Анализ эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы настоящей дипломной работы обусловлена тем, что главной целью отрасли здравоохранения является достижение ее конечного, полезного, необходимого обществу, продукта — высоких показателей здоровья людей. В связи с этим, специалисты в области общественного здоровья и здравоохранения должны располагать знаниями о том, что понимается под общественное здоровьем, какие факторы на него воздействуют и на основе экономико-статистических показателей разрабатывать наиболее эффективные организационные формы охраны здоровья населения.

Содержание работы

Введение
1. Современные тенденции финансирования здравоохранения в РФ
1.1 Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения
1.2 Финансовая деятельность лечебно-профилактического учреждения
2. Анализ экономической деятельности учреждений здравоохранения в РФ (на примере Чульманской городской больницы)
2.1 Характеристика финансово-экономического состояния бюджетной организации в динамике за 3 года
2.2 Анализ сметы расходов бюджетных средств больницы. Объемы расходов по обязательному медицинскому страхованию
2.3 Диагностика объемов платных услуг
2.4 Анализ эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств
2.5 Исследование структуры управления бюджетными и внебюджетными средствами учреждений здравоохранения в Нерюнгринском районе
3. Оценка эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств для медицинского обслуживания населения п. Чульман
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

204059.docx

— 253.32 Кб (Скачать файл)

 

Из анализа ликвидности и  деловой активности учреждения за 2006-2008 года можно сделать следующие  выводы: ни один из коэффициентов не соответствует нормативу, что в  принципе характерно для бюджетного учреждения такого типа. Коммерческая деятельность ЧГБ только развивается, в основном медицинские учреждения направлены на оказание бесплатных услуг, поэтому коэффициент эффективности  управления предприятием более чем  в 2 раза меньше норматива. Количество основных фондов учреждения невелико для больницы такого огромного масштаба, оборудование и сооружения ветхие, требуют ремонта, обновления и дополнительных вложений, поэтому коэффициент обеспеченности собственными средствами ниже нуля и  имеет отрицательную динамику. В 2008 году показатели ликвидности обретают положительную динамику. Это говорит  о том, что повысилась эффективность  управления средствами, уменьшилась  кредиторская задолженность учреждения, увеличились основные и оборотные  средства, снизилась себестоимость  платных услуг, повысилось количество источников дохода. Дальнейшая экономическая политика ЧГБ предполагает увеличение спектра платных услуг за счет закупки медицинского диагностического оборудования и медикаментов: рентгеноаппаратов, лабораторного оборудования, новейших стоматологических препаратов и т.д.

Эффективность деятельности предприятия  и распределения средств характеризуется  показателями эффективности по производственным показателям, важнейшие из которых  приведены в таблице 14.

 

 

Таблица 14. Показатели производственной эффективности учреждения в 2006-2008 гг

Коэффициенты

2006

2007

2008

Отклонение 2007 от 2006

Отклонение 2008 от 2007

абс.

отн.,%

абс.

отн., %

Эффективность использования основных фондов

Фондорентабельность

0,09

0,1

0,14

0,01

11,1

0,04

40,0

Коэффициент износа оборудования

0,17

0,21

0,36

0,04

23,5

0,15

71,4

Коэффициент использования наличного  оборудования

0,93

0,8

0,96

-0,13

-14,0

0,16

20,0

Эффективность использования материальных ресурсов

Коэффициент обеспеченности запасами

0,8

0,81

0,87

0,01

1,25

0,06

7,4

Коэффициент эффективности использования  материалов

1,1

1,3

2,3

0,2

18,2

1,0

76,9

Эффективность использования трудовых ресурсов

Обеспеченность трудовыми ресурсами

89

93

81

4

4,5

-12

-12,9

Рентабельность персонала

4146

6991

9142

2845

68,6

2151

23,5


 

В показателях хозяйственной деятельности больницы присутствует положительная  динамика. По показателям использования  основных фондов можно сделать следующие  выводы: основные фонды учреждения сильно изношены, хотя в динамике постоянно  обновляются, так как в 2006-2007 году политика предприятия как раз  была направлена на повышение стоимости  основных фондов: закупку оборудования, капитального ремонта и достройки  сооружений. Коэффициент использования  наличного оборудования больницы достаточно высок, это говорит об эффективности  его загрузки. Спад этого показателя произошел только в 2007 году, когда  некоторые виды оборудования: оборудование лучевой диагностики, аппараты лабораторных исследований были в ремонте. Коэффициенты обеспеченности запасами также высоки, это напрямую свидетельствует об эффективности вложения средств  учреждения в материалы и предметы снабжения и об их использованию  по назначению, повышению качества услуг. Коэффициент использования  материалов имеет отношение к  коммерческой деятельности учреждения, по положительной динамике можно  сделать вывод о снижении себестоимости  платных услуг и повышения  финансового результата деятельности учреждения. Обеспеченность предприятия  трудовыми ресурсами имеет нестабильную динамику: в 2007 году наблюдается рост персонала предприятия, а в 2008 году спад. Это объясняет срочную политику учреждения по переподготовке кадров.

