Банковские карты в России и основные направления его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – на основе изучения теоретического материала и практического опыта организации работ с пластиковыми картами в крупнейшем банке России, рассмотреть место и роль пластиковых карт в системе безналичных расчетов.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты организации операций с пластиковыми картами.
2. Проанализировать развитие рынка пластиковых карт в России.
3. Провести анализ текущего состояния операций с пластиковыми картами и дать им экономическую оценку.
Объект работы – операции коммерческих банков на рынке пластиковых карт.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАЦИЙ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ В БАНКЕ 7
1.1. Операции с банковскими картами как элемент платежного оборота государства 7
1.2. Виды банковских карт и их характеристика 8
1.3. Нормативно-правовое регулирование банковских карт 16
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ 31
2.1. Участники расчетов банковскими картами и основные платежные системы 31
2.2. Технология расчетов платежными картами 35
2.3. Риски банков, связанные с эмиссией и обслуживанием платежных карт и процедуры их минимизации 40
3. АНАЛИЗ РЫНКА БАНКОВСКИХ КАРТ В РОССИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ 44
3.1. Динамика развития российского рынка банковских карт 44
3.2. Рейтинг банков на рынке банковских платежных карт 70
3.3. Основные направления и перспективы развития операций банков с банковскими картами 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 91

Файлы: 1 файл

диплом_володарский.doc

— 1.77 Мб (Скачать файл)

В рабочих версиях Проекта о НПС,  применительно к международных систем платежных карт фактически содержалась следующие требования:

1) Запрет банкам (в терминологии Закона о НПС операторам по переводу денежных средств) участвовать в платежной системе, оператор которой не зарегистрирован в Банке России (ч. 7 ст. 15, п. 1 ч. 12 ст. 21 Проекта о НПС в ред. от 9.03.2011 г.)

2) Запрет банкам участвовать в платежной системе, правила которой не соответствуют требованиям Закона о НПС (п. 2 ч. 12 ст. 21 Проекта о НПС в ред. от 9.03.2011 г.).

В числе этих требований самым существенным для МПС являлась необходимость согласования правил платежной системы с Банком России (ч. 11 ст. 20 Проекта о НПС в ред. от 9.03.2011 г.). Это требование было предусмотрено только для платежных систем, относимых к значимым, однако, учитывая, что обороты МПС для России значительны, можно не сомневаться, Банком России будут разработаны такие критерии, которые позволят отнести основные международные системы платежных карт к системно значимыми платежными системами (ч. 1 ст. 22 Проекта о НПС в ред. от 9.03.2011 г.)

3) Запрет на передачу  информации о внутрироссийских  платежах за пределы территории России.

В части 8 статьи 17 Проекта  о НПС в редакции от 9.03.2011 указывалось, что «операционный центр не вправе передавать информацию по переводам  денежных средств, осуществляемым в  рамках платежной системы между  операторами по переводу денежных средств, находящихся на территории Российской Федерации, на территорию иностранного государства или предоставлять доступ к ней с территории иностранного государства, за исключением случаев осуществления трансграничного перевода денежных средств». Это означало для МПС необходимость открытия в России отдельных центров обработки и хранения информации о платежах (процессинговых центров).

Учитывая, что у МПС  имеется лишь по несколько процессинговых центров по всему миру, а у отдельных  из них он вообще один, то это требование означало бы необходимость существенных и не достаточно обоснованных экономически затрат. Видимо доводы МПС были услышаны и в результате в Законе о НПС останутся следующие требования к ним:

1) Сохранено требование  к МПС о необходимости иметь оператора платежной системы, зарегистрированного в Банке России (ч. 11 ст. 15 Закона о НПС).

Это требование означает возможность Банка России отозвать регистрацию оператора МПС (в  терминологии Закона о НПС: «исключить сведения об организации из реестра операторов платежных систем» - см. ч. 31 чт. 15 Закона о НПС), что повлечет прекращение функционирования карт МПС на территории России (ч. 34 ст. Закона о НПС 15). Согласно Закону о НПС основаниями для отзыва регистрации может быть, например, невыполнение предписания Банка России об устранении выявленного нарушения (п. 2 ч. 31 ст. 34 Закона о НПС). Естественно, Банк России будет иметь возможность надзирать за деятельностью как оператора МПС, так и участников МПС.

2) Сохранено требование  о принятии оператором МПС, зарегистрированным в Банке России, правил платежной системы в соответствии с требованиями Закона о НПС. Однако в этой части произошли следующие изменения:

а) Установлено требование о публичности тарифов всех платежных  систем, включая тарифы МПС (ч. 6 ст. 20 Закона о НПС). То есть МПС теперь вынуждены будут раскрывать тарифы для своих российских сегментов.

