Анализ эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы настоящей дипломной работы обусловлена тем, что главной целью отрасли здравоохранения является достижение ее конечного, полезного, необходимого обществу, продукта — высоких показателей здоровья людей. В связи с этим, специалисты в области общественного здоровья и здравоохранения должны располагать знаниями о том, что понимается под общественное здоровьем, какие факторы на него воздействуют и на основе экономико-статистических показателей разрабатывать наиболее эффективные организационные формы охраны здоровья населения.

Содержание работы

Введение
1. Современные тенденции финансирования здравоохранения в РФ
1.1 Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения
1.2 Финансовая деятельность лечебно-профилактического учреждения
2. Анализ экономической деятельности учреждений здравоохранения в РФ (на примере Чульманской городской больницы)
2.1 Характеристика финансово-экономического состояния бюджетной организации в динамике за 3 года
2.2 Анализ сметы расходов бюджетных средств больницы. Объемы расходов по обязательному медицинскому страхованию
2.3 Диагностика объемов платных услуг
2.4 Анализ эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств
2.5 Исследование структуры управления бюджетными и внебюджетными средствами учреждений здравоохранения в Нерюнгринском районе
3. Оценка эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств для медицинского обслуживания населения п. Чульман
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

204059.docx

— 253.32 Кб (Скачать файл)

 

Развитие системы оказания платных  медицинских услуг обусловило прирост  выручки от данной деятельности на 8780879 руб. в 2007 году и на 3421611 руб. в 2008 году. На мой взгляд, такое незначительное увеличение выручки в 2008 году по сравнению  с предыдущим связано в первую очередь с износом оборудования лучевой диагностики, что привело  к снижению количества услуг в  этой области на 42, а выручки –  на 5,1 %, а также с медленно продвигающимся капитальным строительством и ремонтом ЧГБ. На незначительный прирост выручки  также оказали влияние и социально-экономические факторы: снижение количества жителей, обслуживаемых больницей, экономический кризис и т.д.

Затраты учреждения на предоставление платных услуг возросли в 2007 году на 7694920 руб., а в 2008 году – на 2726107 руб. Значительная их часть относится  на оказанные специалистами консультации. Это объясняется тем, что стоимость  данного вида услуг устанавливается  централизованно и обязательна  для выполнения всеми учреждениями здравоохранения, оказывающими платные  медицинские услуги, что обусловило опережающий темп роста затрат по сравнению с ростом выручки. В  результате величина себестоимости  консультаций соответствует сумме  выручки, полученной от выполнения этих услуг, что означает отсутствие финансового  результата по ним. В 2008 году снижение затрат по сравнению с ростом выручки  свидетельствует о возможности  использования резервов по труду  или технике. В целом характер изменения показателей себестоимости  услуг в разрезе отделений  соответствует тому, что был выявлен  при анализе выручки.

За период 2007 года финансовый результат  увеличился в стоимостном выражении  на 1085959 руб., а за 2008 год – на 695504 руб. Наибольший рост отмечается по услугам, оказанным отделением функциональной диагностики, а также по операциям, выполненным консультативно-поликлиническим отделением, на что оказал влияние высокий спрос населения на данные виды услуг. Значительное снижение финансового результата показало отделение лучевой диагностики.

Представим диаграммы рентабельности платных услуг в ЧГБ за период 2006-2008 гг.

 

 

 

 

Таким образом, анализ финансового  состояния ЧГБ по результатам  расчетов показателей рентабельности выявил следующие результаты:

- в 2006 году уровень рентабельности  по отделению стабилен, в 2007 году  ценовая политика учреждения  была направлена на укрепление  позиций на рынке платных медицинских услуг и дополнительное привлечение пациентов, а следовательно, и денежных средств. Как видно из данных таблицы 2, уровень рентабельности по себестоимости сохранился по тем отделениям, услуги которых не являются массовыми и носят специфический характер. В итоге по всем отделениям наблюдается существенное увеличение количества оказанных услуг. Хотя и наблюдается незначительное уменьшение показателей рентабельности по ряду структурных подразделений, они остаются на высоком уровне, что позволяет судить об экономической эффективности предоставления платных услуг.

- в 2008 году, учреждение повышает  уровень рентабельности практически  по всем показателям за счет политики снижения затрат. Несмотря на то, что прирост количества оказанных услуг по сравнению с предыдущим годом был незначительным, уровень рентабельности вырос, что свидетельствует об устойчивом финансовом положении ЧГБ и правильно выбранной хозяйственно-экономической политике.

