Анализ затрат на один рубль проданной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 14:03, контрольная работа

Описание работы

Рыночные отношения на сегодняшний день требуют от фирм повышения качества предоставленных услуг, а для достижения данных требований, необходимо, внедрение новых технологий, эффективные формы хозяйствования и управления фирмой. В свою очередь, совершенствование экономического механизма через рыночные отношения, конкуренция фирм (предприятий) и форм собственности повысили заинтересованность в изучении и практическом применении анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Проблема снижения затрат на производство и реализацию продукции - одна из актуальных для предприятий в условиях рыночных отношений. Основными требованиями для конкурентно-способной продукции является хорошее качество и более низкие затраты по сравнению с другими предприятиями. Возможности снижения затрат имеются на каждом предприятии. Выявить эти возможности помогает анализ основных показателей деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………... 3

1. Методологические положения по проведению анализа изменения затрат на 1 рубль продукции. …………………... 5

1.1. Состав анализируемых показателей и способы их определения ……………….. 5
1.2. Метод анализа …………………………………………………….. 20

2. Исходные данные …………………………………………………. 27

3. Проведение расчетов ……………………………………………… 28

3.1. Предварительные расчеты показателей-факторов ……………….. 28
3.2. Проведение анализа по методу …………………………………. 32

4. Выводы …………………………………………………………….. 36

5. Библиография ………………………………………………………. 40

Файлы: 1 файл

Анализ затрат на один рубль продукции.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Различают:

  • горизонтальный (используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового),
  • вертикальный (изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом, соотношение частей целого между собой, влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора),
  • трендовый (применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики),
  • одномерный (сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю),
  • многомерный (проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по широкому спектру показателей) сравнительный анализ.

 

При проведении анализа затрат на 1 рубль продукции метод сравнения применяется при анализе по элементам затрат (смете затрат). Проводится вертикальный сравнительный анализ элементов затрат в общей сумме сметы затрат путем расчета удельного веса каждого элемента в 1 рубле продукции. Для этого применяется формула:



               Уд.вес =


 

Где

Уд.вес – удельный вес статьи сметы в 1 рубле выпуска продукции

А – величина статьи сметы в руб.

WT – объем выпуска продукции в руб.

Необходимо помнить, что при проведении вертикального анализа сметы по периодам исключается влияние изменения цены, то есть текущий выпуск продукции исчисляется по базисным ценам.

Потом проводится горизонтальный сравнительный анализ рассчитанных показателей – выявление абсолютного изменения величин текущего периода по сравнению с базисным. Для этого показатели базисного периода построчно вычитаются из показателей текущего периода:

 

Изменение = Текущий – Базисный    (10)

 

Как видно из формулы № 7 затраты на 1 рубль продукции – модель смешанная и анализируется по методу цепных подстановок.

Ипер – ставка переменных расходов на единицу продукции;

Ипост – сумма постоянных расходов

 

Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходят из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения, потом изменяются два при неизменности остальных и т.д. [10 c 50]

Недостаток метода состоит в том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или  иного фактора. Однако существуют определенные правила, определяющие последовательность подстановки: при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов; если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, последовательность подстановки определяется путем логического анализа.

Затраты на 1 рубль продукции зависят от следующих факторов:

  1. Объем выпуска продукции
  2. Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска.
  3. Переменные издержки
  4. Постоянные издержки
  5. Цена продукции

Так как модель пятифакторная, анализ будет содержать шесть цепочек (одна базисная и пять постепенных изменений по факторам). Первая часть анализа проводится путем постепенного подставления текущих значений факторов в базисную цепочку.

  1. Затраты на 1 рубль продукции в базисном периоде:





  1. Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения объема выпускаемой продукции. Для этого рассчитываются два дополнительных коэффициента:
    1. Коэффициент изменения объема выпуска одинаково по всем изделиям (по ценам)

 


KN =


 

 

 

    1. Коэффициент изменения объема выпуска одинаково по всем изделиям (по себестоимости)

 


KN =


 

 

 

В базисную цепочку подставляются рассчитанные коэффициенты, и формула будет выглядеть следующим образом:

 





 

 

  1. Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения структуры:





 

 

  1. Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения переменных издержек:





 

 

 

  1. Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения постоянных издержек:





 

 

  1. Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения цен:





 

 

Вторая часть анализа заключается в определении влияния изменения каждого фактора на изменение затрат на 1 рубль продукции. Анализ проводится путем вычитания предыдущей цепочки из последующей.

 

 

  1. Влияние изменения объема

DЗW N = ЗW N - ЗW 0                         (19)

 

  1. Влияние изменения структуры

DЗW стр = ЗW стр - ЗW N                   (20)

  1. Влияние изменения переменных издержек

DЗW Ипер = ЗW Ипер - ЗW стр          (21)

  1. Влияние изменения постоянных издержек

DЗW Ипост = ЗW Ипост - ЗW Ипер (22)

  1. Влияние изменения цены

DЗW Ц = ЗW Ц - ЗW Ипер                 (23)

Сумма влияния всех факторов:

åDЗW L = ЗW 1 - ЗW 0                   (24)

На основе сравнения полученных показателей делается вывод о эффективности использования ресурсов и деятельности предприятия по снижению себестоимости продукции.

 

 

 

 

 

Исходные данные

 

Калькуляционный состав затрат

Таблица № 1

Показатели

Базисный период

Изменение (%)

А

Б

В

  1. Выпуск продукции (материальные ед.)
  2. Цена за единицу (руб.)
  3. Себестоимость единицы продукции (руб.)
  4. Нормативная рентабельность к с/с (%)

400

 

7100

расчет

 

13,6

280

 

10900

расчет

 

10,3

350

 

13900

расчет

 

12,1

+7 +10 +5

 

+8 +6 +6

расчет

 

+15

Структура  (%)

Переменные издержки баз.

Переменные издержки тек

 

69

71

 

71

70

 

72

71

 

-

-


 

 

 

Смета затрат в тыс. руб.

Таблица № 2

Элементы

Базисный период

Изменение (%)

Смета затрат

 

  1. Материалы
  2. Оплата труда
  3. ЕСН
  4. Амортизация
  5. Прочие

9606,4

 

3240

1765

628,4

1000

2973

Расчет

 

+16

+6,5

расчет

+5,2

+15


 

Проведение расчетов

 

3.1.Предварительные расчеты показателей-факторов

 

Расчет себестоимости с использованием нормативной рентабельности и цены по формуле № 5:

А:   7100 : 1,136 = 6250 руб.

Б:   10900 : 1,103 = 9880 руб.

В:   13900 : 1,121 = 12400 руб.

 

Расчет показателей текущего периода производится путем умножения показателей базисного периода на процент изменения плюс один.

 

Расчет текущего выпуска продукции:

А:  400*1,07 = 428 мат.ед.

Б:  280*1,1 = 308 мат.ед.

В:  350*1,05 = 368 мат.ед.

 

Расчет текущей цены:

А:  7100*1,08 = 7668 руб.

Б:  10900*1,06 = 11554 руб.

В: 13900*1,06 = 14734 руб.

 

Расчет текущей рентабельности:

А:  13,6*1,15 = 15,8 %

Б:  10,3*1,15 = 11,9 %

В:  12,1*1,15 = 13,9 %

 

Аналогично проводим расчет сметы затрат в текущем периоде:

Материалы:  3240*1,16 = 3758,4 тыс. руб.

Оплата труда: 1765*1,065 = 1879,7 тыс. руб.

ЕСН: 1879,7*0,356 = 669,2 тыс. руб.

Амортизация:  1000*1,052 = 1052 тыс. руб.

Прочие:  2973*1,15 = 3418,9 тыс. руб.

 

Итого смета затрат = 10778,2 тыс. руб.

 

Расчет себестоимости проводится аналогично базисному периоду:

А:  7668 : 1,158 = 6622 руб.

Б:  11554 : 1,119 = 10325 руб.

В:  14734 : 1,139 = 12936 руб.

 

Расчет величины переменных издержек на единицу продукции каждого вида проводится путем умножения себестоимости единицы продукции на процент переменных издержек:

 

Расчет переменных издержек в базисном периоде:

А:  6250*0,69 = 4313 руб.

Б:  9880*0,71 = 7015 руб.

В:  12400*0,72 = 8928 руб.

 

Расчет переменных издержек в текущем периоде:

А:  6622*0,71 = 4702 руб.

Б:  10325*0,7 = 7228 руб.

В:  12936*0,71 = 9185 руб.

 

Расчет величины постоянных издержек проводится путем сложения переменных издержек по каждому виду продукции. Для этого находим процент постоянных издержек в себестоимости продукции:

В базисном:

А:  100-69=31%

Б:  100-71=29%

В:  100-72=28%

 

В текущем:

А:  100-71=29%

Б:  100-70=30%

В:  100-71=29%

 

Находим постоянные издержки:

Ипост 0 = 6250*400*0,31 + 9880*280*0,29 + 12400*350*0,28 = 2792200 руб.

Ипост 1 = 6622*428*0,29 + 10325*308*0,3 + 12936*368*0,29 = 3156004 руб.

 

Для удобства использования рассчитанных показателей составим сводную таблицу.

 

Калькуляционный состав затрат.

Таблица № 3

Показатели

Базисный период

Изменение (%)

Текущий период

А

Б

В

А

Б

В

Выпуск продукции мат.ед.

Цена за единицу руб.

Себестоимость единицы продукции руб

Нормативная рентабельность

(%)

 

400

 

7100

 

 

6250

 

 

13,6

 

 

280

 

10900

 

 

9880

 

 

10,3

 

350

 

13900

 

 

12400

 

 

12,1

 

+7 +10 +5

 

+8 +6 +6

 

 

расчет

 

 

+15

 

428

 

7668

 

 

6622

 

 

15,8

 

308

 

11554

 

 

10325

 

 

11,9

 

368

 

14734

 

 

12936

 

 

13,9

Структура (%)

69

71

72

-

71

70

71

Переменные издержки на единицу продукции руб

 

4313

 

7015

 

8928

 

 

4702

 

7228

 

9185

Постоянные издержки

2792200

 

3156004

Информация о работе Анализ затрат на один рубль проданной продукции