Бюджетный процесс как институт бюджетного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:31, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение организации бюджетного
Для достижения поставленной цели надо решить ряд задач
- изучить Бюджетный процесс как институт бюджетного права
- Составление проектов республиканского и местных бюджетов
- Рассмотрение и утверждение республиканского и местных бюджетов
- Исполнение республиканского и местных бюджетов

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Бюджетный процесс как институт бюджетного права……………4
1.1 Понятие бюджетного процесса, принципы участники…………………………………………………………………..…..4
1.2 Распорядители и получатели бюджетных средств………………………………………………………………………….13
Глава 2. Составление проектов республиканского и местных бюджетов...17
2.1. Составление проекта республиканского бюджета……………………...17
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджета…………………………………..19
2.3 Исполнение бюджета……………………………………………………...22
2.4 Составление отчета об исполнении бюджета……………………………27
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ ГОРОДСКОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТОВ…………………………………………………………………...28
3.1 Основы исполнения и организация бюджетов…………………………..28
3.2 Казначейская система исполнения бюджетов…………………………...32
3.3 Исполнение государственного бюджета…………………………………33
3.4 Исполнение местных бюджетов………………………………………….36
4 Пути совершенствования бюджетного процесса на перспективу….…..43
Заключение…………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………60

Файлы: 1 файл

printsipy_byudzhetnogo_protsessa.docx

— 80.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Бюджетный процесс  как институт бюджетного права……………4

    1. Понятие бюджетного процесса, принципы  участники…………………………………………………………………..…..4
    2. Распорядители и получатели бюджетных средств………………………………………………………………………….13

Глава 2.  Составление проектов республиканского и местных бюджетов...17

2.1. Составление проекта  республиканского бюджета……………………...17

2.2 Рассмотрение и утверждение бюджета…………………………………..19

2.3 Исполнение бюджета……………………………………………………...22

2.4 Составление отчета об исполнении  бюджета……………………………27

ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ ГОРОДСКОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТОВ…………………………………………………………………...28

3.1 Основы исполнения и организация  бюджетов…………………………..28

3.2 Казначейская система исполнения  бюджетов…………………………...32

3.3 Исполнение государственного  бюджета…………………………………33

3.4 Исполнение местных бюджетов………………………………………….36

4 Пути совершенствования бюджетного  процесса на перспективу….…..43

Заключение…………………………………………………………………….54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Бюджетный процесс – важнейшая  составная часть бюджетного права. Он предусматривает деятельность государства  в лице его органов по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов и внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов. Бюджетный процесс обеспечивает государство основным финансовым планом. Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные отношения, направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов. Поэтому необходимо иметь чёткое представление об основах организации бюджетного процесса, о последовательности и содержании его основных этапов. На основании вышесказанного подтверждается актуальность выбранной темы.

Целью данной дипломной работы является изучение организации бюджетного

Для достижения поставленной цели надо решить ряд задач

- изучить Бюджетный процесс как институт бюджетного права

- Составление проектов  республиканского и местных бюджетов

- Рассмотрение  и утверждение  республиканского и местных бюджетов

- Исполнение республиканского и  местных бюджетов

Методологической основой  для написания работы послужили: законодательные и нормативные  правовые акты, монографии и другая экономическая литература, журнальные и Интернет статьи, статистические сборники, разделы учебников и  учебных пособий, посвященные теме исследования. Методами исследования данной темы является сбор и обобщения  различных точек зрения, выраженных в экономической литературе, группировок, сравнительного анализа.

Глава 1. Бюджетный  процесс как институт бюджетного права.

 

1.1 Понятие бюджетного процесса, принципы и участники.

 

Учение о государственном бюджете  является частью науки о финансах и представляет собой область  знаний о развитии особой сферы распределительных  отношений - бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного  фонда денежных средств государства. Возникновение такого фонда предопределено исторически.

Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития не как финансовая категория, а в виде особой системы  общественных отношений, связанных  с мобилизацией определенных доходов  в форме материальных ценностей  для создания бюджетного фонда (государственной  казны) и осуществлением государственных  расходов. Трансформация бюджета  в финансовую категорию происходила  постепенно с развитием государства  и товарно-денежных отношений [1, с. 9-10]. Это было естественно, поскольку  “в условиях рабовладельчества и  феодализма финансы играли относительно незначительную роль в формировании денежных доходов государства, т.к. в указанных формациях господствовали натуральные отношения” [2, с. 9]. Изначально формирование бюджетного фонда связано  с объективной необходимостью совместного  удовлетворения общественных потребностей посредством государства.

Тем не менее древний период и  начало средних веков принято  считать эпохой начального развития общественных потребностей. Позже, когда  была подмечена выгода удовлетворения некоторых потребностей совместными  усилиями, люди стали образовывать союзы, которые на первых парах носили временный и случайный характер. Одними из первых таких союзов были крестьянские земледельческие общины. Затем возникли городские общины - государства древнего мира, средневековые  городские и церковные общины и в более позднее время - государство. Исторически два обстоятельства привели к росту общественных потребностей: рост населения и увеличение хозяйственной зависимости людей друг от друга, что было вызвано растущим общественным и международным разделением труда.

В средние века замкнутое домашнее хозяйство, основанное на труде крепостных, сменятся городским. В городах развивается  ремесленно-цеховой строй, производятся и обмениваются продукты, улучшаются пути сообщения, принимаются меры к  их охране. Периодический характер принимает торговля, организуются ярмарки, устанавливаются более прочные  хозяйственные связи между людьми; соответственно растет удовлетворение общих потребностей совместными  усилиями. В этих условиях укрепляются  союзы общественно-принудительного  характера в лице княжеской и  королевской власти, появляются зачатки  государства.

Прототипом бюджета в средние  века была смета королевских доходов  и расходов. В это время доходы и расходы государства не отличались от доходов и расходов государей.

Постепенно натуральное хозяйство  сменяется денежным. Невероятных  размеров достигают производство, обмен  и торговля; ремесло сменяется  капиталистической мануфактурой, а  затем - современной капиталистической  фабрикой. Крепостной труд заменяется наемным, “свободным”. Были открыты  морские пути сообщения, изобретено пароходство, строились шоссе и  железные дороги. На место абсолютной монархии пришло так называемое правовое государство в форме конституционной  монархии, или республики. Появлялись новые потребности, которые лучше  было бы удовлетворять за счет общих  средств. Свое развитие получили и прежние  общественные потребности.

Таким образом, можно сказать, что  организационная деятельность государства  по удовлетворению общественных потребностей требует мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществления государственных  расходов [3, с. 11-13].

В рабовладельческом обществе потребности  государства удовлетворялись эксплуатацией  рабов, повинностями и контрибуцией. Натуральные поступления в рабовладельческой  и феодальной формациях еще не носили название “налоги”. Это были дань, подать, оброк, сбор и т.д. натуральное  хозяйство этой эпохи определило и форму первых налогов. Они взимались  с крестьян как часть их продукции: зерно, мед, домашний скот, пушнина и  т.п. Однако, натуральные налоговые  отношения этого периода нельзя назвать финансовыми, а бюджет и  его доходы в виде первых налогов - финансовой категорией, в силу того, что финансовые отношения только зарождались как результат возникновения  товарно-денежных отношений. Однако по мере развития денежных отношений, формирующих  финансы государства, натуральные  бюджетные отношения постепенно заменялись денежными.

Таким образом, процесс трансформации  бюджета в финансовую категорию  происходил одновременно с развитием  общества, государства и товарно-денежных отношений. В этих условиях бюджет формируется  как фонд денежных средств [3, с. 10-12].

В экономической литературе принадлежность бюджета к финансовой категории  не оспаривается, однако единого определения  его сущности и роли в распределительном  процессе нет. В различных источниках под бюджетом понимается финансовый план государства, форма образования  и расходования денежных средств, фонд денежных средств либо система или  совокупность денежных отношений, фактор реализации экономических законов  и др. Проблема состоит в смешении терминологических понятий “бюджет”, “бюджетный фонд, или фонд денежных средств”, “финансовый план государства, или бюджетный план”. Вместе с  тем, каждый определяемый объект должен иметь только ему присущие определение  и термин.

В процессе своего функционирования бюджетные отношения материализуются  в бюджетном фонде. Следовательно, бюджетный фонд выступает лишь как материальная форма, а не сущностное выражение бюджета. Соблюдение единого методологического подхода к терминологии не позволяет называть бюджет документом в виде “Росписи государственных доходов и расходов” или “Сметы доходов и расходов государства”, или “Баланса доходов и расходов”.Такой документ целесообразно назвать “бюджетным планом”, в котором бюджет как система денежных отношений выражен количественно. Иначе говоря, составляется, рассматривается, утверждается и исполняется бюджетный план - основной финансовый документ страны, в котором отражается движение централизуемой части ВВП [4, с. 13].

Бюджетный план является организационной  формой воплощения бюджетных отношений  и принимает силу закона. В нем  отражаются доходы государства, направления  и пропорции распределения решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный финансовый период, размер дефицита бюджета, основные направления  финансовой политики станы. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетного плана соответствуют  этапам бюджетного процесса и регламентируются законодательством.

Итак, бюджетный процесс - регламентируемая законодательством деятельность государственных  органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов, а также  составлению, рассмотрению и утверждению  отчетов об их исполнении [5].

Бюджетный процесс определяет порядок  функционирования всех звеньев бюджетной  системы в их совокупности и взаимной увязке.

Бюджетный процесс РБ, как самостоятельной  республики, был сформирован в 1991 году, после обретения республикой  суверенитета и взятым курсом на экономические  преобразования. Именно с этого периода  были заложены основы национальной финансовой и бюджетной систем, определен  статус местных бюджетов, порядок  формирования их доходной базы, упорядочены межбюджетные отношения. Итоговым документом, законодательно оформившим принципы функционирования бюджетной системы и организации бюджетного процесса, стал Закон «О бюджетной системе РБ», принятый в июне 1993 года. Дальнейшее развитие бюджетного процесса происходило в условиях формирования рыночных отношений, усиления роли бюджета в регулировании воспроизводственных связей [6].

Бюджетный процесс в Республике Беларусь организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами «О бюджетной системе  Республики Беларусь и государственных  внебюджетных фондах», «О налогах и  сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», «О местном управлении и  самоуправлении в Республике Беларусь», «О бюджетной классификации Республики Беларусь», налоговым законодательством, другими законами Республики Беларусь и принятыми на их основе иными  нормативными актами, а также решениями  Президента Республики Беларусь. [7, с.255]

Составление бюджета на очередной  финансовый (бюджетный) год производится в соответствии с законодательством  Республики Беларусь на основе отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и за определенный период текущего года, прогнозных оценок доходов, параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных  и региональных программ в сроки, устанавливаемые Правительством Республики Беларусь и местными исполнительными  и распорядительными органами.

Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные  бюджеты - решениями местных Советов  депутатов [6].

В основе бюджетного процесса любой  страны лежат определённые принципы, соблюдение которых даёт возможность  правильно составить, утвердить  и исполнить бюджет так, чтобы  средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой  для развития общества. Например, бюджетный  процесс Российской Федерации основывается на десяти основных принципах: единство бюджетной системы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджетов; эффективность и экономичность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств. Вместе с тем для бюджетного процесса РФ характерны и некоторые другие принципы. Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов к функциям органов представительной власти. Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов - по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию, систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Для бюджетного процесса РФ характерен и принцип ежегодности, выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае [9].

Информация о работе Бюджетный процесс как институт бюджетного права