Дальнейший анализ финансово-экономического состояния ЧГБ и оценка эффективности  его деятельности по финансовым коэффициентам  приводится в п. 2.4 настоящей работы.

 

 

2.2 Анализ сметы расходов  бюджетных средств Чульманской  городской больницы. Объемы расходов  по обязательному медицинскому  страхованию

 

Анализ состава и структуры расходов исследуемого учреждения, приведенный в предыдущей главе только в общих чертах отражает их использование.

Приведем сравнительный анализ сметных расходов в динамике за три  года в таблице 3.

 

 

Таблица 3. Состав и структура сметных назначений больницы за 2006-2008 гг.

Номера подстатей

Подстатьи расходов

2006

2007

2008

Отклонение 2007 от 2006

Отклонение 2008 от 2007

абсолют. тыс.руб.

отн., %

абсолют. тыс.руб.

отн., %

1.10.01.00

Оплата труда рабочих и служащих

16069,80

26384,50

24011,30

10314,7

64,2

-2373,2

-9,0

1.10.02.00

Начисления на оплату труда

5010,00

8013,20

6020,50

3003,2

59,9

-1992,7

-24,9

1.10.03.00

Приобретение предметов снабжения, расходных материалов

12110,90

23052,20

54124,70

10941,3

90,3

31072,5

134,8

1.10.03.01

В том числе:

канцелярские принадлежности, материалы  и предметы для текущих хозяйственных  целей

2129,50

2502,70

4210,30

373,2

17,5

1707,6

68,2

1.10.03.02

медикаменты и перевязочные средства

4290,60

7100,50

29350,40

2809,9

65,5

22249,9

313,4

1.10.03.03

мягкий инвентарь и обмундирование

93,00

125,60

354,20

32,6

35,1

228,6

182,0

1.10.03.04

продукты питания

5081,70

10124,70

13052,60

5043,0

99,2

2927,9

28,9

1.10.03.05

прочие расходные материалы и  предметы снабжения

516,10

3198,70

7157,20

2682,6

519,8

3958,5

123,8

1.10.04.00

Командировки и служебные разъезды

65,40

52,50

120,10

-12,9

-19,7

67,6

128,8

1.10.05.00

Оплата транспортных услуг

2058,8

2983,40

4121,50

924,6

44,9

1138,1

38,1

1.10.06.00

Оплата услуг связи

39,0

42,00

46,00

3,0

7,7

4,0

9,5

1.10.07.00

Оплата коммунальных услуг

6366,1

7560,20

8200,00

1194,1

18,8

639,8

8,5

1.10.10.00

Прочие текущие расходы на закупки  товаров и оплату услуг

668,9

493,70

17472,30

-175,2

-26,2

16978,6

3439,1

Итого расходов:

42388,9

68581,70

114116,40

26192,8

61,8

107264,7

156,4

2.40.01.00

Приобретение оборудования и предметов  длительного пользования

1446,6

56320,30

46321,20

54853,7

3791,9

-9999,1

-17,8

2.40.03.00

Капитальный ремонт

153593,1

123695,30

104879,10

-29897,8

-19,5

-18816,2

-15,2

Итого капитальные расходы

155039,7

180015,60

151200,30

24975,9

16,1

-28815,3

-16,0

Всего:

197428,6

248597,30

265316,70

51168,7

10,7

16719,4

6,7


 

Динамика финансирования больницы в целом положительна, так как  в 2007 году финансирование возросло на 10,7 % по сравнению с предыдущим, а  в 2008 году – на 6,7 %.

Анализ динамики сметных расходов позволяет сделать следующие  выводы о финансово-экономической  политике учреждения. В 2006 году значительная часть сметных расходов была запланирована  на капитальный ремонт и достройку  сооружений. Из текущих расходов на этот год наиболее значительную часть  составляют статьи оплаты труда и  начислений. Начиная с 2007 года, управление учреждения ведет политику увеличения текущих расходов за счет снижения капитальных затрат. В 2007 году бюджетные  средства также предполагалось вкладывать в покупку основных средств: автомобилей, компьютерной техники, а также медицинского оборудования, поскольку основная часть  медицинского оборудования больницы изношена и неисправна. В 2008 году, поскольку  большая часть предполагаемых капитальных  преобразований завершена, управление учреждения планирует вложить основную часть текущих бюджетных средств  в медикаменты и другие предметы снабжения, благодаря чему был значительно  пополнен склад медикаментов. Увеличение плановых прочих расходов предполагало в этот период замену электроснабжения в зданиях стационара и поликлиник. Увеличение плановых расходов на транспортные услуги произошло вследствие того, что в эту статью учреждение также  включает расходы на собственные  транспортные средства и содержание гаражного хозяйства, которые были дооборудованы в предыдущие два  года, а следовательно потребовали  более высоких затрат. В 2008 году также  администрацией было запланированы  переподготовка и повышение квалификации младшего медицинского персонала за счет бюджетных средств, что также  повысило прочие расходы, а также  расходы на командировку.

Изучение соотношения между  плановыми, кассовыми и фактическими расходами позволяет выявлять причины, направления и размеры отклонений расходов, возникающих в процессе исполнения сметных назначений.

Как отмечалось ранее, фактические  расходы – это затраты отчетного  периода на содержание бюджетного учреждения. Их изучение позволяет судить об эффективности  использования бюджетных средств, устанавливать степень соответствия расходов объему выполненных учреждением  работ или услуг.

Кассовыми расходами называются затраты  в пределах сумм, выданных банком бюджетному учреждению наличными деньгами или  в порядке безналичных расчетов через систему казначейства.

Анализ соотношения между кассовыми  и фактическими расходами проводится в целом по смете и отдельным  ее статьям с использованием данных отчета об исполнении сметы расходов, баланса об исполнении сметы расходов, аналитических карточек кассовых и  фактических расходов по отдельным  статьям и видам.

Проведем сравнительный анализ соотношения между кассовыми  и фактическими расходами за 3 года и проанализируем причины возникновения  отклонений.

В анализируемой больнице в 2006 был  допущен значительный фактический  перерасход средств по заработной плате  при небольшом кассовом недорасходе. Причинами этого являются рост депонентской задолженности и увеличение размера  оплаты труда. По элементу «Медикаменты и перевязочные средства» кассовые расходы совпадают со сметными назначениями, а фактические превышают их на 3%. Причина сверхсметных расходов –  увеличение расхода медикаментов за счет использования их остатков на складе. Фактические расходы на питание  превышают сметные назначения, а  кассовые соответствуют им. Превышение вызвано увеличением количества койко-дней работы больницы. Кроме того, больница приняла меры к снижению запаса продуктов питания на складе. Кассовые расходы по оплате транспортных услуг полностью соответствуют  сметным назначениям. Однако фактические  меньше их. Это связано с возникновением дебиторской задолженности за автобазой. Наиболее значительные отклонения от сметы допущены по расходам на капитальный  ремонт производственных объектов. При  их оценке следует обратить внимание, что подрядная строительная организация на объекте ремонта начала действовать только в конце года. Строительные материалы были приобретены, но на протяжении года не использовались. Выполненные работы были оплачены лишь по частичной готовности. За строительными организациями образовалась дебиторская задолженность.

2007 год в исследуемой больнице  характеризуется обширным возникновением  кредиторской задолженности по  многим показателям: задолженность  перед персоналом по оплате  труда (начисления) - это связано с начислением заработной платы за декабрь, срок выплаты которой наступит в январе 2008 года. По анализу также можно увидеть, что возникла кредиторская задолженность перед компаниями по поставке медикаментов и продуктов питания. Превышение кассовых расходов над фактическими по статье «Оплата труда рабочих и служащих» в 2007 году свидетельствует об увеличении количества работников в данном учреждении. Превышение кассовых расходов над плановыми по оплате услуг связи и коммунальных услуг говорит об увеличении стоимости этих услуг в 2007 году, например, изменение тарификации услуг связи. По капитальным затратам фактические расходы также превышают кассовые по причинам, вызвавшим эти нарушения в 2006 году.

В 2008 году фактические расходы больницы превысили плановые и кассовые. Рассмотрим баланс расходов по статьям. Превышение фактических расходов над плановыми  и кассовыми по статье «Оплата  труда рабочих и служащих»  связана с увеличением заработной платы медицинских работников в  этот период. Это оправдано необходимостью обеспечивать воспроизводство рабочей  силы в связи с инфляцией, а  также увеличением качества выполняемых  работ и услуг. По статье «Начисления  на оплату труда» фактические расходы  также превышают кассовые. Это  произошло вследствие того, что на отчетную дату исследуемое учреждение не перечислило ФСЗН разницу между  суммой начислений и выплатой по больничным листам и пенсией. По приобретению предметов  снабжения и материалов кассовые расходы превышают фактические, так как на отчетную дату образовалась дебиторская задолженность за счет неполучения от поставщиков уже  оплаченных материальных ценностей. Это  является следствием недостатков в  работе по контролю за состоянием расчетной  дисциплины по поставкам. По командировочным  расходам фактические расходы превышают  кассовые и плановые, так как сотрудник, уехавший в командировку в конце  года, израсходовал средств больше, чем получил из кассы учреждения, отчитался по командировке, но учреждение не успело возместить ему размер превышения средств. Превышение кассовых расходов над фактическими по статье приобретения основных средств произошло вследствие того, что учреждение реализовало  неиспользуемое оборудование, но не успело зачислить на счет вырученные денежные средства. По затратам на капитальный  ремонт и строительство на конец  года образовалась дебиторская задолженность, так как в отчетном периоде  услуги подрядных и ремонтных  бригад были предоплачены.

Приведем сводный анализ исполнения сметных назначений за период 2006-2008 гг. в таблице 4. Нормативный показатель исполнения сметных назначений равен 100%.

 

 

 

Таблица 4. Сводный анализ исполнения сметных назначений за период 2006-2008 гг.

Наименование статьи расходов

2006 год

2007 год

2008 год

Исполнение

Сумма (кассовые расходы), тыс.руб.

Исп-е сметы, %

Исполнение

Сумма (кассовые расходы), тыс.руб.

Исп-е сметы, %

Исполнение

Сумма (кассовые расходы), тыс.руб.

Исп-е сметы, %

оплата труда рабочих и служащих

16069,80

16047,1

99,9

26384,50

26384,50

100,0

24011,30

24011,30

100,0

начисления на оплату труда

5010,00

4892,2

97,6

8013,20

8005,6

99,9

6020,50

6020,50

100,0

приобретение предметов снабжения  и расходных материалов

12110,90

12109,7

99,9

23052,20

23003,3

99,8

54124,70

54131,40

100,01

В том числе:

канцелярские принадлежности

2129,50

2128,3

99,9

2502,70

2502,7

100,0

4210,30

4210,3

100,0

медикаменты и перевязочные средства

4290,60

4290,6

100,0

7100,50

6891,5

97,1

29350,40

29357,10

100,02

мягкий инвентарь и обмундирование

93,00

93,0

100,0

125,60

125,6

100,0

354,20

354,20

100,0

продукты питания

5081,70

5081,7

100,0

10124,70

10096,7

99,7

13052,60

13052,60

100,0

прочие расходные материалы и  предметы снабжения

516,10

516,1

100,0

3198,70

3198,7

100,0

7157,20

7157,2

100,0

Командировочные расходы

65,40

65,4

100,0

52,50

52,5

100,0

120,10

120,10

100,0

Оплата транспортных услуг

2058,80

2058,8

100,0

2983,40

2983,40

100,0

4121,50

4090,8

99,3

Оплата услуг по связи

39,00

34,9

89,5

42,00

43,10

102,6

46,00

46,0

100,0

Оплата коммунальных услуг

6366,10

6362,2

99,9

7560,20

7812,20

103,3

8200,00

8200,00

100,0

Прочие текущие расходы

668,90

662,0

99,0

493,70

493,70

100,0

17472,30

17472,30

100,0

Капитальные расходы

155039,7

155039,0

99,9

180015,6

180015,6

100,0

151200,3

150171,4

99,3

Итого

197428,6

197271,3

99,9

248597,3

248793,9

100,1

265316,7

264263,8

99,6

Оплата коммунальных услуг

6366,10

6362,2

99,9

7560,20

7812,20

103,3

8200,00

8200,00

100,0

Прочие текущие расходы

668,90

662,0

99,0

493,70

493,70

100,0

17472,30

17472,30

100,0

Капитальные расходы

155039,7

155039,0

99,9

180015,6

180015,6

100,0

151200,3

150171,4

99,3

Итого

197428,6

197271,3

99,9

248597,3

248793,9

100,1

265316,7

264263,8

99,6

Информация о работе Анализ эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств