Банковские карты в России и основные направления его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – на основе изучения теоретического материала и практического опыта организации работ с пластиковыми картами в крупнейшем банке России, рассмотреть место и роль пластиковых карт в системе безналичных расчетов.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты организации операций с пластиковыми картами.
2. Проанализировать развитие рынка пластиковых карт в России.
3. Провести анализ текущего состояния операций с пластиковыми картами и дать им экономическую оценку.
Объект работы – операции коммерческих банков на рынке пластиковых карт.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАЦИЙ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ В БАНКЕ 7
1.1. Операции с банковскими картами как элемент платежного оборота государства 7
1.2. Виды банковских карт и их характеристика 8
1.3. Нормативно-правовое регулирование банковских карт 16
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ 31
2.1. Участники расчетов банковскими картами и основные платежные системы 31
2.2. Технология расчетов платежными картами 35
2.3. Риски банков, связанные с эмиссией и обслуживанием платежных карт и процедуры их минимизации 40
3. АНАЛИЗ РЫНКА БАНКОВСКИХ КАРТ В РОССИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ 44
3.1. Динамика развития российского рынка банковских карт 44
3.2. Рейтинг банков на рынке банковских платежных карт 70
3.3. Основные направления и перспективы развития операций банков с банковскими картами 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 91

Файлы: 1 файл

диплом_володарский.doc

— 1.77 Мб (Скачать файл)

Региональное развитие российского  рынка платежных карт значительно  различается, что обусловлено рядом факторов.

 

Рисунок 18 – Показатели развития российского регионального рынка платежных карт по федеральным округам в 2011 г.

 

Центральный федеральный округ  изначально характеризовался самыми высокими показателями в части концентрации банков, финансовых ресурсов, плотности  населения и пр., что позволило  рынку платежных карт в данном регионе стать наиболее развитым. Центральный федеральный округ опередил другие российские округа по таким параметрам, как количество эмитированных карт на одного жителя, развитость инфраструктуры платежных карт, объем и количество операций, проводимым с использованием платежных карт (рис. 18). За Центральным федеральным округом следуют Уральский и Северо-Западный. Средним уровнем значений по указанным параметрам характеризуются Приволжский и Сибирский. Южный и Дальневосточный федеральные округа замыкают этот перечень.

По состоянию на конец 2011 г. (рис. 19), наибольшее количество активных платежных карт от общего количества эмитированных карт насчитывалось в Северо-Западном федеральном округе (54 %), в то время как в остальных федеральных округах этот показатель составлял около 50 %.

Рисунок 19 – Соотношение активных и эмитированных платежных карт по федеральным округам в 2011 г., %

 

По объему и количеству наличных и безналичных операций Центральный  и Северо-Западный федеральные округа демонстрируют лучшие среди остальных  округов показатели соотношения этих операций, с наибольшей долей безналичных (рис. 20). Южный федеральный округ характеризуется наименьшими значениями по данным показателям среди всех федеральных округов.

 

Рисунок 20 – Структура операций, совершенных с помощью платежных карт в 2011 г., (%)

 

В разрезе регионов на Москву и  Московскую область приходилось 47 % всех безналичных операций, совершенных в 2011 г., и, как результат, – 52 % приходилось на Центральный федеральный округ (рис. 21).

Рисунок 21 – Структура безналичных операций и операций по получению наличных денежных средств в 2011 г. по объему, %

 

В Дальневосточном и  Южном федеральных округах осуществлялось только 3 % и 4 % от общего числа данных операций, соответственно.

Наибольший объем операций по получению наличных денежных средств (в общем объеме операций с платежными картами по России) также приходился на Москву и Московскую область (27 %) и, как следствие, на Центральный федеральный округ (35 %), в то время как по таким федеральным округам, как Дальневосточный и Южный, этот показатель составлял только 5 % и 8 %, соответственно.

Аналогичное положение  и по количеству безналичных операций и операций по получению наличных денежных средств, совершенных с  использованием платежных карт (рис. 22).