б) Исключено требование о согласовании Банком России правил значимых платежных систем, однако введена процедура последующей  проверки соответствия правил значимых платежных систем, требованиям Закона о НПС и принятым в соответствии с ними нормативными правовыми актами Банка России (ст. 23 Закона о НПС). По результатам такой проверки Банк России может требовать корректировки правил, а оператор платежной системы обязан будет внести эти изменения в течение 10 дней (ч. 6 ст. 23 Закона о НПС).

Требование о создании в России оператора платежной  системы и утверждение им правил платежной системы означает, по сути, создание международными карточными системами в России «локальных» платежных систем, полностью подчиненных российскому праву и находящихся в сфере надзора Банка России.

При всем при этом запрет на передачу информации о переводах  за пределы территории России был  снят, а вместо него введено положение  об ответственности оператора платежной системы за действия, привлекаемого им иностранного операционного центра (ч. 8 ст. 17 Закона о НПС). Эти положения вступят в силу по истечении 1 года с момента опубликования Закона о НПС (ч. 3 ст. 39 Закона о НПС), то есть 1 июля 2012 года. Таким образом, примерно через год Банк России по Закону о НПС получит возможность не только надзирать за деятельностью международных систем платежных карт в России, но и непосредственно влиять на содержание их правил, а также сможет применять действенный рычаг воздействия – отзыв регистрации оператора МПС, означающий прекращение использования карт МПС на территории России.

Закон о НПС впервые  на законодательном уровне подробно регулирует порядок использования  электронных средств платежа, к которым относятся и банковские карты (п. 19 ст. 3 Закона о НПС). Однако, к сожалению, это регулирование создает условия для использования банковских карт для осуществления мошеннических действий. Законом о НПС предусматривается следующая схема использования электронных средств платежа (ЭСП), в т.ч. банковских карт (ст. 9 Закона о НПС):

а) после осуществления  операции клиентом с использованием ЭСП банк уведомляет клиента об этом;

б) клиент может опротестовать  совершенную операцию не позднее  следующего дня;

в) если клиент – физическое лицо опротестовывает, то все операции, совершенные до его протеста неуполномоченным лицом, должны быть компенсированы банком, если только он не докажет, что клиент нарушил порядок использования  электронного средства платежа (ч. 15 ст. 9 Закона о НПС). Эти положения направлены на защиту прав добросовестных пользователей ЭСП и в целом соответствуют практике европейских стран.

Однако несомненно, что  данный подход может привести к значительному  росту мошеннических действий со стороны недобросовестных клиентов банков. Например, физическое лицо может  само передать свою банковскую карту  другому лицу, которое снимет все  деньги в другой стране. Банк сообщит клиенту об операции. Лицо, снявшее деньги, в этот же день вернет карту владельцу (для представления в банк) вместе со всеми или частью снятых денег. Недобросовестный клиент на следующий день опротестует снятие и получит деньги от банка. В результате произойдет неосновательное обогащение физического лица - клиента банка.

Что делать банкам для  противодействия подобным действиям? Текущая редакция ФЗ «О национальной платежной системе» дает возможность  кредитным организациям отказывать в компенсации, доказав, что клиент нарушил правила использования электронного средства платежа (банковской карты). То есть кредитные организации будут иметь возможность предотвращения рисков, связанных с мошенническими действиями при использовании электронных средств платежа, в том числе путем применения следующих вынужденных мер:

1) Детальное регулирование  в банковских правилах порядка  использования электронного средства  платежа. Эта мера будет означать  существенное затруднение понимания  правил выпуска и использования банковских карт физическими лицами, а, следовательно, снижение удобства использования банковских карт.

2) Расширение случаев  и оснований блокирования использования  электронных средств платежа  (банковских карт). Это также приведет  к снижению удобства использования банковских карт.

3) Установление лимитов  на осуществление операций с  использованием электронных средств  платежа (банковских карт), то  есть установление максимальных  сумм операций (в том числе  снятия) по одной операции, операциям в день, месяц, год, после превышения которых использование карты блокируется, а разблокировать может только владелец карты (при личное присутствии или по телефону). Введение этой меры также отрицательно скажется на удобстве использования банковских карт.

4) Страхование банками  ответственности перед клиентами  – физическими лицами. Использование  данной меры может повлечь  существенные затраты для банков. Будут ли эти затраты переложены  на клиентов – вопрос риторический. Установление нормы, защищающей  физических лиц – пользователей банковских карт, в долгосрочной перспективе будет, скорее всего, иметь положительный эффект (например, увеличит доверие населения к банковским картам), однако некоторое время после вступления их в силу-1,5 года после опубликования Закона о НПС (см. ч. 4 ст. 39 Закона о НПС) - может повлечь увеличение стоимости операций, осуществляемых с использованием банковских карт и усложнение порядка осуществления операций с их использованием.

Таким образом, проведенный  обзор ключевых вопросов регулирования банковских карт по Закону о НПС показал следующее:

1) Международным системам  платежных карт «позволено» не  открывать здесь процессинговые  центры, но при этом их российские  сегменты будут полностью подчинены  российскому праву, а также  надзору Банка России. Учитывая, что до принятия Закона о НПС все эти требования в законодательстве отсутствовали, то в итоге «игры» счет 1:0 в пользу регулятора – его полномочия расширены, регуляторная нагрузка на МПС возрастет.

2) Закон о НПС создал  механизм компенсации физическим лицам – пользователям банковских карт убытков от использования карт неуполномоченными лицами, однако не предусмотрел эффективных механизмов защиты банков от мошеннических действий со стороны недобросовестных клиентов. Это может привести к снижению удобства и увеличению стоимости обслуживания банковских карт, по крайней мере, на первых порах.

Заключение

 

Проведя исследования, можно сделать следующие выводы.

В последнее время  интерес клиентов к такому банковскому  продукту, как пластиковые карты, растет всё более активно. Если всего три-четыре года назад большая часть держателей карт получала первый «пластик» в рамках зарплатных проектов, то сейчас появляется все больше желающих приобрести банковскую карту самостоятельно, в основном, кредитную.

Этому есть несколько  причин: во-первых, увеличивается популярность безналичного расчета в магазинах  и на интернет-сайтах, во-вторых, многие уже оценили удобство совершения коммунальных платежей при помощи банковских карт. Сегодня кредитная карта  является не только признаком статуса её держателя, но и предметом комфорта.

Банки успешно практикуют выдачу пластиковых карт в дополнение к другим кредитным продуктам  или при открытии вклада, что также  позволяет существенно расширить  круг клиентов, активно пользующихся картами, и укрепить свое положение на рынке.

На рынке в основном распространены два вида банковских пластиковых карт: дебетовые и кредитные, различающиеся между собой по типу используемых при оплате ими средств. Кроме этого, карты относятся либо к международным, либо к национальным и региональным платёжным системам, а также различаются по статусу.

Дебетовые карты позволяют  расходовать клиенту свои средства, при этом, средства перед использованием карты необходимо поместить на карточный счёт. Кредитная карта позволяет использовать средства банка в пределах кредитной линии, определённой банком индивидуально.

Сегмент пластиковых  карт, в отличие от других кредитных  продуктов, не подразумевает каких-либо резких колебаний спроса. Развитие рынка происходит линейно: спрос на кредитные карты растет, банки предлагают новые, более привлекательные условия, при этом резких колебаний спроса пока не отмечено.

В 20011 г. на российском рынке платежных карт сохранилась положительная динамика развития, как в сфере эмиссии, так и в сфере эквайринга платежных карт. Наблюдался дальнейший рост безналичных операций, совершенных с их использованием. Так, с 2003 г. по 2011 г. отношение объема безналичных операций, совершенных на территории России с использованием платежных карт Сбербанка России (ОАО), к ВВП увеличилось с 0,4 % до 2,5 %, также увеличилась и доля указанных операций в розничном товарообороте, обороте общественного питания и платных услуг населению – с 0,9 % до 3,8 %.

В настоящее время  рынок банковских карт практически полностью поделен между банками: из 209 тыс. работающего населения уже 155 тыс. жителей города получают заработную плату на карточном счете. Остались неохваченными только мелкие предприятия и торговля, поэтому для новых банков на рынке места практически нет.

Стимулом к использованию  пластиковых карт в России будет  сочетание двух условий:

1. Механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств.

2. Пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.

В настоящее время  развитие рынка банковских пластиковых  карт в России стремительно набирает обороты, поскольку российские банки  стремятся как можно активнее развивать бизнес в отношении  банковских карт. И стоит отметить, что банками России уже накоплен достаточный опыт производства как иностранных карт по лицензии крупных финансовых компаний, так и своих валютных и рублевых карточек. Но все равно, масштабы и количество используемых платежных карточек в России значительно меньше, чем в странах Западной Европы, да и во всем мире.

Рассмотрев рынок пластиковых  карт в России, можно обнаружить следующие проблемы:

- банковская карта  для российского пользователя, это,  прежде всего средство для  снятия наличных денег;

- удовлетворительное развитие телекоммуникационной инфраструктуры приема карт;

Но, несмотря на проблемы, развитие российского рынка пластиковых  карт происходит стремительными темпами, о чем свидетельствуют вышеизложенные данные. Так как сфера развития карточного бизнеса для банков прибыльна, можно выявить следующие перспективы развития:

Информация о работе Банковские карты в России и основные направления его развития