Анализ эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы настоящей дипломной работы обусловлена тем, что главной целью отрасли здравоохранения является достижение ее конечного, полезного, необходимого обществу, продукта — высоких показателей здоровья людей. В связи с этим, специалисты в области общественного здоровья и здравоохранения должны располагать знаниями о том, что понимается под общественное здоровьем, какие факторы на него воздействуют и на основе экономико-статистических показателей разрабатывать наиболее эффективные организационные формы охраны здоровья населения.

Содержание работы

Введение
1. Современные тенденции финансирования здравоохранения в РФ
1.1 Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения
1.2 Финансовая деятельность лечебно-профилактического учреждения
2. Анализ экономической деятельности учреждений здравоохранения в РФ (на примере Чульманской городской больницы)
2.1 Характеристика финансово-экономического состояния бюджетной организации в динамике за 3 года
2.2 Анализ сметы расходов бюджетных средств больницы. Объемы расходов по обязательному медицинскому страхованию
2.3 Диагностика объемов платных услуг
2.4 Анализ эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств
2.5 Исследование структуры управления бюджетными и внебюджетными средствами учреждений здравоохранения в Нерюнгринском районе
3. Оценка эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств для медицинского обслуживания населения п. Чульман
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

204059.docx

— 253.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Данные таблицы позволяют сделать  вывод о достаточной эффективности  использования бюджетных средств  в исследуемом периоде, так как  показатели исполнения сметы достаточно высоки и практически не отклоняются  от норматива.

Финансирование бюджетных учреждений здравоохранения почти на 50% происходит за счет средств обязательного медицинского страхования.

Медицинское страхование как форма  социальной защиты интересов населения  в охране здоровья – это система  мероприятий по формированию специальных  страховых фондов, предназначенных  только для финансирования медицинской  помощи, оказываемой в рамках страховых  программ.

Цель медицинского страхования  – гарантировать медицинскую  помощь за счет накопленных средств  и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинскую помощь в рамках программ ОМС имеет право получить каждый гражданин, для чего ему выдается документ, обеспечивающий такое право  – страховой медицинский полис.

Добровольное медицинское страхование  является важным видом финансово-коммерческой деятельности, регулируемой Федеральным  Законодательством.

Страховая защита осуществляется в  процессе взаимодействия участников системы  страхования:

  1. Страхователи (органы исполнительной власти субъектов федерации и муниципальных образований, осуществляющие платежи за неработающее население; работодатели, отчисляющие взносы за работающее население; отдельные граждане – при добровольном страховании).
  2. Страховые органы (фонды обязательного медицинского страхования).
  3. Лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медицинскую помощь застрахованным согласно договоров со страховщиками.

Исследуем структуру расходов по обязательному медицинскому страхованию в динамике за 2006-2008 гг. в таблице 5.

 

 

Таблица 5. Состав и структура расходов по ОМС за 2006-2008 гг.

Номера подстатей

Подстатьи расходов

2006

2007

2008

Отклонение 2007 от 2006

Отклонение 2008 от 2007

абсолют. тыс.руб.

отн., %

абсолют. тыс.руб.

отн., %

1.10.01.00

Оплата труда рабочих и служащих

14759,6

22365,2

22626,8

7605,6

51,5

261,6

1,2

1.10.02.00

Начисления на оплату труда

4634,7

6582,1

5817,3

1947,4

42,0

-764,8

-11,6

1.10.03.00

Приобретение предметов снабжения, расходных материалов

10023,0

18244,6

45921,5

8221,6

82,0

27676,9

151,7

1.10.03.01

В том числе:

канцелярские принадлежности, материалы  и предметы для текущих хозяйственных  целей

1011,2

1924,6

3954,6

913,4

90,3

2030,0

105,5

1.10.03.02

медикаменты и перевязочные средства

4254,3

6829,6

26211,3

2575,3

60,5

19381,7

283,8

1.10.03.03

мягкий инвентарь и обмундирование

71,2

93,0

320,7

21,8

30,6

227,7

244,8

1.10.03.04

продукты питания

4124,6

8944,5

11215,6

4819,9

116,9

2271,1

25,4

1.10.03.05

прочие расходные материалы и  предметы снабжения

561,7

452,9

4219,3

-108,8

-19,4

3766,4

831,6

1.10.04.00

Командировки и служебные разъезды

34,0

51,3

91,2

17,3

50,9

39,9

77,8

1.10.05.00

Оплата транспортных услуг

1821,3

1805,6

3211,3

-15,7

-0,9

1405,7

77,9

1.10.06.00

Оплата услуг связи

21,0

26,4

41,0

5,4

25,7

14,6

55,3

1.10.07.00

Оплата коммунальных услуг

6215,4

3944,8

7893,4

-2270,6

-36,5

3948,6

100,1

1.10.10.00

Прочие текущие расходы на закупки  товаров и оплату услуг

350,0

484,6

13867,8

134,6

38,4

13383,2

2761,7

Итого расходов:

37859,7

53504,6

99470

15644,9

41,3

45965,4

85,9

2.40.01.00

Приобретение оборудования и предметов  длительного пользования

1321,3

52514,3

35913,5

51193

3874,4

-16600,8

-31,6

2.40.03.00

Капитальный ремонт

82801,9

118704,0

105203,8

35902,1

43,4

-13500,2

-11,4

Итого капитальные расходы

84123,2

171218,3

141117,3

87095,1

103,5

-30101,0

-17,6

Всего:

121982,9

224722,9

240587,6

102740,0

84,2

15864,7

6,6


 

 

Анализ динамики структуры расходов по ОМС в общем подтверждает политику учреждения, т.е. постепенное сокращение капитальных расходов и увеличение текущих. Общие показатели изменения  структуры расходов по ОМС в динамике за три года похожи на показатели изменения  структуры расходов по бюджетным  средствам. Основные расходы направлены на оплату труда и приобретение предметов  снабжения. Динамика финансирования ОМС  в общем положительная: в 2007 году финансирование за счет средств ОМС  увеличилось на 84,2 % по сравнению  с предыдущим, а в 2008 году - на 6,6 %. Такое изменение в показателях, на мой взгляд, обусловлено новой региональной политикой Республики Саха, распространяющейся на все ее регионы, в том числе Нерюнгринский, и заключающейся в постепенном увеличении финансирования здравоохранения за счет средств ОМС и переходе на подушевой расчет выделяемых средств.

Анализ отклонения кассовых расходов от фактических и плановых в данном случае не проводится, так как они  практически полностью соответствуют  друг другу. Это говорит о повышении  финансовой дисциплины в исследуемом  учреждении и об отсутствии задолженности  как кредиторской, так и дебиторской.

Удельный вес объема расходов по ОМС в общих расходах больницы отразим в таблице 6.

 

Таблица 6. Анализ удельного веса расходов на обязательное медицинское страхование за исследуемый период

Расходы

2006 год

2007 год

2008 год

Отклонение

сумма, тыс. руб.

в % к итогу

сумма, тыс. руб.

в % к итогу

сумма, тыс. руб.

в % к итогу

2007 от 2006 гг

2008 от 2007 гг

по сумме, тыс. руб.

в % к итогу

по сумме, тыс. руб.

в % к итогу

Всего фактических текущих расходов

44695,5

100,0

68022,5

100,0

116743,8

100,0

23327,0

-

48721,3

-

Расходы на ОМС

37859,76

84,7

53504,62

78,7

99470,32

85,2

15644,86

-6,0

45965,7

6,5

Расходы на платные услуги

6713,33

15,0

14408,25

21,1

17134,36

14,7

7694,92

6,1

2726,11

-6,4

Прочие расходы

122,41

0,3

109,63

0,2

139,12

0,1

-12,78

-0,1

29,49

-0,1


 

