Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:27, курсовая работа
Цель данной работы – на основе изучения теоретического материала и практического опыта организации работ с пластиковыми картами в крупнейшем банке России, рассмотреть место и роль пластиковых карт в системе безналичных расчетов.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты организации операций с пластиковыми картами.
2. Проанализировать развитие рынка пластиковых карт в России.
3. Провести анализ текущего состояния операций с пластиковыми картами и дать им экономическую оценку.
Объект работы – операции коммерческих банков на рынке пластиковых карт.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАЦИЙ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ В БАНКЕ 7
1.1. Операции с банковскими картами как элемент платежного оборота государства 7
1.2. Виды банковских карт и их характеристика 8
1.3. Нормативно-правовое регулирование банковских карт 16
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ 31
2.1. Участники расчетов банковскими картами и основные платежные системы 31
2.2. Технология расчетов платежными картами 35
2.3. Риски банков, связанные с эмиссией и обслуживанием платежных карт и процедуры их минимизации 40
3. АНАЛИЗ РЫНКА БАНКОВСКИХ КАРТ В РОССИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ 44
3.1. Динамика развития российского рынка банковских карт 44
3.2. Рейтинг банков на рынке банковских платежных карт 70
3.3. Основные направления и перспективы развития операций банков с банковскими картами 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
На конец 2011 г. (рис. 7) на территории России насчитывалось 597,2 тыс. устройств для осуществления операций, как с использованием, так и без использования платежных карт. Выдача наличных денежных средств по платежным картам кредитными организациями осуществлялась с использованием 75,9 тыс. электронных терминалов и 84,5 тыс. банкоматов, из которых 79,5 тыс. с функцией оплаты работ и услуг.
Темп прироста за 2011 г. по указанным устройствам составил 22,1 %, 19,0 % и 21,6 %, соответственно. Для совершения платежей с использованием платежных карт в организациях торговли и услуг кредитными организациями было установлено 354,4 тыс. электронных терминалов и 52,8 тыс. импринтеров (темп прироста 6,3 % и 15,3 %, соответственно), а также 17,0 тыс. электронных терминалов удаленного доступа.
Также, в целях оплаты услуг, использовались банкоматы с функцией приема наличных денежных средств, которых на начало 2010 г. насчитывалось 23,3 тыс. единиц.
На конец 2011 г. 42 % банкоматов, 69 % электронных терминалов и 83 % импринтеров, действующих на территории России, принадлежало 10 из 700 [39] кредитных организаций, обслуживающих платежные карты и эмитирующих банковские карты (рис. 8). При этом доля трех крупнейших кредитных организаций (держателей инфраструктуры) составляла: 29 % банкоматов, 49 % электронных терминалов и 27 % импринтеров.
Рисунок 8 – Доля крупнейших кредитных организаций, обслуживающих платежные карты и эмитирующих банковские карты в 2011 г.
В России инфраструктура обслуживания платежных карт, в основном, сосредоточена в столицах регионов (более 60 %) и в других крупных городах регионов (около 30 %).
Следует отметить, что карты международных платежных систем Visa и MasterCard Worldwide принимаются к обслуживанию подавляющим большинством (около 90 %) банкоматов и устройств (электронных терминалов и импринтеров), установленных в пунктах выдачи наличных (ПВН) и предприятиях торговли и услуг (рис. 9).
Рисунок 9 – Структура инфраструктуры обслуживания ведущих платежных систем на 01.01.2010 г., (%)
Доступность инфраструктуры российских платежных систем ограничивается различием используемых в них стандартов и технологий, что приводит к несовместимости сходных по функциям платежных инструментов и, как следствие, к невозможности использования платежных карт, выданных банками-участниками одной платежной системы, в банкоматах и терминалах, принадлежащих банкам-участникам другой системы.
Характеризуя развитие инфраструктуры платежных карт на территории Российской Федерации в целом, можно отметить, что к основным факторам, влияющим на ее развитие, относятся достаточно низкая эффективность функционирования и высокая ее стоимость, в частности, банкоматов. Указанная проблема особенно актуальна в условиях экономической ситуации, сложившейся в России, поскольку повышение качества и доступности банковских услуг требует денежных и трудовых ресурсов не только для формирования сети банкоматов, но и финансового (оплата услуг связи, аренды площади установки, инкассации и пр.) и технологического (профилактика, ремонт, обновление программного обеспечения и пр.) ее сопровождения. Однако децентрализованное развитие сети банкоматов (когда кредитная организация стремится развивать собственную сеть) на практике приводит к тому, что в непосредственной близости друг от друга установлены сразу несколько банкоматов разных банков, что, в конечном итоге, не способствует оптимальному использованию такой банкоматной сети и ведет к повышению стоимости услуг для потребителей. К негативным факторам также можно отнести высокие комиссии банков-эмитентов, которые они взимают со своих клиентов за получение наличных денежных средств в банкоматах, установленных другими кредитными организациями (банками-эквайрерами).
Это вынуждает клиентов использовать
платежные карты
В целях решения проблемы снижения высоких инвестиционных издержек на создание собственной сети банкоматов, во многих развитых странах кредитные организации стали объединяться в группы для создания единой сети. Соглашение о взаимном использовании принадлежащих им сетей банкоматов по более низким комиссионным ставкам способствует увеличению эффективности и целенаправленности использования инвестиционных ресурсов каждой отдельной кредитной организации, что приводит к удешевлению стоимости банковских услуг и к повышению их доступности для потребителей, о чем, в частности, может свидетельствовать положительный опыт создания единой банкоматной сети кредитными организациями в Японии.
В российской практике положительной тенденцией можно считать появление проекта создания консолидированной инфраструктуры розничных услуг заинтересованных кредитных организаций, доступной для всех их клиентов на единых финансовых условиях, как если бы операции совершались в инфраструктуре одной кредитной организации.
На конец 2011 г. объединенная инфраструктура 16 кредитных организаций - участников данного проекта включала в себя более 3 тыс. банкоматов, расположенных во многих регионах Российской Федерации. Помимо данных устройств указанная инфраструктура также включает в себя пункты выдачи наличных кредитных организаций - участников проекта.
В результате интеграции розничной платежной инфраструктуры достигаются следующие положительные эффекты:
– устанавливается единый размер комиссии, взимаемой с держателя платежной карты при использовании им банкомата другой кредитной организации – участника проекта;
– появляется более разветвленная и доступная сеть предоставления банковских услуг;
– расширяется перечень предоставляемых платежных услуг, а также появляются предпосылки к его стандартизации во всех банкоматах, функционирующих в рамках объединенной розничной платежной инфраструктуры.
Кредитными организациями в 2011 г. активно развивались новые услуги, предоставляемые в банкоматах, и расширялся их перечень. По мнению экспертов, в рамках данной деятельности кредитные организации стали более ориентированы на создание полностью автоматизированных офисов банковского самообслуживания, в том числе и для держателей платежных карт.
В рамках развития карточного бизнеса российское банковское сообщество, ИT-компании и структуры, представляющие крупные розничные торгово-сервисные предприятия, проявляли значительный интерес к внедрению бесконтактных платежных технологий, способствующих повышению эффективности обслуживания держателей платежных карт.
Сравнивая показатели плотности эмиссии платежных карт в России и других развитых странах, можно сделать вывод, что Россия по данному показателю значительно отстает от большинства стран.
Так, если в России этот показатель в 2011 г. составил 0,89 шт., увеличившись с 0,84 в 2010 г., то в большинстве стран Западной Европы данный показатель в 2010 г. находился в интервале от 1,2 до 2, а в США и Великобритании - 3,13 и 2,74 шт., соответственно (рис. 10).
В странах, где доля безналичных операций значительно выше, чем в России, количество электронных терминалов по приему платежных карт превышает российский показатель более чем в 7 раз.
Несмотря на рост количественных и качественных показателей российского рынка платежных карт, на сегодняшний день уровень использования платежных карт в России все еще существенно отстает от уровня использования платежных карт в Евросоюзе, США и других странах с развитыми рынками платежных карт (рис. 11).
Рисунок 10 – Количество эмитированных платежных карт на жителя в развитых странах в 2010 г., ед.
Рисунок 11 – Объем безналичных операций с использованием платежных карт, в 2010 г., % к ВВП
Соотношение количества безналичных операций и количества операций по выдаче наличных денежных средств с использованием платежных карт в России также сильно отстает от среднеевропейского (рис. 12). Лучшее значение данного показателя демонстрируют страны, где существует наиболее развитая инфраструктура по приему платежных карт.
Рисунок 12 – Структура операций с использованием платежных карт, эмитированных в стране, в 2010 г., (%)
Высокая доля безналичных операций в этих странах во многом объясняется участием органов государственной власти, центральных банков, банковского сектора и иных участников в развитии розничной инфраструктуры, предназначенной для осуществления безналичных розничных операций с использованием платежных карт, как на этапе внедрения, так и на последующих этапах, оказывая содействие ее эффективному функционированию путем поддержки перехода на безналичную выплату заработной платы и государственных пособий; достижении консенсуса по вопросам эффективности электронных платежей, в том числе с использованием карт, по сравнению с наличными платежами и других инициатив.