Таким образом, политику управления бюджетными и внебюджетными средствами предприятия  можно охарактеризовать как достаточно эффективную в условиях недостатка целевого финансирования.

 

2.5 Исследование структуры  управления бюджетными и внебюджетными  средствами учреждений здравоохранения  в Нерюнгринском районе

 

Система здравоохранения потребляет значительное количество материальных, кадровых и финансовых ресурсов. В  настоящее время финансирование здравоохранения в РФ действует  за счет нескольких источников: бюджетов различных уровней, средств обязательного  медицинского страхования и доходов  от коммерческой деятельности. Фактическое  финансирование системы здравоохранения  Нерюнгринского района за 2006-2008 гг. представлено ниже в абсолютных данных и в расчете  на душу населения.

Таблица 15. Структура финансирования учреждений здравоохранения Нерюнгринского района за 2006-2008 гг.

Источник финансирования

2006 год

2007 год

2008 год

сумма, тыс. руб.

% к итогу

сумма, тыс. руб.

% к итогу

сумма, тыс. руб.

% к итогу

Федеральный бюджет (целевые федеральные  программы)

5,6

0,4

8,3

0,5

11,4

0,6

Бюджеты различных уровней

797,4

57,2

827,7

53,2

1017,2

51,5

ОМС

565,1

40,6

669,6

43,0

879,3

44,5

Доходы от предпринимательской деятельности

25,3

1,8

50,7

3,3

68,6

3,4

Всего

1393,4

100,0

1556,3

100,0

1976,5

100,0

В расчете на одного жителя, руб.

7047,8

 

8192,8

 

9957,7

 

 

Анализ данных таблицы показал, что основным источником финансирования здравоохранения Нерюнгринского района является консолидированный бюджет, но его доля постепенно снижается. Отмечен  также рост финансирования из федерального бюджета в связи с реализацией  приоритетного национального проекта  «Здоровье». В структуре бюджета  здравоохранения по источникам финансирования за исследуемый период наблюдается  увеличение доли средств ОМС, что  объясняется финансированием больниц  и амбулаторных учреждений по пяти статьям бюджетных расходов: заработная плата с начислением, питание, медикаменты, мягкий инвентарь и их количество постепенно увеличивается. Увеличение доли платных услуг связано с расширением перечня оказываемой медицинской помощи вне программы государственных гарантий. Основными видами оказываемых платных медицинских услуг в Нерюнгринском районе традиционно считаются – медосмотр, зубопротезирование, лабораторные услуги, а также в последнее время в медицинских учреждениях стала популярна аренда зданий и помещений. В целом структура финансирования бюджета отрасли здравоохранения в Нерюнгринском районе за 2006-2008 гг. существенных изменений не претерпела.

Поскольку автор работы не располагает  точными сведениями по постатейной  структуре расходов медицинских  учреждений Нерюнгринского района в  абсолютном (денежном) эквиваленте, анализ расходов проведен по видам затрат и видам медицинской помощи за 2006-2008 гг. в процентном соотношении  на основании статистической формы  №62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению» по Нерюнгринскому району и Республике Саха (Якутия).

Динамика расходов по видам медицинской  помощи представлена в таблице 16.

 

Таблица 16. Структура расходов по видам медицинской помощи в общем объеме Программы государственных гарантий оказания населению Нерюнгринского района бесплатной медицинской помощи за 2006-2008 гг.

Виды медицинской помощи

2006 год

2007 год

2008 год

Отклонения

2007 от 2006

2008 от 2007

Амбулаторно-поликлиническая помощь, включая дневные стационары

32,6

33,6

33,4

1,0

-0,2

Стационарная помощь

61,6

60,5

60,8

-1,1

0,3

Скорая медицинская помощь

5,8

5,9

5,9

0,1

0,0

Итого:

100,0

100,0

100,0

-

-


 

Структура расходов в динамике за 3 года практически не изменилась. Появилась  положительная тенденция в увеличении доли расходов на амбулаторную и скорую помощь и снижении доли стационарной помощи.

Рассмотрим структуру расходов системы здравоохранения с учетом всех источников финансирования в таблице 17.

 

 

Таблица 17. Структура расходов системы здравоохранения по источникам финансирования в 2006-2008 гг.