Из анализа можно сделать  выводы, что расходы на обязательное медицинское страхование занимают значительную долю в общей сумме  расходов. В 2007 году удельный вес расходов ОМС незначительно снизился, за счет чего выросла доля расходов на платные  услуги, объем которых вырос в  этом периоде , но в 2008 году его доля опять увеличилась и достигла 85,2 %. Если соотносить объемы расходов на обязательное медицинское страхование  в общей структуре расходов больницы с объемом финансирования за счет источников ФОМС, можно заметить, что  удельный вес расходов ОМС превышает  удельный вес финансирования ОМС  почти в 2 раза. Это говорит о  высоком спросе на медицинские услуги в п. Чульман и достойном уровне обслуживания населения за счет привлечения  дополнительных источников финансирования.

 

2.3 Диагностика объемов  платных услуг

 

Объем и структура доходов от платных услуг в общем виде проанализирована в п.2.1. Проведем анализ структуры и объемов внебюджетных доходов и расходов в исследуемом  периоде и удельный вес доходов  платных услуг в общем количестве внебюджетных поступлений.

Внебюджетными средствами называют доходы, образующиеся в результате деятельности бюджетных учреждений или эксплуатации принадлежащих им зданий, помещений  и инвентаря. Бюджетные учреждения, имеющие внебюджетные средства, составляют сметы доходов и расходов по каждому  виду внебюджетных средств по утвержденной Министерством финансов форме. Доходы, получаемые от хозяйственной деятельности, не включаются в государственный  или местный бюджеты и расходуются  строго по целевому назначению в соответствии со сметой доходов и расходов.

В доходную часть сметы включаются планируемые поступления денежных средств по видам. В расходной  части предусматриваются планируемые  расходы по этой деятельности с распределением по статьям бюджетной классификации. Расходы по смете не могут превышать  суммы, предусматриваемой в доходной части.

В рассматриваемой ЧГБ доходы получают из следующих источников: платные  медицинские услуги населению, консультации, аренда свободных площадей своих  зданий: буфеты, киоски, аптеки, другие доходы: спонсорская и гуманитарная помощь, доходы при сдаче стеклотары и др.

В качестве источников информации при  анализе внебюджетных средств используются сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам (сводные за 2006-2008 гг.), ежеквартальные и годовые отчеты. К этим документам прилагаются подтверждающие их расчеты  и калькуляции бухгалтерии.

Анализ внебюджетных средств решает следующие задачи:

1) изучение производственных показателей  по каждому источнику внебюджетных  средств;

2) выявление соответствия сумм  полученных доходов суммам осуществленных  расходов;

3) изучение соблюдения сметно-финансовой  дисциплины по сметам доходов  и расходов по внебюджетным  средствам;

4) разработка мероприятий, направленных  на повышение эффективности использования  внебюджетных средств, а также  производственно-хозяйственной деятельности.

Изучение внебюджетных средств  больницы целесообразно начинать с  анализа источников их образования. При анализе необходимо проверить  правильность получения доходов, сверить  с утвержденным перечнем разрешенных  видов деятельности и оценить  роль внебюджетных средств в общем  объеме финансирования больницы. Результаты о доле внебюджетных средств в  общем объеме финансирования приведены  в таблице 7.

 

Таблица 7. Доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Бюджетное финансирование

197428,6

248597,3

265316,7

Доход из внебюджетных источников (план), тыс.руб.

2192,00

3924,00

5210,00

Доход по платным услугам (план), тыс.руб.

1498,00

2602,00

3290,00

Планируемая доля внебюджетного дохода в общем объеме финансирования, %

1,1

1,55

1,92

Планируемая доля платных услуг в  общем объеме финансирования, %

0,75

1,03

1,21

Доход из внебюджетных источников (факт), тыс.руб.

2194,6

3856,3

6121,6

Доход по платным услугам (факт), тыс.руб.

