1, 6%.

Рассчитаем разницу между этими двумя показателями:

Rз2014- Rз2013=1,6%-1,9%= -0,3%.

Также необходимо определить рентабельность продаж за 2013-2014 гг. Формула рентабельности продаж (оборота) следующая:

                       Rоб= *100%,                                                                (2.2)  

где Врп – сумма полученной выручки.

  1. Rоб2013=134000:8507000*100%=1, 6%.
  2. Rоб2014=194000:14487000*100%=1, 3%.

Рассчитаем разницу: Rоб2014- Rоб2013=1, 3%-1, 6%=-0, 3%.

Таким образом, выяснилось, что рентабельность продукции снизилась в отчетном 2014 году по сравнению с показателем предыдущего года на 0,3%. Это связано с повышением себестоимости  проданных товаров и расходов отчетного периода. Также снизилась рентабельность продаж на 0,3%. Но чистая прибыль по итогам 2014 года увеличилась по сравнению с 2013 годом в 10 раз. Связано это с большой суммой прочих доходов, полученных предприятием в 2014 году. К таким доходам относятся: излишки запасных частей по результатам инвентаризации, выручка от реализации материалов от списания основных средств. Все эти доходы не связаны с основной деятельностью предприятия, а значит, носят временный характер и в следующем периоде их может не быть. Поэтому предприятию необходимо искать пути повышения прибыли от основной деятельности, которая связана с реализацией товаров, оказания услуг.

 Далее проведем анализ  ликвидности баланса, т.е. возможность предприятия обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства. Для этого необходимо сгруппировать средства актива баланса по степени убывающей ликвидности. Активы по степени ликвидности делятся на четыре группы:

  • наиболее ликвидные активы (денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения);
  • быстро реализуемые активы (товары отгруженные, дебиторская задолженность, налоги по приобретенным ценностям);
  • медленно реализуемые активы (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция);
  • труднореализуемые активы (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, расходы будущих периодов, незавершенное строительство, долгосрочная дебиторская задолженность).

Проанализируем ликвидность баланса на основе данных бухгалтерского баланса ООО «ЕвроСпортМода» за 2013-2014 гг. Группировка активов предприятия по степени их ликвидности представлена в таблице 2.4

 

  Таблица 2.4 — Группировка активов ООО «ЕвроСпортМода» по степени их ликвидности.

Вид актива

2013 г.

2014 г.

Денежные средства

53000

37000

Краткосрочные финансовые вложения

-

-

Итого (ТА 1):

53000

37000

Запасы – (расходы будущих периодов) - (товары отгруженные)

1410000

2102000

Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев

522000

1231000

Итого (ТА 2):

1932000

3333000

НДС по приобретенным ценностям

-

-

Товары отгруженные

-

-


 

Продолжение таблицы

Незавершенное строительство

-

-

Расходы будущих периодов

15000

34000

Доходные вложения в материальные ценности

-

-

Итого (ТА 3):

15000

34000

Краткосрочные финансовые вложения

-

-

Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев

-

-

Долгосрочные финансовые вложения

-

-

Прочие оборотные активы

-

-

Прочие внеоборотные активы

-

-

Итого (ТА 4):

-

-

Всего:

2000000

3404000


 

Из данных таблицы 2.4 мы видим, что суммы активов всех групп ликвидности в 2014 году увеличились по сравнению с данными 2013 года.

Данные таблицы 2.4 необходимы для расчета коэффициентов абсолютной ликвидности, быстрой ликвидности и текущей ликвидности.

  1. Коэффициент абсолютной ликвидности:

КАЛ=ТА 1:ТО, (2.3)

где ТА 1- сумма текущих активов первой группы;

         ТО- величина текущих обязательств.

КАЛ2013=53000:2840000=0,02

КАЛ2014=37000:3956000=0,01.

  1. Коэффициент быстрой ликвидности:

КБЛ=(ТА 1+ТА 2): ТО,                                                                (2.4)   

где  ТА 2 – текущие активы второй группы;

КБЛ2013 =(53000+1932000):2840000=0,7

КБЛ2014=(37000+3333000):3956000=0,8.

  1. Коэффициент текущей ликвидности:

КТЛ=ОА: ВТО,                                                                            (2.5) 

где ОА – величина оборотных активов,

          ВТО - внешние текущие обязательства

КТЛ2013=2000000:2840000=0,7

КТЛ2014=3404000:3956000=0,9.

Полученные данные сводятся в таблицу 2.5, и проводится оценка и анализ динамики показателей.

 

Таблица 2.5 — Показатели ликвидности ООО «ЕвроСпортМода».

Показатель

2013 год

2014год

Изменение

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,02

0,01

-0,01

Коэффициент быстрой ликвидности

0,7

0,8

0,1

Коэффициент текущей ликвидности

0,7

0,9

0,2


 

Анализируя данные таблицы 2.5, можно сделать вывод, что все коэффициенты очень низкие, по сравнению с рекомендуемыми нормативами. Коэффициент абсолютной ликвидности в 2013 году составил 0,02. Это означает, что предприятие может покрыть свои текущие обязательства, используя свои самые ликвидные активы, лишь на 2%, а в 2014 году этот показатель снизился до 0,01, что еще более ухудшает положение предприятия. С помощью наиболее ликвидных активов предприятие должно покрывать не менее 30% своих текущих обязательств, а в нашем случае наблюдается очень большая разница между нормативом и реальными показателями. По данным таблицы 2.5  значение коэффициента быстрой ликвидности выросло в 2014 году по сравнению с предыдущим годом. Это положительная тенденция, однако, оба значения ниже предлагаемого норматива, равного 1. Поэтому выводом в данной ситуации будет то, что предприятие может покрывать свои текущие обязательства за счет двух наиболее ликвидных групп активов на 80%, а в 2013 году могло лишь на 70%, а должны эти ликвидные активы покрывать обязательства на 100%. И, наконец, коэффициент текущей ликвидности, равный 0,7 в 2013 году и 0,9 в 2014 году, также, намного ниже норматива, который равен 2. Это означает, что предприятие может покрывать свои внешние обязательства общей величиной оборотных активов лишь на 30% и 90% соответственно. Необходимость того, что общая величина оборотных активов должна дважды покрывать текущие обязательства, обусловлена тем, что в составе оборотных активов находятся неликвидные статьи, а также те виды активов, которые экономически нецелесообразно использовать для погашения обязательств.

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия (на примере ООО «ЕвроСпортМода»)