В частности, в докладе Европейского центрального банка «Единое европейское платежное пространство (SEPA)», опубликованном в ноябре 2010 г., говорится о необходимости создания европейской системы дебетовых карт, которая будет способствовать развитию безналичных розничных платежей, совершаемых с их использованием. К концу 2011 г. уже существовало несколько частных инициатив в данной области, например, проект Monnet, участниками которого преимущественно являются французские и германские банки. Существуют и другие инициативы, например, PayFair, Euro Alliance of Payment Schemes (EAPS).
По мнению ЕЦБ, успешная реализация проекта SEPA, конечной целью которого является повышение эффективности функционирования платежной системы Европейского союза за счет интеграции национальных платежных систем государств-членов ЕС на основе единых правил и стандартов, в результате которой должны снизиться издержки при проведении расчетов с использованием различных платежных инструментов, в том числе на основе платежных карт, также окажет положительное влияние на развитие безналичных розничных платежей.
Тем не менее, несмотря на различные инициативы в области развития безналичных розничных платежей, культура и предпочтения населения продолжают оказывать существенное влияние на соотношение количества операций по получению наличных денежных средств и безналичных операций на рынке платежных карт. Так, например, в таких странах как Германия и Италия, население предпочитает оплачивать розничные услуги наличными, о чем свидетельствуют показатели среднего объема операций по получению наличных денежных средств через банкоматы (рис. 13).
В регионе Центральной и
Такой широкий разброс значений частично объясняется различными потребительскими предпочтениями в разных странах.
Обратное справедливо для
Показатели среднего объема операций по получению наличных денежных средств и безналичных операций с использованием платежных карт, эмитированных на территории страны, показывают, что получение наличных денежных средств через банкоматы в расчете на одну операцию все еще остается на достаточно высоком уровне во всех странах мира (рис. 14).
Рисунок 13 – Средний объем операции по получению наличных денежных средств через банкоматы в 2010 г., дол.
Рисунок 14 – Показатель карточных операций на территории страны с использованием платежных карт, эмитированных в стране, в 2010 г., дол.
Рисунок 15 – Показатели карточных операций за границей, с использованием платежных карт, эмитированных в стране в 2010 г., дол.
Показатель среднего объема безналичных операций (рис. 15), совершенных россиянами с использованием платежных карт за границей, превышал аналогичный показатель, характеризующий безналичные операции, совершенные жителями анализируемых стран за пределами своих стран.
Широкое использование россиянами платежных карт при безналичных операциях за границей во многом обусловлено более развитой инфраструктурой обслуживания платежных карт, контингентом путешествующих и их предпочтениями (рис. 16).
Предпочтение выезжающих за рубеж граждан совершать безналичные операции с использованием платежных карт, подтверждается данными исследования «Туристический обзор: США», которое свидетельствует, что 55 % респондентов из числа опрошенных используют за границей платежные карты.
Рисунок 16 – Структура операций, совершенных с использованием платежных карт эмитентов-резидентов, на территории России и за рубежом в 2011 г., %
Несмотря на развитие инфраструктуры в течение последних лет, по состоянию на конец 2011 г. количество банкоматов в России было значительно меньше, чем в большинстве развитых стран. Указанный показатель в России характеризовался 595 банкоматами на миллион жителей, в то время как в Канаде аналогичный показатель составлял 1799, в Бельгии – 1445 (рис. 17).
Однако по оценкам экспертов, российские кредитные организации восьмой год подряд занимают первое место в Центральной и Восточной Европы по темпам прироста числа устанавливаемых банкоматов. Огромный прирост числа банкоматов за последние 7 лет позволил России обогнать по этому показателю Францию, Германию, Испанию и Великобританию и стать в 2010 г. крупнейшим рынком банкоматов в Европе [54, с. 27].
Количество электронных
Рисунок 17 – Инфраструктура по приему платежных карт
Дальнейшее развитие инфраструктуры по приему платежных карт в России возможно будет происходить по несколько отличному от 2003-2011 гг. сценарию. Так, если за последние 8 лет основное наращивание сетей банкоматов кредитными организациями производилось за счет значительных инвестиций, то с учетом экономической ситуации, сложившейся в России на конец 2011 г., им будет необходимо обратиться к альтернативным путям развития инфраструктуры: развитие банковско-агентской модели в рамках Федерального закона от 03.06.2011 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»6, и, создание единой розничной инфраструктуры, действующей по общим правилам и стандартам, как это происходит в других странах мира.
Информация о работе Банковские карты в России и основные направления его развития