Статьи расходов

Государственные средства всех источников

Республиканский бюджет

Бюджеты муниципальных образований

Средства ОМС

Внебюджетные источники

2006 год

Оплата труда с начислениями

53,8

46,7

31,1

74,8

44,2

Прочие расходы

16,8

22,9

33,5

0,8

9,6

Коммунальные услуги

7,5

4,0

21,9

0,7

4,5

Увеличение стоимости основных средств

6,9

19,2

3,1

0,0

12,0

Медикаменты и перевязочные средства

9,7

4,1

4,0

17,8

12,2

Продукты питания

3,4

1,7

2,6

5,3

6,9

ГСМ, транспорт

1,3

1,0

3,6

0,004

7,7

Мягкий инвентарь и обмундирование

0,4

0,4

0,3

0,5

2,9

2007 год

Оплата труда с начислениями

51,2

46,4

31,2

75,6

56,4

Прочие расходы

15,4

20,3

30,3

0,8

3,2

Коммунальные услуги

8,1

5,1

23,4

0,3

4,6

Увеличение стоимости основных средств

7,0

20,3

2,0

0,0

15,6

Медикаменты и перевязочные средства

10,6

4,3

5,3

16,3

14,1

Продукты питания

3,6

1,9

2,9

5,4

3,2

ГСМ, транспорт

1,5

1,1

3,8

0,1

2,6

Мягкий инвентарь и обмундирование

2,6

1,7

1,1

1,5

0,3

2008 год

Оплата труда с начислениями

50,6

46,3

30,9

70,3

46,9

Прочие расходы

16,1

21,6

24,6

2,1

1,8

Коммунальные услуги

8,0

3,9

28,1

0,0

5,1

Увеличение стоимости основных средств

6,3

16,6

3,1

0,0

12,3

Медикаменты и перевязочные средства

11,2

5,4

5,6

14,2

21,0

Продукты питания

3,8

2,6

2,7

6,1

6,1

ГСМ, транспорт

2,4

1,6

4,1

0,0

2,3

Мягкий инвентарь и обмундирование

1,6

2,0

0,9

7,3

4,5


 

Анализ структуры расходов системы  здравоохранения Нерюнгринского района по статистике практически не отличается от других регионов РФ. Основную часть  расходов по всем источникам финансирования по-прежнему занимает оплата труда  с начислениями. Динамика процентного  соотношения расходов стабильна. Бюджетные  средства в основном используются на капитальные расходы, оплату различных  услуг. Внебюджетные источники преимущественно  финансируют статьи расходов по заработной плате, медикаментам, увеличению стоимости  основных средств учреждения. Средства фонда ОМС финансируют преимущественно  оплату труда с начислениями, медикаменты, мягкий инвентарь и оборудование, продукты питания и коммунальные услуги, т.к. финансирование других статей за счет средств ОМС считается  экономически нецелесообразным. В общем  по структуре расходов системы здравоохранения  можно сказать, что она достаточно эффективна, хотя имеет ряд недостатков, характерных для всех учреждений отрасли здравоохранения в РФ. Прежде всего, это отсутствие консолидированного финансирования и распределения  средств в рамках региона, что  значительно усложняет процесс  сметного планирования и исполнения сметных назначений, а также внешние  факторы, такие как скачкообразная инфляция в РФ в последний год.

 

 

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ  ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ  П. ЧУЛЬМАН

 

Одной из важных составляющих успешного  развития сферы здравоохранения  по-прежнему считается достаточная  обеспеченность отрасли финансовыми  ресурсами. В целом по стране финансирование здравоохранения составляет 2,9-3,0 % от валового внутреннего продукта, хотя рекомендуемый показатель – не менее 5 % ВВП. Вместе с тем дополнительные государственные расходы по приоритетному  национальному проекту «Здоровье», начиная с 2006 года, вселяют надежду, что финансирование здравоохранения  в России по остаточному принципу уходит в прошлое.6

Показателями эффективности использования  средств финансирования являются показатели совокупных расходов на здравоохранение  в сравнении с другими регионами  и показатели реализации Программы  государственных гарантий в регионе  по объемам и финансовому обеспечению  оказанной медицинской помощи в  динамике за три года. Этот метод  анализа был предложен в 2007 году В.И. Стародубовым и В.О. Флеком.

Проанализируем сравнительные  показатели совокупных расходов на здравоохранение  из государственных и личных средств  населения в сравнении с общими показателями Российской Федерации, республике Саха (Якутия), Нерюнгринскому району и  поселке Чульман в период 2006-2008 гг.

Информация о работе Анализ эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств