Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:27, курсовая работа
Цель данной работы – на основе изучения теоретического материала и практического опыта организации работ с пластиковыми картами в крупнейшем банке России, рассмотреть место и роль пластиковых карт в системе безналичных расчетов.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты организации операций с пластиковыми картами.
2. Проанализировать развитие рынка пластиковых карт в России.
3. Провести анализ текущего состояния операций с пластиковыми картами и дать им экономическую оценку.
Объект работы – операции коммерческих банков на рынке пластиковых карт.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАЦИЙ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ В БАНКЕ 7
1.1. Операции с банковскими картами как элемент платежного оборота государства 7
1.2. Виды банковских карт и их характеристика 8
1.3. Нормативно-правовое регулирование банковских карт 16
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ 31
2.1. Участники расчетов банковскими картами и основные платежные системы 31
2.2. Технология расчетов платежными картами 35
2.3. Риски банков, связанные с эмиссией и обслуживанием платежных карт и процедуры их минимизации 40
3. АНАЛИЗ РЫНКА БАНКОВСКИХ КАРТ В РОССИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ 44
3.1. Динамика развития российского рынка банковских карт 44
3.2. Рейтинг банков на рынке банковских платежных карт 70
3.3. Основные направления и перспективы развития операций банков с банковскими картами 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
Выходит, что запрещение банкам выполнять рассмотренный круг небанковских операций является дискриминационной мерой главным образом для банков, ущемляя их конкурентоспособность на рынке.
Между тем, как отмечают исследователи, в Европе банки контролируют от 20 до 40% страхового рынка. В тоже время, по законодательству большинства европейских стран банк и страховая компания не могут быть одним юридическим лицом. Однако ничто не мешает им владеть значительными долями акций друг друга. Благодаря столь сильной интеграции встает вопрос о государственном контроле над деятельностью банкостраховой группы.
В связи с этим, можно прийти к мнению, что более правильным представляется другое решение данного вопроса: не запрещать, а разрешить банкам выполнять круг операций, связанных с производственной, торговой и страховой деятельностью. Такая модель, по его мнению, больше вписывается в идею свободного предпринимательства, обеспечивая возможность его участникам диверсификации активов и снижения рисков.
Вопрос, однако, состоит в том, насколько это иная, небанковская деятельность будет соответствовать статусу банка как особого института, выполняющего вполне определенную специфическую миссию. Занятие банка небанковской деятельностью может привести к ситуации, при которой эта деятельность будет превалировать.
Еще одним вероятным
недостатком может явиться
В этой связи очень важно, во-первых, предусмотреть такой статус банка, при котором основная его деятельность составляла бы основу его хозяйственного оборота. Во-вторых, разрешение вести производственную, торговую и страховую деятельность не должно быть беспредельным. Опыт ряда стран показывает, что рациональнее установить пределы ведения дополнительных видов деятельности (например, доход от них не должен превышать 10% к совокупным активам банка). За счет приобретения новых активов кредитные учреждения получат возможность расширить свои операции, повысить доходность, диверсифицировать активы, снизить риски, повысить свою устойчивость. Таким образом, законодательно ограниченное поле банковской деятельности кредитных организаций, запирает последние в жесткие рамки. Банки и небанковские кредитные организации вправе заниматься только теми видами банковских операций, что прямо предусмотрены законом.
Учитывая вышесказанное, на наш взгляд, было бы рациональным расширить виды банковских операций за счет включения в их число «производственной, страховой и другой деятельности».
Наряду с отдельными проблемами и недочетами, есть и «глобальное» направление совершенствования банковского законодательства.
Таким глобальным направлением совершенствования банковского законодательства, является его кодификация, построенная по принципу Банковского кодекса. Банковский кодекс – это фундаментальная программная задача регулирования денежно-кредитных институтов и их операций. Как нормативный документ он призван в рамках единой структуры, сгруппировать законодательные нормы, относящиеся к банковской сфере. При формировании данных норм доминировать должны не кратковременные потребности сегодняшнего дня, а фундаментальные представления общества о банках, их роли в экономике, характере собственности, роли государства, межбанковской конкуренции и другие положения, выработанные мировой теорией денежно-кредитных отношений.
В заключение отметим, что на наш взгляд, наряду с некоторыми проблемами банковского законодательства, дальнейшему развитию банковской деятельности во многом препятствуют высокие финансовые риски, сохраняющиеся до настоящего времени. Это кредитные риски, риски ликвидности. Влияет на ситуацию во многом и политическая ситуация, так как уровень развития российского банковского сектора отражает степень развития экономики, финансового рынка, уровень монетизации экономики, состояние финансовой сферы, системы налогообложения и правового регулирования.
Банковская пластиковая карта - универсальный платежный инструмент, являющийся ключом доступа к банковским счетам и позволяющий держателю оплачивать товары и услуги в различных торговых и сервисных предприятиях, принимающих карты, получать наличные деньги, а также пользоваться иными дополнительными услугами и определёнными преимуществами.
На территории Российской Федерации кредитные организации - эмитенты могут осуществлять эмиссию банковских карт [18, c. 149].
Перечислим субъекты, участвующие в расчетных операциях, входящих в состав структуры платежной системы на базе карт:
1. Эмитенты – организации, осуществляющие эмиссию банковских карт, которая представляет собой деятельность по выпуску банковских карт, открытию счетов и расчетно-кассовому обслуживанию клиентов при совершении операций с использованием выданных им банковских карт. Эта деятельность определяется законодательством Российской Федерации и договором с эмитентом. Эмитент берет на себя финансовые обязательства перед своими клиентами по выданным им банковским картам.
2. Эквайреры – кредитные организации, осуществляющие расчеты с организациями торговли или услуг по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдающие наличные денежные средства держателям платежных карт, не являющимся их клиентами. Эквайрер выполняет посредническую деятельность по осуществлению расчетов платежными картами между держателями карт и торгово-сервисными предприятиями (ТСП), а также обеспечивает выдачу денег в пунктах выдачи наличных (ПВН) по картам других банков-эмитентов.
3. Пунктами приема банковских карт, обслуживаемых эквайрерами, могут быть:
– пункты выдачи/приема наличных - структурные подразделения эквайреров (кассы кредитной организации или ее подразделений, обменные пункты, банкоматы и т.д.), выдающие или принимающие наличные денежные средства с использованием банковских карт;
– торгово-сервисные предприятия - организации, принимающие карты в качестве платежного инструмента для расчетов за реализуемые держателям карт товары и услуги.
4. Процессинговый центр – организация, обеспечивающая информационное, коммуникационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетных взаимоотношений, на основе реестров, полученных от эквайреров.
5. Расчетный агент – кредитная организация, осуществляющая расчетные операции между участниками платежной системы (эмитентами и эквайрерами). Расчетный агент обычно управляет расчетным процессом (например, определением расчетных позиций, мониторингом обмена платежами и т.д.) систем переводов или других соглашений, требующих осуществления расчетов, на основе сводных реестров транзакций, полученных от процессинговых центров.
6. Процессинг – деятельность, включающая в себя сбор, обработку и рассылку участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами, осуществляемая процессинговым центром (рис. 1).
Держатель карт получает от магазина покупку как бы в кредит. Магазин, предоставив слип, получает от своего банка денежное возмещение покупки, спустя некоторое время. Банк магазина непосредственно или через расчетный банк платежной системы получает эту же сумму от банка-эмитента данной карты. Наконец, банк-эмитент рассчитывается с клиентом через его счет.
Рисунок 1 – Взаимоотношения между участниками платежной системы
По приведенной выше цепочке движутся в разных направлениях финансовые средства и документы. Так, магазин, отпустивший клиенту товар, получает от него взамен слип с подписью клиента на соответствующую сумму. Банк магазина возмещает последнему сумму товаров, проданных держателям карт, строго в соответствии с представленными слипами. Переведя данные слипов (операций) в электронную форму, банк создает из них файл, отправляет его в процессинговую компанию и получает через расчетный банк возмещение на соответствующую сумму. Документом на данном этапе является электронный файл (журнал), созданный в установленном формате и соответствующим образом зашифрованный. В процессинговой компании, в процессе обработки всех принятых файлов, происходит сортировка операций, представленных к оплате в систему в этот день, и формируются файлы реестров транзакций для банков-эмитентов.
7. Держатели банковских карт – физические и юридические лица, осуществляющие с использованием банковских карт расчетные и кассовые операции.
Владельцем
карты обычно считается организация
- эмитент банковской карты, он выдает
ее во временное пользование
Кредитная организация вправе осуществлять:
– эмиссию банковских карт;
– эквайринг платежных карт;
– распространение платежных карт.
Под распространением платежных карт понимается выдача банковских карт, эмитентами которых являются другие кредитные организации, и платежных карт эмитентов, не являющихся банками.
Эмиссия банковских карт, эквайринг платежных карт и распространение платежных карт осуществляются кредитными организациями на основании внутрибанковских правил, разработанных кредитной организацией, в соответствии с нормативными и законодательными документами Российской Федерации, а также правилами участников расчетов, содержащими их права, обязанности и порядок проведения расчетов между ними.
В рамках платежных систем на базе карт рассматриваются участники расчетов (расчетные агенты, кредитные организации - эмитенты и кредитные организации – эквайреры) и клиенты кредитных организаций, осуществляющие расчетно-кассовые операции. Причем функции участников расчетов могут быть совмещены, то есть одна и та же кредитная организация может быть расчетным агентом, эмитентом и эквайрером [16, c. 147].
Клиенты эмитента - держатели карт могут осуществлять операции по получению наличных денежных средств и по расчетам за предоставленные товары и услуги. Клиентами и подразделениями эквайрера являются пункты приема банковских карт. Эквайрер осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с сетью точек обслуживания банковских карт, который состоит из терминалов в торгово-сервисной сети и банкоматов. При получении данных о произведенных операциях в сети, эквайрер направляет их в процессинговую систему для проведения соответствующих расчетов. Эквайрер отвечает за возмещение средств торговым точкам, в которых производились покупки или оплачивались услуги с помощью карт. При проведении расчетов за товары и услуги клиент эмитента является плательщиком, клиент эквайрера - получателем средств. Клиентом эмитента может быть юридическое лицо, а держателем карты - уполномоченное клиентом физическое лицо, совершающее операции с использованием карты. За проведение кассовых операций клиентом эмитента в сети банкоматов эквайрера клиент эмитента обычно платит комиссионные.
Участники и пользователи (клиенты)
платежных систем на базе карт для
осуществления расчетно-
Как правило, операции по расчетному или кассовому обслуживанию начинаются с процедуры авторизации, которая осуществляется через процессинговый центр. Авторизация – разрешение, предоставляемое эмитентом для проведения операции с использованием банковской карты и порождающее его обязательство по исполнению представленных документов, составленных с использованием банковской карты. При осуществлении расчетов между держателем карты и продавцом (мерчантом) различают on-line операции, перед выполнением которых происходит соединение с процессинговым центром для авторизации, и off-line транзакции, при выполнении которых между участниками и клиентами платежной системы нет непосредственной связи, поэтому авторизация и расчетная операция проводятся (оформляются) в кредитной организации - эквайрере позднее.
Структурная схема платежной системы на базе банковских карт приводится на рис. 2.
На схеме стрелками
Процесс совершения расчетов за предоставленные товары и услуги, а также получения наличных денежных средств предполагает выполнение нижеследующих процедур.
Процедура инициирования расчетной
или кассовой операции начинается в
момент использования банковской карты
ее держателем в пункте выдачи наличных
или в торгово-сервисном
Рисунок 2 – Структурная схема платежной системы на базе карт
На основании информации, записанной в памяти карты, идентифицирующей клиента, проверяется наличие карты в стоп-листах, формируется и отправляется запрос авторизации в процессинговый центр. Процессинговый центр, получив авторизационный запрос, по номеру карты определяет эмитента и пересылает ему запрос. Эмитент, получив авторизационный запрос, проверяет возможность клиента платить по карте, блокирует указанную в запросе сумму на карточном счете и дает подтверждение авторизации. В том случае, если проверки не дали положительного результата (например, требуемой суммы нет на счете или лимит кредитования исчерпан), в процессинговый центр возвращается код авторизации с указанием причины отказа. Процессинговый центр, получив ответ авторизации, пересылает его в пункт приема банковской карты. В случае положительного код на авторизационный запрос, клиент получает наличные деньги или оплаченные товары и услуги.
Информация о работе Банковские карты в России и основные направления его развития