1500,8

2586,7

3282,2

Фактическая доля внебюджетного дохода в общем объеме финансирования, %

1,1

1,53

2,26

Фактическая доля платных услуг в  общем объеме финансирования, %

0,75

-1,02

1,21

Отклонение фактической доли внебюджетного  дохода от плановой, %

-

-0,02

0,34

Отклонение фактической доли платных  услуг от плановой, %

-

-1,01

-


 

Как видно из таблицы, в 2006 году доля внебюджетных средств в общем  объеме финансирования полностью соответствует  плановой, несмотря на то, что сумма  фактических доходов незначительно  превышает сумму планируемых. В 2007 году сумма и удельный вес внебюджетных средств в общем объеме финансирования незначительно уменьшилась по отношению  к плановой, а в 2008 году опять незначительно  увеличилась. Из таблицы также видно, что ежегодное увеличение удельного  веса внебюджетных доходов в общем  объеме финансирования свидетельствует  о расширении спектра внебюджетных источников дохода больницы.

На следующем этапе изучают  состав, структуру и динамику доходов  по видам внебюджетной деятельности. Для этого используют информацию Отчета об исполнении сметы доходов  и расходов по внебюджетным средствам.

ЧГБ имеет несколько источников финансирования внебюджетных средств. Наибольший удельный вес из них занимают платные услуги. Из доля в общей  сумме внебюджетных средств составляет 50 и более %. В 2008 году доля платных  услуг снизилась по сравнению  с предыдущим периодом. Это связано  с общим социально-экономическим  кризисом в стране, что привело  к снижению спроса на платные медицинские  услуги, а также с износом и  частыми поломками оборудования некоторых наиболее используемых сфер деятельности больницы, например, оборудование для лучевой диагностики. В 2008 году значительно выросла доля арендных выплат по сравнению с предыдущими  периодами. ЧГБ в этот период почти  закончила капитальный ремонт помещений  и строительство новых корпусов, после чего появилась значительная часть неиспользуемых арендных площадей. Удельный вес спонсорской и гуманитарной помощи, а также других доходов  значительных изменений в исследуемом  периоде не выявил.

В процессе анализа исполнения сметы  внебюджетных средств исходят из того, что они направляются на цели, установленные при их образовании. Размер расходов определяется по каждому  виду внебюджетных средств в соответствии с объемом работы и учетом необходимости  соблюдения режима экономии и хозяйственной  целесообразности использования ресурсов. Расходы осуществляются раздельно  по каждому виду внебюджетных средств  в пределах их остатка. Поэтому сумма  расходов не может перекрываться  доходами по другим видам внебюджетных средств.

Следующая задача анализа – изучение структуры и динамики расходов по внебюджетным средствам в разрезе  статей, подстатей и элементов  экономической классификации.

 

Таблица 8. Анализ фактических расходов за счет внебюджетных средств и их отклонений в 2006-2007 гг.

Показатели

2006 год

2007 год

Отклонения 2007 от 2006

Сумма, тыс.руб.

Сумма, тыс.руб.

По сумме, тыс.руб.

% к 2006

Расходы, всего

2194,6

3856,3

1661,7

75,72

Оплата труда рабочих и служащих

724,22

1060,48

336,26

46,43

Начисления на оплату труда

261,16

358,64

97,48

37,33

Приобретение предметов снабжения  и расходных материалов

759,33

1149,18

389,85

51,34

В том числе:

Канцелярские принадлежности

274,33

582,3

307,97

112,26

Медикаменты и перевязочные средства

267,74

401,06

133,32

49,79

Мягкий инвентарь и обмундирование

63,64

19,28

-44,36

-69,7

Продукты питания

151,43

146,54

-4,89

-7,68

Прочие расходные материалы и  предметы снабжения

2,19

3,86

1,67

72,26

Командировочные расходы

2,2

3,9

1,7

77,27

Оплата транспортных услуг

6,58

7,71

1,13

17,7

Оплата услуг по связи

43,89

19,28

-24,61

-56,07

Оплата коммунальных услуг

98,76

30,85

-67,91

-68,76

Прочие текущие расходы

298,46

524,46

226,0

75,7

Капитальные расходы

-

701,8

701,8

-

Информация о работе Анализ эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств