Анализ финансового состояния организации (предприятия) ОАО "Смоленская обувная фабрика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в разработке конкретного плана мероприятий по улучшению финансового состояния ОАО «Смоленской обувной фабрики».
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать ряд промежуточных задач:
теоретические аспекты исследования финансового состояния предприятия
предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности;
характеристика имущества предприятия: основных и оборотных средств и их оборачиваемости, выявление проблем;
характеристика источников средств предприятия: собственных и заёмных;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты исследования финансового состояния предприятия 6
1.1. Понятия и сущность финансового состояния предприятия 6
1.2. Нормативно-правовая база финансовой деятельности предприятия 7
1.3. Динамика показателей финансовой устойчивости и платежеспособности промышленных предприятий 9
2. Анализ финансового состояния предприятия 15
2.1. Анализ динамики имущества и источников его формирования 15
2.2. Анализ финансовой устойчивости предприятия 19
2.2.1. Оценка финансовой ситуации на предприятии 19
2.2.2. Расчет и анализ коэффициентов финансовой устойчивости 24
2.3. Анализ платежеспособности предприятия 28
2.3.1. Анализ ликвидности активов 31
2.3.2. Анализ ликвидности баланса 33
2.4. Оценка вероятности банкротства предприятия 34
3. Основные направления улучшения финансового состояния предприятия и совершенствования методики финансового анализа 37
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 652.50 Кб (Скачать файл)

На основе расчетов видно, что предприятия имеет ограниченные возможности оплаты обязательств в интервале до 6 месяцев, как правило, риск неплатежеспособности дополняется кредитным риском и риском неустойчивости.

 

2.4. Оценка вероятности банкротства предприятия

Существует достаточно много методов  оценки вероятности банкротства, позволяющих  своевременно спрогнозировать банкротство и принять меры по его предотвращению. Для более глубокого анализа предприятии следует использовать не одну, а несколько методик и окончательную диагностику проводить на основе обобщения полученных результатов.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности определяется как коэффициент текущей ликвидности расчетный, деленный на коэффициент текущей ликвидности нормативный (равный двум). Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле:

                                 ,           (33)

где kтлК, kтлН  —  значение коэффициента текущей ликвидности на начало

             и конец отчетного периода;

       В – период восстановления или утраты платежеспособности (6 и 3 месяца);

       Т – отчетный период (12 месяцев).

Кр=((0,28-0,45)+0,28)* =0,055

    Полученное значение коэффициента восстановления платежеспособности меньше единицы, то предприятие ОАО «Смоленская обувная фабрика» не может восстановить платежеспособность и является практически банкротом.

Двухфакторная модель прогнозирования  банкротства разработана для средних производственных предприятий. В основе модели – два фактора: коэффициент текущей ликвидности  и коэффициент автономии.

                                     

Z2011=0,3872+0,2614*0,45+1,0595*0,097=0,60763   

Z2010=0,3872+0,2614*0,28+1,0595*0,0002=0,46

Z2009=0,3872+0,2614*0,42+1,0595*0,0007=0,498    

На основе шкалы оценки риска банкротства за весь период с 2011 по 2009 гг. предприятия имеет вероятность банкротства очень высокая (т.к

Z < 1,3257 )

Четырехфакторная модель Z-счета разработана для прогнозирования риска несостоятельности торгово-посреднических организаций:

                                     ,                (35)

Показатель X1 (доля чистого оборотного капитала в имуществе): (с. 1200 – с. 1500 / с. 1600 по данным формы 1).

Показатель X2 (рентабельность собственного капитала): с. 2400 формы 2 / с. 1300 формы 1 (чистая прибыль / собственные средства).

Показатель  X3 (коэффициент оборачиваемости активов): с. 2110 формы 2 / с. 1600 формы 1 (выручка от реализации / общая сумма активов).

Показатель X4 (норма прибыли): с. 2400 / (с. 2120 + с. 2210 + с. 2220) формы 2 (чистая прибыль / полная себестоимость).

 

2011

2010

Х1

(4707-10432)/11160=-0,513

 

(2547-9091)/9561=-0,684

Х2

252/728=0,346

-532/470=-1,13

Х3

24368/11160=2,18

9333/9561=0,976

Х4

252/-27704=-0,009

-532/-18101=0,029


Z2011=8,38*(-0,513)+0,346+0,054*2,18+0,63*(-0,009)=-3,84

Z2010=8,38*(-0,684)+(-1,13)+0,054*0,976+0,63*0,029=-6,789

На основании шкалы оценки риска банкротства Z < 0  –предприятие имеет вероятность банкротства максимальную т. е (90-100%);

Пятифакторная модель может  применяться для крупных предприятий обрабатывающей промышленности, в том числе машиностроения.

                                          .              (36)

В данной модели Х — коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (норматив >0,1). Порядок расчета показателя Х1: (с. 1300 – с. 1100) / с. 1200 – по данным формы 1.

Х2 — коэффициент текущей ликвидности (>2). Порядок расчета показателя Х2: с. 1200 / с.1500 – по данным формы 1.

Х3 — оборачиваемость капитала, характеризующая объем продаж на 1 руб. средств, вложенных в деятельность предприятия (>2,5). Порядок расчета показателя Х3: с. 2110 формы 2 / с. 1600 (1700) формы 1.

Х4 — коэффициент менеджмента, отношение прибыли от продаж к выручке (>0,44). Порядок расчета показателя Х4: с. 2200 / с. 2110 формы 2.

Х5 — рентабельность собственного капитала (>20% (0,2)). Порядок расчета показателя Х5: с. 2400 формы 2 / с. 1300 формы 1.

 

2011

2010

Х1

(728-6453)/4707=-1,216

(470-7014)/2547=-2,569

Х2

4707/10432=0,45

2547/9091=0,28

Х3

24368/11160=2,18

9333/9561=0,976

Х4

-3336/24368=-0,137

-8768/9333=-0,939

Х5

252/728=0,346

-532/470=-1,13


Z2011=2*(-1,216)+0,1*0,45+0,08*2,18+0,45*(-0,137)+0,346=-1,9286

Z2010=2*(-2,569)+0,1*0,28+0,08*0,976+0,45*(-0,939)-1,13=-6,585

Финансовое состояние предприятия с рейтинговым числом менее 1 характеризуется как неудовлетворительное как в 2011 и 2010 годах.

 

 

3. Основные  направления улучшения финансового  состояния предприятия и совершенствования методики финансового анализа

 

В условиях кризисной  финансовой ситуации восстановление финансового состояния предприятия осуществляется поэтапно.

1. Устранение неплатежеспособности является самой неотложной задачей в системе мер финансовой стабилизации. Обеспечивается двумя путями:

- уменьшением размера  текущих внешних и внутренних  финансовых обязательств организации в краткосрочном периоде, принятием на себя меньших по объему новых обязательств;

- увеличением суммы  денежных средств, обеспечивающих  погашение просроченных и исполнение  срочных обязательств [17. С.92].

Здесь применяется принцип  «отсечения лишнего», который требует сокращения размеров текущих потребностей в материально-технических, трудовых ресурсах и т. д.

Цель этого этапа  финансовой стабилизации считается  достигнутой, если устранена текущая  неплатежеспособность предприятия, т. е. объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде.

2. Восстановление финансовой  устойчивости. Неплатежеспособность 
организации может быть устранена в течение короткого периода за счет 
осуществления аварийных финансовых операций, но если сами 
причины неплатежеспособности, будут оставаться неизменными, вскоре организация снова может оказаться неплатежеспособной. Поэтому важно одновременно устранить негативные причины или резко ограничить их влияние на финансовую устойчивость организации.

Восстановление финансовой устойчивости организации в среднесрочном  периоде происходит как продолжение  реализации новых мер по сокращению потребления финансовых ресурсов и  увеличению положительного потока прироста собственных финансовых ресурсов [18. С.84].

Меры для сокращения объема потребления финансовых ресурсов:

- закрытие выпуска  нерентабельной продукции;

- снижением объема  инвестиций в деятельность организации;

- сокращением подразделений  аппарата управления;

- сокращением части вспомогательных и подсобных подразделений;

- обеспечением обновления  операционных внеоборотных активов 
преимущественно за счет их аренды (лизинга) и др. [16. С.117].

Увеличение притока  собственных финансовых ресурсов может  быть достигнуто за счет реализации, например, следующих мер:

- увеличения объема  выпуска рентабельной продукции;

- снижения себестоимости  выпускаемой продукции;

- оптимизации ценовой  политики организации;

- увеличения доли предоплаты  за отгружаемую продукцию;

- осуществления рациональной налоговой политики, обеспечивающей минимизацию налоговых платежей;

- проведения ускоренной  амортизации оборудования и др. [17. С. 66].

 Цель этого этапа  финансовой стабилизации считается  достигнутой, если предприятие  вышло на рубеж финансового равновесия, предусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры капитала и обеспечивающий достаточную его финансовую устойчивость, т. е. когда потребность и наличие денежных средств в обороте сбалансированы.

3. Обеспечение финансового  равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда организация обеспечила длительное финансовое равновесие в процессе 
своего функционирования, создала условия для самофинансирования, развития производства и устранения старых и возникающих новых угроз финансовому улучшению результатов деятельности организации.