 

Рисунок 22 – Структура безналичных операций и операций по получению наличных денежных средств в 2011 г. по количеству, (%)

В 2011 г. наибольший объем получения наличных денежных средств, приходящихся на одну платежную карту, выданную на территории округа, наблюдался в Дальневосточном федеральном округе (более 95 тыс. руб. в год), в то время как Центральный федеральный округ лидирует по наибольшему объему безналичных операций по оплате товаров и услуг в расчете на одну платежную карту (более 10 тыс. руб. в год) (рис. 23).

Рисунок 23 – Операции по получению наличных денежных средств и безналичные операции по оплате товаров и услуг в 2011 г.

 

Самый низкий показатель активности использования платежных карт, демонстрируют Южный и Поволжский федеральные округа.

3.2. Рейтинг  банков на рынке банковских  платежных карт

 

По итогам 2010 года расклад  среди банков-лидеров в сегменте пластиковых карт значительно изменился, следует из обзора аналитического агентства Frank Research Group. Из пятерки лидеров рынка выбыл один из самых активных игроков — ХКФ-банк: в начале 2010 года он занимал третье место, уступая лишь "Русскому стандарту" и ВТБ 24, однако по итогам девяти месяцев его потеснили Сбербанк и Ситибанк, а в конце года в пятерку вошел ОТП-банк. Доля ХКФ-банка снизилась с 9% до 4,7%.

Лидер сегмента, банк "Русский  стандарт", несмотря на значительный отрыв от ближайших конкурентов, в течение прошлого года терял долю рынка: она сократилась с 27,9% до 20,6%. ВТБ 24 сохраняет долю на уровне 10,6%. При этом Сбербанк за год нарастил свое присутствие на рынке с 3,7% до 10%. Доля ОТП-банка выросла с 4,5% до 5,6%, Ситибанка, напротив, снизилась с 6% до 5,6% Утратил позиции и "Ренессанс Кредит": его доля сократилась с 3,5% до 2,6%.

Потерю лидерских позиций  банки объясняют тем, что сегмент  кредитных карт обусловлен повышенным риском для качества кредитного портфеля. "Поэтому в кризис мы корректировали нашу стратегию, сделав упор на кредиты в точках продаж и кредиты наличными. В нашем приоритете всегда было не столько количество, сколько качество портфеля,— говорит директор по прямым продажам и маркетингу ХКФ-банка Денис Власов.— Мы существенно нарастили портфель кредитов наличными, а также снизили показатели просрочки, однако в 2011 году мы вернемся к стратегии наращивания портфеля кредитных карт". В банке "Ренессанс Кредит" сообщили, что снижение доли связано с меньшей кредитной активностью банка в 2009 году, однако в настоящее время банк снова наращивает портфель кредитных карт. Вице-президент банка "Русский стандарт" Артем Лебедев заявил, что не знаком с методикой расчета FRG и считает оценку заниженной. "По нашим самым консервативным подсчетам, основанным на многолетнем анализе конкурентов, доля "Русского стандарта" на рынке превышает 25%, при этом по объему выпущенных карт, которые используют клиенты, мы занимаем около трети рынка",— говорит он. Зампред правления банка "Авангард" Валерий Торхов напоминает, что при оценке сегмента кредитных карт надо рассматривать в первую очередь обороты по картам в торговых сетях. По информации "Ъ", по этому показателю первое место сейчас занимает Сбербанк, за ним следует Ситибанк, Альфа-банк, Райффайзенбанк и ВТБ 24.

Чистые активы 500 крупнейших банков России за минувший год выросли на внушительные 26.29%, достигнув, таким  образом, на 1 января 2012 года отметки  в 39.24 трлн руб. Начиная с 2009 года, российские банки еще не демонстрировали  столь значительного темпа роста. Примечательно еще и то, что в 2011 году наблюдался резкий взлет активов у первой десятки, что также стало своеобразным рекордом за весь посткризисный период.

