Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:37, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основании изучения теоретических основ банковского обслуживания физических лиц и анализа практики этой работы в конкретном банке – ОАО КБ «Восточный» – разработать и обосновать предложения по её совершенствованию.
Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1) изучены теоретические основы банковского обслуживания физических лиц;
2) дана общая характеристика ОАО КБ «Восточный»;
3) проанализировано финансовое состояние банка;
4) выполнен анализ банковского обслуживания физических лиц в ОАО КБ «Восточный»;
5) сформулированы рекомендации по совершенствованию обслуживания физических лиц в ОАО КБ «Восточный»;
6) оценена их эффективность.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы банковского обслуживания
физических лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Современное состояние банковской системы России . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Характеристика основных видов банковских продуктов и услуг . . . . . 23
1.3. Банковское обслуживание физических лиц как важнейшая
составная часть банковской деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Глава 2. Анализ финансового состояния ОАО КБ «Восточный»
и практики обслуживания банком физических лиц . . . . . . . . . . . . . . . . 36
2.1. Общая характеристика ОАО КБ «Восточный» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
2.2. Анализ финансового состояния банка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
2.3. Анализ банковского обслуживания физических лиц
в ОАО КБ «Восточный» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Глава 3. Предложения по совершенствованию обслуживания
физических лиц в ОАО КБ «Восточный» и оценка их экономической
эффективности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
3.1. Рекомендации по совершенствованию обслуживания
физических лиц в ОАО КБ «Восточный» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
3.2. Оценка экономического эффекта от внедрения предложений . . . . . . . 75
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . 81
Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Депозиты физических лиц, которые были локомотивом в 2010 году, в 2011 году показали сдержанный рост (об этом подробнее будет сказано в параграфе 1.3).
Другие компоненты в структуре пассивов в 2011 году оказывали гораздо меньшее влияние на общий рост пассивов российских банков, что выражается в сокращении долей этих компонентов в пассивах.
Структура банковских пассивов и её динамика за 2009-2011 годы представлена в таблице 1.5. Наглядно структура банковских пассивов на 1 января 2012 г. представлена на диаграмме на рисунке 1.5 [8, с.26, 29-30].
В 2011 году банки не очень активно наращивали собственный капитал, что во много связано с тем, что в 2009 году на фоне кризиса акционеры активно поддерживали банки при помощи увеличения собственного капитала, и до сих пор достаточность капитала находится на высоком уровне.
За 2011 год собственный капитал банков вырос на 10,8%, что более чем в два раза отстает от темпов роста активов. Для сравнения, за 2010 год собственный капитал банков вырос всего на 2,4%, однако в 2009 году на фоне
Таблица 1.5
Структура банковских пассивов в 2009-2011 годах, %
Наименование вида активов |
На 01.01. 2009 |
На 01.01. 2010 |
На 01.01. 2011 |
На 01.01. 2012 |
Фонды и прибыль банков |
11,1 |
12,8 |
12,8 |
11,9 |
Средства, полученные от Банка России |
12,0 |
4,8 |
1,0 |
2,9 |
Средства организаций на расчётных, текущих и прочих счетах |
12,6 |
13,1 |
14,3 |
12,8 |
Депозиты юридических лиц |
17,6 |
18,6 |
17,9 |
20,1 |
Средства на счетах физических лиц |
21,1 |
25,4 |
29,0 |
28,5 |
Выпущенные долговые обязательства |
4,0 |
3,9 |
4,0 |
3,7 |
Кредиты, депозиты и иные средства, полученные от банков |
13,0 |
10,6 |
11,1 |
11,0 |
Прочие пассивы |
8,6 |
10,8 |
9,9 |
9,1 |
Рисунок 1.5. Структура банковских пассивов на 1 января 2012 г., %
стагнации активов рост собственного капитала был на уровне 21,2%. На 1 января 2012 года совокупный объем собственного капитала российских банков равнялся 5,24 трлн. руб., что составляет 12,6% от всех пассивов (14% годом ранее).
Стоит отметить, что рост уставного капитала был намного слабее – всего 2,4% за год, однако в 2010 году он вообще продемонстрировал снижение (-4,7%). Слабая динамика уставного капитала связана с отзывом лицензий у ряда банков.