Финансовая стабильность (равновесие) в длительном периоде  обеспечивается целым рядом мер:

- внедрением новых  видов рентабельной продукции;

- использованием эффективных видов материальных ресурсов для 
снижения себестоимости выпускаемой продукции;

- повышением качества  продукции и улучшением потребительских  свойств выпускаемой продукции;

- ускорением оборачиваемости  внеоборотных и оборотных активов;

- сокращением сроков расчетов за поставляемую продукцию;

- увеличением объема  выпуска за счет обновления  оборудования, 
использования новых технологий и др. [15. С.302].

Обеспечение финансовой устойчивости организации в длительном периоде за счет увеличения прибыли  создает хорошие условия для самофинансирования экономического роста организации и сокращения привлечения кредитных ресурсов. Таким образом, в исследуемом предприятии ОАО «Смоленская обувная фабрика» необходимо провести следующие меры:

1. Проведение ассортиментной  политики на основе маркетинговых исследований. Выявление основных возможностей повышение доходов фабрики за счет вывода на рынок обуви низкого и средне–низкого ценового сегмента. Выпуск новых коллекций обуви, отличающихся разнообразием моделей и ориентированных на более молодого покупателя.

2. Ценовая политика. Установление  конкурентоспособных цен, что  позволит закрепиться в низком  ценовом сегменте. Необходимо снижение  затрат: транспортных и командировочных,  оптимизация затрат на рекламу,  управленческих расходов, и т.д.

3. Брендовая политика. По данным исследований, 19% покупателей  отмечают, что обувь» некрасивая. По оценке покупателей, среди  магазинов Смоленска находится на предпоследнем месте по показателю «качество ассортимента» и является непрестижной маркой для молодой аудитории.

В условиях, когда обувной  рынок в своем росте останавливается, а кредитные ресурсы становятся менее доступными, «программы развития»  откладываются до лучших времен и  на первый план выходит «операционная  эффективность» - извлекать прибыль из того, что есть сейчас (существующая клиентская база в опте, торговые точки в рознице) и из того, что можно оптимизировать у себя внутри (бизнес - процессы, организационная структура, численность).

В связи с этим приоритетными  направлениями в обществе на ближайшую перспективу являются:

- удешевление обуви:  снижение переменных затрат за  счет замены используемых компонентов  обуви (комбинация материалов), пересмотра  цен с поставщиками сырья и  материалов, использования заказов  на более дешевый пошив обуви на сторонних площадках;

- снижение цеховых  и общехозяйственных затрат за  счет оптимизации организационной  структуры, процессов, численности  персонала;

- сегментация рынка  и концентрация инвестиций в  выборочных привлекательных сегментах; 

- пополнение товарного запаса за счет «слива» - закупка массы дешевой обуви для ее реализации через свою розницу;

- снизить потребность  в заемных средствах за счет  снижения переходящих остатков  обуви; снижения дебиторской задолженности;

- переход на кожи  отечественного производства;

- смена источника покупаемой / заказываемой обуви. 

Конкретные пути выхода предприятия из кризисной финансовой ситуации зависят от причин его несостоятельности. Поскольку большинство предприятий  разоряется по вине неэффективной государственной политики, то одним из путей финансового оздоровления предприятий должна быть государственная поддержка несостоятельных субъектов хозяйствования. Но ввиду дефицита государственного бюджета рассчитывать на эту помощь могут не все предприятия [19. С.174].

Таким образом, основными  направлениями совершенствования  результатов диагностики финансового  состояния предприятия в системе  антикризисного управления являются устранение неплатежеспособности, являющееся неотложной задачей в системе мер финансовой стабилизации, восстановление финансовой устойчивости, и, что особенно важно, обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. В условиях кризисной финансовой ситуации восстановление финансового состояния предприятия осуществляется поэтапно, и достигается реализацией определенных мер.

Необходимо проводить  антикризисный маркетинг: совершенствовать ассортиментную и ценовую политику, оперативно реагировать на изменения  ситуаций на рынке, определить приоритетные направления на ближайшую перспективу.

 

Заключение

Исследуемое предприятие  ОАО «Смоленская обувная фабрика» является крупнейшим в России производителем обуви. Такое положение позволяет строить компании довольно смелые планы, в том числе выход на мировой рынок. Однако с 2009 года по 2011 год фабрика ощутила приближение кризиса. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия показывают, что предприятие находится в убытке, и наблюдается тенденция снижения показателей. За счет повышения себестоимости товаров снизилась выручка от их продажи. Было сокращено количество персонала.

Информация о работе Анализ финансового состояния организации (предприятия) ОАО "Смоленская обувная фабрика"