Чистые активы «золотой десятки» по состоянию на 1 января 2012 года составили 24.36 трлн руб., увеличившись таким образом за год на 29.08%, причем этот показатель оказался больше, чем рост всех 500 банков за аналогичный период (26.29%). Таким образом, доля первой десятки в общем показателе чистых активов 500 крупнейших банков увеличилась до отметки в 62.08%.

Бессменный лидер рейтинга по итогам 2011 года еще больше укрепил свои позиции. Чистые активы «Сбербанка России»  на 1 января 2012 года «перевалили» за отметку  в 10 трлн руб., достигнув уровня в 10.8 трлн руб. – рост за год более  чем на 21%. Активы банка «ВТБ» за аналогичный период выросли более значительно, почти на 50% до 4.1 трлн руб. Замыкает тройку лидеров «Газпромбанк» с показателем 2.4 трлн руб. и ростом за год на 34.1%.

Кроме упомянутых выше участников, в десятку лидеров также вошли: «Россельхозбанк», «Банк Москвы», «ВТБ-24», «Альфа-Банк», Юникредит Банк», «Росбанк» и «Райффайзенбанк». При этом, «Росбанк» в прошлом году в top10 не входил, занимая 11 строчку. В этом году, благодаря росту чистых активов без малого на 37%, он занял 9 место, отодвинув на одну строчку вниз «Райффайзенбанк», чистые активы которого за год выросли не так значительно, всего на 16%, и «Промсвязьбанк», который покинул десятку и разместился на 11 строчке с показателем 570 млрд руб.

Крупнейшим банком на рынке пластиковых карт по-прежнему остается Сбербанк, получивший наивысший балл в обновленном рейтинге самых «пластиковых» банков России по итогам I полугодия 2011 года. Огромное количество пластиковых карт в обращении, а также внушительный объем новых карт, выпущенных и перевыпущенных в минувшем полугодии, позволили ему уйти далеко от своих ближайших конкурентов. Согласно данным РБК.Рейтинг, по итогам первых шести месяцев «Сбербанк» набрал 249.3741 баллов, что почти в 7 раз больше, чем у ВТБ 24, занимающего второе место с показателем 35.0952 баллов. Замыкает тройку лидеров «Альфа-Банк» - 21.3509 балл.

Согласно полученной РБК.Рейтинг анкете, у крупнейшего российского банка на 1 июля числится более 60.4 миллионов пластиковых карт, при этом только за первое полугодие банк выпустил 17.4 млн шт., из которых большая часть - новый выпуск (12.5 миллионов), оставшиеся 4.9 миллиона - это карты, которые были перевыпущены. По всем этим параметрам «Сбербанк» находится вне конкуренции, отсюда и такое, по сравнению с другими участниками рейтинга, большое количество баллов.

Таблица 5 Рейтинг  банков по количеству «активных» пластиковых  карт по итогам 2011 года

 

Банк

Общее количество баллов

1

Сбербанк

249.3741

2

ВТБ 24

35.0952

3

Альфа-Банк

21.3509

4

ТрансКредитБанк

10.0971

5

Уралсиб

9.3927

6

Росбанк

8.9454

7

Райффайзенбанк

4.1440

8

Возрождение

3.8475

9

Балтийский Банк

3.5615


 

Вторым после «Сбербанка»  по количеству пластиковых карт в  обращении идет ВТБ 24, у которого их чуть менее 7.9 млн шт. Впрочем, ВТБ 24 стабильно занимает вторую строчку во всех представленных таблицах. Так, количество выпущенных новых пластиковых карт у этого участника рейтинга составляет 1.9 млн шт., что соответствует второму месту. В минувшем полугодии банк перевыпустил порядка 662 тысяч штук, что также позволяет ему занять второе место и в этой таблице.

«Альфа-Банк», занимающий в рейтинге третье место, уверенно удерживает позиции по следующим показателям: количество «пластика» в обращении и количество новых карт, а вот по объему перевыпуска он отстает от «ТрансКредитБанка», занимая только четвертую строчку. По данным анкеты «ТрансКредитБанка», в минувшем полугодии было перевыпущено порядка 322 тысяч карт, тогда как у «Альфа-Банка» этот показатель составляет 204 тысячи.

Но еще более интересная картина наблюдается у «Ханты-Мансийского  Банка» и банка «Петрокоммерц». По количеству баллов эти участники  занимают только 10 и 14 места, соответственно, при этом по количеству перевыпущенных в первом полугодии карт они разместились на 5 и 6 местах.

По количеству «новых выпусков» явными фаворитами, без  учета упомянутых «Сбербанка», «ВТБ 24» и «Альфа-Банка», стали «Уралсиб»  и «Росбанк», сумевшие за первое полугодие выпустить еще более полумиллиона карт. А вот «ТрансКредитБанк» по данному показателю находится только на 8 месте, выпустив новых карт за I полугодие только 214.6 тысяч штук, что почти в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года – 477.7 тысяч штук. Тем не менее, большое количество уже имеющихся в обращении карт (более 2.8 млн шт.) позволяет ему прочно удерживать четвертое место в основной таблице с показателем 10.0971 баллов.

Что же касается платежных систем, то здесь, уже по традиции, безоговорочным лидером является Visa. Суммарное количество карт этой платежной системы, находящихся в обращении, у всех участников рейтинга составляет порядка 54 млн шт., тогда как объем MasterCard - только 45 миллионов, что, впрочем, также немало и соответствует второму месту. Остальные платежные системы - Union Card, STB, NCC и др. - пользуются гораздо меньшим спросом и представлены, в основном, только у единиц. Например, карты платежной системы NCC в большом количестве присутствуют у «Автовазбанка» (69 747 штук), у «Национального Торгового Банка» (27 636 штук) и в меньшем количестве - у «Первого Объединенного Банка» (3 348 штук). Остальные участники рейтинга эту платежную систему в своих анкетах не указали.

Таким образом, наивысшее  место (больший балл) получили банки, которые продемонстрировали хорошие  данные не по одному, а по нескольким показателям.

 

3.3. Основные  направления и перспективы развития  операций банков с банковскими картами

Законы о национальной платежной системе (ФЗ от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и ФЗ от 27.06.2011 № 162-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О национальной платежной системе») наделали много шума на стадии их разработки и доработки в Государственной Думе. Основной темой в дискуссиях до недавнего времени оставалась судьба банковских карт, обсуждавшаяся, прежде всего, в аспекте создания национальной системы платежных карт (НСПК), а также в связи с функционированием в России международных платежных систем (МПС), под которыми у нас чаще всего понимают международные системы платежных карт (Visa, MasterCard, American Express).

На вопросы, связанные  с созданием национальной платежной  карты (или как ее еще называли НСПК), ответы начали находиться уже  с лета прошлого года, когда был  принят Федеральный закон 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» , глава 6 которого урегулировала универсальную электронную карту (УЭК), а в качестве организации, ответственной за создание и функционирования УЭК, была назначена специально созданная организация – ОАО «Универсальная электронная карта» (ОАО УЭК создали 3 банка - ОАО «Сбербанк России» (34%); ОАО «УРАЛСИБ» (33%); «АК БАРС» Банк (ОАО) (33%). ОАО УЭК получила свои полномочия как организатора системы УЭК на основании Распоряжения Правительства РФ от № 1344-р )

Регулирование нормами Законов о НПС деятельности в России международных систем платежных карт являлось одной из самых активно обсуждаемых тем. Причем требования, вводимые при доработке Проектов о НПС в Думе, не всегда были объяснимы. Если цели подчинения их деятельности российским требованиям еще можно сформулировать (например, стабильность национальной платежной системы), то о целях ограничения возможности обработки информации о внутрироссийских платежах процессинговыми центрами за пределами территории России можно только догадываться.

Информация о работе Банковские карты в России и основные направления его развития