Слабый рост собственного капитала при более быстром росте активов приводит к тому, что достаточность капитала в банковской системе снижается. За 2011 год средняя достаточность капитала в банковской системе снизилась с 18,1% до 14,7% на 1 января 2012 года. Тем самым средняя достаточность уже приближается к минимальным значениям докризисного времени – в 2008 году средняя достаточность была на уровне 14-14,5%.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в целом ситуация с достаточностью капитала в банковской системе России не вызывает серьезных опасений. Среднее значение норматива по-прежнему находится на высоком уровне, но, в то же время, распределение капитала не однородно, и в банковской системе насчитывается порядка 150 банков, которым необходима докапитализация.
С 1 января 2012 года произошел рост требований по минимальному допустимому объему собственного капитала (с 90 млн. руб. до 180 млн. руб.), что во многом и предопределило значительный рост собственного капитала в декабре 2011 года (собственный капитал вырос на 4,5%). Если на 1 ноября 2011 года было 143 кредитные организации с капиталом меньше 180 млн. руб., то на 1 января 2012 года – уже всего 46.
Один из наиболее важных показателей, характеризующих текущее состояние банковской системы – ликвидность, в 2011 году демонстрировал существенные колебания. Если на начало 2011 года российский банковский сектор просто купался в деньгах, то есть банки имели значительный объем избыточной ликвидности, то к концу года ликвидность снизилась до минимума.
Если на 1 января 2011 года в банковской системе России объем избыточной ликвидности составлял порядка 1-2 трлн. руб., то на начало 2012 года даже с учетом сезонного фактора (значительные бюджетные расходы в декабре каждого года, а также 13 зарплаты) наблюдался дефицит ликвидности в объеме 400-700 млрд. руб.
Центральный Банк России активно помогал банкам справиться со своими проблемами, о чем свидетельствует сальдо операций Банка России по предоставлению ликвидности. Сальдо операций Банка России по предоставлению/абсорбированию ликвидности осенью стабильно закрепилось в отрицательной области, а в отдельные даты октября и ноября чистая помощь ЦБ российским банкам была в абсолютных величинах на уровне аналогичных показателей в период острой фазы последнего финансового кризиса.
Дефицит ликвидности привел к тому, что межбанковские ставки заметно выросли и продолжают держаться на достаточно высоком уровне, и ставки по депозитам тоже пошли вверх.
Что касается прибыли и рентабельности, то рекордной для банковской системы России в 2011 году стала полученная прибыль по итогам года. Тем самым продолжилась тенденция, взявшая свое начало в 2010 году, когда прибыль фактически утроилась по сравнению с результатом 2009 года. По итогам 2011 года банки России заработали 848 млрд. руб., что на 274 млрд. руб. или в 1,5 раза больше результата 2010 года, и на 643 млрд. руб. или в 4 раза больше результата 2009 года (таблица 1.6) [8, с.36].
Таблица 1.6
Прибыльность банков
Наименование показателя |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Рентабельность капитала, % |
22,7 |
13,3 |
4,9 |
12,5 |
17,6 |
Рентабельность активов, % |
3,0 |
1,8 |
0,7 |
1,9 |
2,4 |
Прибыль банков, млрд. руб. |
508 |
409 |
205 |
573 |
848 |
Прибыль прибыльных банков, млрд. руб. |
509 |
447 |
285 |
595 |
854 |
Стоит отметить, что основной объем прибыли банки заработали в начале 2011 года, когда фактически ежемесячно получали по 75-80 млрд. руб. прибыли. Однако во второй половине года результаты заметно ухудшились. В августе-октябре банки демонстрировали прибыль на уровне 50 млрд. руб., то есть на 30% меньше, чем в первой половине года. При этом в ноябре и декабре банкам удалось нарастить месячную прибыль до уровня начала года – в ноябре прибыль банков составила 82 млрд. руб., а в январе – 90 млрд. руб. Рост прибыли в самом конце года является вполне ожидаемым явлением. Так, например, в провальном 2009 году в декабре месячная прибыль у банков была и вовсе на рекордном уровне (109 млрд. руб.), который не побит до сих пор. Таким образом, результат, показанный в декабре 2011 года, уступает и результату 2009 года, и 2008 года.
Несмотря на рекордную прибыль в абсолютных величинах, рентабельность хотя и заметно выросла, но не смогла достигнуть докризисного уровня. Рентабельность активов в 2011 года была почти в 1,3 раза выше результатов 2010 года, а рентабельность капитала – почти в 1,4 раза.
По оперативной информации ЦБ РФ, в январе 2012 года прибыль банков равнялась 103 млрд. руб., что примерно на 30% больше результата января 2011 года. По мнению экспертов, в 2012 году прибыль российских банков вырастет на 17-22% по сравнению с 2011 годом и, таким образом, превысит 1 трлн. руб.
Количество убыточных банков в 2011 году заметно сократилось – по итогам года насчитывалось всего 50 убыточных банков, то есть 5,1% от их общего числа. По сравнению с предыдущими годами этот результат – явный прогресс, так как в 2009 году доля убыточных банков была на уровне 11,3%, а в 2010 году число убыточных банков составляло 81 или 8%. Таким образом, по итогам 2011 года российская банковская система вышла на уровень конца 2008 года (также 5,1% - доля убыточных банков), когда мировой кризис уже бушевал в полную силу. Но до 2007 года, когда доля убыточных банков была на уровне 1%, еще очень далеко.
Современные коммерческие банки способны оказывать до трёхсот видов услуг. В настоящее время круг банковских операций растет, и все больше стирается грань между традиционными банковскими и небанковскими услугами.
Далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения, так, например, выполнение международных расчетов и трастовых операций. Но есть определенный перечень операций, без которого банк не может существовать и нормально функционировать. Перечень традиционных банковских услуг включает в себя приём депозитов, осуществление денежных расчётов и платежей и выдачу кредитов [26, с.64].
Помимо выполнения базовых услуг, банки предлагают клиентам множество других финансовых услуг. В то же время наряду с различиями, обусловленными национально-историческими обязанностями хозяйственного развития отдельных индустриально–развитых стран, можно выделить некоторые ведущие направления банковской деятельности, присущие всем банкам независимо от государственной принадлежности и фактора их местонахождения [18, с.22].
Рассмотрим подробнее основные банковские продукты и услуги.
Депозитные операции связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). Исторически данной операции предшествовала сохранная операция, когда люди помещали свои ценности на сохранение в банки, обеспечивающие надежность и безопасность сбережений. В последующем сохранность денежных средств стала перерастать в сохранность от обесценения. Люди стали помещать свои денежные ресурсы в банк не только как в наиболее удобное, безопасное место, но и в целях получения дохода, их сохранения от обесценения, инфляции [50, с.11].
Основными задачами, которые решает банк в процессе управления депозитами, являются: во-первых, обеспечение необходимой ресурсной базы для осуществления кредитной и инвестиционной политики и, во-вторых, получение прибыли [21, с.18].
Объемы привлекаемых банком средств в депозиты находятся в зависимости от состояния спроса и предложения на денежные ресурсы, дефицита или избытка средств у банка, состояния рынка депозитов [11, с.33].
Расчетные операции, которые производит банк, могут осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме. По поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых производятся платежи, связанные с покупкой или продажей товароматериальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением налогов, сборов и других не менее важных платежей. При расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями, между предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом. При производстве расчетов банки используют различное современное оборудование, обеспечивающее быструю связь и техническую обработку документации, поступающей в банк [19, с.36].
Расчетно-кассовое обслуживание клиентов банками способствует концентрации денежных ресурсов в банках и создает возможность использования этих средств в качестве источника кредитования, поэтому коммерческие банки заинтересованы в рациональной организации денежного оборота.
Для приема, выдачи и хранения денежных средств и других ценностей каждый коммерческий банк имеет кассу. В ее составе могут быть созданы следующие операционные кассы: приходные, расходные, приходно-расход-ные, вечерние, разменные, а также кассы пересчета [46, с.208].
Руководитель банка
Кассы создаются с целью:
1) обеспечить правильную
2) организовать надлежащее
3) проводить мероприятия по
4) предупреждать случаи просчета, хищений и других злоупотреблений в кассах банка [39, с.115].
Территориальные учреждения Банка
России или по их поручению РКЦ
устанавливают для каждого
Можно сказать, что кассовые операции – это операции по приему и выдаче наличных денег из касс предприятия и предпринимателя. Кассовые операции содействуют развитию денежного обращения. В процессе организации денежного оборота решаются такие важные экономические задачи, как определение общего объема налично-денежного оборота и его структуры, направление денежных потоков, размещение денежной массы по территории страны, определение массы находящихся в обращении денег в наличной форме и расчет эмиссионного результата за определенный период [17, с.350].